Прохождение носом. Прохождение лагом. Траверс по валу. Пирамидальные валы. Разворот на валу.
При прохождении валов в игру вступает еще одна сила - сила тяжести. Оказавшись на валу, каяк начинает соскальзывать с него, как с горки. Чтобы взойти на вал, каяк либо должен иметь начальную скорость, либо должен быть подставлен потоку на передней (верхней по течению) стороне вала так, чтобы этот поток поднял его на вал. На обратной (нижней по течению) стороне вала особых эффектов не возникает, поскольку сила тяжести действует в ту же сторону, куда движется каяк и вода.
Высота вала определяется начальной скоростью потока, и можно было бы предположить, что каяк, имеющий перед входом на вал ту же скорость, сможет подняться на такую же высоту. Однако при входе на вал каяк начинает тормозиться до тех пор, пока его нос не поднимется параллельно склону вала, поэтому он должен иметь некоторый запас скорости. Если вал пологий, то можно в этот момент отклониться назад, чтобы разгрузить нос (это одно из немногих исключений из вышеупомянутого правила). Тогда разворот будет быстрым, потеря скорости - минимальной, и небольшой начальной скорости вам хватит, чтобы взойти даже на очень высокий вал. Если же передняя сторона вала очень крутая, то вы буквально врежетесь в нее и потеряете при этом почти всю свою скорость. Взойти на такой вал практически невозможно, его надо пробивать насквозь. При входе в него нагнитесь вперед, чтобы течение поднимало не нос каяка, а ваш центр тяжести, и продолжайте грести вперед. Если вал не прямой, а косой, при входе на него задайте крен в ту сторону, куда движется вода вдоль вала, и приготовьтесь сделать опору с противоположной стороны. Большинство каякеров стараются использовать этот способ прохождения как можно реже, однако во многих случаях он бывает необходим или желателен: на очень крутых валах, на очень больших валах, на узких пирамидальных валах. Если валы беспорядочные, то проходить их иначе не имеет смысла. Движение носом предпочтительно при валах на фоне сильной турбулентности, например, в пульсирующих валах. Наконец, во многих порогах общая тактика прохождения требует держать лодку носом вниз по течению и иметь положительную скорость.
| |
Крен при движении лагом задается исключительно движением бедер. Если задавать его наклоном корпуса, вы, скорее всего, на вершине вала не успеете убрать крен и просто упадете с нее на обратную сторону - головой вниз по течению. Для большей устойчивости обычно делается опора на вал - низкая (тыльной стороной лопасти), высокая (рабочей стороной) или высокая, совмещенная с прямым притяжением. Одновременно гребец может работать вперед или назад, смещаясь таким образом поперек русла. Движение лагом позволяет проходить валы с наименьшим количеством брызг, созерцать окрестности, внимательно рассматривать последующий участок реки, экономить силы. Это идеальная тактика для крупных рек с умеренным уклоном и широкими пологими валами: каяк движется только поперек реки, выбирая наиболее подходящий маршрут. Но на узких, тесных, крутопадающих реках ее можно применять лишь изредка. Дело не только и не столько в том, что ширина реки может быть недостаточной, а в том, что большинство маневров на такой воде - заходы в улова, прохождение бочек и крутых валов, прыжки с водопадных сливов - требуют иметь запас скорости или, по крайней мере, иметь возможность быстро разогнаться, не тратя времени на разворот. Не следует злоупотреблять этим методом в пульсирующем, сильно турбулентном потоке и на узких пирамидальных валах.
| |
Очень маленький или очень пологий вал не может полностью удержать лодку, поэтому траверс внешне выглядит похожим на траверс обычной гладкой струи. Каяк движется против течения под острым углом, но с двумя особенностями:
Если вал более мощный, на него можно переложить всю работу. В этом случае каякеру не нужно грести вперед, а нужно только управлять углом траверса и креном лодки, как в следующем упражнении:
| |
| |
Примером может служить пересечение струи между двумя уловами. Может оказаться, что в единственном удобном для этого месте на струе будет стоять высокий пирамидальный вал. Если зайти на него так, чтобы сиденье гребца прошло строго через вершину вала, лодка сохранит свое поступательное движение и скатится с вала требуемым образом, даже если гребец потеряет ориентировку в пене на вершине вала. Если вершина окажется ближе к корме, лодка повернется вниз по течению и войдет в желаемое улово намного ниже, чем было намечено (если, конечно, струя не обрывается в водопадный слив между этими двумя точками). Если же вершина вала окажется у носа, лодка затормозится, развернется носом против течения и скатится кормой вперед обратно к исходному берегу.
|
Если при подходе к валу лодка не строго перпендикулярна ему, то вал стремится развернуть ее параллельно гребню. Это вращение можно использовать для придания лодке требуемого курса. При входе носа лодки на переднюю сторону вала в гребок включается небольшой дуговой элемент, а вал довершает поворот. После такого поворота лодка сохраняет большую часть своей начальной скорости и продолжает движение в новом направлении. Из этого же положения можно продолжить вращение вторым дуговым гребком и развернуть лодку против течения.Разворот на валу
Другое удобное место для разворота - собственно гребень прямого или косого вала, поскольку в этот момент лодка погружена в воду лишь серединой. Разворот выполняется двумя дуговыми гребками. Пусть, например, лодка всходит на вал носом. Первый гребок делается от кормы; он не только вращает лодку, но и тормозит ее на гребне, предоставляя больше времени для разворота. Весло при этом гребке находится на передней стороне вала. Второй гребок выполняется от носа, весло работает на обратной стороне вала.
На больших и широких валах можно выполнять и более сложные маневры, сочетающие развороты, носовой и кормовой траверс вала. Общая черта всех таких маневров - широкие прямые и дуговые гребки, направленные всегда против течения.