ПРИЖИМЫ

Скоростной прострел по основной струе. Траверс. Уход в улово. Прижимы с фильтрующей отмелью.


Второй тип препятствий, с которым каждый каякер встречается достаточно скоро ≈ это прижимы. В отличие от валов, бочек и других структур, для образования которых необходима значительная энергия потока, прижимы могут образовываться даже на самых маленьких речках, и в некоторых отношениях именно такие прижимы наиболее опасны. Хотя на повороте реки часто образуется настоящий порог с различными видами вертикальной турбулентности, сам по себе прижим представляет в основном горизонтальное течение, и для его прохождения достаточно описанных выше маневров. Валы, бочки и другие элементы такого порога, конечно, также представляют сложность и интерес для каякера, но их преодоление накладывается на общую тактику прохождения прижима. Основные способы прохождения прижима следующие.


Скоростной прострел по основной струе

Это самый незамысловатый маневр, но он требует высокой точности исполнения. Выходная струя за прижимом в большинстве случаев достаточно узкая, и надо хорошо чувствовать воду, чтобы попасть точно на эту струю и удержаться на ней. При ошибке в одну сторону судно попадает в прижим, в другую ≈ сваливается в улово за выпуклым берегом. Для того, чтобы попасть в нужную точку, нос каяка во все время этого маневра должен быть направлен намного ниже прижима. Желательно заходить в прижим вдоль выпуклого берега (по крайней мере, уйти от него на наружную сторону поворота намного проще, чем обратно), однако при наличии препятствий на входе это не всегда возможно.


Траверс

Носовой или кормовой траверс входной струи перед прижимом от внешнего края к внутреннему позволяет уйти от прижима без значительного смещения вниз по течению. Такой способ удобен в тесных прижимах, когда, например, широкая скальная стенка преграждает реку через 1√1,5 корпуса после крутой мелководной горки, проходимой только у внешнего берега. Однако не начинайте выполнять траверс на самой этой горке: случайный выступающий камень может развернуть лодку самым невыгодным для вас образом. Если на струе имеются валы или небольшие бочки, используйте их для вашего маневра. Траверсировать струю в прижиме можно вплотную к скале или отбойному валу, но только при одном условии: вы должны иметь запас скорости для того, чтобы уверенно уходить от препятствия.


Уход в улово

За внутренним берегом поворота в большинстве случаев образуется улово, и уход в это улово, вероятно, можно считать простейшим способом прохождения. В отличие от скоростного прострела по струе, этот метод не требует балансирования между двумя нежелательными линиями движения. Он выполняется в одну сторону "до упора": зайти в улово как можно быстрее и как можно раньше. Развернувшись в улове, судно осторожно выходит на край струи и сползает ниже прижима.

Это весьма архаичный и малоэффективный прием. В самом деле, если скорость вашей лодки позволяет вам уйти за внутренний край струи, то она тем более достаточна для того, чтобы пройти по этому краю. В таком случае, зачем вам уходить в улово? (Если, конечно, этого не требуется для решения других задач, например, для страховки последующих судов или для разведки участка реки за поворотом.) В основном такой метод прохождения используют слабо подготовленные гребцы и неслаженные экипажи многоместных судов, не уверенные, что смогут точно попасть на выходную струю и удержаться на ней. Они предпочитают заблаговременно свалиться с нее в менее опасную сторону. Большинство же каякеров пользуется этим приемом только тогда, когда начало выходной струи перегорожено очень мощным отбойным валом или каким-либо другим препятствием.

Особенно осторожно следует подходить к этому маневру на реках с большим расходом или в условиях паводка. В этих случаях в уловах образуется мощная вертикальная турбулентность в виде поганок. Для каяка она не менее опасна, чем сам прижим, да и для более крупных судов поганки представляют определенную угрозу: хотя они и не переворачивают катамаран, они легко могут столкнуть его обратно в прижим, носом против течения, бортом к скале и без скорости. Выйти из такого положения бывает достаточно сложно. Кроме того, существует еще один тип прижимов, в которых такой маневр не работает.


Прижимы с фильтрующей отмелью

Сложные прижимы: а ≈ с фильтрующей отмелью, б ≈ с поганками в улове; а ≈ правильное прохождение, б ≈ неправильное.
Если вы, подходя к повороту, видите у внутреннего берега большую галечную отмель, это еще не означает, что за ней вас ждет улово. Нередко бывает, что значительное количество воды фильтруется через отмель и после нее собирается в мощный широкий поток, вливающийся в основную струю выше собственно прижима. Скорость течения в этой области меньше, чем в основной струе, и в нее можно войти почти так же, как в улово. Однако вслед за этим поток выбрасывает не ожидающий такого подвоха экипаж снова под прижим.

Способ прохождения таких прижимов вполне стереотипен. Если вы намереваетесь уйти за отмель, не доводите разворот лодки до 180╟ до тех пор, пока не убедитесь, что входите действительно в улово. Если же вместо улова вы обнаруживаете поток, выходящий из-под отмели, то остановите вращение прежде, чем лодка повернется к нему другим бортом. Например, если вы проходите прижим на правом повороте, вы все время должны подставлять этому потоку правый борт. Уйдите немного вглубь от сбойки, чтобы убрать корму с основной струи. После этого траверсируйте поток, пока не спуститесь ниже прижима.

Подобным же образом проходится прижим с одной или несколькими очень большими поганками, заполняющими собой все улово. Такая ситуация обычна для крупных рек по нормальному для них уровню воды. Каяк входит на край поганки, подставляя ей все время один и тот же борт, и траверсирует по этому краю мимо прижима.


╘ В.Юрин, 1997 < iourine@iourine.msk.su >
Рисунки А.Титовой