Институт Повышения Квалификации
работников туристско-экскурсионных организаций
Северо-Западный Филиал
И.Н. Жуков
ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЛОЖНЫХ ВОДНЫХ
ПОХОДОВ НА КАЯКАХ
(Методические рекомендации)
Ленинград
1990
Автор не претендует в данной работе на полноту освещения вопро-
сов тактики и обеспечения безопасности в водных походах. Целью работы
было, повторяя возможно реже общеизвестные истины из туристского опы-
та, сосредоточить внимание на особенностях сложных походов на каяках,
взаимодействии экипажей при прохождении препятствий, организации
страховки и спасработ.
С 1985 по 1989 г.г. вопросы тактики, изложенные в работе, разра-
батывались автором в походах автономных групп на каяках по рекам Хра-
ми, Куре, Кодори на Кавказе, Акишме в Хабаровском крае, а также в
составе байдарочных групп с участием каяков на реках Кара-Холь, Ала-
ше, Оне в Саянах и в ходе длительных тренировок на Мигейских порогах
(р. Южный Буг, Украина) и Лосевском пороге (р. Вуокса, Ленинградская
обл.).
Автор признателен известному ленинградскому туристу-воднику
П.Н. Ермолаеву за ценные замечания, учтенные при окончательной редак-
ции.
Быстрый рост технической подготовленности туристов-водников, а
также освоение сложных горных рек Азиатской части СССР, привели к то-
му, что все большее число туристов предпочитают в качестве средства
сплава одноместные байдарки. Это объясняется высокой маневренностью и
управляемостью каяка, возможностью выполнять эскимосский переворот,
высокими эксплуатационными характеристиками: малым весом, достаточно
большим внутренним объемом ( значительно большим половины объема
двухместной байдарки ), грузоподъемностью.
Наиболее естественным казалось включение каяков в состав катама-
ранных групп, чему уже есть немало примеров. В этих случаях есть воз-
можность создать для участника похода на каяке условия, о которых в
байдарочном походе трудно даже мечтать: освободить от большей части
груза, обеспечить особые условия страховки и т. д.
Справедливости ради надо отметить, что использование катамаранов
в качестве страховки для байдарок требует специальной подготовки эки-
пажей.
Несмотря на это в последнее время стали появляться группы турис-
тов, предпочитающих совершать походы на каяках автономно, т.е. без
поддержки многоместных судов. Это объясняется многими причинами. Как
правило, техническая сложность препятствий одного и того же маршрута
для катамаранов и плотов ниже, чем для байдарок. На относительно спо-
койных участках маршрута многоместные суда снижают скорость движения,
при выходе на маршрут для катамаранов требуется в среднем на одни
сутки больше времени на сборку. В тоже время высокий уровень техни-
ческой подготовки обычно приводит к стремлению сократить до минимума
время на подготовку судов к выходу на воду и преодоление простых
участков маршрута с целью больше времени уделить в походе прохождению
сложных порогов, иногда даже неоднократному.
Однако особенности использования каяков в условиях автономности
на сложных горных реках требуют по новому осмыслить накопленный опыт
по вопросам тактики прохождения порогов, обеспечения безопасности,
технике ведения спасработ.
2. Каяк как средство сплава по горным рекам.
Каким же требованиям должен отвечать каяк и какими обладать преи-
муществами перед другими видами туристских судов, чтобы выбор его в
качестве средства сплава в походе по горной реке был оправданным?
Ходовые качества ( маневренность, управляемость и т. д.), естест-
венно, должны быть выше, чем у других судов. При этом очень желатель-
но, чтобы эти качества были близки или идентичны ходовым качествам
каяка, к которому вы привыкли на тренировках.
Этот момент требует небольшого пояснения. Опытные туристы, имею-
щие постоянные места для тренировок ( например пос. Лосево у ленинг-
радцев ), как правило, предпочитают иметь два каяка. Один, обычно
спортивный стеклопластиковый, используют для тренировок, а второй (
разборный ) для походов. Продолжительность активной эксплуатации бай-
дарки в походе составляет 50-80 часов в год, а на еженедельных летних
тренировках в выходные дни 150-200 часов в год. Таким образом при ис-
пользовании походного судна для постоянных тренировок, срок службы
его мы сокращаем в 3-4 раза и за два сезона оболочка может придти в
полную негодность, когда площадь заплат начинает превышать площадь
подводной части дна. Но переход к судну с резко отличными и, как пра-
вило, более низкими, ходовыми качествами малоприятен, тем более, что
времени для адаптации к ним выбранный маршрут может не предоставить.
