ПЕРЕВОЗКА СНАРЯЖЕНИЯ

Вес. Объем. Момент инерции и размещение груза. Центровка лодки. Упаковка груза. Использование крупных грузовых судов.


Одна из самых сложных проблем для каячной группы ≈ это перевозка своего снаряжения. Конечно, управлять груженой лодкой тяжелее, чем порожней, поэтому сплав на ней более сложен, требует больших физических усилий и доставляет меньше удовольствия. Но ведь это относится к любому типу судов! Тот факт, что большинство экипажей крупных судов не считает для себя этот груз серьезной помехой, лишний раз подтверждает, что их роль в управлении судном в действительности близка к нулю.

Вместе с тем распространенное заблуждение о том, что в каяк физически невозможно поместить все требуемое снаряжение, не соответствует действительности. Оно относительно близко к истине только для малообъемных каркасно-поддувных каяков, сделанных в обводах слаломных лодок. Именно эти лодки наименее пригодны для автономного сплава. (К сожалению, именно такие лодки были наиболее распространены у нас до недавнего времени, что и послужило причиной многих ошибочных представлений о каяках в целом.) Что касается трудности управления груженой лодкой, то она значительно преувеличена. Безусловно, это несколько сложнее, чем сплавляться на пустом каяке. Однако перегруженный катамаран с малоопытным экипажем способен доставить вам гораздо больше проблем и на сплаве, и во все остальное время вашего похода.


Вес

Вопреки принятому мнению, собственно вес снаряжения оказывается не таким уж значительным. Хорошо подобранное снаряжение, изготовленное из современных материалов, весит 9√10 кг на одного человека (включая групповое снаряжение). Продукты на 7√12 дней сплава (редкая речка требует большего времени) при типичной туристской раскладке составляют 5√8 кг, включая вес упаковки. Таким образом, суммарный груз на одного участника, как правило, составляет в начале сплава 15√17 кг и уменьшается по мере расходования продуктов.

В то же время суммарный вес самого гребца, его каяка, весла, полного сплавного облачения и впитавшейся в него воды составляет около 100 кг. Таким образом, перевозимое снаряжение увеличивает его примерно на 15%. Конечно, это вполне ощутимая величина, но она не настолько велика, чтобы сделать сплав полностью невозможным. В конце концов, запас мастерства у здравомыслящего каякера составляет величину такого же порядка.

Приведенные цифры, на первый взгляд, противоречат сделанным ранее утверждениям о весе груза на пеших подходах. Чтобы проверить их, подсчитаем этот вес полностью. Помимо упомянутых 15√17 кг груза, которые имеются в начале сплава, выходной вес на участника включает саму лодку ≈ не менее 15√18 кг; сплавное снаряжение ≈ около 5 кг; весло ≈ 1,5 кг; продукты на пешую часть ≈ в большинстве случаев 3√5 кг. В результате и получается величина 40√45 кг, указанная выше.


Объем

Объем снаряжения, которое необходимо погрузить в каяк в начале сплава, составляет 30√50 литров. Если эта цифра представляется вам заниженной, вы можете легко проверить ее на своем собственном снаряжении. На самом деле это весьма значительный объем. Для сравнения можно напомнить, что 50 л ≈ это объем традиционного абалаковского рюкзака, с которым тысячи людей совершали в свое время протяженные пешие и горные походы. Вам же предстоит погрузить в свой каяк компактное современное снаряжение и продукты на достаточно непродолжительное время.

Если вы используете обычный многоцелевой каяк, то его объем составляет, как минимум, 250 л; объем специальных каяков для автономных экспедиций доходит до 400 л. Конечно, значительную часть этого объема занимают сам гребец и емкости непотопляемости. Конечно, не весь этот объем доступен для размещения груза, особенно в каркасно-поддувных лодках. Однако вам требуется всего лишь от 1/8 до 1/5 объема лодки! Едва ли вы не сможете найти столь незначительной величины.

