Выбор точки входа. Угол и скорость входа. Вход/выход кормой вперед. Упражнения.
Первое, что должен уметь делать каякер - это выходить на струю и возвращаться к берегу. Выход из улова и вход в него были описаны в предыдущей главе при рассмотрении зацепа, поскольку именно зацеп является основным приемом для этих маневров. Обратите внимание на следующие тактические детали.
|
Крен лодки задается в основном движением бедер, а не вывешиванием корпуса. Последнее становится заметным только при выполнении крутого разворота на большой скорости. Роль крена при входе/выходе из улова состоит в том, чтобы обеспечить устойчивое положение лодки; без крена внешний борт лодки будет притоплен уловом (при входе в улово) или струей (при выходе на струю), и лодка перевернется самым классическим образом - наружу поворота.
В подавляющем большинстве случаев для входа в улово лучше пользоваться зацепом, хотя этот гребок несколько более сложен. Он позволяет выполнить разворот более энергично и точно, поместить лодку строго в требуемое место улова (или струи) и при этом тормозит ее в минимальной степени. Поворот на низкой опоре более доступен для начинающих гребцов; он позволяет задать заведомо избыточный крен наклоном корпуса и затем поддерживать равновесие за счет опоры на весло. Такая техника приемлема для гребцов с недостаточно развитым чувством равновесия, но не стоит злоупотреблять ею. Чем быстрее вы научитесь поддерживать равновесие лодки при зацепе, тем лучше, и ради этого можно пожертвовать несколькими оверкилями на первых тренировках. Однако поворот на низкой опоре, частично переходящий в обычный дуговой гребок от кормы, тоже не следует полностью исключать из своего арсенала. Он бывает необходим, например, на мелководье, а также для кормовых гребцов на байдарке-
Другое соображение, определяющее точку входа - наличие камней и других препятствий. Прежде всего это относится к тому препятствию, которое образует данное улово. Если вы будете заходить в улово вплотную к его верхнему концу, это препятствие помешает вам выполнить разворот. Поэтому заход в улово обычно выполняется, как минимум, на полкорпуса ниже препятствия. С другой стороны, чтобы не промахнуться мимо улова, необходимо учитывать снос лодки по течению в процессе разворота - особенно при большой скорости основного потока и остром угле входа. Из этих соображений крайне нежелательно целиться в самый нижний конец улова.
Угол входа определяет, насколько большой вращательный импульс получит непосредственно корпус лодки в момент прохождения границы улова. Этот импульс, вместе с работой гребца, позволит вам завершить разворот после того, как весь каяк окажется внутри улова. Наибольший импульс лодка приобретает при входе в улово под прямым углом к границе. Соответственно, поворот лодки носом против струи совершается за минимальное время, и лодка не успевает далеко уйти вглубь улова. Именно это требуется, например, при входе в узкие улова за одиночными надводными камнями посередине русла.
При входе под очень острым углом лодка сохраняет значительную поступательную скорость при небольшой скорости вращения. Тогда она движется в улове по широкой дуге и уходит далеко внутрь него. Такая траектория требуется, например, в тех случаях, когда основная струя быстро удаляется от границы улова и угрожает пронести лодку мимо него, или при наличии мощной турбулентности на границе.
Начальная скорость при входе/выходе из улова необходима для прохождения сбойки. Часть энергии поступательного движения расходуется на преодоление разности уровней, турбулентности, часть - преобразуется во вращательное движение лодки. Чем больше исходная скорость перед входом в улово, тем больше и скорость лодки после прохождения сбойки и, соответственно, тем более широкую дугу она описывает. При небольшой входной скорости лодка почти полностью тормозится на сбойке и не проникает далеко в улово. В любом случае, начальная скорость лодки не должна быть меньше определенной величины.
Таким образом, наиболее сложным оказывается вход в узкое улово. В этом случае каякеру следовало бы направить лодку с небольшой скоростью под углом, близким к прямому. Однако при этом возникает и максимальный опрокидывающий момент, и поддерживать равновесие при таком заходе наиболее сложно. Кроме того, из-за малой скорости лодка долго проходит через сбойку. С одной стороны, это позволяет ей приобрести больший вращательный момент, но с другой - подвергает ее воздействию турбулентности на границе, что также осложняет управление.
Он выполняется аналогично входу/выходу на низкой опоре, но сама опора при этом выглядит иначе. Она больше похожа на высокую опору: локти опущены, весло опускается на воду рабочей стороной. Однако теперь, в отличие от опоры, весло находится несколько впереди центра лодки. Передняя (ближняя к гребцу) кромка весла несколько приподнята. Такую модификацию иногда называют обратной опорой. В остальном весь маневр выполняется по той же схеме:
Выбор точки входа
Граница между уловом и струей выражена наиболее отчетливо возле верхнего конца улова и постепенно сглаживается по мере приближения к нижнему концу. С одной стороны, это затрудняет разворот, поскольку именно разность скоростей, а не работа гребца, должна выполнять основную работу по вращению лодки. С другой стороны, в самом начале эта сбойка может быть чрезмерно интенсивной (в частности, на ней возможен локальный перепад уровней и/или сильная турбулентность) и слишком сложной для данного гребца. Лучшее место, как это часто бывает, находится где-то посередине.
Выбор точки входа: в точке 1 камень мешает завершить разворот, в точке 3 граница улова и струи выражена слабо.
Угол и скорость входа
Помимо той роли, которую играют эти величины сами по себе, они связаны с той траекторией, по которой вы намерены двигаться при входе/выходе из улова. Каждая из них варьируется в ту или иную сторону в зависимости от того, хотите ли вы описать широкую дугу и уйти далеко вглубь улова, или развернуться практически в одной точке и остаться непосредственно возле границы улова.
Вход в улово: а - малый угол, большая скорость; б - большой угол, малая скорость.
Этот маневр приходится иногда выполнять в порогах, если лодка оказывается развернута помимо вашей воли. Кроме того, это хорошее упражнение для поддержания равновесия в лодке. Вход/выход кормой вперед
Чтобы не потерять ориентировку, на протяжении всего этого маневра гребец должен смотреть назад через плечо с внутренней стороны поворота.
Упражнения
Элементы последнего упражнения можно видеть в частичном входе в улово, используемом как один из способов разворота лодки. Например, если лодка в пороге оказалась развернута кормой вперед, гребец может дуговым гребком от кормы поместить корму в улово, затем дуговым гребком от носа завершить разворот и вытащить всю лодку обратно на струю. После этого сплав продолжается обычным образом.
© В.Юрин, 1997 < iourine@iourine.msk.su >
Рисунки А.Титовой