СТРАХОВКА ПЛОВЦА В ПОРОГЕ

Выбор места для страховки. Активная страховка каяками. Страховка спасконцом.


Выбор места для страховки

Как уже отмечалось, основной способ страховки для каякера — это эскимосский переворот. Его следует выполнять во всех случаях, за исключением тех, когда он заведомо невозможен (например, потеря весла) или заведомо не позволяет гребцу восстановить контроль над лодкой (оверкиль в чрезмерно сложном для данного гребца пороге). Только после того, как эскимосский переворот не удался и гребец покинул судно, в действие вступают остальные методы страховки.

Поэтому первое, на что следует обратить внимание — это выбор места для страховки. Независимо от выбранного способа, зона страховки должна начинаться не там, где возможен оверкиль, а там, где гребец реально покинет лодку. В отличие от всех остальных судов, для каяка эти две точки могут быть очень далеки друг от друга. Естественно, при организации страховки необходимо учитывать реальную обстановку на конкретном пороге и опасность попадания в следующее препятствие. В равной мере необходимо учитывать индивидуальные наклонности каждого каякера: встает ли он до успеха, или делает только одну попытку, или не пытается вставать вовсе. В зависимости от этого страховка может располагаться совершенно по-разному для каждого проходящего порог гребца.


Активная страховка каяками

После эскимосского переворота это второй по надежности способ страховки. Он также является наиболее распространенным, поскольку явно или неявно применяется при прохождении препятствий походным порядком.

Страховка каяком весьма трудоемка, поэтому крайне желательно иметь наготове не одну, а две или три лодки. В этом случае одна из них может взять пловца, другая — каяк и третья — весло, особенно если все эти предметы плывут порознь. Однако роль каждого из спасателей должна быть четко определена и сообщена пловцу, иначе они будут только мешать друг другу. Поскольку заранее предугадать, что и как именно придется вылавливать, достаточно сложно, один из спасателей должен явным образом командовать действиями остальных и самого пловца.

При предварительной постановке такой страховки необходимо просмотреть участок реки ниже по течению и определить план действий страхующих судов, возможные места причаливания и т.п. Хотя в реальной ситуации этот план почти неизбежно потребует значительных изменений, он предоставляет, по крайней мере, более или менее определенную основу для дальнейших действий.

Основные варианты действий страхующих лодок следующие:

Буксир.
Пловец держится рукой за носовую или кормовую рукоятку страхующей лодки и гребет ногами; спасатель буксирует его к берегу. Другой рукой пловец может удерживать свою лодку за нос или корму, но буксировать такую цепочку крайне тяжело.

Перевозка на деке.
Пловец вползает на нос или корму страхующего каяка и ложится на деку. При этом он может удерживать весло, но лодку ему придется бросить. Каяк с таким грузом ведет себя довольно неустойчиво, но доставить пловца на берег удается быстрее. На больших лодках для автономного сплава этот метод работает вполне эффективно.

Спасательная платформа.
Если спасатель не в состоянии быстро доставить пловца на берег, но последующая часть препятствия не представляет большой опасности, он может пройти это препятствие вместе с пловцом и причалить к берегу ниже порога. Пловец при этом находится возле носа или кормы лодки и использует ее для того, чтобы надежнее удерживаться на поверхности. Спасатель выполняет лишь минимально необходимые маневры для того, чтобы обойти наиболее опасные места.

Частичная эвакуация.
Если спасатель оказывается не в состоянии доставить пловца на берег и им обоим угрожает попадание в следующий порог, опасный для них обоих, то самое большее, что он может сделать в такой ситуации — это вывести пловца на более безопасную линию движения и покинуть его. В любом случае страховка не должна усугублять сложившуюся ситуацию; упустить одного человека в порог — это все-таки лучше, чем двух.

Толкач.
Простейший способ поймать упущенную лодку — толкать ее к берегу, упираясь в нее носом каяка строго посередине. Если упереться в нее ближе к носу или к корме, она начнет разворачиваться, и вы проскочите мимо нее. Главная задача спасателя — столкнуть аварийную лодку с основной струи; после этого его работа значительно упрощается.

Буксировка лодки.
Для этого необходимо иметь наготове короткую петлю из стропы, снабженную карабином. (Ее можно держать в кармане спасжилета или застегнуть вокруг пояса.) Защелкнув карабин на рукоятке или обвязке аварийной лодки, спасатель надевает петлю на одно плечо и буксирует лодку к берегу.

Перевозка весла.
Догнать и подобрать упущенное весло обычно не представляет труда, но что делать с ним дальше? Самый удобный способ перевозки весла — положить его вдоль деки и задать небольшой постоянный крен в противоположную сторону, чтобы весло скатывалось с деки только в ту сторону, куда его не пустит ваш корпус. В таком положении вы осторожно причаливаете к берегу.