Не следует увлекаться увеличением запаса статической остойчивости
каяка. Это ведет к снижению маневренности и управляемости, кроме того
на остойчивом каяке труднее выполнять эскимосский переворот.
Эксплуатационные качества должны также отвечать известным требо-
ваниям. Это малый вес и компактность в разобранном состоянии, доста-
точная прочность и жесткость, возможно больший запас плавучести, дос-
таточный внутренний объем, простота в сборке, ремонтопригодность и
так далее.
Требования к ходовым и эксплуатационным качествам каяка неразрыв-
но связаны с требованиями к качеству группового и личного снаряжения.
Оно также должно быть легким, компактным, удобным, поскольку в про-
тивном случае это может увеличить глубину осадки судна, сделать по-
садку в каяке неудобной.
Нет особой необходимости делать специальную проклейку ( усиление
оболочки полосами) вдоль продольного набора по наружной поверхности
оболочки. Это значительно снижает ходовые качества судна. Высокая ма-
невренность и управляемость каяка, а также высокий уровень техничес-
кой подготовки спортсмена должны быть более надежными средствами пре-
дохранения оболочки от контакта с камнями.
В тоже время желательно иметь прокладку из пенополиэтилена толщи-
ной 9-11 мм по всей поверхности подводной части между оболочкой и
каркасом ( для каркасных каяков ). Это не только защитит при ударах о
камни оболочку от каркаса, но и сохранит в воде форму подводной части
каяка, оболочка практически не будет продавливаться внутрь судна дав-
лением воды на днище. Кроме того, запас плавучести увеличится на
15-20 литров. Правда, при этом увеличится размер упаковки на 20-25%
по диаметру и, примерно, на 10% по весу.
Как и любая байдарка, каяк в походе должен быть оснащен обвязкой
с петлями на корме и носу, за которые можно было бы держаться ( если
придется плыть рядом с перевернутым каяком ), а также спаскрючком и
чальным концом.
Особое внимание нужно уделить упорам для ног. Их конструкция
должна обеспечивать надежную жесткую фиксацию спортсмена в каяке, а
также возможность легко и беспрепятственно покинуть судно в случае
необходимости.
Теперь постараемся критически взглянуть на все разнообразие кая-
ков, используемых туристами в походах и выбрать из них наиболее при-
годные для наших целей.
Стеклопластиковые неразборные (спортивные) каяки.
Как уже говорилось, использование их в качестве судов для регу-
лярных тренировок предпочтительно. Они лучше других одноместных бай-
дарок отвечают техническим (спортивным) требованиям. Кроме того стек-
лопластик более износостоек, чем материалы, из которых изготавливают
оболочки разборных судов. Однако сложность доставки их железнодорож-
ным и, особенно, авиатранспортом, а также их малый внутренний объем,
делают их неприменимыми в походных условиях для советских туристов.
Попутно отметим, что в других странах, в том числе и в странах
Восточной Европы, эти суда используются очень широко, если не сказать
преимущественно. Многие туристы читали о походе группы Майкла Джонса
по реке Дудх-Коси в Гималаях. И если в будущем советским туристам бу-
дет доступен такой уровень сервиса, то спортивные стеклопластиковые
каяки будут использоваться в походах все чаще.
Стеклопластиковые разборные (секционные) каяки.
Этот класс судов, обладая практически всеми достоинствами спор-
тивных каяков, лишен ряда их недостатков. Секционная конструкция, как
правило 3-4 секции, позволяет сделать каяк в разобранном виде если не
компактным, то по крайней мере транспортабельным, а конструктивное
исполнение, отвечающее требованиям длительного похода, делает его
достаточно вместительным.
Идея использования таких судов далеко не нова. Технология их из-
готовления и некоторые конструкторские идеи изложены на страницах
альманаха "Ветер странствий" N 10 за 1975 год. Однако широкого приме-
нения они все же не нашли. Причина этого, возможно, кроется в техно-
логических трудностях изготовления и большими, по сравнению с разбор-
ными каяками с мягкой оболочкой, размерами упаковки.