Даже в самых неподходящих для автономного сплава малообъемных каркасно-поддувных каяках с крестовидными шпангоутами объем основного грузового отсека (позади гребца) составляет не менее 25 л. Около 4 л составляет свободное пространство между пятками гребца и предыдущим шпангоутом. (В этот объем замечательно вписываются, например, небольшие котелки.) Наконец, часть мелкого груза можно просунуть за крестовидные шпангоуты. Сюда же можно при сборке каяка заложить те вещи, которые не потребуются вам на сплаве ≈ рюкзак, чистый "выходной" комплект одежды. Можно поместить сюда и часть продуктов на заключительные дни сплава, упаковав их в узкие и длинные гермомешки. Диаметр мешков должен быть таким, чтобы вы могли вытащить их, если полностью выпустите воздух из баллонов и оттянете оболочку каяка. После того, как будут израсходованы продукты из основного отсека, вы достанете эти продукты и положите их на освободившееся место; грузить их обратно за шпангоут вам уже не потребуется. Таким образом, проблемы с объемом груза оказываются столь же преувеличены, как и проблемы с его весом.


Момент инерции и размещение груза

Распределение груза в жестком (а) и каркасно-поддувном (б) каяке.
Именно момент инерции груза, а не его вес, создает основные проблемы в управлении каяком. Следует напомнить, что эта величина определяет инерционность судна при вращении и равна произведению массы груза на квадрат расстояния до него от оси вращения, в данном случае ≈ от центра каяка. Поскольку груз размещается достаточно далеко от центра, то его момент инерции оказывается весьма велик, и по сравнению с моментом инерции гребца на пустом каяке (когда практически вся масса сосредоточена в центре) он составляет уже не 15%, а намного более значительную величину. Поэтому правильная схема загрузки каяка должна быть такой, чтобы основная масса груза находилась как можно ближе к центру лодки.

В этом отношении снова наиболее предпочтительными оказываются жесткие каяки. В них можно разместить груз непосредственно позади кокпита по всей ширине лодки, а корму и нос (за пяточными упорами) заполнить емкостями непотопляемости. На каркасно-поддувных лодках часть объема по бортам занята баллонами, поэтому груз неизбежно приходится перемещать дальше в корму и в нос каяка. Момент инерции при этом быстро растет. Для сравнения: пустой рюкзак весом в 1 кг, помещенный в самый нос каяка на расстоянии 2 м от оси вращения, динамически эквивалентен 16 кг, помещенным на расстоянии 50 см от оси ≈ практически всему вашему грузу!

Груз должен быть распределен в лодке в соответствии с его плотностью. Среди всего снаряжения, которое приходится перевозить каякеру, можно выделить три основные группы:

С другой стороны, конечно, груз должен быть размещен в соответствии с тем, когда и в какой последовательности он вам может понадобиться. Безусловно, спасательное снаряжение, аптечка, ремнабор и кино-фото-видеоаппаратура должны быть у вас всегда под рукой. Желательно не убирать слишком далеко комплект сухой одежды и обуви, чтобы по прибытии на стоянку можно было быстро переодеться. В дождливую погоду палатка или тент от нее снимается в последнюю очередь и помещается в каяк поверх остального груза, а на новом месте ставится прежде всего. Спальный мешок, коврик, теплые вещи и рюкзак, наоборот, можно упаковать наиболее далеко.

Особенно тщательно следует продумывать упаковку и распределение груза на каркасно-поддувном каяке. В этом случае необходимо отработать схему загрузки до начала похода, найти постоянное место для каждого предмета и изготовить соответствующий комплект гермоупаковок. Отдельная проблема ≈ перевозка запасного весла. Если кормовые шпангоуты ≈ крестовидные, то обе лопасти удобно помещаются под декой, хватом к корме. Если же эти шпангоуты фигурные, что совершенно необходимо для каяков с полными обводами, то их необходимо заранее модифицировать: опустить верхнюю ветвь и установить высокую кницу для мидельвейса.

Некоторые особенности размещения груза в каркасно-поддувном каяке: 1 ≈ запасное весло, 2 ≈ модифицированный шпангоут, 3 ≈ груз под ногами гребца.

