Back

Технология группы

[ Оглавление | Главы : 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 ]

I. ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ.

 

****Для кого эта книжка?

****Для практиков.

****Во-первых, теоретики и так все знают. Во-вторых, они знают, что все совершенно не так. Но, в-третьих, подтолкнуть теоретика к практической работе так же легко, как уговорить начальника поменяться местами с подчиненным, что гораздо легче, чем, в-четвертых, заставить практика читать теоретические труды. Поэтому мы начинаем книжку словами:

****- Дорогой практик! Пишут тебе твои собратья по разуму - тоже практики, а возможно и товарищи по несчастью - альтернативные педагоги и андеграундные психологи.

****Чем вызвано появление этой книжки?

****Нечаянным взглядом со стороны на себя, на наш не то чтобы транс- (теперь уже) -национальный мазохизм, - скорее на культурно-историческую, переходящую в манию, традицию - принимать пройденные грабли за новые и радостно устремляться к ним.

****Открывшаяся взору картина показалась жалкой и позорной, и мы решили, что подобная книжка могла бы сгодиться тому, кто склонен поступать разумно.

****О чем эта книжка?

****О неформальных группах. Вроде бы. Вообще-то говоря. Во всяком случае, в первую очередь. То есть, конечно же, только о них: иного рода группами другие люди занимались очень много, а мы как раз мало. Так что не нам о них писать.

****Но суди, дорогой практик, сам: ведь неформальной является такая группа, в основе жизни которой лежат межличностные отношения. То есть, люди собираются, чтобы быть вместе и при этом что-то делать (учить детей, разводить тарантулов) или ничего не делать (распивать пепси-колу на пикниках) - в отличие от группы формальной, где люди собираются, чтобы что-то делать (учить детей, разводить тарантулов) или не делать (распивать пепси в пансионатах), и при этом оказываются вместе.

****Так вот, дорогой, суди сам, сколько сейчас расплодилось не только приятельских компаний и клубов по интересам, но даже самых настоящих деловых объединений, образований, формирований, где кадры подобраны явно без помощи газетных объявлений. Тут и малые предприятия, и частные школы, и коммерческие банки, и... Да что говорить!

****Теперь представь, что в такой фирме-компании начальник (он же неформальный лидер) вдруг попытается начать руководить обычными административными методами. Первая же его попытка издать репрессивный приказ, минуя стадию приятельской беседы, вызовет парадоксальную для традиционного типа народно-хозяйственной конторы реакцию, пожалуй, всего коллектива:

****- Да ты ч?, Вась, в натуре?

****И если потерявший чувство стиля Вась будет продолжать в том же административно-командном духе, позавидовать ему будет проблематично. То есть, скорее всего, формально ничего не произойдет: фирма не рухнет. Во всяком случае, в первое время. Но многие "свои" уйдут, их места займут люди случайные, нередко весьма "чужие". А чужой и работает иначе, и не о всяком одолжении его попросишь, и много чего еще будет не так. Будет хуже. А хуже будет наверняка. Именно поэтому умные люди предпочитают набирать "своих", то есть, родных-межличностных, начиная с "комка" и кончая разведкой.

****Короче, вроде бы и теоретики не оспаривают тот факт, что неформальная группа эффективнее в работе. И приятнее, комфортнее психологически. Кстати, потому и эффективнее. Правда, управлять ею неизмеримо сложнее, чем формальной, ибо приказ, распоряжение не всегда "проходят"; основными инструментами руководства являются уговор, совместное планирование, метод убеждения. Так что создание таких групп остается уделом энтузиастов. И слава богу!

****Но вот какая беда: то и дело с подобными группами происходят всякие неприятности, недоступные командно-административному уму. Вдруг, как черти из табакерок, выскакивают неожиданные, нелепые конфликты, казалось бы, на пустом месте. Люди, знавшие друг друга годами, перестают друг друга же и понимать. Отношения разваливаются, и т.д. И даже если конфликтов вроде бы и нет, проходит год - другой - третий - и что-то становится не то, начинает идти не так... Кстати, и психологи-ортодоксы, уверенные в том, что для создания неформальной группы достаточно обычной совместимости характеров, способны зайти в тупик: конфликтуют совместимые!

