ВЫБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МАРШРУТА

Анализ информации о реке. Радиальные выходы. Первопрохождения. Распорядок дня. Планирование дневного перехода. Прохождение с базовыми лагерями. Сплав в режиме ралли.


Первое отличие каячного маршрута от всех остальных ≈ это преобладающая роль сплава. Если уж вы желаете получить удовольствие именно от сплава по бурной воде, то нужны ли вам многокилометровые пешие подходы? Скорее, вы выберете маршрут, в котором пешая часть является лишь вынужденным и вспомогательным элементом, и постараетесь сократить ее до минимума. С другой стороны, если пешая часть представляет для вас самостоятельную ценность и занимает существенную часть похода, то подумайте еще раз: действительно ли для вас так важен сам сплав, и именно на каяке? Не пытайтесь вместить в один поход и то, и другое ≈ в этом случае ущербными неизбежно окажутся оба. Сделайте разумный выбор в соответствии со своими интересами и откажитесь от того, что представляется для вас менее ценным.

Вторая существенная особенность ≈ такое построение маршрута, которое позволяет максимально использовать все возможности для организации промежуточных забросок продуктов и других расходуемых материалов. Дело не только и не столько в том, чтобы облегчить вес рюкзаков на пеших подходах, сколько в том, чтобы по возможности облегчить вес лодки на сплаве. Эта проблема актуальна, по существу, для любого типа судов, но для каяков она стоит особенно остро, поскольку лишний вес приходится компенсировать не объемом лодки, а частью мастерства гребца.

Относительно выбора конкретного типа реки и конкретного типа препятствий дать какие-либо общие рекомендации практически невозможно. На вкус да на цвет товарищей нет, и только вы сами можете решить, какая вода нравится лично вам. Принципиально для каяков доступны все реки и все препятствия, от крутопадающих горных ручьев с расходом воды порядка нескольких кубометров в секунду до мощных рек с расходом в сотни кубометров. Вопреки распространенному заблуждению, большой расход воды сам по себе не представляет для каяка особой сложности. Дело в том, что в процессе сплава каяк взаимодействует, как правило, лишь с ближайшей к нему частью потока, не превосходящей 50√60 м3/с, поэтому вся остальная вода не имеет к нему непосредственного отношения и служит лишь украшением заднего плана. Исключение составляют только мощные турбулентные структуры, распространяющиеся на все русло; кроме того, при прочих равных условиях реки с большим расходом объективно опаснее.


Анализ информации о реке

Основные проблемы в выборе маршрута связаны с тем, что большинство описаний рек составлены плотовыми и катамаранными группами, чьи представления о сложности, содержательности и опасности сплава сильно отличаются от каякерских. Поэтому следует по возможности пользоваться описаниями, составленным каякерами; по существу, только их и можно считать достоверными для данного типа судов. При использовании других материалов необходимо учитывать различия в психологии, технике и подготовке гребцов на разных типах судов и в технических возможностях самих судов.

Конечно, это далеко не полный перечень тех различий, с которыми вы можете столкнуться при чтении описаний. Поэтому разумно было бы относиться к этим описаниям лишь как к самой общей информации о реке. Чтобы выбрать для себя достойный маршрут, вы должны полагаться на критическое отношение ко всему написанному, здравый смысл и рекомендации тех, кто может взглянуть на данный маршрут с вашей или близкой к вашей точки зрения.

Если в отчете встречаются числовые характеристики препятствий (особенно вертикальные размеры ≈ такие, как высота валов или сливов), то необходимо умножить их на поправочный коэффициент, зависящий от впечатлительности автора и назначения отчета. Только тогда они будут более или менее соответствовать действительности. Как показывает практика, для большинства отчетов этот коэффициент составляет примерно 0,7. Для отчетов же, написанных для Чемпионата СССР по Рассказам о Водном Туризме (или аналогичных чемпионатов России, Москвы и т.д.), следует применять коэффициент не выше 0,5.

