ЭСКИМОССКИЙ ПЕРЕВОРОТ "РЫЧАГОМ"

С какой стороны вставать? Механика переворота "рычагом". Подготовка к занятиям. Упражнения и советы. Положение инструктора. Перехват весла. Усложненные упражнения. Эскимосские перевороты в сложных условиях.


Эскимосский переворот, то есть постановка перевернутого каяка на ровный киль - один из важнейших элементов управления каяком, хотя основная область его применения оказывается совсем не там, где ее можно было бы ожидать. Он нужен каякеру не только и не столько для того, чтобы возвращаться в нормальное положение после оверкиля в пороге. Мастерство каякера состоит не в том, чтобы успешно вставать, а в том, чтобы не ложиться. Любой оверкиль свидетельствует о том, что вы потеряли контроль над лодкой. Если вы в походе переворачиваетесь более 3-4 раз, это верный признак того, что вы выбрали реку выше своих возможностей.

Гораздо важнее роль эскимосского переворота в процессе обучения. В это время вы, по определению, балансируете на грани того, что вы уже умеете, и не удивительно, что вы будете регулярно оказываться за этой гранью. Главное даже не в том, что эскимосский переворот позволит вам практически исключить потери времени на вылезание, отливание и т.п. Прежде всего, он придаст вам уверенность в своих силах, и вы перестанете относиться к переворотам во время тренировки как к чему-то чрезвычайному. Скорее всего, вы даже перестанете их считать. Вы сможете спокойно исследовать поведение каяка, не боясь, что ваши эксперименты закончатся катастрофой.

Эскимосский переворот - это, вероятно, самый эффектный прием (особенно, когда его выполняет хрупкая барышня одними руками, без весла), но далеко не самый сложный. Такие вещи, как, например, работа с обратным креном, намного сложнее, поскольку они требуют поддерживать некоторое равновесие, и нарушение этого равновесия в любую сторону полностью разрушает ваш маневр. Эскимосский переворот, в отличие от них - движение, которое выполняется только в одну сторону "до упора", и вам нет необходимости балансировать на лезвии весла. Поэтому целесообразно освоить его как можно раньше. Помимо чисто утилитарной пользы, эскимосский переворот является хорошим упражнением, помогающим вам лучше почувствовать каяк.

Существует не менее десятка различных способов выполнения эскимосского переворота, но два основных приема - это "рычаг" и "винт". О втором речь пойдет позже, когда мы познакомимся с опорными гребками; по существу, винт является предельным случаем опоры. "Рычаг" - более простой, даже примитивный прием, и в этой примитивности состоит одна из его наиболее привлекательных сторон. Он не только доступен и понятен для начинающих гребцов, но и надежно работает в сложном турбулентном потоке. Усилие, развиваемое при правильном выполнении этого приема, достаточно для постановки на ровный киль не только каяка, но даже байдарки-двойки с пассивно сидящим пассажиром.

Считается, что у этого приема много недостатков; хотя большинство из них - надуманные, два недостатка, действительно, имеют место. Во-первых, вы оказываетесь беспомощны в момент обратного перехвата весла, и если ваш каяк именно в этот момент окажется в опасной ситуации, то велика вероятность повторного оверкиля. Но при правильном выполнении этот перехват занимает очень небольшое время, и вероятность такого совпадения достаточно мала. Во-вторых - и этот недостаток является наиболее существенным - оказавшись под лодкой лицом вниз, вы рискуете травмировать лицо. Хотя оно должно быть, по идее, надежно защищено каской и приведенными в исходное положение руками, эта защита не всегда оказывается достаточно эффективной. Поэтому при оверкиле в мелководном препятствии лучше не искушать судьбу. Но для уверенного выполнения эскимосского переворота желательно выполнять его единообразно во всех ситуациях. Именно поэтому каякер должен уметь выполнять переворот более безопасным способом - "винтом" - и при реальном оверкиле в пороге пользоваться, как правило, именно этим приемом. С другой стороны, "рычаг", в силу своей простоты и доступности, весьма эффективен в качестве вспомогательного приема для тренировок. В частности, он позволяет значительно ускорить освоение опорных гребков и переворота "винтом".