****Так вот, не пустое оно, то место, где зарождаются специфические эти неурядицы. Как раз о том, что там находится, - эта книжка. О том, что желательно учитывать, создавая неформальную группу (если, конечно, это тот случай, когда она должна быть создана, а не возникнуть спонтанно). О том, что такая группа не вечна в своем существовании, и сколько она, скорее всего, проживет, и что делать, когда срок этот будет подходить к концу. О том, как создавать объединения неформальных групп (здесь тоже много сложностей). О том, как отслеживать состояние группы. О том, как еще эффективней работать с группой, которая вроде бы жива, здорова и достаточно эффективна сама по себе. То есть, прочтя все это, можно с большей уверенностью приступать к созданию частной гимназии, сельскохозяйственного кооператива, клуба любителей батончиков из молочного шоколада или альтернативного вооруженного формирования (шутка), надеясь, что теперь-то уж точно предприятие обречено на успех.

****Так что, видимо, понятно, зачем эта книжка. И, мы надеемся, от сего места и далее ее продолжают читать, скорее всего, те, кому она действительно нужна. А раз так, начнем сначала, но уже подробнее, глубже и, увы, зануднее. Что делать!

****Тут, вероятно, будет уместно сказать несколько слов об истории данных заметок. Зарождаться они начали лет двадцать назад, когда один из авторов (первый по алфавиту), пытаясь обобщить и осмыслить свой клубный опыт (наблюдателя, члена клуба, лидера) задал себе ряд вопросов на темы жизни и смерти компании, клуба, объединения, группы, движения и пр. Вопросы эти он обсуждал со многими своими товарищами, в том числе (последние полтора десятилетия) и с автором N 2, имевшим к тому времени свой опыт общения с клубами, а также участия в них и руководства ими.

****Процесс шел (и продолжает идти) по линии: вопросы - споры - построение гипотез - организация семинаров (для руководителей клубов, в форме деловых игр) - написание "базовых" заметок - создание реальных (своих) клубов (с учетом рекомендаций, изложенных в заметках) - помощь реальным (чужим) клубам (в том числе гашение конфликтов между ними, вплоть до налаживания координации их работы) - создание межклубных (в том числе и межрегиональных) групп и объединений - поиск новых, специфических форм работы.

****Итак, вернемся к понятию "неформальная группа".

****Во II главе дается его трактовка по справочнику. В то же время, авторы полагают, что ни статус юридического лица, ни печать, ни наличие системы членства, ни обилие документации, даже такой солидной, как уставы и программы, сами по себе не формализуют то или иное образование. Пока группа (система) минимально зависит от воздействия извне, пока она сама вольна изменять свой состав, идеологию, формы и методы работы, сферы интересов, пока она под давлением обстоятельств может легко рассыпаться и на новой базе собраться снова - ее можно, видимо, считать неформальной.

****(Вот, кстати, что характерно для нашего бурно меняющегося ныне общества - тенденция к деформализации самых разных его сфер и структур, что значительно расширяет область применения материала данной книжки: ведь падение идеологических оков сняло большую часть ограничений на формы и методы жизни и деятельности б.советских людей, что в значительной степени освобождает всевозможные группы товарищей от зависимости извне.)

****Не менее, если не более, нежели простота самоликвидации группы, характерна для представления о ее неформальности степень легкости выхода из нее отдельных членов: пока человек не привязан к группе (системе) жизненно важными "вещными" (материальными, физическими) благами или соображениями престижа; пока при выходе из организации он, по своему убеждению, ничего в этом плане не теряет, а лучше, если приобретает, - можно, вероятно, говорить о неформальности [6]. Во всяком случае, в контексте данных заметок этот признак, один из немногих определяющих, может быть важной частью теста на неформальность.

****Понятно, что легальность, плавание под официальным флагом, наличие команды, именуемой аппаратом, имеют свои прелести. Легче получать бюджетные и спонсорские дотации, вести хозрасчетную деятельность в надежде на самоокупаемость и даже прибыль. Однако, не секрет, что на стадии махровой формализации симптомы бюрократизации, заорганизованности усиливаются; умами публики все больше овладевает борьба за власть.

****(Где-то на середине отрезка между абсолютно неформальным и вполне формальным состоянием есть важная точка - регистрация группы при официальной организации, органе власти и т.п. Постановка на учет в УВД - не в счет.)

****И все же, поскольку трудно представить себе хоть чего-нибудь стоящее и при этом абсолютно неформальное образование (которое что-то дает своим членам, но которое совершенно не жалко бросить), возникает проблема оптимальной формализациия.

