ЗАЦЕП

Упражнения. Использование зацепа при входе/выходе из улова.


Положение рук и корпуса при зацепе.
Зацеп ≈ один из наиболее мощных и многофункциональных управляющих гребков. Он может затормозить лодку или разогнать ее. С его помощью можно заложить длинную пологую дугу без заметной потери скорости или, наоборот, раскрутить лодку на месте и выстрелить ее в новом направлении. Диапазон возможных применений зацепа весьма широк, но основные технические элементы этого гребка одни и те же во всех случаях.

Строго говоря, под термином "зацеп" понимают две разные вещи. В узком смысле слова, это гребок, непосредственно контролирующий вращение лодки. Как и поворот на низкой опоре, это вторичный управляющий гребок. В более широком смысле, зацеп ≈ это связка из нескольких гребков, составляющих законченный маневр. В различных ситуациях некоторые элементы этой связки могут акцентироваться или, наоборот, опускаться, но основная последовательность выглядит следующим образом:

Постарайтесь сохранить поступательное движение лодки таким образом, чтобы после выполнения зацепа вы переходили к прямой гребле. Обратите внимание на четкий переход из заключительного положения дугового гребка к исходному положению для зацепа. Попробуйте представить себе, что весло закреплено на твердой опоре и, используя мышцы брюшного пресса, раскрутите каяк вокруг этой опоры. Обратите внимание также на следующие особенности этого гребка:

При выполнении зацепа помните, что:

Акцентируя те или иные составляющие зацепа, вы можете регулировать угол поворота, скорость вращения и поступательную скорость лодки. В некоторых случаях, например, когда на слаломной трассе требуется выполнить оборот на 360╟ вокруг вешки ворот, в конце этой связки выполняется не контрольный прямой гребок, а, наоборот, дуговой гребок с внешней стороны, довершающий поворот. Притяжение носа может использоваться как самостоятельный элемент управления лодкой.

Среди туристов широко распространена более примитивная техника выполнения собственно зацепа: весло погружается в воду напротив кокпита, далеко от борта, и отсюда движется к носу по широкой дуге. Такое движение практически эквивалентно дуговому гребку от середины лодки к носу. Первая его половина малоэффективна для поворота. Она не столько вращает лодку, сколько тормозит ее. Основное вращение происходит в конце гребка, когда он переходит в притяжение носа. Описанная выше техника более эффективна: она позволяет удвоить вращение, используя сначала параллельное притяжение, а потом ≈ прямое притяжение носа. Одновременно исключается фаза торможения, что позволяет выполнять поворот с минимальной потерей скорости.


Упражнения

Зацеп ≈ достаточно сложный гребок, поэтому сначала отработайте все его компоненты в отдельности, затем ≈ попарно каждые два последовательных элемента, и затем ≈ всю связку в целом. Иметь для этого значительную начальную скорость не обязательно; 2√3 прямых гребков вполне достаточно, чтобы почувствовать эффект. Но сам зацеп необходимо всегда выполнять в полную силу ≈ иначе он будет неэффективен.


Использование зацепа при входе/выходе из улова

Основное применение зацепа при сплаве по бурной воде ≈ это вход в улово и выход на струю. Если вы поместите каяк поперек границы улова и струи, то, как нетрудно понять, разность их скоростей будет вращать каяк. Это не просто способствует повороту. Управление в данном случае состоит прежде всего в том, чтобы максимально переложить работу по вращению лодки на саму реку. Ваши собственные усилия лишь дополняют этот поворот и тонко регулируют его. Вход в улово выполняется следующим образом:

Правильная техника выполнения зацепа особенно важна в сложных ситуациях: при входе в повышенные улова (т.е. когда уровень воды в улове выше уровня струи), выходе из пониженных уловов, при большой разности скоростей ("жесткое" улово), при сильной турбулентности на границе. Упрощенная туристская техника в таких случаях не позволяет выполнить маневр: каяк останавливается, не может преодолеть разность уровней и оказывается полностью во власти турбулентности. Она создает сложности и в тех случаях, когда требуется точно вписать каяк в маленькое улово.

Торможение каяка при "туристском" зацепе ≈ типичный пример побочного эффекта, работающего против вас. Правильная техника, наоборот, позволяет вам обратить побочные эффекты в свою пользу. На этапе параллельного притяжения возникает некоторое боковое смещение (особенно в начале, когда весло находится еще близко к центру лодки). Это смещение ускоряет вход в улово и, что важнее, позволяет выполнить его более точно.

Зацеп плохо работает на мелководье, когда вы не можете полностью погрузить лопасть в воду. В такой ситуации лучше использовать разворот на низкой опоре и затем ≈ дуговой гребок от кормы.


╘ В.Юрин, 1997 < iourine@iourine.msk.su >
Рисунки А.Титовой