ДВИЖЕНИЕ ГРУППЫ НА МАРШРУТЕ

Микроструктура группы. Походная колонна. Eddy hopping. Прохождение препятствий с полной и неполной обработкой. Причаливание.


Микроструктура группы

Стороннему наблюдателю обычно кажется, что каждый каяк в группе движется сам по себе. Иногда это действительно так, однако в большинстве групп возникает своя внутренняя структура. Внутри нее образуются устойчивые пары, реже — тройки, члены которых взаимодействуют между собой более тесно, чем с остальными участниками. Это позволяет упорядочить действия всех участников. Иногда такое разделение связано исключительно со сплавом, иногда — с обстоятельствами, не имеющими к нему непосредственного отношения.

Наиболее частый тип пары — это связка более опытного участника с менее опытным. В такой связке первый из них выступает в роли индивидуального тренера для второго, наводит его на правильную линию движения и страхует. Конечно, все остальные члены группы также могут принимать в этом участие, но основная работа по опеке данного малоопытного участника ложится на его напарника.

Помимо общих консультаций и рекомендаций, которые даются, как правило, на берегу, ведущий в такой связке выполняет роль лидера, подсказывая ведомому необходимые действия по принципу "Делай как я". Естественно, сам он должен действовать с таким расчетом, чтобы напарник мог повторить его действия и при этом сохранить нормальную дистанцию. Ведомый следует за ним на небольшом расстоянии (3–4 корпуса), чтобы хорошо видеть не только действия ведущего, но и обстановку, в которой эти действия выполняются; ведущий, в свою очередь, должен по возможности чаще оглядываться и контролировать действия ведомого. Если ведомый участник переворачивается и покидает судно, то его напарник оказывается ближайшим к нему и первым оказывает ему помощь; затем, в качестве второго эшелона страховки, к спасработам подключаются остальные участники.

На крупных реках, где имеется достаточное пространство для маневра, инструктор может следовать позади и немного сбоку обучаемого на расстоянии уверенной голосовой связи (2–3 корпуса) и давать ему указания относительно основных маневров. При этом вся работа по поддержанию взаимного расположения лодок ложится на инструктора. Если по ходу сплава встречаются участки с неравномерной сложностью, инструктор должен уступить обучаемому более простую линию движения, даже если это вынуждает его самого действовать по более сложному варианту прохождения.

Такой же порядок движения полезно применять на относительно несложных участках, которые более слабый участник способен пройти самостоятельно, без подсказок инструктора. Это позволяет ему быстрее совершенствовать свое мастерство.

Другой тип пары — связка из двух каякеров примерно одинакового уровня. Такая связка, как правило, не имеет столь четкого разделения функций; оба участника сверяют свои действия с действиями партнера и взаимно страхуют друг друга при прохождении. Симметричная пара действует особенно эффективно в том случае, если уровень подготовки ее членов выше среднего уровня группы. В этом случае она играет роль лидера всей группы и обеспечивает основную страховку на уровне группы. Составлять же такие пары из участников, чья подготовка ниже средней, наоборот, нежелательно, поскольку в этом случае они могут копировать ошибки напарника и создавать друг другу помехи при сплаве. Если такая пара образуется самопроизвольно, то руководителю, как правило, следует специально принять меры к тому, чтобы развести ее участников и прикрепить их к более опытным наставникам — по крайней мере, на сплаве.

Микрогруппы из трех каякеров встречаются реже, поскольку им более сложно действовать как единое целое. Как правило, такая группа состоит из лидера и двух ведомых с неравной технической подготовкой. Обычное построение такой тройки на сплаве — сначала лидер, за ним наименее опытный участник, замыкает группу участник со средним опытом. Работа на третьем месте в такой связке сложнее, чем на втором, поскольку третий участник хуже видит действия лидера и вынужден больше работать самостоятельно. Кроме того, на него ложится основная работа по поддержанию необходимой дистанции до второй лодки.


