ВХОД/ВЫХОД ИЗ УЛОВА ЧЕРЕЗ БОЧКУ

Улово непосредственно за камнем, ограничивающим слив, представляет достаточно специфический случай. Часто от такого камня начинается длинная косая бочка, относящая лодку прочь от улова. Примером может служить, например, известное улово в Лосево за "жандармом"; войти в него сверху весьма непросто.

Заходить в такие улова, безусловно, необходимо вплотную к камню, поскольку бочка в этом месте минимальная. Однако обычная ошибка состоит в том, чтобы, заходя сверху по течению, заранее направить нос лодки в камень, рассчитывая, что боковое течение перед камнем снесет лодку в требуемую точку. Конечно, оно это сделает, но при этом лодка получит поступательную скорость, направленную вбок, от улова, а косая бочка продолжит начатое движение. В результате лодка пройдет мимо улова. К тому же результату, как нетрудно догадаться, обычно приводит вход в бочку в стороне от камня.

Правильный курс должен приводить лодку строго в край бочки, вплотную к камню. Для этого надо начинать разгон со стороны струи, под углом к ней, и учитывать что полная скорость лодки складывается из ее скорости относительно потока и скорости самого потока. При входе в бочку следует развернуть каяк перпендикулярно ей, чтобы уменьшить боковой снос вдоль бочки. Дальнейшее прохождение бочки происходит обычным образом. Часто разность скоростей потока бывает столь велика, что дополнительного вращения лодки с помощью зацепа практически не требуется. В таких случаях гребец просто продолжает интенсивно грести вперед, контролируя вращение лодки с помощью большей или меньшей дуговой составляющей гребка. Преодолевая бочку, лодка смещается вниз по течению, и камень не мешает ей завершить разворот.

Для выхода из такого улова следует разогнаться под очень острым углом к сбойке и, перепрыгнув через бочку вплотную к камню, поместить каяк во впадину перед бочкой. Здесь выполняется траверс, и каяк проходит мимо бочки. Для успешного траверса необходимо удерживать лодку под острым углом к струе, по возможности стараясь задавать лишь минимальный крен, и интенсивно грести вперед, против течения. С верхней по течению стороны лодки выполняются прямые гребки, с нижней — дуговые. Если вы перестанете грести, отпустите нос, увеличите крен и обопретесь на бочку, вы пройдете ее лагом обычным образом, но такое прохождение далеко не всегда выводит вас на требуемую линию движения в нужном положении.


© В.Юрин, 1997 < iourine@iourine.msk.su >
Рисунки А.Титовой