Принимая во внимание сказанное, рискнем предположить, что исполь-
зование секционных стеклопластиковых каяков в сложных походах возмож-
но, но опыт их использования невелик и количество их тоже невелико.
Не будем исключать возможности, что в недалеком будущем какое-либо
предприятие, государственное или кооперативное, разработает проект и
наладит выпуск таких каяков, удовлетворяющих требованиям турис-
тов-водников.
Каркасно-надувные разборные каяки.
Наиболее часто их можно встретить в группах московских туристов.
По своим ходовым качествам и внешнему виду они очень схожи со спор-
тивными стеклопластиковыми каяками. Благодаря наличию надувных эле-
ментов имеют большой запас плавучести и позволяют значительно расши-
рить границы применения самостраховки. Спортсмен, находясь в воде вне
судна, может поставить на киль перевернутый каяк и забраться в него.
При этом количество воды в каяке относительно невелико и позволяет
добраться до берега без посторонней помощи. Внутренний объем вполне
достаточен для размещения вещей и продуктов. Размеры в упакованном
состоянии не создают проблем при перевозке любым видом транспорта.
Все это позволяет с успехом использовать каркасно-надувные каяки в
сложных и дальних походах. В последнее время они завоевывают все
большую популярность среди туристов, однако выпускаются они пока
только кооперативными предприятиями в ограниченном количестве.
Каркасные разборные каяки.
В настоящее время эти каяки чаще других одноместных байдарок
встречаются в сложных походах. Особенно широкое распространение они
получили среди туристов г.Ленинграда. Существуют проекты, удачно сов-
местившие в себе лучшие ходовые и эксплуатационные качества спортив-
ных и каркасно-надувных каяков. Например, серийно выпускаемый ленинг-
радским кооперативом "Каравелла" каяк.
Как и каркасно-надувные, каркасные каяки позволяют эффективно
пользоваться всем арсеналом технических приемов при управлении судном
в сложном потоке.
Надувные одноместные байдарки ( типа "Ласточка-1").
Эти суда занимают как бы промежуточное положение между каяками,
имеющие жесткие элементы конструкции и надувными лодками. У них высо-
кие эксплуатационные качества, за исключением жесткости, но ходовые
качества, естественно ниже, чем у всех других каяков. Отсутствие
жесткости, кроме всего, делает весьма проблематичным выполнение эски-
мосского переворота.
Подводя итог всему сказанному, можно смело утверждать, что в нас-
тоящее время среди всего множества каяков наиболее отвечают нашим
требованиям самодельные ( или кооперативного производства ) разборные
каяки с мягкой оболочкой каркасные и каркасно-надувные.
3. Тактические особенности преодоления препятствий на каяках.
3.1 Движение группы при осмотре препятствий с воды.
На участках реки между сложными порогами, требующими обязательной
разведки с берега ( иногда и с обоих берегов) и организации страхов-
ки, группа, естественно, движется "без осмотра". Это выражение из
воднотуристского лексикона конечно же нельзя понимать буквально. На
сложных маршрутах эти участки горной реки, как правило, представляют
собой достаточно мощные шиверы или ряд шивер, а часто и пороги. Разу-
меется они осматриваются, но без выхода на берег, с воды.
При таком осмотре необходимо быстро и безошибочно определить воз-
можность успешного прохождения просматриваемого участка реки всеми
участниками, найти подходящие для сбора группы суводи, оценить воз-
можность организации страховки снизу с воды и спасработ в случае не-
обходимости. Естественно, что идущий впереди спортсмен должен не
только быть отлично подготовленным технически (в совершенстве владеть
приемами эскимосского переворота и самоспасения ), но и лучше других
владеть тактической подготовкой, навыками в страховке и спасработах.
Но какими бы выдающимися способностями он не обладал, нет и быть не
может абсолютной гарантии, что и ему не потребуется помощь. Поэтому
впереди группы должны идти два каяка, взаимно подстраховывая друг
друга.
Таким образом два первых экипажа, пройдя на само- и взаимостра-
ховке просмотренный с воды участок реки располагаются в суводях в
прямой видимости остальных участников группы. Еще раз оценив возмож-
ность прохождения участка и организации страховки из этих суводей
(расстояние до следующих препятствий, наличие суводей ниже и т. д.)
можно давать сигнал на прохождение остальными или "отбой", т.е. прек-
ращение движения по воде и выход на берег.