Походная колонна

При количестве судов больше трех становится практически невозможно сохранять всю группу как жесткое целое и поддерживать равномерную дистанцию между всеми судами. (Так же, как и равномерную психологическую дистанцию между всеми участниками.) Средняя скорость движения лодки по реке составляет 1–2 корпуса в секунду, поэтому любой сбой немедленно передается по цепочке, и в результате группа неизбежно распадается на более мелкие части. Любая ошибка одного из каякеров или преднамеренная попытка выполнить какой-либо маневр иначе, чем другие, приводит к тому же результату.

Группа, разделенная на пары и тройки — более устойчивая структура. Расстояние между лодками внутри одной такой микрогруппы составляет 3–4 корпуса и поддерживается весьма жестко. Расстояние же между парами может быть существенно больше (5–10 корпусов) и варьироваться в более широких пределах. Это предоставляет всем участникам значительно большую свободу действий при прохождении препятствий. Выйдя на более простой участок, лидеры пар восстанавливают нормальную дистанцию между ними.

При оптимальной расстановке лодок в колонне первой должна идти симметричная пара, имеющая наилучшую подготовку по сравнению с остальными парами. (Хотя наиболее опытный участник может находиться в составе какой-либо другой пары.) При движении по относительно простым порогам эта пара первой проходит препятствия, ограничиваясь взаимной страховкой, и тем самым позволяет последующим парам оценить выбранную ими линию движения. В составе этой пары должны находиться руководитель и штурман группы, либо участники, исполняющие их обязанности во время движения. В их задачу входит, помимо собственно прохождения, целый ряд других задач, а именно:

Эта же пара обеспечивает страховку остальных участников с воды. После прохождения наиболее простых препятствий она продолжает движение, оглядываясь назад до тех пор, пока не убедится, что вся группа нормально прошла порог. После порогов, которые могут представлять сложность для наименее подготовленных участников, лидирующая пара встает в ближайшие улова и к моменту подхода последующих пар должна быть готова к немедленным спасработам.

Вторая по совокупному опыту пара должна замыкать колонну. Именно эта пара обеспечивает общую страховку, например, в тех случаях, когда один из каяков оказывается заклинен в камнях, а остальные уже находятся ниже него по течению. Если же в подобную ситуацию попадает один из каяков этой пары, то он должен рассчитывать, в первую очередь, на само- и взаимостраховку внутри пары.

Между этими двумя парами находятся все остальные участники. Целесообразно чередовать более и менее опытные микрогруппы, чтобы обеспечить более надежное наведение для всех слабых участников, более строгое соблюдение походного порядка и более равномерную страховку.

Если в группе имеется катамаран или иное судно поддержки, то его целесообразно разместить в колонне позади всех каякеров. При прохождении препятствий каяк, как показывает практика, в среднем работает вперед больше, чем катамаран, и движется быстрее него. Поэтому катамаран, поставленный в голове колонны, становится помехой для движения каяков даже в относительно простых препятствиях. Кроме того, он сильно загораживает обзор и очень часто блокирует оптимальную линию движения.

Часто рекомендуется размещать катамаран в голове колонны для того, чтобы обеспечить страховку каяков. Как правило, такие рекомендации даются туристами с чисто катамаранным опытом. О том, как выглядит подобная страховка с точки зрения каякеров, уже говорилось ранее в этой книге, поэтому сейчас мне едва ли следует повторяться. В основе этого подхода лежит уже упоминавшаяся логическая ошибка: принято считать, что экипажи судов в смешанной группе подбираются по принципу равной технической подготовки, в то время как в действительности это делается по принципу равных возможностей применительно к выбранному типу судов.

Можно также встретить утверждения, что идущий впереди катамаран своим движением указывает правильную линию движения для последующих судов. Однако, во-первых, менее опытный экипаж катамарана далеко не всегда способен выбрать действительно оптимальную линию движения, а во-вторых, "правильная" линия движения катамарана совершенно не обязательно является таковой для каяков. Как уже не раз отмечалось, разные типы судов имеют существенно различную тактику, различные возможности и различные критерии для выбора линии движения.

