Глава 5
СЛОЖНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И ЭЛЕМЕНТЫ РОДЕО НА БУРНОЙ ВОДЕ

"...А для звезды, что сорвалась и падает,
Есть только миг ≈ ослепительный миг!"
Из к/ф "Земля Санникова"

С тех пор, как человечество придумало поезд, самолет и наемного носильщика, оно окончательно решило проблему передвижения из пункта А в пункт Б. Последнее "белое пятно" давно найдено, нанесено на карту и на всякий случай обнесено забором. Поэтому путешествия по рекам утратили свой чисто утилитарный смысл. Однако искусство сплава по бурной воде не кончилось вместе с эпохой великих географических открытий. Освободившись от роли транспортного средства, каяк стал прекрасной основой для спорта и развлечений.

Совершенствуя свою технику, каякеры постепенно освоили наиболее сложные реки мира и наиболее неприступный вид препятствий ≈ водопадные сливы. В течение долгого времени любой слив, высота которого сравнима с размерами лодки, считался практически непроходимым. Однако современная техника и современное снаряжение позволяют совершать прыжки с водопадов выстой в десятки метров, причем не только с простых, но и с ломаных многоступенчатых сливов. Конечно, очень немногие каякеры желают достичь и достигают такого уровня мастерства, однако если говорить об искусстве сплава в целом, то для каяков более не существует принципиально непроходимых препятствий, за исключением негабаритных.

Таким образом, экстенсивное развитие техники сплава за счет прохождения все более и более сложных препятствий и освоения новых географических регионов подошло к своему пределу. Пока еще в этом направлении остаются некоторые резервы для дальнейшего развития, однако принципиальные ограничения видны уже вполне определенно.

Буквально на несколько лет раньше похожая ситуация складывалась в горных лыжах. С появлением прыжковой техники (cliff jumping) и других видов экстремального спуска практически любой склон сделался принципиально доступным, каким бы крутым он ни был. Но, достигнув предела в одном направлении, горнолыжная техника стала усиленно развиваться в другом ≈ появился фристайл. Точно так же и техника сплава в последние годы пошла по интенсивному пути развития. Водный аналог фристайла ≈ родео на бурной воде ≈ является сейчас одним из наиболее динамично развивающихся видов спорта.

Как экстремальный сплав, так и родео построены на общей технической базе ≈ на основных приемах управления каяком, о которых шла речь в предыдущих главах. Отличие состоит в том, для каких целей используется эта техника. Задача экстремального сплава в том, чтобы пройти максимально сложный участок реки вполне определенным образом (не перевернувшись, не сломав лодку и т.п.). Суть родео ≈ в том, чтобы на заданном участке реки совершить максимально сложные маневры. Может быть, в этом направлении тоже рано или поздно обнаружатся какие-то пределы, но пока возможности для дальнейшего развития выглядят практически безграничными. Взять максимум возможного от ограниченного числа рек на этой маленькой планете ≈ что может быть рациональнее?

При всех различиях между двумя этими направлениями они похожи в одном: оба они предполагают полный контроль гребца над своим телом и, в частности, над каяком. Авантюристы, действующие по принципу: "А прыгну-ка я в этот водопад: вынесет ≈ не вынесет?", долго не живут. Для того, чтобы получать удовольствие от риска, человечество давно придумало гораздо более эффективное средство ≈ карточные игры. На бурной же воде ни один из этих сложных приемов не выполняется наудачу; каякер выполняет их только тогда, когда он полностью уверен в своих силах по опыту выполнения более простых элементов. В конце концов, большинство людей плавает на каяках исключительно ради удовольствия от сплава ≈ будь то удовольствие от власти над лодкой и пространством, от окружающих пейзажей или от группового пилотажа. Но там, где начинается борьба за жизнь, удовольствие кончается и, с точки зрения здравомыслящего человека, такой сплав едва ли имеет смысл.

Игры на белой воде. Водопадные сливы. Тюлений старт. Снаряжение для прыжков. К√2: тупик эволюции или высшая ступень?


╘ В.Юрин, 1997 < iourine@iourine.msk.su >
Рисунки А.Титовой