В зависимости от конкретных условий остальные участники могут
двигаться тоже парами или по одиночке, но необходимо всегда помнить,
что если препятствия на реке не позволяют следить во время движения
за другими экипажами, то движение одновременно группы судов недопус-
тимо.
В тех же случаях, когда группа движется одновременно должна под-
держиваться " система коллективной безопасности ", при которой идущий
позади наблюдает за идущими впереди него, каждый идущий впереди дол-
жен периодически оборачиваться, идущий последним наблюдает за всеми,
и все следят за поведением и сигналами идущего первым ( лидера ). Из
этого следует, что наиболее опытные спортсмены должны идти на участ-
ках, просматриваемых с воды, в первой паре и замыкать движение.
Нет практического смысла приводить какие-то цифры о расстоянии
между экипажами, которое надо поддерживать при таком движении. Конеч-
но это зависит от конкретных условий на реке. Однако два требования
должны выполняться всегда. Расстояние должно быть достаточно малым,
чтобы видеть сигналы лидера и эффективно подстраховывать идущего впе-
реди, и достаточно большим, чтобы не мешать друг другу при прохожде-
-7-
нии препятствий.
Из истории водных туристских путешествий хорошо известно, что
большая часть несчастных случаев происходит именно на участках рек
проходимых "без осмотра". Это объясняется недооценкой вопросов безо-
пасности, расслаблением группы при отсутствии сложных препятствий,
отсутствием надежной взаимостраховки. Готовность группы и каждого
участника к прохождению выбранного маршрута, проверяется в походе,
как правило, именно на достаточно сложных участках, проходимых "без
осмотра".
3.2 Прохождение сложных порогов.
В этом разделе будут рассматриваться препятствия, требующие раз-
ведки с берега и специальной организации страховки, т. е. те, которые
не могут быть осмотрены с воды или для прохождения которых недоста-
точно само- и взаимостраховки.
При малейшем сомнении в возможности успешного прохождения порога
или иного препятствия ( прижима, завала, шиверы и др. ) при осмотре с
воды, руководитель обязан организовать разведку с берега, даже если
такое сомнение может появиться у одного участника похода. Не будем
забывать, что речь идет о сложных горных реках, где за ошибку руково-
дителя иногда расплачиваются по самой высокой цене. Лучше лишний раз
осмотреть простой порог, чем по ошибке войти без осмотра в сложный.
Итак, порог осмотрен с берега ( при необходимости даже с двух бе-
регов ), обсуждена основная линия движения и альтернативные варианты.
Какие же вопросы должен решить руководитель для организации прохожде-
ния порога?
Первое. Соотвествует ли техническая сложность прохождения порога
уровню подготовки участников и заявленной категории сложности похода?
Это не означает, что при первом несоотвествии этот порог должен быть
ими непременно обнесен или проведен. Нередки случаи, когда сложность
препятствия внушает участнику опасения или даже страх, но в тоже вре-
мя есть возможность обеспечить надежную страховку и спасработы. В
этих случаях нужно дать участникам возможность попробовать свои силы.
Это нужно для повышения их квалификации, для приобретения навыков и
уверенности в себе. Но при этом ни в коем случае недопустимо принуж-
дать участника проходить порог без его желания.
В случае, если сложность порога выше заявленной сложности похода,
то его надо обносить или делать проводку судов. Обычно это оговарива-
ется в маршрутной книжке как особое замечание группе при рассмотрении
заявочных материалов.
Второе. Как страховать первый экипаж?
Если нет возможности выполнить спасработы веревкой с берега ( броса-
нием спасконца, "корабликом", "живцом" или другими известными и на-
дежными способами ), или если эти меры не обеспечивают в должной мере
безопасность, то возникает необходимость переноса одного или двух ка-
яков вниз порога для организации дополнительной страховки с воды из
суводей ниже порога.
Третье. Где расположить страховку с берега?
Если в пороге есть место, где наиболее вероятен переворот, после ко-
торого спортсмен попадает в зону, где сможет поймать брошенный спас-
конец, то в этой зоне должна находиться страховка с берега.
Возможны случаи, когда в пороге есть места (мощные бочки, сливы)
куда идет струя, но попадать куда нежелательно или недопустимо, а пе-
реворот выше этого места может привести туда спортсмена. Здесь необ-
ходима страховка с берега, причем, как правило, двойная. Выше по те-
чению, чтобы "отловить" до препятствия и в районе препятствия для
извлечения из бочки экипажа в случае неудачных действий страховки вы-
ше по течению.