При буксировке пловца необходимо обратить особое внимание на вход в улово. В этот момент пловец может быть притоплен на сбойке или просто не удержать корму буксирующей лодки. Если это случилось, оставайтесь в улове и смещайтесь вдоль сбойки вниз по течению, чтобы снова подать пловцу корму, как только он покажется на поверхности. Иногда пловец сознательно отпускает лодку, считая, что сможет зайти в улово самостоятельно. Это грубая ошибка, которая часто вынуждает начинать спасработы заново. Пловец ни при каких обстоятельствах не должен отпускать буксирующую лодку до тех пор, пока спасатель явно не прикажет ему сделать это.

Наиболее сложная задача для страховки — это эвакуация пловца, потерявшего сознание. Единственное, что может сделать спасатель в таком случае — немедленно бросить свою лодку и весло (если, конечно, они дешевле, чем жизнь потерпевшего) и буксировать потерпевшего вплавь, поддерживая его голову над водой. Помощь других спасателей в этом случае особенно необходима; в этом случае первый спасатель одной рукой держится за буксирующую лодку, другой удерживает потерпевшего.


Страховка спасконцом

Возможно, этот способ работает достаточно эффективно в исполнении профессиональных инструкторов, регулярно упражняющихся в его применении. Однако в реальных условиях средне подготовленной туристской группы его результативность не превышает 3%. Поэтому всерьез рассчитывать на такую страховку вряд ли имеет смысл. Этому способу страховки обучают во всех школах туристской подготовки, однако при его практическом применении неизменно делаются одни и те же ошибки.

Прежде всего, страхующий должен располагаться там, где пловец будет реально готов принять веревку. Об этом уже говорилось выше, но для пассивной страховки правильный выбор позиции особенно важен. Страхующий каяк, поставленный слишком высоко, все-таки способен сопровождать неудачника, наблюдая за его попытками выполнить эскимосский переворот и дожидаясь, пока он покинет лодку; но спасконец, поставленный не на месте — это заведомо бесполезный расход людских и материальных ресурсов группы.

Вторая обязательная задача при постановке страховки — это выбрать место причаливания. Ниже страхующего должно быть достаточно удобное и безопасное улово. Если улово невелико, то необходимо точно отмерить такую длину спасконца (с учетом его растяжения), чтобы страхуемый попадал именно в требуемое место.

Свободный конец веревки обычно закрепляется за дерево или камень. Это совершенно необходимо для страховки тяжелых судов. При страховке одиночного пловца, с каяком или без, нагрузка на спасконец значительно меньше, поэтому вполне возможно удерживать спасконец в руках. Естественно, сам страхующий должен при этом устойчиво стоять или сидеть на берегу и хорошо упираться для того, чтобы не быть сброшенным в воду. Для того, чтобы смягчить рывок в момент натяжения веревки, можно использовать торможение веревки через плечо, через пояс или через дерево. Если спасконец закреплен на берегу, то страхующий должен стоять выше него, чтобы натянутая веревка не сбросила его в воду.

Третья характерная ошибка — бросание спасконца наугад. Прежде чем бросить спасконец, необходимо криком или свистком привлечь внимание пловца и убедиться, что он вас видит и готов принять спасконец. В противном случае ваши действия будут абсолютно бесполезными.

Четвертая ошибка — бросание спасконца по высокой навесной траектории. Попасть в движущийся предмет при таком броске можно только случайно. Бросать спасконец необходимо с большой скоростью по низкой настильной траектории, прямо в руки пловцу. Если вы не уверены, что сможете точно попасть, бросайте спасконец так, чтобы немного перебросить его за пловца. Тот, в свою очередь, может развести руки и ноги в стороны, чтобы представлять из себя лучшую мишень.

Если бросок был удачным, не торопитесь вытаскивать пловца против течения. Скорее всего, это кончится тем, что течение притопит его, и он бросит веревку. Течение должно само привести его маятником в нужное улово — подобрать для этого необходимую длину спасконца следовало заранее. Вы можете бежать по берегу, укорачивая длину маятника — если береговая обстановка это позволяет.

Пловец, поймавший веревку, должен держать ее обоими руками, развернув кисти на 90°. Прежде, чем веревка будет натянута, необходимо перевернуться на спину, ногами вниз по течению, и пропустить веревку через плечо или подмышкой. Такое положение сохраняется до тех пор, пока течение не прибьет пловца к берегу. При натяжении веревки или при входе в улово течение может ненадолго притопить его, но отпускать веревку при этом не следует.

Пристегиваться карабином в данном случае вряд ли имеет смысл; если страховка поставлена неправильно и пловец повисает на такой струе, где он не в силах удержаться руками, то такая струя наверняка устойчиво притопит его, и ему будет необходимо отпустить веревку. Ни в коем случае нельзя наматывать веревку на руку — при хорошем рывке ваша рука будет вырвана вместе с веревкой. Не следует также повисать на веревке на вытянутых руках, лицом против течения.


© В.Юрин, 1997 < iourine@iourine.msk.su >
Рисунки А.Титовой