Единственное существенное достоинство катамарана состоит в том, что гребцы на нем расположены выше и поэтому должны были бы лучше видеть воду. Однако, как показывает практика, каякеры в силу своей превосходящей технической подготовки обычно читают воду быстрее и точнее катамаранщиков, несмотря на ограниченную видимость. Кроме того, благодаря большей подвижности и маневренности каяка им, как правило, нет необходимости просматривать предстоящий участок реки столь же далеко вперед, как это требуется для экипажей катамаранов. Наоборот, экипажу катамарана для успешного прохождения часто бывает полезно видеть и сравнивать различные линии движения, отработанные всеми идущими впереди каякерами.


Eddy hopping

Такая тактика движения в препятствиях средней сложности (относительно уровня технической подготовки данной группы) является характерной особенностью сплава на каяках. Крупные слабоуправляемые суда не способны применять ее по вполне очевидным причинам. В буквальном переводе это название означает "прыгание по уловам", или, что более приемлемо для русского языка — "движение короткими перебежками". Суть его состоит в том, чтобы чередовать движение с частыми остановками в уловах для просмотра очередного участка. Это позволяет отдохнуть, восстановить дыхание и просмотреть предстоящий участок более внимательно и подробно, чем это можно было бы сделать с ходу. В конце этого участка (не далее, чем в пределах видимости!) намечается улово для следующей остановки. Выбрав линию движения к этому улову, каякер переходит в него и просматривает оттуда следующий отрезок реки.

Для безопасного применения этой тактики необходимо выбирать каждое следующее улово таким образом, чтобы только исключительные обстоятельства могли помешать вам попасть в него. Желательно, чтобы ниже этого улова имелось еще одно — запасное. Кроме того, вы заранее должны знать, что на всем последующем участке реки, куда вы можете попасть в случае оверкиля или неудачной чалки, нет препятствий, представляющих существенную опасность для жизни. Если у вас есть хоть малейшие сомнения в том, что вы сможете успешно совершить очередной "прыжок", или относительно того, что может ждать вас за ближайшим поворотом, вылезайте на берег и проходите препятствие с полной разведкой, а если требуется — со страховкой по полной программе. Давно известно: лучше быть трусом, чем, извините, трупом.


Прохождение препятствий с полной и неполной обработкой

Если очередное препятствие представляет значительную сложность хотя бы для некоторых участников, то необходимо организовать его разведку по берегу и более или менее полную страховку. Для этого требуется, прежде всего, причалить перед порогом в таком месте, от которого можно пройти по берегу, как минимум, до ключевых мест порога (желательно — до конца) с минимальными усилиями. Желательно причалить как можно ближе к началу порога, чтобы избежать лишнего хождения туда-обратно, сэкономить свое время и силы. С другой стороны, это место должно обеспечивать уверенную чалку даже для наименее опытных участников и хороший заход в порог. Поэтому выбор места для чалки перед порогом сам по себе представляет достаточно ответственную задачу.

Следующее, что должен сделать руководитель — это объявить во всеуслышание предполагаемый режим прохождения препятствия и распорядиться относительно того, какое снаряжение должно быть взято с собой на просмотр. В противном случае возможно потерять значительное время только из-за того, что потом придется возвращаться к лодкам за оставленным спасконцом или видеокамерой. Как правило, если ожидается что-то большее, чем только просмотр и последующее прохождение походным порядком, целесообразно всегда носить с собой спасательное снаряжение, фото- и видеоаппаратуру. Если предполагается подмена участников, то следует сразу отнести в конец порога весла и прочее снаряжение тех, кто отказывается от прохождения.

Если препятствие достаточно простое, то можно ограничиться его просмотром и двигаться дальше всей колонной. Ниже порога группа накапливается в улове и после успешного прохождения замыкающего судна продолжает сплав.

Если сложность препятствия не позволяет полностью рассчитывать на само- и взаимостраховку лидирующей пары, то страховка первых 1–2 пар производится спасконцами с берега. После их успешного прохождения спасконцы снимаются, и остальные участники проходят препятствие со страховкой с воды.

Если сложность препятствия такова, что и эта страховка не может считаться достаточной, то страховка спасконцами сохраняется на все время прохождения. Первые 2–3 опытных участника, пройдя порог, могут оставаться на воде и обеспечивать страховку каяками. По мере того, как последующие участники проходят порог, они сменяют страховщиков со спасконцами.

