БОЧКИ

Прохождение носом. Прохождение лагом и траверс. Сложные бочки и котлы. Выход из бочки на ровном киле. Эскимосский переворот и выход из бочки вверх килем. Глубокие бочки.


При прохождении бочки на каяк действует его собственный вес и встречное течение. И то, и другое препятствуют дальнейшему движению лодки вниз по течению. В некоторых случаях именно это и требуется; если же каякер намерен пройти бочку, он использует для этого донное течение под бочкой и инерцию своего судна.


Прохождение носом

Прохождение бочки носом: а - правильно, б - неправильно.
Как и при прохождении валов, это самый простой способ. Для большинства бочек, за исключением самых маленьких, это единственная возможность пройти бочку насквозь.

Бочку можно рассматривать как предельный случай вала. Соответственно, и прохождение бочки больше всего похоже на прохождение крутого остроконечного вала. Оверкиль также происходит одинаково в обоих случаях.

  • Перед входом в бочку разгоните каяк до максимальной скорости. Однако не начинайте разгоняться слишком рано; вы только зря потратите силы. Как правило, для разгона каяку достаточно дистанции в 3-4 корпуса.

  • При входе в бочку наклонитесь вперед, чтобы нагрузить нос каяка. Для успешного прохождения большой бочки необходимо вогнать в нее лодку по самый центр тяжести и поддерживать дифферент на нос до конца прохождения. Тогда донная струя будет толкать лодку вперед, восходящее течение будет поднимать ее, как на лифте, к вершине бочки, а сила тяжести - сталкивать с бочки вниз по течению. Если же вы позволите бочке поднять только нос каяка, лодка немедленно начнет тормозиться встречным течением и соскальзывать обратно под слив, предоставляя дополнительное время для того, чтобы эти процессы развивались дальше. В конечном счете лодка либо сваливается поперек течения и переворачивается через борт, либо совершает эффектный кувырок через корму.

  • Продолжайте грести вперед изо всех сил до тех пор, пока не выйдете из бочки. Чтобы использовать при гребле мышцы корпуса, не прижимайтесь к носу лодки всей грудью. Правильное исходное положение для гребка - плечи развернуты, как при обычном гребке, и вплотную к деке находятся только рабочая рука и бок. Грудина и верхнее плечо подняты над декой. Если вы уверены, что бочка проходится на одном гребке (это определяется путем экспериментов с меньшими бочками на данной реке), вы можете сделать канойный прямой гребок, не только вращая плечи, но и распрямляя корпус. Если же бочка выглядит слишком внушительно, не распрямляйте позвоночник и продолжайте грести у носа. Глубоко погружайте весло в воду, чтобы зацепиться если не за донную струю, то хотя бы за область с меньшим количеством воздуха и меньшей встречной составляющей течения.

  • Удерживайте лодку перпендикулярно бочке. Если лодка начинает разворачиваться в ту или иную сторону, усильте гребок с этой стороны и сделайте его частично дуговым.

Для небольших бочек, которые можно "накрыть" носом лодки, можно использовать и другую тактику. На краю слива гребец откидывается назад, приподнимает нос лодки и перепрыгивает через основную часть бочки. Этот способ весьма эффективен также при прохождении бочек после крутопадающих сливов. По существу, это вариант прыжка с водопадного слива, который будет рассмотрен в следующей главе.


Прохождение лагом и траверс

Оба эти маневра похожи на аналогичные движения в валах, однако они уверенно работают только в очень небольших поверхностных бочках.

При движении лагом каяк проваливается между сливом и собственно бочкой, и обе эти струи стремятся перевернуть его на свою сторону. Поскольку и плотность пены в бочке, и ее скорость меньше, чем плотность и скорость воды в сливе, оверкиль происходит всегда против струи. Поэтому если вы хотите устойчиво угнездиться в бочке (точнее, во впадине непосредственно перед ней), следует накренить каяк в сторону бочки и опереться веслом на обратную сторону бочки. (Если вы не можете до нее дотянуться - вы выбрали неподходящее место для игр.) Однако для того, чтобы взойти на бочку лагом, необходимо энергично подтянуться к выходящей из-под нее струе и одновременно сменить крен на противоположный, чтобы втаскивать каяк на бочку плашмя, а не ребром. Изогните корпус, чтобы перенести его вес на нижний по течению борт; тогда, как и при прохождении носом, восходящее течение в бочке будет поднимать всю лодку, а не переворачивать ее. Однако не забудьте вовремя выпрямиться, как только вы пройдете через вершину бочки. Не вывешивайтесь слишком далеко и не ставьте весло вертикально; в таком положении вы не сможете ни убрать крен, ни опереться, и немедленно перевернетесь вниз по течению, как только выйдете из бочки.

Остановки в небольших бочках - полезный прием, который можно использовать на сплаве для поддержания дистанции до предыдущего и последующего судов, внимательного просмотра последующего участка. Начните с прохождения самых маленьких бочек и постепенно обкатывайте все более крупные до тех пор, пока можете уверенно выходить из них.