На мой взгляд, наиболее содержательная и достоверная часть туристского отчета ≈ это фотографии. Внимательно анализируя их, сопоставляя с описаниями, выбирая возможную линию движения, места причаливания и точки страховки, можно составить достаточно правдоподобное представление о реке.


Радиальные выходы

Хотя, как уже говорилось, в каячном походе сплав, по определению, играет доминирующую роль, это не обязательно относится ко всему путешествию в целом. Радиальные выходы продолжительностью от 1 дня до 1 недели ≈ весьма рациональный способ провести свои отпуск более разнообразным и сбалансированным образом. В любом популярном туристском районе можно найти достаточное количество коротких пеших маршрутов, заслуживающих вашего внимания. Они могут как начинаться в середине вашего водного маршрута, так и быть связаны с ним местными переездами.

Радиальный выход, выделенный в самостоятельный элемент путешествия ≈ это гораздо более эффективный способ полнее познакомиться с районом, чем длинная пешая часть. Вы можете выбрать для этого выхода наиболее интересное место данного района, а не тот маршрут, который навязывается вам выбранной водной частью. И вы сможете увидеть в режиме легкой пешей прогулки намного больше, чем увидели бы из-под тяжелого рюкзака!


Первопрохождения

Стремление пройти там, где еще не ступала ни нога человека, ни ботинок туриста ≈ одна из основных причин, влекущих нас из дому. Оно передалось нам, вероятно, еще от нашего самого далекого предка, мечтавшего в один прекрасный день найти новый лес с упитанными, совершенно непугаными мамонтами. Увы, сейчас, в конце очередного тысячелетия человеческой истории, это желание стало трудноосуществимым. По крайней мере, при том размахе, который имел туризм в нашей стране в течение нескольких десятилетий, было бы крайней наивностью надеяться, что вы сможете найти абсолютно неизвестный маршрут. Все маршруты, которые когда-либо могли прийти кому-либо в голову, уже были кем-то замечены, опробованы и оценены. Если они действительно имели те или иные достоинства, то они стали известными и популярными среди туристов; если же нет ≈ о них просто забыли. Поэтому если вы всерьез думаете о прохождении нового маршрута, предварительно ответьте на два вопроса:

В числе наиболее частых причин, из-за которых данный маршрут мог быть проигнорирован туристами, можно назвать отсутствие технического интереса, чрезмерную сложность, физическую непроходимость, недостаточную протяженность, административные ограничения, неудобные подъезды, плохой климат. Первые три из них имеют смысл применительно к конкретному классу судов и конкретному уровню техники сплава. Поэтому если все дело именно в них, то не исключено, что для каяков такой маршрут мог бы оказаться вполне приемлемым. Если маршрут слишком короткий, то разумно связать вместе 2√3 речки в этом районе; для каяков это сделать в некоторых отношениях проще, чем для других судов. Административные ограничения и обстановка с транспортом изредка меняются, но такие изменения и открывшиеся в связи с ними новые (т.е. хорошо забытые старые) маршруты быстро становятся известны в туристских кругах. Поэтому на них едва ли следует рассчитывать как на существенный источник новых маршрутов.


Распорядок дня

Сплав на каяке ≈ весьма напряженное занятие, и только немногие фанатики имеют достаточно сил и желания, чтобы заниматься им с рассвета до заката. Как правило, после полудня интенсивного сплава большинство участников начинают ощущать некоторую усталость, и дальнейший сплав уже не доставляет им должного удовольствия. Хотя продолжать сплав в таком состоянии возможно и в определенных случаях даже необходимо, основной смысл этого сплава оказывается утраченным. В конце концов, каякеры плавают по речкам именно ради собственного удовольствия, а не в качестве повинности и не за деньги.

