Прыжок через бочку. Прыжок в улово. Прыжок без начальной скорости. Наклонный слив с "трамплином". Поворот на отбойном валу. Отбойные валы на лестничном сливе. V-образный или подковообразный слив по течению. V-образный или подковообразный слив против течения. Г-образный слив. Наклонный слив со сбойкой.
Помимо общих характеристик слива, рассмотренных во второй главе, при просмотре слива перед прыжком необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:
| |||
В зависимости от расстановки камней на конкретном пороге, каякер может иметь возможность прыгнуть со слива по диагонали и приводниться в улове за одним из скальных выходов, ограничивающих слив. Прыжок начинается точно так же, как и в предыдущем случае. Однако после того, как лодка оторвется от кромки слива, немедленно наклонитесь вперед, чтобы в полете она развернулась и вошла в воду носом вниз. Вертикальная скорость лодки будет в этом случае гаситься более плавно. Дополнительное условие, необходимое для безопасного прыжка - камень, вплотную к которому вы будете прыгать, должен иметь ровную, отполированную потоком поверхность. В противном случае вас могут ожидать неприятные сюрпризы.
Если бочка небольшая, но и глубина под сливом не внушает твердой уверенности в безопасном нырянии, или выход из-под слива расположен где-то сбоку, то можно развернуть лодку несколько боком на кромке слива и падать с него под углом. В любом случае, при правильном приводнении нос лодки должен войти в воду первым и первым же вынырнуть на поверхность. При вертикальном падении без начальной скорости с очень крутого слива каяк может, вместо нормального движения под водой по дуге, затормозиться и выпрыгнуть из воды назад, под слив - именно туда, куда вы надеялись не попасть. Такое движение особенно характерно для коротких каяков и для каяков с незначительной подрезкой носа. Поэтому, в частности, современные лодки для экстремального сплава имеют весьма сильную подрезку. Гребец может в некоторой степени способствовать желаемому движению лодки, если в момент входа в воду отклонится назад и максимально разгрузит нос.
| |||
Если слив не отвесный, а наклонный, то оторваться от него достаточно трудно. Однако можно использовать для этой цели выступы на дне слива. Естественно, при таком варианте прохождения их следует просмотреть особенно тщательно. Если поверхность воды в районе выступа гладкая и невспененная, это означает, что сам выступ имеет гладкую и округлую форму. С таких выступов можно вполне безопасно прыгать при глубине не менее 10-15 см. Вспененная вода и воздушная полость ниже выступа показывают, что выступ имеет неправильную форму, острые края и направлен по течению. При достаточной глубине его можно считать более или менее безопасным. Сильно вспененный поток со всех сторон выступа, веер брызг, "петушиный хвост" - признаки острого выступа неправильной формы, ориентированного против течения. Именно такие выступы наиболее опасны. Они могут либо заклинить каяк, либо буквально вспороть его нижнюю часть (и вашу тоже). Такие выступы следует обходить в любом случае.
Прохождение сложных ломаных сливов основано на использовании отбойных валов, которые возникают на поворотах слива. Прыжок с первой ступени слива заканчивается на отбойном валу. В момент приводнения гребец отклоняется назад, чтобы разгрузить нос и ускорить разворот в новом направлении. Развернувшись, каяк оказывается расположен дном к валу и отражается от него. При дальнейшем падении гребец может поддерживать равновесие, опираясь на этот вал. Естественно, при просмотре такого слива необходимо обратить особое внимание на то, чтобы скала с внешней стороны поворота не имела карманов.
Беспорядочный многоступенчатый наклонный слив можно рассматривать как шиверу-
| |||
Предельным случаем такого слива можно считать крупный обливной камень, покрытый толстым слоем воды. За таким камнем, как правило, образуется глубокая жесткая бочка, и прыжок прямо через вершину камня, вероятно, является наиболее разумным из маршрутов через камень.
| |||
| |||
Если каякер по каким-либо причинам не желает заходить в слив по этой струе, он может пройти этот слив и по основной (нижней) струе, оставаясь в стороне от сбойки. Но для такого прохождения он должен быть в состоянии уверенно преодолеть бочку под этой частью слива. В противном случае ему придется пройти всю бочку полностью: поперек основного слива под сбойку, оттуда поперек всего бокового слива - к концу бочки. Наконец, бочку можно миновать совсем, если пересекать боковой слив по диагонали на большой скорости или прыгать с него в этом направлении. Возможен и более сложный прыжок: с основного слива, минуя сбойку, на боковой и далее, сохраняя поступательное движение - по диагонали бокового слива к его нижнему по течению краю.
| |||
|