Кокпит. Коленные (бедренные) упоры. Пяточные упоры. Спинной упор. Сиденье. Пиллерсы. Емкости непотопляемости. Рукоятки и обвязка. Дренажный клапан.
Голая скорлупка, которая выходит из матрицы - еще далеко не каяк. Для того, чтобы она действительно стала готовой лодкой, ей нужно еще много дополнительного оборудования: посадочного, силового и специального.
Оборудование каяка: 1 - емкости непотопляемости, 2 - задний пиллерс, 3 - спинная стропа, 4 - коленные (бедренные) упоры, 5 - пяточный упор, 6 - носовой пиллерс, 7 - безопасный кокпит, 8 - дренажный клапан, 9, 10, 11, 12 - носовая рукоятка (различные варианты). |
Самая важная часть оборудования - это посадочное: упоры, сиденье и горловина кокпита. Именно они связывают вас и ваш каяк в единое целое. Каяк - это продолжение вашего тела, и вы не должны ощущать его как некий инородный довесок у себя на бедрах или, что еще хуже - как некий контейнер, в котором вы перекатываетесь от одной стенки к другой. Вы должны чувствовать все его движения, а он должен воспроизводить все движения ваших бедер. Такая взаимосвязь лежит в основе всех приемов управления каяком - точно так же, как вся горнолыжная техника основана на жесткой фиксации ноги в ботинке.
У большинства современных каяков кокпит имеет форму замочной скважины. Такая форма позволяет сделать кокпит достаточно длинным для того, чтобы гребец мог легко покинуть каяк, но в то же время достаточно узким для того, чтобы дать необходимую опору для бедер. Человек среднего роста может вынуть ноги из такого кокпита, не отрывая предварительно свой зад от сиденья. На практике это означает, что гребец способен покинуть лодку без помощи рук. Начинающие гребцы чувствуют себя спокойнее в такой лодке, да и многие опытные каякеры предпочитают именно эту форму кокпита.Кокпит
Кокпит должен простираться достаточно далеко от сиденья не только вперед, но и назад, чтобы гребец имел возможность полностью откинуться на деку.
Коленные упоры - ваш основной инструмент для поддержания равновесия в каяке. Именно с их помощью вы управляете креном каяка, удерживаете его от оверкиля и выполняете эскимосский переворот. Однако упоры играют и другую, не менее важную роль: это элемент обратной связи между лодкой и гребцом. Именно они позволяют вам ощущать малейшие движения лодки наравне с движениями той части вашего тела, которая дана вам от рождения. И это позволяет вам использовать для управления каяком свои двигательные рефлексы на самом низком уровне, освобождая голову для решения более глобальных задач.
Где должны находиться упоры? На этот вопрос вы можете ответить сами, если раздвинете колени и возьметесь руками за ноги так, чтобы вы не могли сдвинуть их обратно. Скорее всего, ваши руки окажутся немного выше колена (примерно на ширину ладони), перпендикулярно бедру, пальцы заходят на внутреннюю сторону бедра. Именно это положение и является оптимальным для упоров. Однако по традиции эти упоры называются "коленными". Ширина упора составляет 12-18 см. Упоры должны быть подогнаны так, чтобы вы, расслабив ноги, чувствовали контакт с ними. Обратите внимание на то, что вы не должны цепляться за упор коленной чашечкой, как это часто бывает на самодельных упорах из дюралюминиевых трубок. Это чревато тяжелой травмой. Обратите внимание также на то, что правильно установленные упоры всегда заходят на внутреннюю сторону бедра и не позволяют колену сместиться к центру лодки.
|
Не стоит и думать о выходе на бурную воду, если ваш каяк не оборудован упорами для пяток или, точнее, для ступней. Без них невозможно ни эффективно управлять лодкой, ни надежно зафиксироваться в ней, а при ударе о препятствие можно запросто улететь с головой в носовую часть каяка. Пяточные упоры должны быть установлены и подогнаны так, чтобы ноги были согнуты в коленях, разведены и касались бедренных упоров. Именно через эти упоры вы передаете на корпус каяка основные усилия при гребле вперед; они же должны амортизировать удары.
