ВАЛЫ

Прохождение носом. Прохождение лагом. Траверс по валу. Пирамидальные валы. Разворот на валу.


При прохождении валов в игру вступает еще одна сила ≈ сила тяжести. Оказавшись на валу, каяк начинает соскальзывать с него, как с горки. Чтобы взойти на вал, каяк либо должен иметь начальную скорость, либо должен быть подставлен потоку на передней (верхней по течению) стороне вала так, чтобы этот поток поднял его на вал. На обратной (нижней по течению) стороне вала особых эффектов не возникает, поскольку сила тяжести действует в ту же сторону, куда движется каяк и вода.


Прохождение носом

Прохождение вала носом: а ≈ всхождение на пологий вал, б ≈ пробивание крутого вала.
Это самый простой и надежный вариант, но одновременно и самый мокрый. Если вы неуверенно чувствуете себя в валах, поверните лодку носом по течению и разгоните ее. Тогда вал будет переворачивать ее только в наиболее устойчивом направлении ≈ через корму.

Высота вала определяется начальной скоростью потока, и можно было бы предположить, что каяк, имеющий перед входом на вал ту же скорость, сможет подняться на такую же высоту. Однако при входе на вал каяк начинает тормозиться до тех пор, пока его нос не поднимется параллельно склону вала, поэтому он должен иметь некоторый запас скорости. Если вал пологий, то можно в этот момент отклониться назад, чтобы разгрузить нос (это одно из немногих исключений из вышеупомянутого правила). Тогда разворот будет быстрым, потеря скорости ≈ минимальной, и небольшой начальной скорости вам хватит, чтобы взойти даже на очень высокий вал.

Если же передняя сторона вала очень крутая, то вы буквально врежетесь в нее и потеряете при этом почти всю свою скорость. Взойти на такой вал практически невозможно, его надо пробивать насквозь. При входе в него нагнитесь вперед, чтобы течение поднимало не нос каяка, а ваш центр тяжести, и продолжайте грести вперед. Если вал не прямой, а косой, при входе на него задайте крен в ту сторону, куда движется вода вдоль вала, и приготовьтесь сделать опору с противоположной стороны.

Большинство каякеров стараются использовать этот способ прохождения как можно реже, однако во многих случаях он бывает необходим или желателен: на очень крутых валах, на очень больших валах, на узких пирамидальных валах. Если валы беспорядочные, то проходить их иначе не имеет смысла. Движение носом предпочтительно при валах на фоне сильной турбулентности, например, в пульсирующих валах. Наконец, во многих порогах общая тактика прохождения требует держать лодку носом вниз по течению и иметь положительную скорость.


Прохождение лагом

Прохождение валов боком, или, выражаясь по-морскому, лагом, выглядит намного элегантнее. Лодка расположена поперек передней стороны вала и не имеет собственной скорости. Легко видеть, что поток стремится опрокинуть лодку против течения, поэтому гребец должен держать крен в сторону вала. Строго говоря, он не столько кренит лодку, сколько удерживает ее от крена в противоположную сторону, поскольку лодка остается практически горизонтальной; но по отношению к потоку, восходящему на вал, это и есть положительный крен. Благодаря этому крену поток увлекает лодку вверх.

Крен при движении лагом задается исключительно движением бедер. Если задавать его наклоном корпуса, вы, скорее всего, на вершине вала не успеете убрать крен и просто упадете с нее на обратную сторону ≈ головой вниз по течению. Для большей устойчивости обычно делается опора на вал ≈ низкая (тыльной стороной лопасти), высокая (рабочей стороной) или высокая, совмещенная с прямым притяжением. Одновременно гребец может работать вперед или назад, смещаясь таким образом поперек русла.

Движение лагом позволяет проходить валы с наименьшим количеством брызг, созерцать окрестности, внимательно рассматривать последующий участок реки, экономить силы. Это идеальная тактика для крупных рек с умеренным уклоном и широкими пологими валами: каяк движется только поперек реки, выбирая наиболее подходящий маршрут. Но на узких, тесных, крутопадающих реках ее можно применять лишь изредка. Дело не только и не столько в том, что ширина реки может быть недостаточной, а в том, что большинство маневров на такой воде ≈ заходы в улова, прохождение бочек и крутых валов, прыжки с водопадных сливов ≈ требуют иметь запас скорости или, по крайней мере, иметь возможность быстро разогнаться, не тратя времени на разворот. Не следует злоупотреблять этим методом в пульсирующем, сильно турбулентном потоке и на узких пирамидальных валах.


Траверс по валу

Пока лодка находится на передней стороне вала, она стремится соскользнуть с него навстречу течению. Именно такое движение требуется для того, чтобы траверсировать струю. Вместо того, чтобы самому работать против потока, гребец может использовать любой, даже самый небольшой, вал, чтобы облегчить свою задачу.