С другой стороны, для хорошо подготовленной каячной группы нет настоятельной необходимости устраивать полные дневки через каждые 2√3 ходовых дня, как это принято в большинстве групп. Эти дневки предназначены "для отдыха и восстановления сил", проще говоря ≈ для зализывания ран. Но у каякера, живущего в согласии со своей рекой, таких ран просто не должно быть ≈ ни душевных, ни телесных, ни по части снаряжения. Поэтому для каякера такие "планово-восстановительные" дневки едва ли являются необходимостью. Лично я просто не знаю, на что мне убить целый день, если поблизости нет интересного места для радиального выхода или нескольких гектаров малинника.

Более рациональная тактика для каякера состоит в том, чтобы каждый день уделять сплаву половину или 2/3 своего времени, а оставшуюся часть использовать для отдыха, мелкого ремонта снаряжения и прочих занятий, которым обыкновенно предаются люди в походе. Это позволяет распределить нагрузку более равномерно и получить более полноценный отдых. Время для сплава может выбираться различным образом, в зависимости от направления течения реки, погоды и многих других обстоятельств: до обеда, или после обеда, или двумя частями в первой и во второй половине дня.

Конечно же, не следует догматически придерживаться этого распорядка. Прохождение отдельных участков может быть построено иначе, чем остальной части реки. Так, на длинных и простых прогонных участках, как правило, бывает целесообразно сплавляться в течение всего дня с 1,5√2-часовым перерывом. Такой перерыв необходим не только для обеда, но и для полноценного отдыха.


Планирование дневного перехода

При сплаве по бурной воде каякер согласует каждый свой гребок, каждый маневр с местными неоднородностями потока. Точно так же график движения группы должен быть согласован с особенностями очередного участка маршрута и с его ключевыми точками. Только очень неопытный руководитель может формально рассчитывать места стоянок, исходя исключительно из километража и ходового времени.

Кратковременные остановки на сплаве целесообразно совмещать с разведкой препятствий средней сложности или осмотром местных достопримечательностей. Для ночевки желательно выбирать какую-либо характерную точку маршрута: устье притока, начало или конец однотипного участка, хорошую обзорную точку, серьезное препятствие. Это позволяет более полно почувствовать маршрут как некоторое структурированное целое, а не как безликие N километров между пунктом А и пунктом Б.

Стоянки на ключевых препятствиях маршрута особенно желательны, поскольку, как показывает практика, они являются единственным реальным способом организовать прохождение на разгруженных каяках. В любом другом случае идея разгрузить лодки и обнести вещи по берегу, как правило, не находит поддержки. Если же группа ночует на пороге, то в этом случае оказывается достаточно естественно разгрузить лодки перед порогом, а на следующий день загрузить их ниже него. Такая стоянка вполне логично сочетается и с обносом, если он оказывается необходимым.


Прохождение с базовыми лагерями

Тактика движения с базовыми лагерями на первый взгляд кажется весьма естественной для каячной группы, поскольку она позволяет проходить препятствия на разгруженных лодках. Однако такой стиль прохождения чрезвычайно трудоемок; значительная часть времени и сил участников тратится не на сплав, а на хождение по берегу, переноску вещей и т.п. Поэтому лично мне он представляется слишком малоэффективным; я бы предпочел использовать время, отпущенное мне в этой жизни, с большим КПД.

Я не хочу сказать, что тактику базовых лагерей не следует применять вовсе. Конечно, существует некоторое количество рек и отдельных препятствий, на которых такая тактика желательна или даже необходима для каякеров с любым опытом. Если вы поставите перед собой цель непременно пройти одну из таких рек, вам, конечно, придется использовать эту тактику. Надеюсь, что полученный результат оправдает ваши усилия; как бы то ни было, выбор маршрута сообразно вашему вкусу ≈ это ваш и только ваш выбор. Но я бы изрядно подумал, прежде чем отправиться на такую реку.

По-моему, существуют только две ситуации, в которых применение тактики базовых лагерей безусловно оправданно. Первая ≈ это прохождение ключевых препятствий маршрута, особенно в том случае, когда они значительно выделяются на общем фоне своей сложностью или опасностью. В этих случаях целесообразно совместить прохождение порога со стоянкой. Однако в любом случае такие препятствия и такая тактика должны быть, на мой взгляд, скорее исключением, чем правилом для данной группы на данной реке. Рациональный выбор маршрута, помимо всего прочего, состоит в том, чтобы большинство препятствий были доступны для большинства участников без дополнительных усилий по их обработке.