Ни в коем случае не следует размещать какой бы то ни было груз между ногами гребца. Помимо того, что он помешает вам вовремя покинуть лодку, помимо того, что вы наверняка утопите его при оверкиле (а от этого не могут зарекаться даже самые опытные каякеры), вы, скорее всего, рано или поздно просто забудете его на очередной остановке. Однако можно разместить небольшой груз, например, тент от палатки, под передним краем сиденья и впереди него. Такой груз совершенно не мешает, если он находится под ногами гребца.

Больше всего проблем доставляют, как правило, негабаритные грузы. Если каяк не имеет заднего пиллерса, то в него можно, вообще говоря, погрузить не только очень большие котлы, но даже гитару. Если же все каяки в группе оборудованы пиллерсами, то максимальный размер котелков становится естественным ограничителем численности группы. (Конечно, можно ≈ и очень желательно ≈ по возможности изготовить или подобрать котелки такой формы, которая соответствовала бы просвету между задним краем сиденья, краем кокпита и пиллерсом.) Но я категорически не советую отдавать котлы на сопровождающий катамаран, даже если таковой имеется. Как показывает практика, при оверкиле катамарана кухня уплывает всегда.


Центровка лодки

Груз, помещенный в корму каяка, нарушает его центровку: лодка приобретает небольшой, но вполне заметный дифферент на корму. Как следствие, при этом нарушается вся ее динамика, что тоже осложняет работу гребца.

Для того, чтобы уменьшить этот эффект, также следует размещать тяжелые грузы как можно ближе к центру лодки. Помещать тяжелый компактный груз в нос лодки в качестве противовеса крайне нежелательно, поскольку это значительно увеличивает момент инерции.

Для того, чтобы восстановить правильную центровку, иногда приходится передвигать сиденье каяка вперед на 10√20 мм, если это допускается его конструкцией. Это достаточно небольшое смещение, но оно может потребовать повторной подгонки всех упоров. Желательно подобрать положение сиденья до начала похода или, самое позднее, на первом же переходе, и отметить это положение для пустого и для груженого каяка. Если конструкция лодки не допускает такой легкой регулировки, то установите сиденье в положение, соответствующее нулевому дифференту при грузе в 6√7 кг. Тогда на пустом каяке центровка будет нарушена в одну сторону, на груженом ≈ в другую, но в среднем эти отклонения будут минимальными.


Упаковка груза

Для упаковки груза в каяке чаще всего используются две основные схемы: один большой мешок или много маленьких. Хотя, конечно, возможны любые промежуточные варианты. Выбор между ними определяется пристрастиями конкретного каякера и особенностями перевозимого им груза.

Главное достоинство одной большой гермоупаковки (или двух, если объем кормы разделен пиллерсом) в том, что она позволяет максимально полно использовать объем багажника. Пустая упаковка вставляется в каяк, затем в нее укладывается груз, и упаковка завязывается. Это несколько быстрее, чем завязывать много маленьких мешочков; с другой стороны, вы потратите больше времени, чтобы поднести каждую вещь к каяку по отдельности. При такой схеме вы можете быть относительно спокойны за свой груз в случае оверкиля: большая упаковка редко способна выпадать из каяка. Вы также избавляетесь от необходимости развязывать много упаковок в поисках нужной вещи (если не помните во всех подробностях, где у вас что лежит), но поиски ее в большом мешке сами по себе могут оказаться непростым делом. Через несколько дней сплава в вашем багажнике образуется замысловатый конгломерат из сухарных крошек, манной каши, зубной пасты, носков и резинового клея. В определенных пределах этого можно избежать, если упаковать часть груза в раздельные капроновые мешочки, но это требует лишнего времени; часть вещей в любом случае должна грузиться россыпью, чтобы заполнить весь доступный объем. Еще один недостаток большой упаковки в том, что если вы повредите или небрежно завяжете ее, то мокрым будет весь груз. И, наконец, куда вы положите спасконец, кинофотоаппаратуру или грязные, закопченые котелки?

