По Вытегре, Онежскому каналу и Свири до Подпорожья (47)
Протяженность -- 174 км.
Число ходовых дней -- 8.
Сезонность--15 мая--1 октября.
Категория сложности -- I (Схемы No-32, No-33).
Начало маршрута -- от города
Вытегра, куда можно доехать автобусом от города
Подпорожье и станции Погра железнодорожной линии Ленинград--Петрозаводск
или
теплоходом по Волго - Балту. Интереснее начать
от районного центра Вологодской
области Череповца (основан в 1777г. указом Екатерины II "в
Новгородском наместни-
честве на устье реки Суды,впадающей в Шексну.. для пользы водяной коммуникации")
Ныне Череповец -- крупный промышленный центр РСФСР. Рекомендуется
посетить
краеведческий музей и познакомиться с материалами по Мариинской водной
системе,
а также с картинами уроженца Череповца художника В. В. Верещагина. Далее
теплохо-
дом или "метеором" можно доехать до Вытегры -- начала активной части маршрута.
Первое упоминание
о Вытегорском погосте, именовавшемся Гостиным двором,
относится к 1496г. В то время здесь, у Выгручья, останавливались
заезжие "гости". По
проложенному еще новгородцами водному пути они пробирались
с Ладоги на Волгу.
В Гостином дворе происходила перевалка грузов с судов на колеса и обратно.В
середи-
не XVIII в. через Гостиный двор, или, как его называли, Вянги, проходил
оживленный
тракт из Архангельска в Петербург. По санному пути в новую столицу
везли беломор-
скую рыбу. В 1773г. по указу Екатерины II деревня Вянги получила статус
города, кото-
рый назвали по имени реки -- Вытегра.
Открытие Мариинской системы
превратило Вытегру в важный транзитный пункт
с Волги в Петербург, и город стал быстро расти.Однако в конце XIX в. в
связи с откры-
тием железных дорог и сокращением грузоперевозок поМариинской системе его
разви-
тие приостановилось. Ныне Вытегра -- районный центр Вологодской
области, город
речников. Рекомендуется посетить краеведческий музей,
разместившийся на Красной
горке,в Сретенском соборе(построен в ознаменование 100-летия города).Специальный
раздел музея посвящен истории старой Мариинки. Интересно
побывать и на первом
шлюзе водной системы, вошедшем с число музейных экспонатов, а также ознакомиться
с Вытегорским гидроузлом--первым на Балтийском склоне.Желательно проехать
авто-
бусом до села Анхимово -- бывшего Вытегорского погоста,известного по письменным
источникам с 1496г. Там на возвышенности стоит редкий памятник русского
деревян-
ного зодчества -- многоглавая Покровская церковь. Надпись на
ней гласит: "При реке
Вытегре церковь "Покрова Богородицы освящена в 1708
г. во время преобразователя
России Петра Великого 1-го императора, перепоставлена
на каменный фундамент и
освящена 1 октября 1793 г.". Рекомендуется также посетить
Беседную гору, где стоит
деревянная резная часовня, похожая на шапку
Мономаха. Первоначально она была
поставлена в 1881г. на месте, где, по преданию,Петр I беседовал с крестьянами
о воло-
ке между Вытегрой и Ковжей. Когда же это место оказалось в зоне
затопления, часов-
ню перенесли на гору.
Становиться на воду надо ниже
сооружений Вытегорского гидроузла.После Выте-
горского шлюза судоходная трасса на протяжении
13 км проходит по углубленному
бывшему руслу Вытегры. Пройдя этот участок по краю фарватера,
повернуть налево, в
Онежский обводной канал (длина 67 км, ширина около
50 м), сооруженный в обход
Онежского озера в первой половине XIXв. От озера он проходит на расстоянии
от 10м
до 1--2 км. Течение в канале направлено в сторону
Свири и еле заметно. По берегу
установлены километровые столбы.Берега местами болотистые, местами сухие,
порос-
шие соснами. После реконструкции Волго-Балта Онежский канал
используется только
для прохода маломерных судов.
Первые 10--15км берега низкие,
болотистые, затем они повышаются, начинается
лес.На 38-м км канал пересекает Мегрское озеро с низкими болотистыми берегами
(ид-
ти через него придерживаясь знаков судоходной обстановки). Мегрское озеро
соедине-
но километровой протокой с Водлицким.В 2 км за ним справа каменная дамба,
а за ней
песчаный пляж. Дальше берега в основном сухие, со стороны озера есть
пляжи. Конец
канала у истока реки Свирь, возле поселка и речного порта Вознесенье,раскинувшегося
по обоим берегам. В прошлом это был крупный перевалочный пункт
с озерных судов
на речные.После создания глубоководного Волго-Балтийского водного пути,по
которо-
му проходят суда типа "река -- море", он частично потерял свое значение.
Однако все
же остается важным промежуточным портом, в котором сходятся
транзитные пути из
Москвы и Поволжья, а также с Белого моря
через Беломорско - Балтийский канал и
Онежское озеро. Вознесенье связано автобусным сообщением: с
левого берега -- с го-
родами Вытегра и Подпорожье, а с правого -- с Петрозаводском.
Дальше, путь идет по Свири (длина
220км).Прежде порожистая,с очень опасными
для плавания местами, река на всем протяжении стала глубоководной.
Исчезли стрем-
нины, по которым в XIX в. опытные лоцманы,
рискуя жизнью, проводили баржи с
грузом. После сдачи в эксплуатацию в 1933 г. Нижнесвирской ГЭС, а в 1952
г. Верхне-
свирскойГЭС пороги оказались значительно ниже поверхности воды и уже не
мешают
судоходству.
Ниже Вознесенья вдоль
обоих берегов тянется Карнаволокский рейд для судов и
гонок (составы из плогов леса, приготовленных для буксировки). Здесь
же переформи-
ровываются озерные "гонки" для отправки вниз по реке. На 214-м
км на правом бере-
гу пристань Красный Бор, а на противоположном -- деревня Карнаволок. На
213-м км
Свирь заметно расширяется, начинается Ивинский
разлив (Верхнесвирское водохра-
нилище)Условия плавания здесь близки к озерным и усложняются деревьями,оставши-
мися у берегов в зоне затопления.Нельзя удаляться от левого берега, чтобы
не оказаться
застигнутыми внезапно налетевшим шквалом.В юго-западной оконечности
Ивинского
разлива (на 172-м км) покрытые лесом холмистые
берега Свири начинают сужаться
и река входит в коренные берега. Дальнейший маршрут идет по Свири, по краю
фарва-
тера, не заходя в него. Недалеко от плотины Верхнесвирской ГЭС грузовые
причалы и
рейды. Здесь путешествие заканчивается, выходить надо на левый
берег, где располо-
жена основная часть города Подпорожье, районного центра Ленинградской области.
Первое поселение у Верхнесвирских
порогов возникло в начале XVII в.По приказу
Петра I сюда были переселены крестьяне из
Новгородской губернии для проводки
судов через пороги: до постройки на реке гидроэлектростанции выше
поселка бурлили
шесть порогов с высотой падения воды некоторых из них до 1 м. Ныне Подпорожье
--
крупный промышленный центр Ленинградской области.
В Великую Отечественную
войну в 1943 г. уроженка Подпорожья санинструктор
В. О. Гнаровская бросилась со связкой гранат
под танк противника. За свой подвиг
девушка посмертно удостоена звания Героя Советского
Союза. Одна из улиц Подпо-
рожья названа ее именем.
Литература: 22, 110. 111, 137.