Второй случай ≈ это пеший подход к началу сплава снизу вдоль реки. Такая ситуация может сложиться, например, при прохождении нескольких притоков одной реки подряд. В этом случае целесообразно поставить базовый лагерь на один полудневный переход (6√8 км) ниже точки начала сплава. На следующий день группа поднимается наверх только с лодками и сплавным снаряжением, обедает в месте старта и сплавляется вниз к лагерю.


Сплав в режиме ралли

На мой взгляд, это наиболее естественный режим движения для каячной группы. В конце концов, для большинства каякеров основной целью является именно сплав, а не многочасовая возня на берегу ради нескольких секунд прохождения. Движение походной колонной, с короткими остановками в уловах за препятствиями, позволяет проводить на воде максимальное количество времени. Помимо собственно сплава, движение в режиме ралли способно доставить каякеру и иное удовольствие: видеть воду с наплыва, читать ее на ходу и строить свое прохождение в режиме реального времени.

Как и в предыдущем случае, сказанное не означает, что эту тактику следует применять всегда и везде. Безусловно, если хотя бы некоторые участники не в состоянии пройти тот или иной порог с наплыва, то необходимо организовать его более или менее полную обработку ≈ вплоть до прохождения на разгруженных судах. Однако, как уже говорилось ранее (и я не считаю лишним подчеркнуть это еще раз), мастерство организатора похода состоит, в частности, в том, чтобы выбрать маршрут, который соответствовал бы уровню мастерства участников.

На мой взгляд, идеальный тип реки для каякера ≈ это река с непрерывными или почти непрерывными препятствиями примерно одинаковой сложности, а идеальное соотношение между сложностью реки и мастерством гребца состоит в том, чтобы он мог проходить с наплыва препятствия именно такой сложности. Если на этом фоне выделяются более сложные пороги, то именно для них и необходима более полная обработка ≈ однако это должны быть именно отдельные препятствия на общем фоне. Если эти критерии не соблюдены, то сплав превращается либо в трудоемкую и малоэффективную обработку всего маршрута целиком, либо в пустые прогоны между отдельными серьезными препятствиями. Именно последнее, в частности, типично для многих крупных "плотовых" рек с длинными участками относительно спокойной воды и локальными порогами, чем и объясняется нелюбовь каякеров к этим рекам.

У сплава в режиме ралли есть две особенности. Первая ≈ это большая скорость движения группы. Каячная группа движется в этом режиме в 1,5√3 раза быстрее, чем средняя катамаранная или смешанная группа на том же маршруте. Это можно считать как недостатком такой тактики, так и ее достоинством. С одной стороны, вы можете просто пройти весь маршрут быстрее и уехать домой, по существу, сократив месячный поход до недели интенсивного сплава. С другой стороны, вы получаете громадный резерв времени, и вы имеете полную возможность распорядиться им по своему усмотрению. Вы можете просто уменьшить время сплава и использовать остаток дня для других дел. Вы можете связать вместе несколько рек в одном районе и пройти подряд несколько маршрутов, каждый из которых традиционно составлял отдельный поход. Наконец, вы можете разнообразить свой отпуск радиальными выходами и пешими маршрутами в том же районе. Откуда же берется время для всего этого? В конечном счете, оно берется из большего мастерства каякеров, позволяющего им организовать прохождение препятствий в более рациональном режиме, чем это делают обычные катамаранные группы на той же реке.

Вторая особенность сплава в режиме ралли ≈ это отсутствие возможностей для фото- и видеосъемки. Увы, это принципиальный недостаток такой тактики, который не позволяет придерживаться ее абсолютно полно и последовательно.


╘ В.Юрин, 1997 < iourine@iourine.msk.su >
Рисунки А.Титовой