Мелкие упаковки используют объем багажника менее эффективно, но они позволяют упорядочить ваш груз. Другое достоинство этой схемы в том, что она не требует подносить каяк вплотную к палатке для его загрузки-разгрузки. Это весьма существенно, когда место чалки находится далеко от лагеря. Она требует определенных умственных усилий для того, чтобы рационально разместить груз и запомнить, куда вы упаковали ту или иную вещь, но зато вы можете не распаковывать те гермомешки, которые не понадобятся вам на данной стоянке. Наконец, она хорошо сочетается с теми предметами снаряжения, которые должны быть упакованы отдельно. Но груз, упакованный "мелкой россыпью", необходимо закрепить в каяке, чтобы он не мог выпасть при оверкиле, отливании или переноске лодки. Наиболее надежный способ для этого ≈ зашнуровать просвет между задним краем сиденья и краем кокпита (или шпангоут на каркасно-поддувном каяке).

Перед загрузкой снаряжения из емкостей непотопляемости выпускается часть воздуха; на жестком каяке их можно немного протолкнуть в корму. После этого багажник заполняется грузом. Прежде всего необходимо соблюдать указанный выше порядок распределения груза вдоль лодки; в пределах одного поперечного сечения лодки более тяжелые предметы помещаются снизу, более легкие ≈ сверху. На каркасно-поддувных лодках необходимо дополнительно следить за тем, чтобы твердые грузы не лежали непосредственно на днище каяка; такие вещи, как подошва ботинка, фотоаппарат или пачка сахара, легко могут стать причиной пробоины в оболочке лодки и в гермоупаковке. После того, как весь груз размещен и закреплен в багажнике, емкости непотопляемости поддуваются до нормального давления и заполняют весь свободный объем.


Использование крупных грузовых судов

"РАФТ (он же "резиновый автобус", "скотовозка" и т.п.). Большая, громоздкая, полужесткая надувная платформа, используемая преимущественно для транспортировки обывателей по рекам на коммерческой основе... При использовании в режиме поддержки каяков способен вместить на борт неимоверное количество жратвы и пива."
W.Nealy, "Kayak"

Несмотря на все проблемы, которые создает для каякеров крупное, неповоротливое судно, соблазн использовать его в качестве грузовой баржи достаточно велик, тем более, что в определенных случаях иметь в группе одно такое судно весьма желательно по другим соображениям. Как правило, на роль транспортного средства назначается катамаран ≈ наиболее распространенное у нас судно. Нормальная загрузка катамарана, при которой он сохраняет остатки управляемости, составляет 60√70 кг для двойки и 120√140 кг для четверки. (За исключением так называемых "спортивных" катамаранов минимального объема.) Таким образом, один гребец на катамаране способен полностью разгрузить одного каякера. Катамаран-двойка, например, может взять, помимо своего собственного груза, груз двух каякеров, либо разгрузить 4 каякеров наполовину, 6 ≈ на треть, и т.д. Считайте сами, какой вариант является для вас более выгодным.

Загрузка такого катамарана, как правило, занимает чрезвычайно много времени, даже если в этом активно участвуют все обслуживаемые им каякеры. Поэтому необходимо делать все возможное, чтобы по возможности уменьшить количество операций, которые приходится выполнять на нем ежедневно, и перенести часть этой работы на каяки. Например, при частичной разгрузке целесообразно отдать на катамаран те вещи, которые требуются не каждый день: продукты, пустые рюкзаки. Свое личное снаряжение, которое требуется упаковывать и распаковывать на каждой стоянке, каякеры оставляют себе.

За рубежом для поддержки каяков активно используются рафты ≈ большие надувные плоты. В отличие от катамаранов, это судно безо всяких спортивных амбиций, специально оптимизированное для сплава в слабоуправляемом режиме. Оно имеет большую массу и большую пассивную остойчивость, благодаря которой и преодолевает препятствия. 1√2 опытных инструктора способны перевозить на таком судне до 10√15 пассажиров или эквивалентное по весу количество снаряжения. Таким образом, это намного более эффективное средство поддержки, чем катамаран.

Использование крупных вспомогательных судов наиболее целесообразно на мощных реках с примитивными струйными порогами, не требующими сложного и интенсивного маневрирования. На малых реках с препятствиями слаломного типа эти суда движутся не очень уверенно.


╘ В.Юрин, 1997 < iourine@iourine.msk.su >
Рисунки А.Титовой