ШИВЕРЫ

Отражение от отбойного вала. Вход в другую струю. Выбор линии движения. Навал на препятствие.


Вероятно, первое серьезное препятствие, с которым может столкнуться начинающий каякер — это шиверы. По существу, шивера — это просто совокупность отдельных надводных, обливных и полуобливных камней и проходов между ними, и вся задача каякера состоит в том, чтобы последовательно обойти все камни и связать проходы между ними в единую цепочку. Маневрирование в тесных шиверах, вероятно, можно считать самым эффективным упражнением для каякера, впервые вышедшего на бурную воду. Оно приучает гребца свободно пользоваться всеми приемами для поступательного, бокового перемещения и вращения лодки, которые он должен был предварительно отработать на спокойной воде, а также траверсом и скоростным прострелом. Вместе с тем оно демонстрирует ряд особенностей, которые в равной степени относятся ко многим другим техническим приемам на бурной воде.


Отражение от отбойного вала

Основной "кирпичик", из которого построена любая шивера — это отдельный камень, около которого образуется пологий (не опрокидывающийся) отбойный вал. Даже если перед камнем нет видимого поднятия уровня воды, здесь неизбежно должна присутствовать струя, обтекающая камень. Соответственно, она же помогает каякеру уйти от препятствия. (Именно отсутствием такого течения обусловлена повышенная опасность завалов и многих антропогенных препятствий.) Каякер может воспользоваться этим валом или струей двумя основными способами.


Вход в другую струю

Когда каякер пробирается через каменные лабиринты, ему часто приходится переходить из одной струи в другую. Этот маневр отличается от выхода на струю из улова, поскольку течение всюду направлено в одну и ту же сторону, перепады скоростей не столь велики, и лодка разворачивается, как правило, на угол не более 90°. Как и при обходе камня, при этом возможны два основных варианта.


Выбор линии движения

Выбор линии движения в тесной шивере бывает достаточно затруднителен, и каякеру требуется определенный навык, чтобы решать эти задачи с ходу. Каждая шивера уникальна, и каякер должен каждый раз выбирать линию движения заново. Основные правила, которыми следует пользоваться при этом, справедливы не только для шивер, но и для большинства других препятствий.

Правило наименьшего действия.
Не старайтесь обойти каждый очередной камень как можно дальше. В большинстве шивер камни расположены в шахматном порядке, и чем дальше вы уйдете от одного камня, тем дальше вам придется возвращаться, чтобы обойти следующий. Вместо того, чтобы шарахаться из стороны в сторону, старайтесь по возможности выдерживать прямолинейный курс с небольшим количеством глобальных поворотов и проходить вплотную к камням то справа, то слева.

Правило опережения.
Подходя к очередному камню, закладывайте такой курс, который приводил бы вас в требуемую точку при обходе следующего. Тогда при подходе ко второму камню вам останется только точно откорректировать положение лодки и затем изменить курс в направлении третьего, и т.д. Еще лучше, если вы сможете контролировать свое движение на 2–3 хода вперед.

Правило глобальных маневров.
Следите за тем, чтобы в путанице ближайших к вам камней не упустить глобальных изменений в структуре препятствия — например, перехода основной струи под противоположный берег — и вовремя изменяйте основную линию своего движения. Как часто мы в сиюминутной суете не замечаем многих очень важных вещей...


Навал на препятствие

Устойчивое положение каяка при навале на камень.
Начинающий каякер — гроза всех камней на реке. Хотя прижать каяк к камню намного труднее, чем, скажем, двухместную байдарку, это весьма нередкий тип оверкиля. Есть два правила действий при навале на камень:

  • Если течение несет вас боком на камень, не смотрите на него, как кролик на удава. Вспомните, что вы плывете на каяке, а не на бревне! Одного, самое большее, двух гребков вперед или назад вам будет достаточно, чтобы сместиться на полкорпуса поперек течения и обойти камень. В самом крайнем случае вы заденете его носом или кормой, но не застрянете на нем.

  • Если вас все-таки прижало бортом к камню, немедленно накрените каяк в сторону камня. Это самое общее правило, верное на большинстве препятствий: крен или дифферент задается на препятствие — на камень, на вал, на бочку. Лучше всего, если вы успеете задать этот крен до столкновения. Наклонитесь в сторону камня, обопритесь на него веслом, локтем или плечом, и столкните или стащите каяк в одну или в другую сторону. Почти всегда столкнуть каяк в одну сторону бывает легче, чем в другую. Обычно это удается сделать без особого труда, если вы вовремя задали крен.

Найдите возможность для того, чтобы потренироваться в расталкивании камней. Выберите для этого мелководный участок с быстрым течением и отдельными надводными камнями. Убедитесь, что выбранный вами камень не подмыт с верхней по течению стороны. Проверьте, что за ним можно твердо стоять на ногах, и попросите товарища постоять там и подстраховать вас. Заполните весь свободный объем каяка хорошо надутыми баллонами.

Полиэтиленовый каяк выдерживает такие упражнения без заметного ущерба. Сломать хорошо сделанный стеклопластиковый каяк, как правило, тоже непросто, а если он все-таки ломается — значит, был сделан халтурно. Туда ему и дорога; радуйтесь, что это случилось не в походе в неделе пути от ближайшего жилья. Если же у вас нет ничего, кроме единственной каркасно-поддувной лодки... Конечно, вы можете ее поберечь, но тогда весьма вероятно, что вам придется осваивать этот прием опять же в походе, где у вас не будет ни ящика запасных труб, ни слесарной мастерской, ни бочки клея.


© В.Юрин, 1997 < iourine@iourine.msk.su >
Рисунки А.Титовой