С какой стороны вставать?

С любой. Как правило, большинство гребцов начинают учиться вставать с обоих сторон, но быстро обнаруживают, с какой руки им удобнее это делать. (Обычно - но не всегда - это бывает ведущая рука.) Научившись вставать с этой стороны, они начинают применять эскимосский переворот на практике и тем самым совершенствовать его, закрепляя таким образом неравноправие рук.

Часто можно услышать, что необходимо уметь выполнять эскимосский переворот с обоих сторон, потому что "вставать надо всегда на полный оборот - от той струи, которая тебя положила". Но на самом деле после оверкиля лодка практически мгновенно приобретает скорость окружающей воды, и в дальнейшем напор потока (за исключением локальной турбулентности) не оказывает на нее никакого воздействия. Вращение лодки также тормозится, поэтому "использовать инерцию" для того, чтобы вернуть ее на ровный киль, также невозможно. Поэтому совершенно безразлично, с какой стороны вставать. Если вам проще скоординировать свои движения, продолжая вращение лодки при оверкиле - вставайте на полный оборот. Если вы встаете только с одной руки - вставайте всегда с этой стороны, в какую бы сторону вы ни перевернулись. Гораздо важнее выполнять этот прием надежно, автоматически приходя в исходное положение из любой позиции, и не путать, какая рука куда идет. Вы будете долго смеяться, если однажды встанете и обнаружите, что держите весло крест-накрест.

Лично мне известна только одна ситуация, когда вставать нужно непременно с определенной стороны: если каяк удерживается в мощной и жесткой бочке. Но и в этом случае, если вы правильно действуете, вы либо выходите из бочки (и после этого можете вставать как угодно с любой стороны), либо она сама ставит вас на ровный киль. Поэтому умение вставать с обеих рук для туриста необязательно. Оно может оказаться необходимым на слаломной трассе и в особо сложных препятствиях, но для прохождения рек до нижней половины 6 категории сложности (по отечественной классификации) включительно умения надежно вставать с одной стороны вполне достаточно.


Механика переворота "рычагом"

На первый взгляд, этот прием кажется одним мощным гребком в вертикальной плоскости. Но такое представление ошибочно. Весло играет при эскимосском перевороте лишь вспомогательную роль. При наличии некоторого навыка вполне можно выполнить эскимосский переворот с помощью сковородки, пары сандалий или вообще с пустыми руками. Основной источник восстанавливающего момента - это работа корпуса.

Усилие, развиваемое при перевороте "рычагом", имеет чисто реактивную природу. Вы сообщаете верхней половине своего тела движение (вращательное) в одном направлении; при этом нижняя часть вашего тела, включая каяк, приобретает импульс в противоположную сторону.

Взаимосвязь между движением верхней и нижней части тела гребца: а - классический оверкиль, б - "рывок бедрами".
Наверняка вам хорошо знакома картина, когда неопытный гребец перед оверкилем хватается за приподнятый борт лодки и пытается вылезти на него. Инстинктивно стараясь отстраниться от страшной пучины, он только приближает развязку: карабкаясь на приподнятый борт, он еще сильнее притапливает противоположный, увеличивает и без того опасный крен... а более опытные товарищи, не дожидаясь завершения этого процесса, комментируют с берега: "Ну, все: уже полез. Пойдем вылавливать."

