Значительные затраты сил и времени при прохождении порогов оказываются связаны не столько с объективной сложностью порога или с неудобством береговой обстановки, сколько с путаницей и неразберихой в организации прохождения. Постоянное ожидание то одного, то другого участника, бесконечное хождение по берегу из начала в конец порога и обратно - картина, типичная для многих туристских групп. Стоит ли говорить, к чему может привести, например, неправильно понятый или невовремя поданный сигнал о начале прохождения?
Вообще говоря, взаимодействие участников при обработке порогов - это проблема не только каячных групп; они столь же, если не более, актуальны для групп с любым типом судов. Однако этот вопрос рассматривается в туристской литературе настолько мало и предподается в туристских школах настолько поверхностно, что я счел необходимым включить его в эту книгу.
Как правило, расстояние между участниками и шум реки не позволяют им обмениваться голосовыми сообщениями. Идеальным средством связи могло бы быть радио, но по многим причинам оно пока остается недоступным для большинства групп. Поэтому основное средство связи при обработке порогов - это визуальная связь с помощью простой системы условных сигналов.Система оповещения на пороге
Первое условие для того, чтобы эта связь работала нормально, состоит в том, чтобы каждый участник знал, кому, когда и какие сообщения он может передавать и от кого какие сообщения он может получать. Все остальные сигналы, которыми обмениваются между собой другие участники группы, вообще говоря, не имеют к нему никакого отношения.
Система взаимосвязи между отдельными страховщиками, кино-, фото-, видеооператорами и просто сигнальщиками, расставленными в разных точках порога, в общем случае имеет древовидную структуру. Однако в любом случае в основании этой структуры находится один человек - старший сигнальщик, или диспетчер прохождения. Именно он - и только он! - имеет право передать стартующим судам сигнал о начале прохождения. Именно он отвечает за то, чтобы к моменту передачи этого сигнала вся система страховки была готова к действию, а начиная с момента старта - находилась в готовности ?1. Действие системы оповещения можно рассмотреть на примере двух простейших случаев - "звезды" и "цепочки".
Каждый из страховщиков, подготовив свою точку, передает диспетчеру сигнал "ВПЕРЕД", который в данном случае означает "лично я готов к действию". Этот сигнал адресован только диспетчеру и никому другому; если стартующие видят этот сигнал, они ни в коем случае не должны воспринимать его как команду для себя. Только после того, как диспетчер получит этот сигнал от всех страховщиков, он подает его стартующему каякеру. Каякер, получив этот сигнал, заканчивает последние приготовления к сплаву и передает диспетчеру сигнал "ВНИМАНИЕ". Только после этого он начинает прохождение. Диспетчер же, получив этот сигнал, немедленно ретранслирует его всем постам страховки - для них этот сигнал означает готовность к немедленному действию. После того, как тот или иной страховщик сообщил диспетчеру о своей готовности, он уже не имеет права оставить пост. Если у него возникает потребность, например, заново уложить спасконец, или страховка становится временно неработоспособной по какой-либо другой причине, он должен предупредить об этом диспетчера сигналом "ТАЙМ-АУТ" или "СТОП". После этого диспетчер не будет разрешать старт до тех пор, пока не получит от него нового сообщения о готовности.
| |
Самый нижний страховщик, подготовив свою точку, передает вышестоящему страховщику или оператору сигнал готовности. Тот передает его дальше только после того, как получит этот сигнал снизу и приготовится сам. Каждый последующий участник в этой ситуации отвечает не только за себя, но и за всю часть цепочки, расположенную ниже него. Если у одного из страховщиков возникли какие-то проблемы, он передает наверх сигнал "ТАЙМ-АУТ" или "СТОП"; для стоящих выше страховщиков этот сигнал означает, что где-то ниже них произошла какая-то заминка. Если они перед этим передавали сигнал готовности, то теперь они должны немедленно отменить его сигналом "ТАЙМ-АУТ" и ждать, пока по цепочке снизу поступит повторный сигнал "ВПЕРЕД". Наконец, диспетчер получает этот сигнал и передает его стартующим лодкам. Получив от них сигнал "ВНИМАНИЕ", означающий начало собственно прохождения, он немедленно передает этот сигнал по цепочке вниз.
| |
| |
Для общения на языке визуальных сигналов необходимо, чтобы все участники понимали эти сигналы одинаково. Для этого руководитель должен перед началом сплава напомнить и продемонстрировать все используемые сигналы. С другой стороны, почти все эти сигналы - многозначные, и участники должны интерпретировать их должным образом в зависимости от того, в какой обстановке они подаются. Для того, чтобы правильно и полностью понять значение того или иного сигнала, как правило, требуется определенное количество здравого смысла и у передающего, и у принимающего. Перед подачей сигнала необходимо повернуться лицом к адресату и привлечь его внимание криком или свистком. Для этого сигнальщики должны располагаться на таком расстоянии, чтобы уверенно слышать друг друга, либо, в самых крайних случаях, практически непрерывно держать друг друга в поле зрения. Адресат, получив сигнал, должен повторить его в знак того, что он принял и понял его; как правило, это подтверждение выполняется менее энергично. Если какой-либо третий участник имеет возможность наблюдать этот обмен, он должен воспринимать его исключительно как чужой разговор, не имеющий к нему непосредственного отношения - если только первый сигнальщик не является вышестоящим относительно него в схеме оповещения и не передает сигнал, адресованный сразу нескольким людям. Набор сигналов и способы их подачи варьируются у разных групп и, тем более, в разных регионах, странах и школах сплава. Основные сигналы, которые необходимы на сплаве, следующие.
| |
| |
| |
| |
| |
Помимо перечисленных, есть еще ряд сигналов, которые не являются столь общепринятыми, однако чрезвычайно полезны для того, чтобы язык сигналов был достаточно полным и позволял вести содержательный обмен информацией. В скобках указаны способы подачи этих сигналов, которыми пользуюсь я сам во время своих походов.
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|