Back

Технология группы

[ Оглавление | Главы : 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 ]

II. О СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

 

****В данном курсе, наряду с терминами, традиционно употребляемыми в соцпсихологии и клубоведении, встречаются и такие, которыми уже много лет пользуются клубные практики, но считают их чем-то вроде профессиональных жаргонных слов и словосочетаний. Некоторые из них настолько удачны, что вряд ли нуждаются в замене специально разработанными научными терминами. Прочное вхождение их в практику наводит на мысль - узаконить их.

****Что касается традиционных терминов, смысл употребления некоторых из них у разных авторов весьма различен, поэтому необходимо условиться о том, что мы будем понимать под ними в наших текстах. С другой стороны, разные авторы обозначают одни и те же понятия различными словами, что влечет за собой необходимость сведения их в единый перечень.

****Кроме того, желательно расшифровать целый ряд однозначно трактуемых, но специфических, и поэтому не всем понятных слов и словосочетаний.

****Прежде всего о том, что такое социальная психология.

****Социальная психология - наука, изучающая явления психики, существующие только в группе людей (общественное мнение, психологический климат, мода, паника) или у личности только в группе (коллективизм, психологическая совместимость) [31].

****Предметом особого нашего внимания является группа.

****Группа - человеческая общность, выделяемая в социальном целом на основе определенного признака (наличие или характер совместной деятельности, уровень развития межличностных отношений, особенности организаций и т.п.) [23]. Это может быть нация, личный состав воинской части, всемирное общество пок- лонников творчества (или иных достоинств) Богдана Титомира, а может быть хоккейная команда, экипаж космического корабля, семья или клуб любителей кактусов.

****Группа неформальная (неофициальная) не имеет юридически фиксированного статуса. Для нее характерны отношения дружбы, проявления симпатии, эмоциональной притягательности, взаимопонимания и уважения [23].

****(Словарное определение, видимо, несколько устарело (в первой части), так как по нынешним временам получить официальный статус весьма несложно, чем многие организации (группы) и пользуются, оставаясь неформальными по сути.)

****Чаще всего мы будем говорить о малых группах.

****Группа малая - насчитывает , как правило, от 2-3 до 30-40 человек, находящихся между собой в непосредственном общении [23]. В силу этого обстоятельства она же, как правило, - группа контактная, каждый член которой достаточно хорошо лично знаком и находится в регулярном взаимодействии со всеми остальными. Многими психологами максимальная численность контактной группы оценивается числом 15.

****Группа референтная - та, на нормы, ценности, мнения которой индивид ориентируется в своем поведении в первую очередь [23]. Из ряда групп, к которым он принадлежит (школьный класс, семья, дворовая компания, туристская секция), референтной является одна. Иногда такую группу называют эталонной [31].

****По уровню группового сознания различают следующие виды групп (по Л.И.Уманскому):

****По характеру преимущественной направленности активности групп различают два их типа.

****Активность группы типа "Internal" (Int-группы) направлена внутрь группы, на ее членов (всех вместе или по отдельности). Это детские клубы, психотерапевтические группы и т.п.

****Активность группы типа "External" (Ext-группы) направлена вовне ее. К этому типу принадлежат объединения волонтеров, масонские ложи и т.п.

****Группа, начиная с ассоциации, зримо обрастает атрибутами, получившими название "центры объединения". Это места встречи, характерные детали внешнего вида, символика, специфические слова и выражения, условные знаки - все то, что на внешнем уровне отличает данную группу от прочих.

****Весьма важной характеристикой группы, проявляющейся в способности ее членов согласовывать свои действия и оптимизи- ровать взаимоотношения, является групповая совместимость. Различают такие ее виды как физиологическая, психофизиологическая (например, темпераментов), психологическая (в частности, по интересам) и наивысшая ступень - идеологическая (включает ценностно-ориентационное единство) [23; 31].

****Каждой группе присущ социально-психологический (психологический, морально - психологический) климат (атмосфера) - качественная сторона межличностных отношений. Она проявляется в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всесто- роннему развитию личности в группе [23]. Таковыми могут быть в первом случае симпатии, взаимопомощь, всеобщая заинтересованность в успехе, во втором - конкуренция, зависть, амбиции и т.п.

****Весьма важными характеристиками группы являются ее ценностно-личностные ориентации (ЦЛО) - свойства личности, наиболее ценимые в данной группе. Это могут быть талант, положение в обществе,обаяние, деловые качества и т.п.