Наконец, наиболее полный вариант страховки — это страховка всех каяков с берега и с воды. Для этого перед началом прохождения 2–3 лодки относятся в конец порога и ставятся там на страховку. Если наименее подготовленные участники отказываются от прохождения вообще, то вполне естественно использовать для организации страховки именно их каяки. Однако саму страховку должны осуществлять на этих лодках более опытные члены группы. Если же все участники намерены пройти порог, а страховка с воды необходима, то после прохождения первых участников освободившиеся лодки относятся обратно в начало порога. Подобная тактика иногда применяется и катамаранными группами, однако не пользуется популярностью по вполне очевидной причине — обносить катамаран, даже разгруженный, намного труднее, чем каяки.

При прохождении препятствий с обработкой, как и при движении с ходу, возможно прохождение по двое сложившимися парами. Конечно, ресурсы страховки и самостраховки группы в этом случае должны быть достаточными для одновременного оказания помощи двум участникам. Это очень красивая тактика в исполнении двух сильных каякеров и очень эффективный вариант в том случае, когда в паре имеется один слабый участник. Идущий перед ним лидер не только показывает ему правильные действия, но и снимает с него значительную умственную (выбор линии движения) и психологическую нагрузку. Такая тактика работает весьма успешно до тех пор, пока сам лидер имеет достаточный запас мастерства для того, чтобы делать в пороге именно то, что требуется; в противном случае команда "Делай как я" приобретает весьма двусмысленное звучание.

При прохождении или страховке может производиться подмена участников, однако это скорее исключение, чем правило. Конечно, при описанном выше прохождении с полной страховкой с воды целесообразно использовать для страховки именно те лодки, которые уже обнесены ниже порога. Столь же естественно заменить обнос чьей-то лодки прохождением другого участника на этой лодке. При этом один участник избегает и вероятного оверкиля, и психологического дискомфорта, другой получает удовольствие от повторного прохождения, а вся группа в целом — экономит силы и время. Однако при такой подмене новый участник должен иметь достаточный запас мастерства для того, чтобы успешно работать на чужой лодке в относительно сложном (для данного маршрута и группы) препятствии. Следует заранее проверить, насколько подходят разные лодки для каждого участника, насколько совместимы юбки, как следует переставлять упоры и т.п. Независимо от смены лодок, желательно, чтобы каждый участник постоянно работал своим собственным веслом.

Наконец, после прохождения препятствия необходимо проследить за тем, чтобы все использованное при этом снаряжение было собрано и погружено на отведенные ему места.


Причаливание

Этот малозаметный элемент сплава также требует определенного внимания, особенно в многочисленной группе. Конечно, лидер группы должен выбирать место чалки таким образом, чтобы оно было доступным для всех участников, но этим дело не ограничивается. Причалить к берегу в выбранном месте, как правило, бывает наиболее просто для первых участников. По мере того, как наиболее удобные места для чалки оказываются заняты, каждому последующему судну становится все сложнее и сложнее причалить рядом с ними. А именно в это время на чалку заходят наименее опытные участники...

Поэтому и лидер группы, и все остальные участники (по крайней мере, все опытные участники) должны причаливать к берегу таким образом, чтобы не осложнять чалку для остальных судов и чтобы в указанном месте могла поместиться вся группа. При необходимости первые участники должны быстро вылезать на берег и вытаскивать свои лодки из воды, чтобы освободить место для своих товарищей.

Лидер группы может голосом или руками указывать подходящим лодкам место для чалки с таким расчетом, чтобы вся группа поместилась в назначенной точке. Для этого ему иногда удобнее не вылезать сразу на берег, а встать в улово напротив места чалки и оттуда руководить группой.

Наконец, в особо сложных случаях возможно организовать чалку с использованием буферного улова, например, у противоположного берега. Вся группа накапливается в этом улове; отсюда каякеры по одному переходят в требуемое улово, вылезают на берег и освобождают место для следующей лодки. При необходимости они помогают последующим участникам причалить в этом месте.


© В.Юрин, 1997 < iourine@iourine.msk.su >
Рисунки А.Титовой