Страховка с берега необходима и ниже порога, причем ниже места
расположения страховки с воды на случай неудачной работы последней.
В некоторых случаях, когда абсолютно недопустимо, чтобы в ре-
зультате неудачных действий страховки перевернувшийся попал в следую-
щее препятствие, очень полезна бывает страховка "корабликом". Однако,
если необходимость в ней пропадает, "кораблик" необходимо быстро уби-
рать из потока, чтобы он ненароком не стал причиной переворота.
Страховка с воды каяком имеет ограниченную эффективность в том
смысле, что руки страхующего заняты веслом, поэтому спасработы заклю-
чаются в доставке к берегу держащегося за обвязку пострадавшего с его
судном. Однако не исключено, что потерпевший может быть травмирован
или без сознания. В этом случае страховка каяком с воды окажется бес-
полезной. Остается единственный надежный способ спасти потерпевшегоэ-
то отловить его с помощью "живца". Отсюда следует вывод: страховка с
берега должна дублироваться. Страхующих по двое на каждый спасконец.
Один - с веревкой, а второй - потенциальный "живец".
Четвертое. Кто будет проходить порог и в каком порядке ?
Мы уже отмечали, что недопустимо принуждение к прохождению порогов.
Но, к сожалению, нередко случается и обратное. Спортсмен "рвется в
бой", бьет себя в грудь и, при этом, явно переоценивает свои силы и
возможности. Руководитель, и только он, владеет правом окончательного
решения, кто может проходить порог, а кто нет.
Порядок прохождения порога должен определяться из следующих сооб-
ражений. Особая отвественность лежит на первом из проходящих. Он дол-
жен не только пройти порог сам, но и дать квалифицированную оценку
возможности прохождения порога для остальных. Кроме того он встанет
на страховку с воды следующего экипажа. Таким образом, это должен
быть один из наиболее квалифицированных участников похода ( чаще все-
го руководитель, если только выборы его не были пустой формаль-
ностью).
Порядок прохождения остальными участниками может быть также в со-
отвествие с их технической подготовленностью. В этом случае менее
опытные получат больше информации о прохождении наблюдая с берега.
Однако это совсем не обязательно. Чаще всего последними пороги прохо-
дят "специалисты" по страховке и фото-, киносъемке.
Пятое. Проходить порог на груженых судах, или есть смысл облег-
чить их, обнеся груз или часть его по берегу?
Разгрузка каяков имеет много положительных сторон. Изъяв 20...25
килограммов веса можно уменьшить осадку судна примерно на 2 см. Кроме
того улучшатся маневренность и управляемость, легче станет выполнять
"эскимосский переворот". Значительно легче и, стало быть, быстрее
сработает страховка при доставке перевернутого каяка к берегу, меньше
нагрузка на спасконец. В целом же можно сказать, что проходить порог
на разгруженном каяке предпочтительнее, ближе к условиям тренировок.
Однако есть одно существенное возражение. За время похода мы успели
привыкнуть к динамическим особенностям груженого судна, а времени и
места для того, чтобы отвыкнуть уже практически нет. Дать ответ на
этот вопрос должен каждый участник сам.
Способы прохождения сложных порогов "по берегу" хорошо известны
всем туристам-водникам и нет смысла долго на них останавливаться. Ес-
тественно, как и в походах на других судах, здесь должны соблюдаться
все необходимые меры безопасности. Однако использование каяков дает и
в этих случаях определенные преимущества.
Вес груженого каяка обычно не больше 40...45 кг, центр тяжести
находится в середине кокпита, жесткость конструкции существенно выше,
чем у двухместной байдарки. Все это вместе позволяет здоровому и
сильному мужчине ( а таких в сложных походах большинство ) переносить
груженый каяк на плече. Это значительно упрощает процедуру обноса.
Следует отметить, что такой способ переноски каяка позволяет заг-
ружать и разгружать его в начале и конце ходового дня на берегу, а не
на воде, что значительно удобнее. Во многих случаях пропадает необхо-
димость зачаливания, каяк попросту можно вытащить на берег.
4. Особенности страховки и ведения спасработ.
Вряд ли есть необходимость доказывать, самостраховка и самоспасе-
ние во многих случаях являются наиболее эффективными. Это вовсе не
значит, что отпадает необходимость в страховке с берега или с воды.