При траверсе бочки самое сложное - поддерживать небольшой угол траверса, поскольку и слив, и бочка согласованно стремятся развернуть лодку лагом. Тем не менее, носовой траверс по небольшой бочке - удобный способ для пересечения струи или смещения поперек русла.


Сложные бочки и котлы

При входе в косую бочку и в других случаях, когда имеется боковой снос в одну сторону вдоль бочки, сделайте крен в эту сторону и приготовьтесь опереться со стороны набегающего потока. Лучше всего, если вы будете удерживать лодку почти полностью за счет крена; весло пригодится вам для других дел. Если же вы хотите избежать бокового смещения, перед входом в бочку разверните лодку строго навстречу движению воды в бочке и в этом положении пробивайтесь через нее.

При входе в котел особенно важно нагрузить нос каяка, чтобы он ушел глубоко под пену. Там вы можете найти нужную вам струю, подставить ей днище каяка и с ее помощью выйти из котла в нужном вам направлении. Однако на маловодной речке важно не переусердствовать и не утопить нос каяка слишком глубоко; в противном случае он может достать до дна и заклинить в камнях.


Выход из бочки на ровном киле

Удержание равновесия в бочке.
Попытка пройти бочку напролом не всегда бывает успешной. Тем не менее, если у вас не получается с первого раза, не торопитесь снимать юбку. При активном участии гребца каяк может совершать в бочке вполне целенаправленные движения; в этом и состоит основная часть упражнений родео на бурной воде. Конечно, туристу необязательно владеть всеми этими приемами, но он должен знать, по крайней мере, те из них, которые позволяют сохранять равновесие и выходить из бочек достойным образом.

Выберите для упражнений небольшую прямую поверхностную бочку на глубоком, чистом от камней участке реки. Желательно иметь каяк большого объема с круглыми бортами. Попросите товарищей подстраховать вас.

  • Зайдите выше бочки, разверните лодку поперек течения и войдите в бочку лагом.

  • Накрените каяк в сторону бочки и сделайте высокую опору (рабочей стороной лопасти). Каяк останавливается во впадине перед бочкой, вода со слива уходит под дно каяка.

  • Попробуйте уменьшить нагрузку на весло и перенести большую часть своего веса на сиденье каяка.

  • Плашмя проведите лопасть по поверхности воды немного назад.

  • Переверните лопасть и проведите ее вперед в положении низкой опоры - тыльной стороной вниз, локти подняты выше весла.

  • Верните весло в положение высокой опоры и проведите его назад.

  • Полностью освободите весло от нагрузки и перенесите весь свой вес на сиденье.

В таком положении вы можете задержаться на достаточно долгое время, чтобы отдохнуть и оглядеться по сторонам. Старайтесь нагружать весло как можно меньше, чтобы не расходовать свои силы напрасно. Обратите внимание на то, чтобы не поднимать весло выше уровня головы; высоко поднятое весло легко может уйти назад, и в этом положении весьма вероятен вывих плеча.

Итак, полдела уже сделано: вы сумели не перевернуться тотчас же, как только попали в бочку. Теперь подумайте, как вы будете выбираться отсюда.

  • Сохраняя опору на весло, проведите весло к носу лодки.

  • Разверните кисти рук так, чтобы получить смешанный прямой гребок-опору.

  • После нескольких гребков вы достигнете конца бочки и выйдите из нее на чистую струю.

  • Совершенно аналогично выполняется выход из бочки с противоположной стороны; на этот раз вам нужно грести назад. Если бочка косая, то одно из этих направлений, конечно же, более предпочтительно.

Выход на кормовой "свечке".
Следующий по сложности и эффективности способ выхода - это кормовая "свечка". Как правило, подобные бочки бывают ограничены с обоих сторон более пологими языками, взобраться на которые удается не всегда. В таком случае, попробуйте использовать их, чтобы глубоко утопить лодку в донной струе:

  • Подойдите к краю бочки таким же образом, как в предыдущем случае.

  • Вытолкните нос каяка как можно дальше на пологий язык.

  • Когда течение начнет сносить нос каяка, используйте это вращение, чтобы погрузить корму глубоко под слив. Чтобы усилить вращение, используйте дуговые гребки, но не переусердствуйте, иначе вы покатитесь по бочке в противоположную сторону.

  • Поставьте каяк перпендикулярно бочке и позвольте струе, падающей со слива, протолкнуть его через бочку.

Для успешного выхода из бочки необходимо погрузить лодку в донную струю, как минимум, наполовину. Это удается не всегда; в таких случаях лодка совершает оверкиль через корму и остается в бочке. Дальнейшие действия гребца описаны в следующем параграфе.

Наконец, наиболее сложный вариант - это движение "враскачку". Им можно пользоваться в тех случаях, когда ширина бочки не превосходит одного корпуса лодки.

  • Подойдите к краю бочки и поднимитесь, насколько возможно, на ограничивающий ее язык.

  • Позвольте лодке соскользнуть обратно в бочку и используйте ее инерцию для того, чтобы взойти на язык с другой стороны бочки.

  • Раскачивайте лодку между этими языками до тех пор, пока не накопите достаточную энергию, чтобы выйти из бочки.