****Группа характеризуется таким параметром, как коэффициент (индекс) групповой сплоченности (взаимности) (КГС). Чем он выше, тем, как правило, сильнее группа (хотя иногда он свидетельствует лишь о большом количестве взаимно симпатизирующих пар индивидов, что может быть "уравновешено" не меньшим количеством взаимно антагонизирующих пар). Он может характеризовать, в частности, функциональный "расклад" симпатий, смысл которого в том, что один и тот же член группы для выхода на разведзадание может предпочесть совсем иного партнера, нежели для игры в покер. Значимость же тех или иных симпатий для группы в целом зависит от ее общегрупповых ЦЛО [15].

****Исследование группы на КГС производится методом социометрии - опроса, в ходе которого одни члены группы выбирают (или отвергают) других по определенным критериям (деловым, интеллектуальным, моральным и др.) [15; 16; 29].

****Социометрия позволяет определить социальный статус каждого члена группы - его место в иерархии внутригруппового общественного мнения. Верхнюю ступень этой табели о рангах занимают самые популярные - "звезды". Далее идут "приятные" и "предпочитаемые". Затем - "пренебрегаемые", лишенные внимания "изолированные" и, наконец, нежелательные - "отверженные" [16].

****Необходимо обозначить такое понятие, как "член группы". Это индивид, систематически общающийся и взаимодействующий с другими индивидами, состоящими в группе. Его действия и мнение оказывает влияние на судьбу группы.

****Лидер - начальник группы официальной или вожак неформальной. Особенно удачным является совмещение обоих качеств в одном лице. "Штатный" (универсальный) лидер назначается или избирается на достаточно длительный срок. Ситуативный лидер - член группы, взявший на себя функции ее лидера в отсутствие или по причине бездействия "штатного" в ситуации, потребовавшей срочного принятия решения, осуществления руководства.

****Различают три основных типа взаимоотношений, стиля руководства группой.

****Следующим после группы важнейшим понятием является клуб. Слово это употребляется в самых различных сочетаниях: "клуб железнодорожников", "клуб молодой хозяйки", "клуб самодеятельной песни". В первом случае он (то есть клуб) время от времени требует ремонта, во втором проходит весело или скучно, в третьем способен распасться, или от него может отпочковаться новый клуб. Дело в том, что в первом случае это клубное учреждение со своим зданием, штатом, оборудованием; во втором - форма организации досуга, мероприятие; в третьем - объединение людей по интересам, иначе говоря клубное объединение.

****Клуб по интересам - это общественная организация, добровольно объединяющая в свободное время людей, межличностные отношения которых опосредованы общественно - ценным и личностно - значимым содержанием совместной групповой деятельности.

****Это определение близко к тому, что дал клубу В.Е.Триодин [37]. Именно в этом значении (клуб есть группа людей) мы и будем употреблять это слово в дальнейшем.

****Член клуба - соответственно член этой группы.

****Ядро - группа членов, играющая ведущую роль в ее жизни.

****Актив - совокупность членов и не-членов клуба, оказывающих ему регулярную поддержку и помощь (в вопросах снабжения, распространения билетов, информации и т.п.).

****Аудитория - контингент жителей данной местности, регулярно посещающих массовые мероприятия, проводимые клубом (концерты, слеты, празднества, соревнования).

****Аура - совокупность людей (кроме актива), посещающих значительную часть текущих мероприятий (заседаний) клуба в качестве потребителей.

****Клуб может существовать в разных социотехнических формах - иметь стабильный состав, помещение, оборудование, финансы, или не иметь их, ограничиваясь атрибутами духовного свойства; его формами могут быть "коллектив" и "поток", он может иметь облик "площадки" или быть "виртуальным клубом".

****Кстати о социотехнике. Под термином "социотехника" мы понимаем набор знаний и методик, необходимых лидеру неформальной группы для практической работы,умение на деле реализовать избранную концепцию.

****Коллектив как социотехническая форма отличается достаточно высокой стабильностью состава, что позволяет сформироваться взаимным симпатиям, являющимся залогом высокой эффективности такого рода групп.

****Поток чаще реализуется в формах, допускающих одноразовое участие в мероприятиях группы большинства ее "членов" (очередь в магазине), хотя именно клубы имеют "при потоке" (а точнее, для его организации) стабильное ядро. Можно считать, что традиционный клуб-коллектив, проводя мероприятия на внешнюю аудиторию, образует в эти периоды как бы двойную структуру, где аудитория и является потоком.

