ЗАЦЕП
Упражнения.
Использование зацепа при входе/выходе из улова.
Положение рук и корпуса при зацепе. |
Зацеп - один из наиболее мощных и многофункциональных управляющих гребков. Он может затормозить лодку или разогнать ее. С его помощью можно заложить длинную пологую дугу без заметной потери скорости или, наоборот, раскрутить лодку на месте и выстрелить ее в новом направлении. Диапазон возможных применений зацепа весьма широк, но основные технические элементы этого гребка одни и те же во всех случаях.
Строго говоря, под термином "зацеп" понимают две разные вещи. В узком смысле слова, это гребок, непосредственно контролирующий вращение лодки. Как и поворот на низкой опоре, это вторичный управляющий гребок. В более широком смысле, зацеп - это связка из нескольких гребков, составляющих законченный маневр. В различных ситуациях некоторые элементы этой связки могут акцентироваться или, наоборот, опускаться, но основная последовательность выглядит следующим образом:
- Начните движение по прямой.
- Закрутите лодку с помощью дугового гребка от носа.
- Разверните корпус в сторону поворота.
- Перенесите руку, завершившую дуговой гребок, на внутреннюю сторону поворота. Кисть руки должна находиться над бортом, чуть выше вашей головы. Весло свешивается из этой руки вертикально вниз.
- Нижней рукой погрузите весло в воду рядом с каяком, на уровне заднего края кокпита. В исходном положении лопасть параллельна борту.
- Из этого положения лопасть весла движется вперед параллельно борту. Начальная фаза движения - холостая, она необходима только для того, чтобы плавно и управляемо ввести лодку в поворот. После того, как лопасть пройдет мимо середины лодки, она начинает раскрываться навстречу потоку и тянуть лодку вбок, точно так же, как при параллельном притяжении. Но поскольку это притяжение происходит ближе к носу, оно приводит не столько к параллельному смещению, сколько к вращению лодки. По мере того, как лодка разворачивается, ваши плечи возвращаются в нормальное положение.
Движение весла при зацепе: 1 - дуговой гребок, 2 - разгон лопасти, 3 - параллельное притяжение, 4 - прямое притяжение носа, 5 - контрольный гребок, 3' - "туристский" вариант зацепа. |
- По мере того, как лопасть продвигается к носу и тормозится, вы все сильнее раскрываете ее навстречу потоку и, в отличие от обычного параллельного притяжения, отпускаете ее от борта в сторону. Чтобы продлить это движение и получить хорошее исходное положение для последующей фазы зацепа, в конце его полезно наклониться вперед.
- Верхняя рука может помогать нижней. В зависимости от требуемого маневра, она может двигаться и вместе с нижней, и в противоположную сторону, и в поперечном направлении, усиливая давление на лопасть.
- Когда это движение заканчивается, нижняя рука и весло оказываются вытянуты вперед в направлении 30-45° от носа лодки. Из этого положения вы выполняете прямое притяжение около носа, продолжая таким образом вращать лодку. Эти три фазы - разгон, параллельное притяжение и прямое притяжение носа - и образуют собственно зацеп в узком смысле слова.
- Когда весло, наконец, подходит к носу каяка, ваша нижняя рука и плечи оказываются готовы для прямого гребка. Вам остается только вернуть верхнюю руку на ее обычную сторону, чтобы окончательно занять исходное положение, и выполнить прямой гребок. Если ваш корпус наклонен вперед, то сейчас вы его распрямляете, усиливая гребок. Этот гребок, называемый контрольным, необходим практически во всех маневрах, которые приходится выполнять туристу. Он выполняет две функции: проталкивает лодку вперед и останавливает дальнейшее вращение.
- Продолжите движение по прямой в новом направлении.
Постарайтесь сохранить поступательное движение лодки таким образом, чтобы после выполнения зацепа вы переходили к прямой гребле. Обратите внимание на четкий переход из заключительного положения дугового гребка к исходному положению для зацепа. Попробуйте представить себе, что весло закреплено на твердой опоре и, используя мышцы брюшного пресса, раскрутите каяк вокруг этой опоры. Обратите внимание также на следующие особенности этого гребка:
- Если смотреть спереди, то видно, что весло полностью перенесено на внутреннюю (для данного поворота) сторону лодки.
- В середине движения кисти обоих рук запрокинуты назад для того, чтобы "открыть" лопасть навстречу потоку.
- Лопасть полностью погружена в воду.
При выполнении зацепа помните, что:
- Поворот всегда начинается дуговым гребком с противоположной стороны.
- Необходимое для поворота усилие создается раскручиванием верхней части корпуса обратно в нормальное положение. Это усилие через пяточные и коленные упоры передается на корпус каяка. Ваши ноги должны чувствовать эту нагрузку.
- Самая распространенная ошибка - выполнение зацепа одним только движением рук, при том, что плечи развернуты вперед и неподвижны. Такой рисунок можно увидеть в некоторых старых книжках. Еще более грубая ошибка - попытка усилить гребок, заведя верхнюю руку далеко за голову. В этом положении вы, наоборот, не сможете развить значительных усилий. Кроме того, при недостаточном развороте корпуса невозможно разогнуть кисти рук в достаточной степени, чтобы получить правильное положение лопасти в воде - а именно оно является основой всего гребка.
- Рабочая лопасть должна быть полностью погружена в воду; полупогруженная лопасть не создает достаточного усилия для выполнения поворота.
- Устойчивое положение лодки - с креном внутрь поворота.
