ТЮЛЕНИЙ СТАРТ

Прыжок на каяке с берега или с моста ≈ это и удобный вариант отчаливания в сложных местах, и упражнение для обучения прыжкам с водопадных сливов. Правда, следует сразу же оговориться: каркасно-поддувные лодки позволяют стартовать таким образом только с травянистых берегов, а приводнения с высоты более 2√3 м практически не выдерживают. Поэтому для большинства наших каякеров и тюлений старт, и прохождение водопадов пока остаются экзотическими трюками.

Достоинство тюленьего старта как метода отчаливания в том, что каякер может спокойно залезть в лодку и задраить юбку, не опасаясь, что за это время струя вынесет его из улова или унесет весло. Он может спокойно ждать, не тратя свои силы, пока не поступит окончательный сигнал о начале прохождения. Наконец, в некоторых особо сложных каньонах другой вариант старта просто невозможен.

После того, как вы готовы к старту, оттолкнитесь от берега рукой с одной стороны и веслом ≈ с другой. Если оттолкнуться посильнее, можно получить большую начальную скорость для прыжка; в этом отношении для тюленьего старта верно все, что было сказано ранее относительно прыжков с водопадов. С другой стороны, можно осторожно сползти по склону, удерживаясь руками и начиная собственно скольжение как можно позже. В этом случае реальная высота, с которой выполняется прыжок, окажется меньше.

Основное отличие тюленьего старта от прохождения водопадных сливов состоит в том, что приводнение совершается практически всегда на сплошную воду, а не на пену. Поэтому каяк должен входить в воду носом вертикально или под углом, но ни в коем случае не падать на нее плашмя. Приводнение на днище чревато серьезными травмами даже при прыжке с небольшой высоты. (Напомним, что и оборудование кокпита амортизирует удары в направлении нос-корма и почти не амортизирует их в направлении дно-дека.)

Тюлений старт с высокого берега без начальной скорости может иметь нежелательный результат.
Другая особенность, не столь непременная ≈ это малая начальная скорость прыжка. Здесь также следует соблюдать осторожность. При старте без начальной скорости с высокого отвесного берега или с моста лодка на кромке обрыва разворачивается носом вниз. Это вращение может по инерции продолжаться в полете, и в конце концов каяк падает на воду кверху дном. В зависимости от того, каким образом он реально приводнится ≈ под острым углом или плашмя ≈ результат может варьироваться от легкого психологического дискомфорта до серьезной травмы. Поэтому желательно выбирать для тюленьего старта гладкую наклонную плиту, по которой лодка может разогнаться, прежде чем оторвется от ее края.


╘ В.Юрин, 1997 < iourine@iourine.msk.su >
Рисунки А.Титовой