****Площадка - социотехническая форма группы, имеющей помещение, оборудование, а зачастую и официальный статус.

****Виртуальный клуб проявляется в момент сбора и взаимодействия его членов, но не имеет постоянной базы и, чаще всего, официального статуса.

****В числе основных видов деятельности клубных групп стоят коммуникация и общение. В процессе их происходит передача информации, установление и поддержание контакта. Общение возможно только между одушевленными существами, его особенностью является возможность обмена эмоциями. Коммуникация возможна и между роботами, между человеком и машиной [14].

****Наконец, одна из главных функций клуба - воспитание. Очень часто в это понятие вкладывают понятие обучения, в лучшем случае - передачу опыта. Условимся, что в наших заметках под воспитанием будет пониматься прежде всего идейно-нравственное формирование личности, лишь опирающееся на обучение. Невозможно воспитать токаря или скрипача, так же как невозможно выучиться на предателя или гуманиста.

****"Клубная генетика". Так в шутку была названа совокупность знаний о том, как создаются клубы; какими по своим социологическим параметрам (и почему) они получаются; какие "породы" клубов можно скрещивать между собой, а какие нельзя; как поступить в случае раскола клуба, чтобы его осколки были жизнеспособны; как создавать межклубные объединения [20].

****Понятие "клубная геронтология" относится к области сведений о жизни и смерти клубного организма, его здоровья, молодости и старости - в частности о том, как продлить молодость и что делать с приближением старости [17].

****Термин "клубный новичок", так же как и "старик", "старожил клуба", в пояснении не нуждается. Вся разница между ними - в продолжительности пребывания в клубе, а также (и это гораздо важнее) в количестве опыта, знаний, навыков в сфере клубных интересов [17].

****Во многих клубах наблюдается такое явление, как "бунт стариков", когда клубные старожилы подвергают дружной и резкой критике личность и действия клубного лидера. Бунт чреват самыми тяжелыми последствиями для клуба [17].

****В ряде клубов принято расставаться с теми членами, которые прошли весь клубный цикл своего развития и их задержка в группе может либо затормозить дальнейшее совершенствование их как личностей, либо привести к "бунту стариков". В этом случае производится выпуск члена клуба, который впредь именуется выпускником.

****В случае, когда выпуску подлежит подавляющее большинство членов клуба, после чего он с оставшимися членами будет нежизнеспособен, есть смысл говорить о роспуске клуба.

****Слово "авторитет", в зависимости от контекста, будет употребляться в двух значениях:

****а) общественное влияние, значение одного лица или группы в силу определенных качеств, заслуг; проявление престижа [31];

****б) авторитетный член клуба, чаще - один из лидеров.

****Коммунарская методика ("орлятская", методика коллективного творческого воспитания) - педагогическая методика, разработанная во второй половине 50-х годов молодыми ленинградскими педагогами во главе с И.П.Ивановым (впоследствие - доктор педагогических наук, академик) и впервые реализованная в "Коммуне юных фрунзенцев" во дворце пионеров Фрунзенского района г.Ленинграда.

****В первые годы существования пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ "Орленок" методика была внедрена в нем, откуда распространилась по всей стране, что породило коммунарское движение.

****В коммунарских клубах есть две специфические фигуры: это во-первых, комиссар - идейный лидер клуба, его педагог. Комиссаров в клубах может быть несколько. Чаще всего это взрослые, но в некоторых детских клубах бывают и подростки-комиссары.

****Вторая фигура - это командир, осуществляющий деловое руководство клубом, его подразделением или временной функциональной группой. Нередко командир-комиссар двуедин [10; 17; 25; 34; 35; 36].

****Общественная инициативая - идея общественно-полезной деятельности, реализуемая человеком или группой людей.

****Общественное течение - возникновение и существование не связанных между собой людей или (и) групп, реализующих одну и ту же общественную инициативу.

****Общественное движение - возникновение и существование горизонтальных (сетевых) связей между людьми или (и) группами общественного течения.

****Ассоциация - возникновение и существование вертикальных связей между элементами общественного движения и его центром (центрами).

****Общественная организация - структура соорганизации некоторого числа элементов общественного движения, при которой некоторые решения центра являются обязательными для всех членов организации (невыполнение этих решений влечет за собой исключение из организации).

****Кроме вышеприведенных понятий и терминов, в наших текстах будут попадаться и другие, расшифровка которых последует в рабочем порядке [1 - 40].

[ Оглавление | Главы : 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 ]