Но веревкой с берега можно промахнуться, ее можно не удержать. Спорт-
смен на каяке, вышедший на помощь, может перевернуться и сам нуждать-
ся в спасработах. В этих случаях, оставшийся без помощи должен иметь
мощный резерв и этот резерв - самоспас.
Турист, выбравший в качестве средства сплава каяк должен освоить
технику "эскимосского переворота". Ходить в походы на каяке и не
уметь пользоваться таким приемом - нонсенс, абсурд.
Существует множество способов выполнения "эскимосского переворо-
та" и они хорошо известны. Не задаваясь целью излагать здесь теорию
этого приема, необходимо все же отметить следующее. Опыт показывает,
что наиболее приемлимым в походе является выполнение "эскимосского
переворота" "винтом". В чем преимущество такого способа? Во-первых не
требуется какого-либо перехвата весла, во-вторых при выполнении "вин-
та" голова спортсмена находится в воде лицом вверх ( шлем, как из-
вестно, лицо практически не защищает ), в-третьих, встав "винтом" мы
готовы к продолжению работы, поскольку весло в рабочем положении и не
требует перехвата и, наконец, в-четвертых с помощью этого приема мож-
но во многих случаях избежать переворота, так как при сильном крене
энергичный и широкий гребок под корму с откидыванием корпуса гребца
назад, возвращает каяк на ровный киль.
К приемам самоспаса относится также и самостоятельная доставка
перевернутого каяка к берегу. Особенно хорошо это отработано у мос-
ковских туристов пользующихся каркасно-надувными каяками и байдарка-
ми. Надувные элементы и вещи в каяке оставляют мало места для воды,
поэтому каяк можно перевернуть руками и, забравшись в него, добраться
до берега не прибегая к страховке.
Естественно, такой способ можно рекомендовать только в случае,
если позволяют условия, т. е. отсутствуют на данном участке реки
серъезные препятствия.
Из сказанного следует, что и в каркасном и других каяках жела-
тельно все неиспользуемое внутреннее пространство судна заполнить на-
дувными элементами ( детскими мячами или бревнами из тонкого ПХВ ).
Существует и еще один прием самоспаса, который иногда применяется
туристами-водниками на тренировках. При достаточной глубине и отсутс-
твии препятствии опытный спортсмен, хорошо владеющий техникой "эски-
мосского переворота" может забраться в перевернутый каяк и "встать"
на нем даже не заправляя юбку. Конечно, этот прием нельзя рекомендо-
вать для широкого применения, но знать о нем полезно, не исключено,
что он сможет пригодиться.
Итак, рассмотрим действия перевернувшегося и его спасателей в ус-
ловиях сложного порога на горной реке.
Опытный спортсмен, перевернувшись на каяке, неприменно сделает
попытку выполнить "эскимосский переворот", причем сделает это без
лишней суетливости, поскольку запас кислорода в легких ограничен, а
потребление его тем больше, чем более энергично производится работа.
Эта попытка может оказаться неудачной, но позволит глотнуть воздух и
снова попытаться "встать". Обычно это повторяется до тех пор, пока
каяк не окажется на ровном киле или пока есть условия для повторения
попыток (запас воздуха, сил, надежная фиксация бедер и др.). Нередко
туристы делают по 4-5 попыток выполнить "эскимосский переворот". При
этом они проплывают через весь порог в перевернутом положении. А если
порог мелкий и каменистый, с быстрым течением и сливами с обливных
камней? В этом случае велик риск побиться о камни. И если не удалось
"встать" сразу, то лучше покинуть каяк.
Что же делает страховка, когда к ней приближается перевернутый
каяк и спортсмен в нем продолжает попытки "встать". Естественно по-
мочь ему, но при этом не помешать. Это может сделать "живец", если до
перевернувшегося недалеко, поскольку "живец" может помогать только
пока веревка не натянута. При этом он должен подойти к спасаемому со
стороны берега, чтобы не мешалась веревка, оказавшись под каяком или
на каяке. А если даже с посторонней помощью не удалось "встать", то -
карабин к обвязке и все вместе с каяком к берегу "маятником".
Помочь "встать" может и нижняя страховка с воды, если к этому
времени перевернувшийся продолжает попытки сделать "эскимосский пере-
ворот" и не покинул каяк. Правда, у страховки руки заняты веслом и он
редко, когда может их освободить, но существует прием - "подать нос".