Эскимосский переворот и выход из бочки вверх килем

При перевороте в бочке эскимосский переворот выполняется строго определенным образом: только "винтом" и только со стороны бочки. Это может быть не лучший вариант для конкретного гребца, но его задача облегчается тем, что движение воды в бочке способствует перевороту. Если бочка настолько мощная, что удерживает перевернутый каяк, то, как правило, достаточно просто поймать нужной лопастью нужную струю и позволить ей поднять каяк; проблемы возникают в связи с тем, чтобы вовремя остановить вращение и не уйти на второй оборот.

Возможность выполнения переворота в значительной мере определяется тем, насколько успешно вы заняли исходное положение в момент оверкиля. Сделать это, оказавшись под водой, значительно труднее.

  • При оверкиле в сторону бочки нагните корпус и проведите весло к носу, разверните плечи так, чтобы упасть на бочку спиной.

  • При оверкиле в сторону слива перенесите весло на верхнюю по течению сторону, расположите его параллельно борту, пригнитесь к носу. Особенно важно утопить в первую очередь рабочую лопасть - ту, которая обычно находится со стороны бочки; теперь она оказывается у носа каяка.

После выполнения эскимосского переворота каяк часто остается в бочке и прежняя ситуация восстанавливается полностью. Поэтому первое, что вы должны сделать - это восстановить ориентировку. Если вы вместо этого начнете машинально грести вперед, вы можете собственными руками загнать лодку в самую нехорошую часть бочки, откуда вы, возможно, только что пытались уйти подальше.

Другой вариант действий гребца - выход из бочки в подводном положении. Часто это бывает значительно легче, поскольку тело гребца и весло оказываются в донной струе. Однако необходимо некоторое время для того, чтобы она вытащила лодку из бочки.

  • Пригнитесь к носу каяка. Если вы переворачиваетесь преднамеренно, сделайте глубокий вдох, перестаньте опираться на весло и перевернитесь в сторону бочки (это спокойнее и безопаснее). В процессе переворота расположите весло вдоль борта.

  • Крепко держитесь в упорах и держите весло.

  • По шуму воды и характеру вибрации лодки определите, находитесь ли вы по-прежнему в бочке или выходите из нее.

  • Если глубина достаточная, попробуйте раскрыться, развернуть корпус спиной к потоку и выпрямить руки с веслом. Последнее следует делать медленно и осторожно, чтобы резкий рывок при входе весла в донную струю не вывихнул вам плечо. Из этих же соображений следует разворачиваться к потоку спиной - тогда рывок и последующая тяга весла будут направлены относительно вашего корпуса вперед, а не назад.

  • Выйдя из бочки, сделайте эскимосский переворот и сориентируйтесь.

Следует отметить, что такой преднамеренный переворот, как и непроизвольный оверкиль, свидетельствует о потере контроля над лодкой, хотя в данном случае эта потеря лишь частичная. Я не встречал еще ни одного каякера, который, заходя в порог, заранее намеревался бы перевернуться в нем и плыть какое-то время под водой; там темно, холодно, страшно, и дышать хочется. Поэтому если каякер действительно полностью контролирует ситуацию, он не только не переворачивается, но и не позволяет реке поставить себя в такое положение, выход из которого возможен только с помощью оверкиля. Проводя аналогию с шахматами, можно сказать, что если обычный оверкиль - это шах в один ход, то преднамеренный оверкиль для выхода из бочки или с какой-либо другой целью - тот же шах, но в качестве второго хода двухходовки.

Наконец, если вы убедились, что бочка не отпускает вас и в перевернутом состоянии, вам остается только одно: катапультироваться. Оверкиль в жесткой бочке - одна из немногих ситуаций, когда бывает целесообразно бросить каяк. Если вы не можете зацепиться за донную струю в достаточной степени, сидя в каяке и полностью раскрывшись, то маловероятно, чтобы она могла вынести вас, когда вы держитесь за перевернутый каяк. Поэтому снимите юбку и оттолкнитесь от каяка как можно сильнее, чтобы глубже нырнуть в донную струю. Однако старайтесь не выпускать из рук весло; оно может сильно пригодиться вам для дальнейшего сплава. К тому же ваши товарищи едва ли обрадуются, если им придется ловить три предмета вместо двух.


Глубокие бочки

Никогда не пытайтесь играть с глубокими бочками. Всегда проходите их носом, держа каяк перпендикулярно бочке, и гребите вперед изо всех сил.

Даже если область обратного течения за бочкой очень невелика и бочка выглядит вполне безопасно, это не что иное, как глубокая щель, заполненная пеной. Если каяк провалится в нее, у вас не будет никаких шансов вытащить его наверх, против его веса и против обоих струй, отвесно падающих на деку. Оверкиль в такой ситуации не занимает много времени, а эскимосский переворот только возвращает вас на прежнее место. Единственное, что остается делать в такой ситуации - покинуть лодку и спасаться вплавь.


© В.Юрин, 1997 < iourine@iourine.msk.su >
Рисунки А.Титовой