СТРАХОВКА КРУПНЫМИ СУДАМИ

Катамаран не сильнее каяка. Крупные суда менее управляемы. Страховка не всегда проще, чем прохождение. "Чайник" — всегда "чайник".


В отечественной туристской практике принято считать, что крупные суда более безопасны, имеют большие технические возможности и поэтому должны страховать каякеров. Это весьма распространенное и очень опасное заблуждение, как минимум, в силу следующих причин.


Катамаран не сильнее каяка

Издавна принято считать, что крупные суда способны проходить более сложные препятствия, а на одних и тех же препятствиях имеют больший "запас прочности". Это было бы верно, если бы, как минимум, гребцы на всех судах имели бы одинаковую подготовку. Например, если все они — члены одного низового коллектива физкультуры, которые всю жизнь путешествуют вместе и тренируются по одной и той же программе. Но в реальной жизни, как известно, все обстоит иначе: туристские группы формируются не по принципу равной подготовки, а по принципу равных возможностей применительно к выбранному судну. На одной и той же реке гребцы катамаранов, как правило, имеют настолько же более слабую техническую подготовку, насколько большую фору предоставляет им это судно. (Для определенности будем говорить о самом развитом и самом популярном из крупных судов — катамаране, хотя к плотам и другим крупным судам это относится в еще большей степени.) Те же гребцы, кто по уровню своей подготовки равен каякерам, но предпочитает ходить на катамаране, наверняка выберут себе более сложный маршрут. Поэтому в первом приближении экипажи каяков и катамаранов имеют на одном и том же маршруте примерно равные возможности.

Если же учесть более тонкие эффекты, то результат оказывается однозначно не в пользу катамаранов. Прежде всего, это неслаженная работа гребцов. Четыре гребца и экипаж — это далеко не одно и то же. Для того, чтобы экипаж мог сработаться в единое целое, необходимо иметь определенный уровень технической подготовки каждого гребца (как уже отмечалось, достичь его можно только с помощью тренировок на одноместных судах) и определенное время (которого, как правило, нет из-за непостоянства состава экипажа). Причем чем больше численность экипажа, тем больше вероятность того, что в нем окажется один неопытный гребец, или того, что один человек из слаженной команды не сможет участвовать в походе.

Далее, сплав на катамаранах и других крупных судах провоцирует опасную гонку за максимальным уровнем сложности. Механизм этой гонки был описан выше. Поэтому катамаранщики, как правило, выбирают маршрут на пределе своих возможностей (которые они и оценить-то правильно не могут, но в силу известных слабостей человеческой натуры склонны скорее завышать, чем наоборот), и еще немного сверх этого предела. Каяк же быстро показывает возможности каждого гребца и приучает к тому, чтобы всегда оставлять некоторый запас мастерства на случай непредвиденных осложнений. Поэтому каяк в смешанной группе оказывается сильнее, чем идущие рядом с ним катамараны.


Крупные суда менее управляемы

Каяк представляет собой управляемый объект: силы, прикладываемые гребцом, сопоставимы по величине с внешними воздействиями (весом, архимедовой силой, давлением потока и силами инерции). Именно благодаря этому он может двигаться по очень сложной траектории. Для всех крупных судов управляющие воздействия на порядок меньше, чем внешние силы; это пример так называемых слабоуправляемых объектов. В теории оптимального управления известно, что такие объекты могут двигаться лишь по траекториям, близким к траектории неуправляемого движения. В большинстве случаев этого достаточно для успешного прохождения порога сверху донизу. Но многие сложные и противоестественные для нормального сплава маневры, которые требуется выполнять при страховке, катамаран совершить не способен.


Страховка не всегда проще, чем прохождение

При прохождении порога экипаж должен управлять движением судна относительно неподвижных берегов и без учета времени, может выбирать для себя простейшую линию движения и обсуждать свои действия заранее. При страховке же требуется совершать сложные маневры одновременно относительно русла реки, относительно движущегося объекта, синхронизировать свое движение с движением страхуемого, и принимать решения в быстро меняющейся и плохо прогнозируемой ситуации. Хотя страховка организуется, как правило, на более простом участке, в целом это может оказаться очень сложной задачей. А техническая подготовка экипажей многоместных судов оказывается в смешанных группах, как уже отмечалось, ниже, чем каякеров.


"Чайник" — всегда "чайник"

Слабая подготовка катамаранщиков, как правило, не ограничивается одним умением (или неумением) управлять лодкой. Она может проявиться в любом вопросе самым нежелательным для вас образом, и к вопросам страховки это относится в полной мере. Постоянно повторяющиеся ошибки при страховке спасконцом, помехи, создаваемые катамараном при причаливании и отчаливании, неразбериха при организации прохождения, непонимание ваших действий при штатном и особенно при нештатном варианте прохождения — лишь часть тех проблем, которых вам никогда не создал бы опытный каякер. Поэтому если вы не уверены, что сможете безопасно завершить прохождение без помощи катамаранов и других крупных судов — обнесите этот порог и не искушайте судьбу. Полагаясь на них в качестве страховки, вы создаете только иллюзию безопасности; в действительности же вы подвергаете себя еще большему риску.


© В.Юрин, 1997 < iourine@iourine.msk.su >
Рисунки А.Титовой