СПАСЖИЛЕТ

Ношение спасжилета. Старение.


Спасательный жилет необходим каякеру по двум причинам. Во-первых, он помогает удержаться на поверхности воды при плавании в турбулентной вспененной воде порога, где собственной плавучести вашего тела недостаточно. Во-вторых, что не менее актуально, он защищает верхнюю часть тела от трения и ударов о камни. Для этого элементы плавучести спасжилета распределяются не только на груди и на спине, но и по бокам. Форма и конструкция спасжилета должны позволять гребцу свободно скручивать и наклонять верхнюю часть корпуса — именно на этих движениях основаны все приемы управления каяком. Спасжилет также не должен ограничивать движения головы или загораживать обзор.

Объем спасжилета распределен несимметрично, поскольку оптимальное положение пловца в воде — грудью вверх. Чтобы ваше тело занимало такое положение само собой, объем передней части спасжилета всегда делается больше, чем задней.

Все зарубежные каякеры используют для сплава жилеты с пенополиэтиленовыми элементами плавучести объемом не более 9–10 литров. Это практически максимальный объем спасжилета, с которым может справиться гребец среднего телосложения. При дальнейшем увеличении объема спасжилет слишком сильно мешает действиям гребца в лодке, особенно в перевернутом положении. Гидрокостюм "мокрого" типа может добавлять еще до 4 литров дополнительного объема.

В отечественной практике применяются в основном надувные спасжилеты, а минимальный объем спасжилета для сплава по категорированным рекам в разные годы и в разных МКК устанавливался равным 25, 20, 16 литрам. При этом к спасжилетам предъявлялись одни и те же требования, независимо от типа судна. Однако на катамаранах и плотах этот объем создает меньше помех гребцу, а требования к последнему существенно ниже. Каякеры же всегда требовали снижения этого минимума, резонно полагая, что это увеличивает безопасность, прежде всего, за счет лучшего управления лодкой.

Второй по важности элемент спасжилета — это грудная обвязка. В отличие от альпинистской обвязки, она должна позволять человеку не только прикрепиться к веревке, но и быстро и гарантированно освободиться от нее в тех ситуациях, когда она создает дополнительную угрозу для жизни пловца. Это отнюдь не простая задача, если учесть, что веревка всегда крепится к спасжилету на спине — в противном случае пловец мгновенно захлебнется, повиснув на веревке против течения. Решение ее было найдено в виде широкой стропы, опоясывающей спасжилет, но не пришитой к нему. Сзади на эту стропу надето кольцо, за которое защелкивается карабин или пропускается веревка, а спереди она затягивается специальной усиленной пряжкой-самосбросом. Конструкция этой пряжки, с одной стороны, выдерживает допустимые для человеческого тела нагрузки, а с другой стороны, позволяет одним коротким движением освободить стропу даже под большой нагрузкой. После этого нагруженная веревка вытаскивает обвязку назад, кольцо снимается с нее, и пловец отправляется в свободное плавание.

Еще одна важная функция спасжилета состоит в том, что именно за него спасатели обычно хватают неудачливого гребца и вытаскивают его из воды. Чтобы облегчить их задачу, полезно иметь на спасжилете прочно пришитую и хорошо заметную рукоятку из стропы.

Наконец, карманы и их содержимое. С одной стороны, на спасжилете не должно болтаться ничего такого, что могло бы наполниться водой или зацепиться за ветку. Он должен быть изящным и облегающим, насколько это позволяет его объем. С другой стороны, каякеру весьма желательно иметь на себе кое-какое вспомогательное снаряжение. В частности, многие зарубежные каякеры предпочитают постоянно иметь при себе короткий, 15-метровый, спасконец. Даже если ситуации, в которых он бывает необходим внезапно и немедленно, складываются достаточно редко, один-единственный такой случай может обойтись вам весьма дорого. Другой полезный предмет снаряжения — "трамвайчик": отрезок или петля из стропы длиной около 1,5 м, снабженный карабином. Он может пригодиться вам для самых различных дел: буксировать аварийный каяк, крепить конец веревки к камню или к дереву, вязать полиспаст, таскать свою лодку волоком по земле, переправлять грузы по веревке, собирать хворост на безлесной стоянке, и т.д., и т.п. То и другое можно носить на поясе, но это не очень удобно. Лучше, если на спасжилете предусмотрены для них специальные карманы, застегивающиеся на площадную молнию-"репейник" и снабженные дренажными отверстиями в нижней части. "Трамвайчик" хорошо помещается в нагрудном кармане, а для спасконца обычно отводится вместительный карман в верхней части спины. Некоторые спасжилеты имеют специальную стропу, пристегивающуюся к клапану кармана и чехлу спасконца; потянув за нее, каякер одним движением открывает карман и получает в руки спасконец.

При путешествиях в ненаселенных районах обычно рекомендуется постоянно иметь на себе гермоупаковку с минимальным аварийным запасом (как минимум, спичками), а также документами (например, на предмет опознания вашего тела). Для нее можно рекомендовать пришить карман на спину спасжилета с внутренней стороны. Этот карман должен застегиваться на обычную молнию с крупными зубцами. Кроме того, на спасжилет часто крепятся нож, свисток и некоторое другое снаряжение.


Ношение спасжилета

Спасжилет надевается поверх всей остальной одежды, и он первым воспринимает все нагрузки. Он должен плотно облегать тело гребца; никаких зазоров на груди или подмышками быть не должно. Для того, чтобы жилет в точности соответствовал форме вашего тела, он снабжается регулировочными ремешками. На талии жилет должен быть туго и надежно застегнут для того, чтобы он не мог самопроизвольно сняться с гребца. Для этого используется стропа с пряжкой-самосбросом. Чтобы убедиться, что спасжилет действительно правильно подогнан, попробуйте немного проплыть в нем.

Конструкция с фиксацией на талии применяется за рубежом повсеместно, независимо от сложности препятствий на реке, что позволяет считать ее достаточно надежной. Однако для безопасного использования такой конструкции крайне важна надежность поясной пряжки. В отечественной практике принято снабжать спасжилет паховым ремнем во избежание его самопроизвольного снятия через голову.

Некоторые спасжилеты для удобства надевания застегиваются спереди на молнию, более простые — надеваются через голову. В последнем случае швы спасжилета испытывают большие нагрузки, но если за ними следить, это вполне приемлемая конструкция.


Старение

Любой синтетический материал со временем стареет естественным образом, начиная с самого момента изготовления. Пенополиэтилен, которым заполняются спасжилеты, не является исключением. Его объем уменьшается примерно на 3% в год. Таким образом, если вы хотите быть уверены, что спасжилет не подведет вас в аварийной ситуации, его следует менять каждые три года.


© В.Юрин, 1997 < iourine@iourine.msk.su >
Рисунки А.Титовой