Обратите внимание на положение корпуса гребца в этот момент. Его поясница прогнута вниз, а плечи и ягодицы направлены вверх. Это, за исключением некоторых деталей, почти совпадает с исходным положением для "рычага". Если из этого положения вы выгнетесь "мостом" - поясница вверх, плечи и ягодицы вниз - то вы поставите лодку на ровный киль, а ваша голова окажется в воде рядом с ней. Именно это изгибание поясницы не вполне корректно называется "рывок бедрами". Оно является основой всех видов эскимосского переворота и опоры, и это не случайно. Ваша задача состоит в том, чтобы приложить усилие к корпусу каяка (и именно для этого нужны, в частности, надежные упоры). Если вы просто сделаете мощный гребок руками, но не передадите это усилие на корпус лодки, то вместо переворота вы поднимете над водой только свои плечи и упадете обратно. (Эта ошибка называется "тянуть голову", хотя голова здесь ни при чем - работать надо, скажем так, бедрами.) Поэтому все ваше движение должно исходить от поясницы, от того усилия, которое вы прикладываете к лодке. Руки и весло лишь следуют этому движению, не позволяя верхней половине вашего тела погрузиться слишком глубоко и помогая вынуть ее из воды после того, как лодка приведена в нормальное положение.

Очень похожее движение вы делаете, когда рубите или колете дрова. Много ли вы нарубите, если будете тюкать топориком с помощью одних только рук? Конечно, нет. Вместо этого вы разгоняете топор мышцами спины и брюшного пресса, вовлекая в движение всю верхнюю часть корпуса; руки только направляют его. Точно таким же движением направляет свой молот кузнец. А аналогичный удар мечом просто разваливает человека на две половинки.


Подготовка к занятиям

Прежде всего вам надо позаботиться о том, чтобы вы чувствовали себя в спокойной воде бассейна абсолютно комфортно. Ничто не должно стеснять ваши движения, поэтому лучше всего приступать к упражнениям с минимумом одежды. Бороться со спасжилетом вы научитесь позднее.

Все упражнения надо выполнять на небольшой глубине: 1-1,2 м. Если вы неуверенно чувствуете себя под водой, то попросите своего инструктора специально позаниматься с вами. Перевернитесь, расслабьтесь, сосчитайте до десяти. Пригнитесь к носу каяка и обхватите его руками. Затем откиньтесь под корму. Вспомните, какого цвета купальник на девушке, которая стоит на берегу недалеко от вас. Поднимите что-нибудь со дна бассейна. Не торопитесь и не нервничайте; в состоянии стресса вы расходуете свои запасы кислорода намного быстрее. Кстати, сколько времени вы можете не дышать? Если не знаете, то сейчас самое время определить это. На сколько попыток переворота вам этого хватит? (Подсказка: у средне подготовленного гребца один переворот занимает 2,2-2,6 сек, независимо от способа выполнения.) Наконец, подайте руки инструктору и позвольте ему вынуть вас из воды.

Чтобы лучше освоиться в воде, полезно просто плавать и нырять. Погрузитесь на дно на глубине 1-1,5 м, сгруппируйтесь, выпрямитесь. Повернитесь направо и налево, лягте или сядьте на дно. Поднимите что-нибудь со дна. Возьмите кусок веревки и завяжите пару узлов.

Если вы не открываете глаза под водой, то вам может быть полезна маска или очки для плавания. Они помогут вам восстановить ориентировку в пространстве. Если вы сильно страдаете от того, что вам в нос заливается вода, воспользуйтесь зажимом для носа. (Впрочем, для переворота "рычагом" это не характерно. Вода чаще заливается в нос при перевороте "винтом", когда вы оказываетесь лицом кверху.) Но не стоит злоупотреблять этими приспособлениями: если вы слишком привыкнете к ним, вам будет труднее выполнять переворот в реальной обстановке. Лучше сразу приучиться выдыхать через нос в течение всего времени, когда в него грозит попасть вода, и ориентироваться при помощи вестибулярного аппарата и координации мышц.


Упражнения и советы

Упражнение для постановки каяка на ровный киль.
Первое, чему вы должны научиться - это уже упоминавшийся "рывок бедрами". Если говорить точнее, это изгибание корпуса, с помощью которого вы ставите лодку на ровный киль.

