Скоростной прострел по основной струе. Траверс. Уход в улово. Прижимы с фильтрующей отмелью.
Второй тип препятствий, с которым каждый каякер встречается достаточно скоро - это прижимы. В отличие от валов, бочек и других структур, для образования которых необходима значительная энергия потока, прижимы могут образовываться даже на самых маленьких речках, и в некоторых отношениях именно такие прижимы наиболее опасны. Хотя на повороте реки часто образуется настоящий порог с различными видами вертикальной турбулентности, сам по себе прижим представляет в основном горизонтальное течение, и для его прохождения достаточно описанных выше маневров. Валы, бочки и другие элементы такого порога, конечно, также представляют сложность и интерес для каякера, но их преодоление накладывается на общую тактику прохождения прижима. Основные способы прохождения прижима следующие.
| |
| |
Это весьма архаичный и малоэффективный прием. В самом деле, если скорость вашей лодки позволяет вам уйти за внутренний край струи, то она тем более достаточна для того, чтобы пройти по этому краю. В таком случае, зачем вам уходить в улово? (Если, конечно, этого не требуется для решения других задач, например, для страховки последующих судов или для разведки участка реки за поворотом.) В основном такой метод прохождения используют слабо подготовленные гребцы и неслаженные экипажи многоместных судов, не уверенные, что смогут точно попасть на выходную струю и удержаться на ней. Они предпочитают заблаговременно свалиться с нее в менее опасную сторону. Большинство же каякеров пользуется этим приемом только тогда, когда начало выходной струи перегорожено очень мощным отбойным валом или каким-либо другим препятствием. Особенно осторожно следует подходить к этому маневру на реках с большим расходом или в условиях паводка. В этих случаях в уловах образуется мощная вертикальная турбулентность в виде поганок. Для каяка она не менее опасна, чем сам прижим, да и для более крупных судов поганки представляют определенную угрозу: хотя они и не переворачивают катамаран, они легко могут столкнуть его обратно в прижим, носом против течения, бортом к скале и без скорости. Выйти из такого положения бывает достаточно сложно. Кроме того, существует еще один тип прижимов, в которых такой маневр не работает.
| |
Способ прохождения таких прижимов вполне стереотипен. Если вы намереваетесь уйти за отмель, не доводите разворот лодки до 180° до тех пор, пока не убедитесь, что входите действительно в улово. Если же вместо улова вы обнаруживаете поток, выходящий из-под отмели, то остановите вращение прежде, чем лодка повернется к нему другим бортом. Например, если вы проходите прижим на правом повороте, вы все время должны подставлять этому потоку правый борт. Уйдите немного вглубь от сбойки, чтобы убрать корму с основной струи. После этого траверсируйте поток, пока не спуститесь ниже прижима. Подобным же образом проходится прижим с одной или несколькими очень большими поганками, заполняющими собой все улово. Такая ситуация обычна для крупных рек по нормальному для них уровню воды. Каяк входит на край поганки, подставляя ей все время один и тот же борт, и траверсирует по этому краю мимо прижима.
|