В рекламном проспекте любой фирмы, организующей коммерческий рафтинг в Гранд-
Вылавливание людей, весел и прочих отдельно плывущих предметов не содержит существенных особенностей по сравнению с аналогичными действиями при страховке каяков. Здесь следует отметить только то, что гребцы с крупных судов, как правило, ведут себя в воде более пассивно и слабо представляют, что и как им следует делать, особенно при страховке каяком. Поэтому им особенно необходимы четкие и внятные команды: "Держись за ручку на корме!", "Греби ногами!!!" и т.п. Кроме того, существует вполне определенная закономерность: чем крупнее судно, тем большее число отдельных предметов приходится вылавливать после его оверкиля.
Самая сложная задача - вылавливание самого катамарана или плота. Это вполне реально, хотя смею вас уверить, что в одиночку ловить, скажем, перевернутую груженую четверку в I каньоне Чаткала - пренеприятнейшее занятие. Ни буксировать, ни толкать такой груз каяк не в состоянии, поэтому основной и практически единственный метод страховки состоит в том, чтобы столкнуть аварийное судно со струи одним или двумя ударами. Предварительный разгон позволяет накопить необходимый для такого удара запас энергии. После этого работа страхующих несколько упрощается.
При страховке крупного судна, прежде всего, не подходите к нему вплотную ни сверху по течению, ни снизу. Если один из вас вдруг затормозится в какой-нибудь локальной турбулентности, вы рискуете мгновенно оказаться под катамараном. Сделать что-то, находясь рядом с ним, вы все равно не сможете. Поэтому держитесь от него на расстоянии 2-3 корпусов, чтобы оставаться в безопасности и иметь пространство для разгона. Выберите улово, в которое вы будете его толкать, зайдите сбоку, со стороны струи, разгонитесь и ударьте либо в центр аварийной лодки, либо ближе к ее нижнему по течению концу. Первый вариант хорошо работает только при небольшой массе страхуемого судна, когда вашего удара достаточно, чтобы сразу столкнуть его со струи. Второй вариант имеет смысл применять только к судам удлиненной формы (например, катамаранам), расположенным вдоль течения. При таком ударе вы вталкиваете в улово только его нос, а остальную часть работы довершает разность скоростей в улове и на струе. Чтобы аварийное судно не развернулось на самой сбойке и не ушло дальше вниз по течению, желательно, чтобы второй каяк чуть позже ударил его в районе кормы или просто придержал корму. Это затормозит вращение судна, и оно, продолжая движение по инерции, пойдет по более широкой дуге вглубь улова.
© В.Юрин, 1997 < iourine@iourine.msk.su >
Рисунки А.Титовой