Это движение составляет основу эскимосского переворота. Только после того, как вы освоите его, можно нанести несколько заключительных штрихов. Предположим для определенности, что вы выполняете переворот с правой стороны. Если вы встаете слева, то, не откладывая, загрузите этот файл себе в какой-нибудь редактор и в нижеследующем тексте поменяйте местами "право" на "tmp", потом "лево" на "право" и потом "tmp" на "лево" - иначе запутаетесь.

В течение всего переворота следите за тем, чтобы ваш корпус был развернут грудью вниз, а весло находилось под вами. Самая грубая ошибка - это выходить из воды боком, вращая весло перед собой, наподобие штурвала. В таком положении вы, во-первых, можете крутить весло только руками. Во-вторых, приложенная вами сила направлена мимо центра тяжести, поэтому большая ее часть расходуется впустую на создание вращательного момента в направлении "нос-корма". В третьих, вы не можете изгибать корпус вбок так же далеко и свободно, как вперед-назад.

Не отчаивайтесь, если вам не удается быстро получить желаемый результат. Каждому человеку необходимо свое определенное время, чтобы до конца понять этот прием. В конце концов, все описанное выше - не более чем грубая схема. Вашему телу потребуется определенное число попыток, чтобы методом проб и ошибок найти для себя наилучший вариант этого движения и описать его на своем внутреннем языке. Одним людям, особенно гимнастам и горнолыжникам, иногда бывает достаточно заочного описания и нескольких попыток; другим требуются месяцы регулярных занятий с инструктором. Но я не встречал ни одного человека, который был бы принципиально неспособен научиться эскимосскому перевороту.


Положение инструктора

Когда вы начнете упражнения с веслом, попросите кого-нибудь подстраховать вас. Это позволит вам сэкономить немало времени.

Как правило, большинство страховщиков предпочитает стоять на берегу и держать каяк за нос или корму. Худшее положение придумать трудно. Ваше тело весит несколько десятков килограммов; соотношение его размеров и размеров носа каяка образует 5-7-кратный рычаг, действующий против страхующего. Таким образом, ему нужно приложить усилие в 200-400 кг одними кистями рук к мокрому и скользкому носу каяка. Поэтому не удивляйтесь, если он не сумеет удержать вас.

Наиболее эффективное положение инструктора - рядом с вами, со стороны, противоположной той, откуда вы встаете (то есть в данном случае - слева). Если инструктор видит, что вы не дотягиваете каяк до полного переворота и сейчас начнете падать обратно, он просто притапливает ближний к нему (левый) борт. При необходимости он может употребить для этого весь вес своего тела.


Перехват весла

Необходимость перехватывать весло - существенный недостаток переворота "рычагом". Но, к счастью, это достаточно простое движение, и его можно быстро отработать до полного автоматизма. Собственно говоря, для самого переворота совершенно неважно, как именно вы перехватываете весло; это имеет значение только постольку, поскольку вам лучше не тратить лишнее время на это движение. Перехватывать весло можно тысячей различных способов; я опишу только четыре, которыми пользуюсь сам. Если какой-то другой способ покажется вам удобнее - пользуйтесь им без всяких сомнений.

Переворот на свою руку.
Как правило, переворот становится неизбежным тогда, когда весло становится вертикально; до этого момента вы еще можете попытаться опереться на него. Когда же вы понимаете, что переворачиваетесь - расслабьте руки и оставьте весло торчать из воды вертикально, в то время как ваше тело будет падать мимо него. Сместите нижнюю руку на шейку лопасти. Отпустите верхнюю руку и подхватите ею угол нижней лопасти, одновременно разверните плечи. Займите исходное положение для 'рычага'.