| |
| |
При подгонке такого упора обратите внимание на то, что размер платформы соответствует размеру поперечного сечения лодки при самом дальнем положении упора. Чем ближе к кокпиту вы его сдвигаете, тем большая щель образуется между платформой и корпусом лодки, и если у вас короткие ноги и маленькие ступни, то они могут провалиться в эту щель, как и в случае упора-
Для эффективного управления лодкой желательно фиксироваться в ней максимально жестко, и для этого было бы полезно постоянно опираться о платформу всей ступней. С другой стороны, для амортизации при жестких ударах необходимо использовать также собственную упругость стопы и голеностопного сустава в пределах его нормальной подвижности. В общем, это такая же дилемма, как вопрос о затяжке горнолыжных креплений. Обычно упор устанавливается так, чтобы в нормальном состоянии упираться в него только основаниями пальцев, оставляя небольшой зазор под пятками.
| |
| |
В большинстве каркасно-
|
Если вы сядете в каяк и сильно упретесь обеими ногами в пяточные упоры, вы соскользнете с сиденья назад. Именно для того, чтобы помешать этому, и необходим спинной упор. Если коленные упоры и сиденье фиксируют гребца в поперечном направлении, то пяточные и спинной упоры - в продольном. Спинной упор также позволяет снять часть нагрузки с области паха, которая возникает, если вы пытаетесь удержаться на месте с помощью одних только коленных упоров.Спинной упор
Обычно спинной упор - это стропа, подвешенная над задней частью сиденья и снабженная прокладкой для большего комфорта. Для того, чтобы она держала вас надлежащим образом, ее необходимо правильно подогнать. Обратите внимание на три ключевых момента:
Форма сиденья не нуждается в комментариях. Однако необходимо помнить, что к этому элементу конструкции относится все, что было сказано ранее относительно роли упоров. Наравне с упорами оно связывает вас и ваш каяк в единое целое. Поэтому сиденье каяка, равно как и кресло космического корабля, является уникальной деталью для каждого гребца.Сиденье
Большинство фирм-
Положение сиденья почти однозначно определяется обводами лодки (и уже от него зависит положение переднего и заднего краев кокпита). Помимо этого, желательно, чтобы конструкция сиденья и его крепление допускали перемещение вдоль оси лодки в пределах 30-40 мм. Это необходимо для точной центровки каяка в соответствии с комплекцией конкретного гребца. Такая регулировка особенно необходима на каяках, предназначенных для автономного сплава, поскольку груз, помещенный в корму, нарушает центровку лодки.
Кормовой пиллерс разделяет пространство кормы на две части, но это создает неудобства только в том случае, когда вам приходится перевозить в каяке свое снаряжение. Носовой пиллерс является более спорным элементом. С одной стороны, он значительно усиливает конструкцию каяка в районе ног гребца и предотвращает "схлопывание" корпуса, при котором ноги гребца могут быть зажаты между дном и декой. Кроме того, он может служить запасным упором в случае, если колено выскакивает из штатного упора; такое иногда случается - не столько из-за интенсивной работы на бурной воде, сколько из-за плохих упоров. С другой стороны, он сам может помешать гребцу быстро покинуть лодку и плохо сочетается с некоторыми типами пяточных упоров.
Пиллерсы изготавливаются из пенопласта или жесткого пенополиэтилена. Они имеют значительную толщину (5 см и более). Это, во-первых, придает им необходимую устойчивость на сжатие, а во-вторых, позволяет им работать в качестве стационарного элемента плавучести.