Эта операция требует согласованности и предварительной тренировки,
впрочем, как и практически все в водном туризме. Перевернувшийся за-
метив около себя страховку на каяке или услышав от него крик ( "ру-
ку", "нос" или другой условленный ), поднимает вверх из воды кисть
руки и ждет, когда в нее уткнется нос каяка. Обычно на это требуется
5-8 секунд. Затем пользуясь им как опорой, поднимается на ровный
киль. Естественно, это можно выполнять только там, где позволяют ус-
ловия ( как правило на ровной воде в суводи ).
Если спортсмен покинул каяк, то страховка с воды дает ему возмож-
ность взяться руками за петлю на корме ( обвязку ) или набросить на
спаскрюк свою чалку и, таким образом, он доставляется к берегу. Ранее
было отмечено, что это выполнимо только в том случае, если пострадав-
ший имеет физическую возможность воспользоваться страховкой. Если же
он травмирован или без сознания или каяк и весло плывут отдельно от
него, то в работу вступает страховка "живцом".
Отдельно плывущий каяк, страховка с воды может доставить к бере-
гу, на мелководье или суводь толкая носом в борт в районе кокпита.
Сопротивление перевернутого каяка относительно невелико и этот прием
часто бывает эффективным.
А как же вести себя спортсмену, который после переворота оказался
вне каяка в пороге? Прежде всего не суетиться, а действовать спокой-
но, экономя силы и запас воздуха в легких. Держаться свободной от
весла рукой снизу за обвязку каяка и плыть, находясь относитально
судна выше по течению. Работая ногами, нужно стараться выйти из струи
в сторону страховки или к ближайшему берегу, на мелководье. Если по-
рог мелкий, то можно перемещаться отталкиваясь ногами от дна. Но при
этом не следует плыть ногами вперед по потоку, чтобы не попасть ногой
между камней и не "заклиниться". Это исключительно опасно. Если вы
упустили каяк и плывете без него, то поток, огибая подводные камни,
будет то поднимать вас к поверхности, то затягивать вглубь. Не пытай-
тесь с ним бороться, иначе потеряете остатки кислорода. Поток и спас-
жилет сами вынесут вас на поверхность. Сложнее приходится, когда по-
падаешь в сильную бочку. Здесь могут быть такие условия, когда без
определенных усилий из нее не выбраться. Многим туристам известно,
как долго такие бочки могут держать не только человека, но даже гру-
женые плоты и катамараны вместе с экипажами. И если вас из бочки не
вытянет страховка, то выход один - нырять и дотянуться до струи, ко-
торая и вынесет.
Здесь приходится сталкиваться с известным противоречием. Какой
объем должен иметь спасжилет? С одной стороны хорошо бы побольше. В
потоке он будет быстрее поднимать на поверхность, но в объемистом
спасжилете труднее плыть, а самое неприятное - тяжело нырять в бочке,
трудно дотянуться до струи. Если бы не приходилось иногда плыть в по-
роге без каяка, в одном спасжилете, то вполне было бы достаточно 10
литров. Но такой объем в мощном пороге и не имея под рукой еще 100
литров запаса плавучести каяка, это, практически, не иметь ничего.
Поэтому приходится идти на компромисс. Доводить общий объем плавучих
элементов спасжилета и защитных щитков до 20-ти - 30-ти литров и, при
этом, распределить этот объем возможно более тонким слоем, чтобы сох-
ранить, хотя бы частично, свои гидродинамические характеристики, а
именно, уменьшить лобовое сопротивление.
Рассмотрим теперь действия при страховке спасконцом с берега. Эта
техника страховки хорошо отработана туристами-байдарочниками и, ес-
тественно, применима для походов на каяках. Тренированный спортсмен
легко и точно бросает спасконец в мешке с карабином на расстояние до
20 - 25-ти метров. Взяв брошенный конец, спасаемый цепляет карабин за
обвязку своего каяка и, держась за обвязку так, чтобы находиться по-
зади его, доставляется "маятником" к берегу. Второй конец веревки
нельзя намертво привязывать к камням или деревьям. Страхующий держит
веревку в руке или, если поток сильный и натяжение веревки таково,
что ее не удержать, использует дополнительно силу трения, охватывая
веревкой камень или ствол дерева. Следя за натяжением спасконца, его
"выбирают" или "выдают". Если в результате спасработ были упущены ка-
як или весло, то их отлавливает "живец" нижней страховки. Кстати,
упущенные страховкой, в рассматриваемых нами условиях, они редко бы-
вают утеряны безвозвратно. На участке в несколько километров, утерян-
ное может найтись в камнях или на мелководье.