Акцентируя те или иные составляющие зацепа, вы можете регулировать угол поворота, скорость вращения и поступательную скорость лодки. В некоторых случаях, например, когда на слаломной трассе требуется выполнить оборот на 360° вокруг вешки ворот, в конце этой связки выполняется не контрольный прямой гребок, а, наоборот, дуговой гребок с внешней стороны, довершающий поворот. Притяжение носа может использоваться как самостоятельный элемент управления лодкой.
Среди туристов широко распространена более примитивная техника выполнения собственно зацепа: весло погружается в воду напротив кокпита, далеко от борта, и отсюда движется к носу по широкой дуге. Такое движение практически эквивалентно дуговому гребку от середины лодки к носу. Первая его половина малоэффективна для поворота. Она не столько вращает лодку, сколько тормозит ее. Основное вращение происходит в конце гребка, когда он переходит в притяжение носа. Описанная выше техника более эффективна: она позволяет удвоить вращение, используя сначала параллельное притяжение, а потом - прямое притяжение носа. Одновременно исключается фаза торможения, что позволяет выполнять поворот с минимальной потерей скорости.
Зацеп - достаточно сложный гребок, поэтому сначала отработайте все его компоненты в отдельности, затем - попарно каждые два последовательных элемента, и затем - всю связку в целом. Иметь для этого значительную начальную скорость не обязательно; 2-3 прямых гребков вполне достаточно, чтобы почувствовать эффект. Но сам зацеп необходимо всегда выполнять в полную силу - иначе он будет неэффективен.
- Отработайте отдельно холостую (безопорную) проводку весла вдоль борта.
- Попробуйте выполнять прямые и параллельные притяжения ближе к носу и к корме лодки. Следите за тем, как по мере удаления весла от центра лодки ее поступательное движение уменьшается, а вращение увеличивается.
- Выполните движение по кругу вокруг буя или вешки.
- Выполните движение по восьмерке вокруг двух вешек слаломных ворот.
- Попробуйте последовательно выполнять зацепы, не вынимая весло из воды. Начальный дуговой гребок при этом упражнении исключается. Вы поворачиваете лодку при помощи собственно зацепа (в узком смысле), затем проталкиваете ее вперед контрольным гребком и выполняете следующий зацеп. В результате лодка должна двигаться по кругу. Если вы вместо этого вращаетесь на месте, значит, вы неэффективно выполняете контрольный гребок. Чтобы усилить его, наклонитесь вперед в конце фазы параллельного притяжения и добавьте разгибание корпуса к прямому гребку, как это делается при гребле на каноэ. Обратите также внимание на упражнения по прямой гребле на каноэ.
|
Основное применение зацепа при сплаве по бурной воде - это вход в улово и выход на струю. Если вы поместите каяк поперек границы улова и струи, то, как нетрудно понять, разность их скоростей будет вращать каяк. Это не просто способствует повороту. Управление в данном случае состоит прежде всего в том, чтобы максимально переложить работу по вращению лодки на саму реку. Ваши собственные усилия лишь дополняют этот поворот и тонко регулируют его. Вход в улово выполняется следующим образом:
- Перед входом в улово лодка должна иметь поступательную скорость, направленную внутрь улова, как правило, под углом 30-45° к границе. (При входе под большим углом вам будет сложно контролировать крен лодки.) Одна из самых распространенных ошибок - попытка затащить лодку в улово, когда она не имеет начальной скорости, а ее нос направлен в противоположную сторону. Лодка должна войти в улово сама - вы только корректируете это движение. Наличие начальной скорости необходимо и в большинстве случаев достаточно для этого.
- Непосредственно перед входом в улово закрутите каяк дуговым гребком с противоположной стороны.
- Как только нос каяка вошел в улово, возникает вращение из-за разности скоростей. В этот же момент необходимо задать крен, обеспечивающий устойчивое положение лодки.
- Поверните плечи в сторону улова. Поместите лопасть, которой вы выполняете зацеп, в улово.
- Регулируя величину крена и интенсивность зацепа, поверните лодку на необходимый угол.
- Завершите поворот контрольным гребком. Этот гребок особенно необходим для того, чтобы протолкнуть лодку вглубь улова, прочь от границы.
- Выход из улова на струю выполняется аналогичным образом. Динамически эти две ситуации полностью эквивалентны, но правильный выход на струю более важен тактически: входя в улово, вы в большинстве случаев ставите себя в более простую ситуацию или вообще прекращаете сплав, а выход на струю - это ваш первый шаг из спокойного улова навстречу препятствию. От того, насколько успешно вы его сделаете (точно поместите лодку в требуемое место струи, сохраните силы и т.п.), часто зависит все последующее прохождение.
Правильная техника выполнения зацепа особенно важна в сложных ситуациях: при входе в повышенные улова (т.е. когда уровень воды в улове выше уровня струи), выходе из пониженных уловов, при большой разности скоростей ("жесткое" улово), при сильной турбулентности на границе. Упрощенная туристская техника в таких случаях не позволяет выполнить маневр: каяк останавливается, не может преодолеть разность уровней и оказывается полностью во власти турбулентности. Она создает сложности и в тех случаях, когда требуется точно вписать каяк в маленькое улово.
Торможение каяка при "туристском" зацепе - типичный пример побочного эффекта, работающего против вас. Правильная техника, наоборот, позволяет вам обратить побочные эффекты в свою пользу. На этапе параллельного притяжения возникает некоторое боковое смещение (особенно в начале, когда весло находится еще близко к центру лодки). Это смещение ускоряет вход в улово и, что важнее, позволяет выполнить его более точно.
Зацеп плохо работает на мелководье, когда вы не можете полностью погрузить лопасть в воду. В такой ситуации лучше использовать разворот на низкой опоре и затем - дуговой гребок от кормы.
© В.Юрин, 1997 < iourine@iourine.msk.su >
Рисунки А.Титовой