Переворот не на свою руку.
Еще раз предположим для определенности, что вы встаете справа, а ложитесь в данном случае налево. Левым плечом и рукой отведите левую лопасть вдоль борта к корме; правая рука и правая лопасть остаются около кокпита. В этом положении весло погружается в воду рядом с каяком, параллельно ему, и вероятность того, что оно будет оторвано потоком, минимальна. Ваш корпус погружается в воду ближе к корме, накрывая собой весло. Сместите правую руку на шейку лопасти. Отпустите левую руку и возьмитесь ею за угол правой лопасти, удерживая весло параллельно каяку. Одновременно ваш корпус продолжает движение назад, и в тот момент, когда вы оказываетесь строго под кормой, вы уже держите весло обеими руками, также строго вдоль оси лодки. При этом вы руками закрываете свое лицо от возможных ударов о камни. Из этого положения вы делаете 'уголок' вместе с веслом, выходите в исходное положение и встаете.

Недостаток обоих указанных способов - после выполнения переворота правая и левая лопасти меняются местами. Поэтому нужно, в частности, либо иметь овальный хват с обеих сторон, либо не иметь его вовсе.

Повторная попытка.
Хотя на практике вставать с нескольких попыток случается редко, вам, тем не менее, предстоит немного попрактиковаться в этом. (По крайней мере, до тех пор, пока вы не научитесь надежно вставать с первой попытки.) Кроме того, аналогичная ситуация может возникнуть и в других случаях, когда ваше весло целиком оказывается под водой - например, после сложного выхода вверх килем из бочки.

Один из возможных способов - развернуть весло на 90° вокруг его оси и вынуть рабочую лопасть из воды ребром. Но на практике это движение оказывается очень долгим и тяжелым из-за большой длины весла, а далеко отведенная лопасть легко может попасть в это время в другую струю или в камни. Поэтому лучше быстро перебрать руками вдоль весла к противоположной лопасти, выдвигая весло через плечо себе за спину. Когда вы займете исходное положение - спиной вверх - та лопасть, которая стала теперь рабочей, окажется в воздухе или на поверхности воды.

Обратный перехват.
После выполнения переворота немедленно продерните весло верхней рукой (той, которая держит за угол лопасти) поперек каяка и передвиньте нижнюю руку (рабочую) в нормальное положение. Секрет быстроты этого движения в том, чтобы двигать весло строго вдоль его оси, без вращения. Затем верните в нормальное положение и верхнюю руку. Проверьте положение обеих рук.


Усложненные упражнения

С балластом.
Это хорошее учебное упражнение для совершенствования ваших навыков. Попросите товарища лечь на нос вашего каяка, головой к вам, и обхватить каяк руками и ногами. Перевернитесь и встаньте. (На всякий случай договоритесь, например, что если вы не встанете со второй попытки - он отцепляется.) Проделайте это упражнение во всех доступных вам вариантах: справа и слева, туда-обратно и на полный оборот. Когда этот товарищ вам надоест, найдите более упитанного.

"Вертушка".
Не перехватывая весло в нормальное положение, перевернитесь на полный оборот 3 раза подряд. После каждого оборота делайте полный вдох. Постепенно доведите число оборотов до 10. Попросите кого-нибудь из ваших товарищей замерить время выполнения 10 оборотов.

Катапультирование наоборот.
Положите пустой каяк на воду кверху килем. Поднырните под него, залезьте в кокпит и встаньте. Все это надо проделать на достаточной глубине - для чистоты эксперимента. Единственное, чего вы, вероятно, не успеете сделать под водой - это надеть юбку. Поэтому в каяке обязательно должны быть емкости непотопляемости. Секрет быстрого залезания в каяк тот же, что и для успешного катапультирования: нужно повиснуть под ним вниз головой, почти перпендикулярно деке, немного откинувшись к корме. Все остальное вам уже известно.