5. Особенности комплектования группы.
Походы автономных групп на каяках имеют всегда одну особенность,
в немалой степени способствующую успешному прохождению маршрута. Пос-
кольку такие походы не являются самоцелью, состав группы практически
никогда не бывает случайным. Как правило, группа комплектуется из хо-
рошо знакомых друг другу опытных туристов, предпочитающих каяк всем
другим средствам сплава. В таких коллективах, где участники годами
вместе тренируются и ходят в походы, лучше развито взаимопонимание,
согласованность действий, что исключительно важно в сложных походах.
Многим туристам-байдарочникам известно, как бывает обидно, когда
незадолго до похода выясняется, что твой напарник не может в нем
участвовать. Нередко "срывается" поход не только для этого экипажа,
но и для всей группы.
Участвуя в походе на каяках мы избавлены от этих неприятностей.
Нет проблем с поиском напарника, нет несогласованности в действиях
между членами экипажа. Для управления каяком не требуется большой фи-
зической силы, здесь на первом месте стоит техническая (спортивная)
подготовка туриста. Это позволяет многим женщинам успешно проходить
сложные маршруты.
Совсем по другому выглядит и количественный состав группы. В
сложном походе минимальное число участников не может быть меньше шес-
ти. Но что такое шесть человек в группе на двухместных байдарках: три
экипажа. Ни один серъезный руководитель группы не пойдет в сложный
поход по горной реке тремя экипажами. На сложной шивере, проходя без
осмотра с берега, переворот двух экипажей - и вся группа в аварийном
состоянии. В группе каяков шесть человек на шести судах полностью
обеспечивают свою безопасность.
Учитывая все сказанное, можно предположить, что количество групп,
использующих каяки в сложных водных походах, с каждым годом будет
возрастать.
1. Подготовка туристов-водников. Методические рекомендации. -
ЦРИБ "Турист", М., 1975.
2. Обеспечение безопасности в водных путешествиях. Методические
рекомендации. - ЦРИБ "Турист", М., 1976.
3. Организация и проведение поисково-спасательных работ силами
туристской группы. Методические рекомендации. - ЦРИБ "Турист",
М., 1981.
4. Методические рекомендации по проверке готовности туристской
группы к путешествию. - ЦРИБ "Турист", М., 1977.
5. Методические рекомендации по проведению водных путешествий. -
ЦРИБ "Турист", М., 1980.
6. Туристская одноместная байдарка из стеклопластика. - Ветер
странствий. Альманах. N 10. - "ФиС", М., 1975.
7. О сплаве по очень сложным рекам на байдарках и каноэ. - Ветер
странствий. Альманах. N 18. - "ФиС", М., 1983.
8. Слаломная техника при сплаве по горным рекам. - Ветер странс-
твий. Альманах. N 20. - "ФиС", М., 1985.
9. О границах применимости веревки при страховке с берега. - Ве-
тер странствий. Альманах. N 21. - "ФиС", М., 1986.
10. На каяках с Эвереста. - Ветер странствий. Альманах. N 22. -
"ФиС", М., 1987.
11. Слово о "Ласточке". - Ветер странствий. Альманах. N 21. -
"ФиС", М., 1986.
12. Vodni turistika. Karel Stemprok. - Olimpia, Praha, 1975.
13. Отчет о водном туристском путешествии по рекам Акишме, Нима-
ну, Бурее. Под ред. Жукова И.Н. - Л., 1989. (библиотека ЛКТ).
1. Введение............................................ 2
2. Каяк, как средство сплава по горным рекам........... 3
3. Тактические особенности преодоления
препятствий на каяках............................... 6
3.1. Движение группы при осмотре препятствий с воды... 6
3.2. Прохождение сложных порогов...................... 7
3.3. Обносы каяков.................................... 9
4. Особенности страховки и ведения спасработ.......... 10
5. Особенности комплектования группы.................. 13
6. Литература.......................................... 14
Популярность: 36, Last-modified: Wed, 27 Nov 1996 06:43:33 GmT