Когда вы плывете с перевернутым каяком в пороге, залитая водой лодка несет вес воды внутри нее так же, как и свой собственный вес. Это может быть порядка 200 кг воды, которые при скорости 12-15 км/ч представляют собой весьма внушительный снаряд. Даже если вам повезет не попасть под него и не получить травму, вам придется, как минимум, вытаскивать эту тяжесть на берег. Поэтому не стоит жалеть усилий, чтобы заполнить воздухом каждый свободный кубический сантиметр и не позволить воде проникнуть никуда, кроме области кокпита.
Обычные емкости непотопляемости - надувные баллоны, расположенные в носу и в корме по обе стороны пиллерсов. Заодно они плотно прижимают погруженное в каяк снаряжение к пиллерсу и не дают ему выпасть. Хорошо надутые баллоны поддерживают деку в том случае, если каяк оказывается прижат к препятствию в пороге. То, что частично залитый водой каяк погружается меньше, уменьшает вероятность его повреждений или "наматывания" на препятствия, такие как опоры мостов: если лодка сидит в воде неглубоко, то более вероятно, что она будет смыта с препятствия. Важно, однако, чтобы баллоны были надежно закреплены на своих местах, потому что давление воды часто выталкивает их в кокпит. Надежно закрепленная спинная стропа, как правило, удерживает баллоны, но, тем не менее, полезно привязывать их.
За Т-образную рукоятку удобно держаться в бурной воде, однако необходимо позаботиться о том, чтобы ее крепление было столь же прочным. Кроме того, за такую рукоятку неудобно застегивать карабин при проведении спасработ.
Ручка, закрепленная в двух точках, наиболее удобна. За нее легко схватиться рукой, и она не защемляет пальцы. Ее легко зацепить карабином. Однако на стеклопластиковых каяках такие ручки очень сложно заменять, поэтому после пары лет эксплуатации их надежность может вызывать сомнения.
Согласно действующим требованиям маршрутно-
Очевидно, что корпус каяка наиболее легко деформируется в направлении дно-дека. Избежать такой деформации можно двумя способами: либо увеличивая толщину стенок корпуса (и, соответственно, их вес), либо усиливая корпус жесткими вертикальными стойками (пиллерсами) в носовой и в кормовой части.Пиллерсы
Каяк, не оборудованный элементами плавучести, утонет, если вода получит доступ в кокпит. Для того, чтобы этого не произошло, в каяке предусмотрены элементы плавучести двух видов. Один из них - это пиллерсы, одновременно выполняющие роль силовых элементов. Другой - надувные емкости.Емкости непотопляемости
Рукоятки на носу и корме - важное звено в цепи безопасности. Именно за них гребец держит каяк, проходя остаток порога вплавь в случае оверкиля. За них же спасатели вытаскивают каяк, заклиненный в каком-либо препятствии. Поэтому рукоятки должны быть:
Рукоятки и обвязка
Веревочные петли могут перекручиваться и ломать пальцы, хотя использование очень толстых веревок позволяет уменьшить этот риск. Единственное достоинство петель состоит в том, что их легко заменять по мере их износа.
Европейские каякеры иногда также используют обвязку, но в несколько отличном варианте: это две веревки, натянутые вдоль осевой линии деки от носа и от кормы к кокпиту. На некоторых типах каяков даже имеются специальные гнезда впереди и позади кокпита для крепления концов обвязки. Однако считается недопустимым делать сплошную обвязку от носа до кормы, проходящую по бокам кокпита. Существуют серьезные опасения, что такая обвязка может выскользнуть из-под горловины кокпита и зажать гребца в перевернутом каяке.
Этот небольшой, но весьма полезный элемент уже появился на последних моделях каяков многих фирм. Специальная пробочка в самой корме каяка позволяет слить из него воду буквально до последней капли - для этого нужно всего лишь поставить каяк вертикально.Дренажный клапан
© В.Юрин, 1997 < iourine@iourine.msk.su >
Рисунки А.Титовой