****Так или иначе, мы видим, что сегодня грань между формальными и неформальными образованиями в значительной степени размыта; более того, последних становится все больше, что вполне согласуется как со здравым смыслом, так и с большинством представлений о путях развития цивилизации.

****А в те давние времена, когда нижеследующие тексты готовились к первому изданию, у авторов еще не сложилось ощущение, что целый ряд закономерностей (разумеется, далеко не все), по которым живут группы, распространяется и на объединения групп, движения, политические партии, рабочие артели и т.п. Само упоминание каких-либо иных партий, а также - всуе - единственной в те годы было едва ли "публикабельным". Совсем другой, сплошь формальной, была экономическая сфера. Во всяком случае, и сейчас корректнее говорить лишь о неформальных группах, тем паче, что наиболее полно, цельно, незамутненно нижеописанные вещи бытуют в них; в иных же группах и объединениях - постольку - поскольку, с той или иной степенью узнаваемости (и, соответственно, применимости рекомендаций). Поэтому оставим первоначальный текст почти без изменений. А в нем авторы говорили почти исключительно о клубах, так что условимся: мы говорим - клуб, ты, дорогой читатель-практик, подразумеваешь - сам знаешь, что.

****Но даже и по отношению к клубным группам авторы зачастую рассматривают не "все случаи жизни", оставляя в стороне коллизии, возникающие при борьбе членов групп за власть. Во-первых, потому что борьба эта нередко ведется без разбора средств; авторам же всегда были интересней морально корректные ситуации (с прочими, как правило, и так все ясно). Во-вторых, причастность к власти увеличивает число получаемых благ, а это нарушает "чистоту эксперимента", заключающуюся в неформальности. Кстати, именно борьба за власть даже в неформальных политизированных образованиях резко сужает границы "работы" нижеописанных закономерностей и рекомендаций. Вот почему не следует без оглядки распространять их на всю обширную ныне неформальную и полуформальную зону.

****Теперь необходимо сориентировать читателя в "пространстве" данных заметок.

****По странной традиции все проблемы неформальных объединений по интересам (групп, клубов и т.п.) рассматриваются в плоскости, образованной такими двумя взаимно перпендикулярными осями:

****Но если ограничиться только этой плоскостью, становится непонятным (вот они, те самые вопросы), почему клуб, у которого все видимые проблемы решены, вдруг взрывается, или тихо разваливается, или бесконечно конфликтует внутри себя, или просто вырождается в бездействии. И, наоборот, странно, почему в атмосфере запретов, в ситуации безденежья существовали (а порой и сейчас существуют) десятки групп, притягивающих к себе людей здоровым внутренним климатом, результатами своей работы.

****Все это проясняется, если от плоскости перейти к объему, образованному этой самой плоскостью и еще одной, "социально-психологической" осью. На практике по этой оси располагаются и чисто психологические вопросы, и философские (в частности, вопросы идеологии и морали,ибо в широком русле современной общественной морали умещается целый ряд более узких "течений", которые диалектически дополняют друг друга, но могут и конфликтовать между собой). На той же оси оказывается и смежная с ними педагогика, ибо выполнение соцпсихологических рекомендаций зачастую реализуется в форме тех или иных педагогических приемов.

****Типичные вопросы "социопсихологической" оси: какой хочется видеть группу прежде всего - душевной, или деловой, или интеллектуальной; каких людей принимать в нее, а каких нет; в каком стиле вести руководство; какова должна быть ее структура; нужно ли членство; какие приемы использовать для регулирования взаимоотношений в группе; как строить ее внешнюю политику.

****Литература по данным вопросам либо сложна и скучна, либо дефицитна, либо полностью отсутствует. Кроме того, в силу общей нашей отсталости в необозримом ряде моментов, а также стихийности самих групп и недооценки серьезности неформальной группы как социального субъекта, лидеры их зачастую не задумываются даже о существовании этой оси, считая ее вопросы житейскими, а себя самих - вполне опытными для обеспечения гарантии успеха. Тем более, что достаточно слегка углубиться в теорию, чтобы, как та сороконожка из притчи, потерять дар передвижения, пытаясь сознательно управлять этим процессом. Вот как солидны и значительны вещи, о которых ведут речь авторы настоящих заметок.

