СТРОИТЕЛЬСТВО ИСКУССТВЕННЫХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ
1725--1917 гг.
МАРИИНСКАЯ ВОДНАЯ СИСТЕМА
Мысль о соединении
Ковжи (Волжский склон) с Вытегрой (Балтийский склон)
принадлежит Петру I. По его поручению инженер
Джон Перри в 1710 г., обследуя
рельеф местности по трассе,заставлял мужиков рубить просеки и ставить вехи.В
1711г.
Петр сам проехал в Вытегру и дальше к древнему волоку.Лично убедившись
в правиль-
ности представленных Перри расчетов, Петр повелел
рубить лес для строительства
нового водного пути. Однако работы пришлось
отложить в связи с усложнившейся
международной обстановкой.Чтобы осуществить петровский замысел, царской
России
потребовалось около 100лет. Строительство канала началось в 1799г. и длилось
11 лет.
За этот период были возведены сложные гидротехнические сооружения
для питания
мелководных участков, построены многочисленные
шлюзы на Вытегре и Ковже.
21 июня 1810 г. по Мариинской системе открылось сквозное движение судов.
Первые годы эксплуатации
водного пути показали многие его неудобства.
От
Рыбинска до посада Крохино товары отправлялись
на обыкновенных баржах, а для
прохода по бурному Белому озеру перегружались в палубные суда -- белозерки.Все
это
замедляло и удорожало доставку грузов. Не случайно в то время
сложилась поговорка:
"За морем телушка -- полушка, рубль перевоз". Чтобы обеспечить безопасность
движе-
ния, надо было строить каналы в обход Белого и Онежского озер.
В 1843--1846 гг. был прорыт
Белозерский канал в обход Белого озера, а в 1818--
1820гг. выполнена первая очередь Онежского канала до Черных песков. Работы
возоб-
новились в 1845 г. и закончились в 1852 г. Существенно Мариинскую
систему это не
улучшило.НаШексне и Свири бурлило много порогов,шлюзовая система была несовер-
шенна. Обходные Староладожские каналы требовалось пополнять
водой. Кроме того,
за период эксплуатации (1730--1860гг.) они обмелели, сооружения пришли в
ветхость.
Так как ремонтировать сооружения можно было только после навигации,
параллельно
ближе к Ладоге построили новые, большие по габаритам и, главное, на одном
уровне с
Ладожским озером, вследствие чего отпала необходимость в шлюзах и
пополнении их
водой. Работы производились с 1861 по 1883г., после чего система приняла
свой окон-
чательный вид. В нее вошли: река Шексна от устья Белозерского канала
до впадения в
Волгу у Рыбинска (434 км), Белозерский обводной
канал (67 км), река Ковжа (70 км),
Новомариинский канал (67 км), река Свирь (213 км), Новосясьский канал(11
км), Ново-
ладожский канал (111 км), река Нева (74 км).
Первоначально баржи
тащили бурлаки, а в 1830--1888гг. на реке
действовала
туерная тяга--цепь, проложенная по дну реки, по которой суда двигались против
тече-
ния. Впоследствии Мариинская система еще несколько раз
перестраивалась и совер-
шенствовалась (последний раз--в 1890--1896 гг.).
Всего на Мариинке был
31 шлюз, и от Рыбинска до Петербурга суда проходили за
110 суток. После реконструкции шлюзов стало 37, размеры их увеличились
(длина 35м,
ширина 6 м, глубина 1 м). Движение было двустороннее. После введения
конной тяги
время прохождения судов сократилось до 50 суток, и система стала главным
"хлебным
путем" в столицу.Несмотря на недостатки, по тому времени она считалась
первокласс-
ным гидротехническим сооружением и на Всемирной выставке в Париже в1913г.
была
удостоена Большой золотой медали.
Туристам - байдарочникам
можно рекомендовать для прохождения только
два
участка старой Мариинки: от Вытегры до Подпорожья с проходом Онежского
канала и
от Лодейного Поля до Петрокрепости (маршруты 47
и 48).
Литература: 22, 102, 111, 114, 121, 124, 136, 142, 143.