ВЫБОР МАРШРУТА

Первая ступень обеспечения безопасности ≈ это правильный выбор маршрута. Для того, чтобы сплав был достаточно безопасным, его сложность не должна превышать уровень технической подготовки гребца. Однако для того, чтобы он был интересным, он должен соответствовать возможностям гребца (экипажа) и лодки в целом. Для большой пассивно-устойчивой лодки эти критерии сильно различаются ≈ именно на величину возможностей самой лодки. Поэтому любой маршрут будет либо неинтересен, либо опасен. Это провоцирует опасную гонку: больше судно ≈ скучно ≈ сложнее река ≈ страшно ≈ еще больше судно и т.п. По существу, происходит соревнование не между рекой и гребцом, а между рекой и объемом лодки, и гребец участвует в нем тем меньше, чем выше уровень этого соревнования. Чтобы получить от реки больше, он выбирает более сложную реку, затем для безопасности делает еще большую лодку, и т.п.; в результате его роль, наоборот, становится еще меньше.

Каяк позволяет избежать втягивания в этот порочный круг именно потому, что его собственные возможности, действительно, невелики, и успех прохождения определяется, прежде всего, правильной работой гребца. Он использует реку максимально эффективно и позволяет гребцу получить желаемые ощущения на более простой реке. Как правило, такая река одновременно и более безопасная. И сложность реки, и ее опасность в данном случае выбираются согласно одному критерию ≈ мастерству самого гребца.

Наконец, только на одноместной лодке результат прохождения адекватно отражает уровень мастерства конкретного гребца. Это позволяет гребцу объективно оценить свои возможности и выбрать для себя посильный маршрут. На судне большого объема экипаж без каячной подготовки может оценивать свои силы только как разность двух больших, близких друг к другу величин ≈ сложности реки и возможностей лодки; ошибка такой оценки может быть весьма значительной, а определить вклад каждого гребца в общий результат еще сложнее. Поэтому большинство гребцов, не прошедших школы сплава на каяках, даже не осознают, насколько большой опасности они себя подвергают.


╘ В.Юрин, 1997 < iourine@iourine.msk.su >
Рисунки А.Титовой