Отражение от отбойного вала. Вход в другую струю. Выбор линии движения. Навал на препятствие.
Вероятно, первое серьезное препятствие, с которым может столкнуться начинающий каякер - это шиверы. По существу, шивера - это просто совокупность отдельных надводных, обливных и полуобливных камней и проходов между ними, и вся задача каякера состоит в том, чтобы последовательно обойти все камни и связать проходы между ними в единую цепочку. Маневрирование в тесных шиверах, вероятно, можно считать самым эффективным упражнением для каякера, впервые вышедшего на бурную воду. Оно приучает гребца свободно пользоваться всеми приемами для поступательного, бокового перемещения и вращения лодки, которые он должен был предварительно отработать на спокойной воде, а также траверсом и скоростным прострелом. Вместе с тем оно демонстрирует ряд особенностей, которые в равной степени относятся ко многим другим техническим приемам на бурной воде.
Основной "кирпичик", из которого построена любая шивера - это отдельный камень, около которого образуется пологий (не опрокидывающийся) отбойный вал. Даже если перед камнем нет видимого поднятия уровня воды, здесь неизбежно должна присутствовать струя, обтекающая камень. Соответственно, она же помогает каякеру уйти от препятствия. (Именно отсутствием такого течения обусловлена повышенная опасность завалов и многих антропогенных препятствий.) Каякер может воспользоваться этим валом или струей двумя основными способами.Отражение от отбойного вала
Когда каякер пробирается через каменные лабиринты, ему часто приходится переходить из одной струи в другую. Этот маневр отличается от выхода на струю из улова, поскольку течение всюду направлено в одну и ту же сторону, перепады скоростей не столь велики, и лодка разворачивается, как правило, на угол не более 90°. Как и при обходе камня, при этом возможны два основных варианта.Вход в другую струю
Выбор линии движения в тесной шивере бывает достаточно затруднителен, и каякеру требуется определенный навык, чтобы решать эти задачи с ходу. Каждая шивера уникальна, и каякер должен каждый раз выбирать линию движения заново. Основные правила, которыми следует пользоваться при этом, справедливы не только для шивер, но и для большинства других препятствий.Выбор линии движения
Полиэтиленовый каяк выдерживает такие упражнения без заметного ущерба. Сломать хорошо сделанный стеклопластиковый каяк, как правило, тоже непросто, а если он все-таки ломается - значит, был сделан халтурно. Туда ему и дорога; радуйтесь, что это случилось не в походе в неделе пути от ближайшего жилья. Если же у вас нет ничего, кроме единственной каркасно-
|