Сам пловец должен активно пытаться выбраться из бочки, однако дать для этого однозначные рекомендации на все случаи жизни практически невозможно.
Первый и самый очевидный способ вытаскивания пловца из бочки - обычная пассивная страховка спасконцом. Однако этот метод, малоэффективный сам по себе, в данном случае работает еще хуже. Спасконец нужно точно подать в руки пловца именно в тот момент, когда он окажется на поверхности; в противном случае он вряд ли сможет быстро воспользоваться веревкой. А чем может закончиться для него плавание в "стиральной машине" вперемежку с веревкой - едва ли требуется объяснять.
Для того, чтобы точно подать спасконец, можно воспользоваться свободной лодкой как поплавком. Такая лодка должна быть полностью оборудована емкостями непотопляемости. Она пристегивается к спасконцу и подводится к пловцу одним из следующих способов:
- Сверху по течению. Лодка сплавляется в слив с таким расчетом, чтобы она попала в то место бочки, где находится пловец, либо несколько дальше от рабочего берега. Если течение перед сливом несильное, то второй спасатель на каяке может точно выставить ее в исходную позицию перед сливом. Но в этом случае он должен в первую очередь следить за течением и за положением веревки, чтобы самому не быть сброшенным в слив.
- Снизу по течению. Этот способ похож на предыдущий, но использует область обратного течения за бочкой. Если для точного выведения лодки используется каякер, он также должен в первую очередь следить за собственной безопасностью.
- На двух спасконцах с разных берегов. Этот способ более трудоемкий и более требовательный к береговой обстановке, но он позволяет подвести лодку в любую требуемую точку.
Все эти способы страховки требуют определенного времени для подготовки, поэтому такая страховка должна быть организована заранее до начала прохождения.
|
Достоинство страховки каяком состоит в том, что спасатель может точно вложить носовую рукоятку своей лодки прямо в руки пловцу, как только тот покажется на поверхности. Однако после этого спасатель должен суметь выйти в безопасное место вместе с потерпевшим; наиболее же вероятный исход для свободного каяка - попадание в ту же бочку. Поэтому такие методы страховки опасны как для потерпевшего, так и для спасателей, и применять их следует только в тех случаях, когда никакие другие способы организации страховки невозможны или неэффективны.
Каяк на привязи. Это относительно надежный способ, но для его применения необходима идеальная береговая обстановка: выступ берега, выдающийся в русло ниже опасной бочки. Спасконец закрепляется на берегу рабочим концом и пропускается через кормовую рукоятку страхующего каяка. Второй спасатель вытравливает веревку и позволяет спасателю на каяке осторожно подойти к самой бочке и взять пострадавшего, а затем, по его сигналу, вытаскивает его назад. На свободном конце веревки не должно быть никаких узлов; в самом крайнем случае, если страхующий каяк также попал в бочку, спасатель на берегу бросает этот конец и вытаскивает веревку с другой стороны. Это, конечно, не облегчит вытаскивание теперь уже двух потерпевших, но, по крайней мере, избавит их от угрозы запутаться в веревке.
|
Связка двух каяков. Этот способ чрезвычайно опасен для всех троих участников, и успешно применять его можно только в относительно небольших бочках. Веревка крепится к спасжилетам спасателей сзади, на уровне пояса; любой из них должен иметь возможность при необходимости быстро освободиться от нее. Конструкция обвязки спасжилета должна предусматривать такое прикрепление. Длина веревки подбирается так, чтобы тогда, когда один из них подходит к бочке, другой оказывался бы на наиболее сильной струе. По сигналу первого спасателя он начинает сильно грести вперед, вытаскивая его вместе с пострадавшим. При равном опыте участников целесообразно, чтобы со стороны бочки работал более легкий, а в качестве "буксира" - более тяжелый и физически сильный участник.
|