Переворот руками.
Попробуйте выполнить переворот с канойным веслом, пенопластовой доской, сковородкой, пустыми руками. Обратите внимание на прогиб корпуса в исходном положении и его группировку в одну точку в конце переворота. Попросите вашего товарища постоять рядом и подать вам весло, когда вы выставите для этого руки из воды. Хотя это упражнение едва ли получится у вас с первого раза (для этого вам необходимо сначала разработать достаточную гибкость корпуса), после него весло покажется вам надежным, как бетонный бортик бассейна.


Эскимосские перевороты в сложных условиях

В турбулентном потоке.
Далеко не всегда после порога вас ожидает спокойный плес, где вы можете вставать в свое удовольствие. Часто приходится вставать, например, в цепочке валов после основного слива или в другой турбулентной структуре. Конечно, эта турбулентность сама способствует перевороту каяка в ту или иную сторону. Например, на переднем склоне вала каяк проще перевернуть навстречу струе, а на заднем - от струи.

Но как вам понять, в каком месте потока вы находитесь? И успеете ли вы изготовиться для переворота с нужной стороны? К счастью, этого делать не требуется. Займите исходное положение со своей привычной стороны и ждите, пока каяк качнется в нужном вам направлении. Тогда немедленно вставайте, причем сделать это надо одним быстрым и энергичным движением, пока ситуация не переменилась на противоположную. И сразу же сориентируйтесь: в каком месте порога вы находитесь, куда движетесь и как расположен каяк.

Обратите внимание на вторую функцию ваших упоров. Это не только средство управления каяком, но и звено в цепи обратной связи. Именно благодаря им вы можете воспринимать и анализировать все движения каяка не глазами, не головой, а непосредственно той частью тела, которая должна управлять им. Это позволяет вам реагировать на ситуацию быстро и адекватно.

На байдарке.
Одна из основных слабостей двухместной байдарки состоит именно в том, что на ней крайне сложно выполнить эскимосский переворот (и вообще любой маневр, требующий строго слаженной работы). Возможны три решения этой проблемы:

  1. Подождать, пока матрос покинет судно. После этого вы с облегчением встанете. Это ненамного сложнее, чем на каяке, но потом вы легко можете перевернуться через корму из-за набранной при перевороте воды.

  2. Матрос прижимается к деке, обхватывает байдарку руками, держит весло вдоль борта. Капитан выполняет переворот. Естественно, эти действия должны быть оговорены заранее.

  3. Переворот выполняют оба члена экипажа. Поскольку договариваться перед каждым реальным (не учебным) оверкилем вам будет некогда, должно быть установлено жесткое правило типа: "встаем всегда с той стороны, куда легли" или "всегда справа". Основная же сложность состоит в том, чтобы обеспечить одновременную работу гребцов. Для этого не годится даже прямое управление матросом с помощью ног, возможное на "спортивных" байдарках с малым разнесением: к сожалению, матрос имеет конечное и очень непостоянное время срабатывания. Столь же неэффективна работа на счет "Один... Два... ТРИИИ!", поскольку каждый человек считает со своей собственной скоростью, а под водой время часто течет по-разному для разных людей и в разных конкретных ситуациях. Единственный выход состоит в том, что один гребец (как правило, менее опытный) начинает движение, а второй его тут же ощущает и подхватывает - так же, как при перевороте в турбулентном потоке.

Вблизи крупного судна.
Если вы перевернетесь из-за столкновения с катамараном или рафтом, или окажетесь рядом с ним по какой-то другой причине, вы, вероятнее всего, начнете вставать с противоположной от него стороны. Столь же определенно можно предвидеть, что катамаранщики ухватятся за ближайший к ним борт (тот, который вам надо притопить) и будут тащить его вверх, спасая вашу жизнь. Поэтому, если она вам действительно дорога, вставайте руками от катамарана, как от твердой опоры. А еще лучше - держитесь от него подальше.


© В.Юрин, 1997 < iourine@iourine.msk.su >
Рисунки А.Титовой