СНАРЯЖЕНИЕ ДЛЯ ПРЫЖКОВ

Каяки. Пяточная платформа и подвесная система. Амортизация коленных упоров. Носовой амортизатор. Каска. Налокотники.


Каяки

Лодка для прыжков с водопадов и для тюленьего старта должна иметь полные обводы носа и кормы. Для остроносых лодок велик риск заклинивания в камнях, что может привести к самым тяжелым последствиям. Сверхкороткие каяки фактически падают с большей высоты и входят в воду с большей скоростью. Однако эти лодки более устойчивы в процессе приводнения. Кроме того, если при старте лодка долго скользит со скального берега, сверхкороткие каяки имеют наименьшие шансы задеть носом за выступ скалы и развернуться нежелательным для гребца образом.


Пяточная платформа и подвесная система

Основная опасность, угрожающая гребцу при правильном выполнении прыжка - это удар носом о дно или камни. Даже при нормальном приводнении лодка сильно тормозится, и необходим хороший упор, чтобы передать необходимое усилие на тело гребца (иначе он просто провалится в нос лодки). Именно поэтому пяточные упоры становятся в данном случае самой важной деталью снаряжения.

Простые системы, типа педалей или подпружиненной перекладины, малопригодны для прыжковых лодок. Их можно несколько усовершенствовать, наклеив на них прокладки из пенополиэтилена, однако в любом случае они позволяют выполнять только небольшие прыжки и создают угрозу серьезной травмы при неудачном приводнении.

Основной тип пяточных упоров для прыжковых лодок - жесткая платформа с пенополиэтиленовой подушкой толщиной 50-70 мм. Ноги гребца опираются на эту платформу всей ступней. Сама платформа крепится на двух металлических направляющих, допускающих регулировку. У некоторых лодок направляющие имеют изогнутую форму и при нагружении платформы несколько разгибаются, поглощая энергию удара. Встречаются и более сложные амортизаторы.

Простое и очень надежное решение - заполнение всего носа каяка пенополиэтиленовыми блоками, играющими одновременно роль амортизатора, силового элемента (пиллерса) и емкости непотопляемости. Блоки вырезаются по форме поперечного сечения лодки и выкладываются до тех пор, пока не будет получено оптимальное положение для данного гребца.


Амортизация коленных упоров

При носовом ударе тело гребца стремится соскользнуть с сиденья вперед, а ноги - согнуться в коленях. Нагрузка на колени гребца и упоры в этот момент очень велика. Поэтому упоры должны иметь амортизирующую подкладку - особенно, если гребец упирается в них именно коленями, а не бедрами.


Носовой амортизатор

Нос и корма полиэтиленового каяка особенно уязвимы, поскольку при изготовлении лодки очень сложно обеспечить достаточное количество материала в этих областях. Поэтому некоторые модели каяков имеют сменные оконечности, которые крепятся с помощью болтов или шурупов. К другим каякам выпускаются литые резиновые амортизаторы.


Каска

При обычном сплаве каска защищает голову гребца от ударов о камни в основном под водой. Но при сплаве по очень маловодным речкам возможны гораздо более жесткие удары о надводные камни. Поэтому каска для такого сплава должна удовлетворять намного более высоким требованиям. Это относится и к тому, насколько полно она закрывает голову, и к ее подгонке для конкретного гребца, и к ее амортизации, и к ее креплению. Для прыжков с высоких, маловодных водопадов крайне желательно иметь интегральный шлем, полностью защищающий лицо.


Налокотники

Для сплава по очень маловодным речкам нужны налокотники. В противном случае удачный удар локтем о камень может вывести гребца из строя в самый неподходящий момент. При прохождении маловодных, насыщенных камнями речек выработался даже особый прием экстремального сплава - поворот на локте, который можно считать преднамеренным и управляемым навалом на камень. Он используется и для торможения лодки, и для того, чтобы направить ее в нужную сторону. Естественно, для такого маневра налокотники абсолютно необходимы.


© В.Юрин, 1997 < iourine@iourine.msk.su >
Рисунки А.Титовой