ОБРАТНАЯ ГРЕБЛЯ

Как уже говорилось, четкой границы между прямым и дуговым гребком нет ≈ они непрерывно переходят друг в друга. Точно так же обратный дуговой гребок переходит в обратный поступательный. Можно даже сказать, что обратный гребок больше похож не на прямой, выполняемый в обратном порядке, а на дуговой, потому что сохраняет некоторые его особенности.

Положение весла при прямом (а), обратном (б) и дуговом (в) гребках.

Обратный гребок, как и прямой, обычно содержит небольшую составляющую дугового. Чем более широкую дугу описывает лопасть и чем ниже опускается хват весла, тем больше эта составляющая.

Ваш взгляд, как всегда, должен быть направлен в ту сторону, куда вы движетесь ≈ в данном случае, назад. Можно поворачивать голову вправо-влево на каждом гребке, но это малоэффективно, поскольку значительная часть времени будет уходить на то, чтобы каждый раз заново сориентироваться. Это целесообразно делать только тогда, когда вам жизненно необходимо следить за тем, что происходит сразу со всех сторон от вас ≈ но лучше в такие ситуации не попадать. Обычно при движении назад гребец смотрит все время через одно плечо. Желательно делать это со стороны более слабой руки, чтобы корпус поворачивался в эту сторону на несколько больший угол. Тогда ваша гребля становится более сбалансированной.

Обратная гребля используется для двух основных целей: чтобы заставить лодку равномерно двигаться (относительно воды) кормой вперед и чтобы быстро затормозить ее. В первом случае гребки должны быть более длинными и равномерными, во втором ≈ короткими, отрывистыми, чтобы вращение лодки было минимальным. Замедляясь, лодка все-таки продолжает двигаться вперед, поэтому и смотреть в этом случае надо вперед ≈ на препятствие. Ни в том, ни в другом случае обратная гребля не имеет ничего общего с морским словом "табанить", который неопытные туристы охотно заимствуют из гребли на распашных шлюпках. Этот термин означает "опустить весла в воду и использовать их как пассивный тормоз", поскольку приложить значительное усилие в противоположном направлении гребцы не могут, да и ситуация менее динамичная, чем на бурной воде. Каякер же должен интенсивно грести в противоположном направлении.

При освоении обратной гребли особенно важно в первую очередь научиться удерживать каяк на правильном курсе при небольшой скорости, и только после этого начинать работать в полную силу. Это упражнение очень наглядно показывает, что сплав на каяке ≈ предмет не столько физической силы, сколько тонкого, если не сказать ≈ изощренного, управления. Ваша сила будет только мешать вам, если вы не сумеете правильно распорядиться ею.


╘ В.Юрин, 1997 < iourine@iourine.msk.su >
Рисунки А.Титовой