Очень маленький или очень пологий вал не может полностью удержать лодку, поэтому траверс внешне выглядит похожим на траверс обычной гладкой струи. Каяк движется против течения под острым углом, но с двумя особенностями:

  • Нос каяка находится во впадине перед валом; если вал небольшой, то его гребень должен находиться немного позади кокпита каяка.

  • Верхний по течению борт каяка приподнят.

В таком положении каяк быстро смещается поперек потока. При входе в улово у противоположного берега необходимо сменить крен на противоположный.

Если вал более мощный, на него можно переложить всю работу. В этом случае каякеру не нужно грести вперед, а нужно только управлять углом траверса и креном лодки, как в следующем упражнении:

  • Выберите широкий ровный вал.

  • Встаньте на переднюю сторону вала, имея небольшую скорость против течения.

  • Накрените лодку от струи (поднимите верхний по течению борт).

  • Опустите весло в воду у кормы ребром с верхней по течению стороны и используйте его в качестве руля, чтобы поддерживать постоянный угол траверса. Продолжайте до тех пор, пока каяк не потеряет скорость и не начнет подниматься на вал.

  • Несколькими гребками спуститесь обратно к подножию вала.

  • Верните весло в положение руля и продолжайте траверс.

Работать веслом со стороны поднятого борта кажется неудобным; к этому нужно привыкнуть. На хорошем широком валу можно долго кататься взад-вперед через всю реку:

  • Оттолкнитесь от весла и смените угол траверса на противоположный.

  • В тот момент, когда каяк окажется носом строго против струи, смените крен на противоположный.

  • Перенесите весло на противоположный борт и траверсируйте в другую сторону.


Пирамидальные валы

Боковое скольжение на пирамидальном валу.
Если заходить на пирамидальный вал носом строго по центру, это практически эквивалентно прохождению прямого вала, за одним исключением: пирамидальные валы, как правило, имеют острую верхушку, на которой каяк держится весьма неустойчиво. Если же заходить на большой пирамидальный вал поперек боковой стороны, то при наличии хорошего чувства равновесия можно выполнить эффектное боковое скольжение: при небольшом крене от вершины вала (т.е. отрицательном) лодка соскальзывает вбок к его подножию. Если вы чувствуете себя на этих валах достаточно уверенно, можете грести в это время назад, чтобы задержаться на валу и усилить это смещение.

Пересечение струи через пирамидальный вал: а,в ≈ неправильно, б ≈ правильно.
Прохождение пирамидального вала лагом не имеет особенностей только тогда, когда каяк всходит на него строго серединой. Если же вершина вала оказывается ближе, например, к носу, то нос тормозится, и лодка разворачивается кормой вперед. С другой стороны, при прохождении такого вала гребец, как правило, делает опору-притяжение, которую он также может выполнить ближе к носу или к корме. Если в данном случае гребец намерен сохранить положение лодки, он должен сделать это притяжение ближе к носу, чтобы перебросить нос через вал; если же требуется развернуть лодку, то притяжение делается ближе к корме и усиливает вращение. Однако в высоких пирамидальных валах такое вращение легко может выйти из-под контроля гребца.

Примером может служить пересечение струи между двумя уловами. Может оказаться, что в единственном удобном для этого месте на струе будет стоять высокий пирамидальный вал. Если зайти на него так, чтобы сиденье гребца прошло строго через вершину вала, лодка сохранит свое поступательное движение и скатится с вала требуемым образом, даже если гребец потеряет ориентировку в пене на вершине вала. Если вершина окажется ближе к корме, лодка повернется вниз по течению и войдет в желаемое улово намного ниже, чем было намечено (если, конечно, струя не обрывается в водопадный слив между этими двумя точками). Если же вершина вала окажется у носа, лодка затормозится, развернется носом против течения и скатится кормой вперед обратно к исходному берегу.


Разворот на валу

Если при подходе к валу лодка не строго перпендикулярна ему, то вал стремится развернуть ее параллельно гребню. Это вращение можно использовать для придания лодке требуемого курса. При входе носа лодки на переднюю сторону вала в гребок включается небольшой дуговой элемент, а вал довершает поворот. После такого поворота лодка сохраняет большую часть своей начальной скорости и продолжает движение в новом направлении. Из этого же положения можно продолжить вращение вторым дуговым гребком и развернуть лодку против течения.

Другое удобное место для разворота ≈ собственно гребень прямого или косого вала, поскольку в этот момент лодка погружена в воду лишь серединой. Разворот выполняется двумя дуговыми гребками. Пусть, например, лодка всходит на вал носом. Первый гребок делается от кормы; он не только вращает лодку, но и тормозит ее на гребне, предоставляя больше времени для разворота. Весло при этом гребке находится на передней стороне вала. Второй гребок выполняется от носа, весло работает на обратной стороне вала.

На больших и широких валах можно выполнять и более сложные маневры, сочетающие развороты, носовой и кормовой траверс вала. Общая черта всех таких маневров ≈ широкие прямые и дуговые гребки, направленные всегда против течения.


╘ В.Юрин, 1997 < iourine@iourine.msk.su >
Рисунки А.Титовой