 

****Подведем некоторые промежуточные итоги и введем условные обозначения для дальнейшей экономии времени и бумаги.

****Итак, проблемы групп мы будем отныне рассматривать не в плоскости, а в объеме, образованном следующими осями:

****С этими осями мы будем связывать и результаты измерений, проводимых в группах (например, экспертных оценок).

****И, наконец, несколько слов о том, чему именно посвящены те или иные тексты нашей книжки.

****Размышляя о "жизни" и "смерти", о "здоровье" и "болезнях" группы, авторы невольно пришли к мысли о сходстве ее с живым организмом. Отсюда вопросы: какие бывают "породы" (виды, типы) групп, как эти "породы" и "сорта" выводить, какие из них и как можно "скрещивать"; наконец, как правильно зачать группу, что-бы ребенок родился здоровым? Совокупность этих вопросов авторы для краткости называют между собой "клубной генетикой" (гл.V).

****Как долго "живет" группа, отчего "умирает", каковы симптомы "старения", как продлить срок активной жизни, оттянуть "пенсионный" возраст? Это - темы "клубной геронтологии" (гл. VI).

****Нередко генетически корректная и еще нестарая группа прекращает существование в результате так называемого "бунта стариков". Можно ли его избежать и как (гл.VII)?

****Еще чаще, нежели умирают, клубы дробятся. От хорошей ли жизни, или качество жизни тут ни при чем? Создавая новый клуб из-за неудовлетворенности старым, как избежать репродуцирования его недостатков (гл.III)?

****Клубы иногда объединяются, а иногда, наоборот, враждуют. Соображениям по данным поводам посвящена гл.VIII.

****Педагоги уже четвертый десяток лет успешно применяют методику, которая превосходно оправдывает себя в одном из "генотипов" групп. Многие элементы этой методики вполне применимы не только в детских и, видимо, не только в чисто неформальных группах (гл.IX).

****Разумеется, в неформальной группе ее члену должно быть хорошо. О том, что такое "хорошо", что такое "плохо" и как может работать институт членства - в гл.IX.

****Хорошо или плохо - можно почувствовать, но лучше измерить. Некоторые методы исследования группы описаны в гл.Х.

****Получается, что эти заметки - почти сплошь о конфликтах. Но увы, наши научные познания в этой области, а зачастую и внутренняя культура (да чего там скромничать, сама наша ментальность) таковы, что состояние конфликта для нас настолько естественно, что мы не всегда и замечаем, чувствуем его. В результате же к.п.д. многих наших неформальных детищ устремляется к нулю. В то же время, опыт лучших лидеров, осмысленный авторами, а теперь уже и их личный опыт показывает, что не так тут все безнадежно. Конечно, формируя и ведя группу, приходится нередко наступать на горло собственной песне (например, когда очень хочется, но нельзя принять в группу хорошего, но "неподходящего" человека, да что там, порой и - страшно подумать! - выгонять случается; когда очень хочется принять одно решение, а следует - другое, и вообще много чего хочется принять, да нельзя), но авторы считают, что гораздо хуже наступать на пресловутые грабли: хуже и для большинства людей, и для дела.

****За все приходится платить, и в какой-то степени эти заметки могут служить прейскурантом - что почем.

****Дополнение 1. Авторы приносят читателям свои извинения за то, что львиная доля текста (почти весь объем 1-го издания), будучи переведенной с "кордонского" языка на "методический", в таком виде и перекочевала в 4-е, оставаясь непонятной для тех, кто владеет только русским. Оправдание одно: издатель торопил.

****Дополнение 2. Авторы приносят свою благодарность заведующей Центром исследовательской и методической работы Краснодарского крайкома ВЛКСМ Е.А. Шеломовской и сотруднице Краснодарского научно-методического центра народного творчества и культпросветработы Т.И.Никитиной, чьим усилиям они, авторы, обязаны первым изданием, благодаря которому тираж впервые превысил изначальный - 2 экземпляра. Также признательны они инициаторам второго издания - сотрудницам волгоградского комплекса детского творчества "Прогрессор" Л.Б.Сучилиной и С.В.Мо- розовой, и третьего - методисту омского городского дворца детского творчества А.В.Порываевой. Когда инженер Б.М.Морозов из Набережных Челнов, невесть каким образом раздобыв краснодарскую методичку и пытаясь приспособить ее к делу, загнал со товарищи ее текст в компьютер, вряд ли он предполагал, что когда-либо встретится с одним из авторов. Но жизнь их свела, в результате чего авторы стали обладателями дискеты с набором, ставшим основой данного переиздания. За что огромное спасибо как Б.М.Морозову, так и всем безымянным героям (скорее всего, героиням), превозмогшим весь этот стиль и объем.

[ Оглавление | Главы : 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 ]