Походы, маршруты... | Друзья по несчастью | Полезные вещи | Информация | Фотогалерея | Разное... | На главную страницу |
ЗЕЛЕНЧУК'89 Отчет |
ВВЕДЕНИЕ
Мы, группа туристов, объединенная вокруг турклуба МАИ, вышла на р. Зеленчук несколько вынужденно - первоначальный вариант Паравани-Кура был похоронен в результате трагических событий 9 апреля в Тбилиси. Обстановка в Грузии была неясна, и испытывать на себе последствия национальных разногласий не хотелось никому. Был найден резервный вариант, который, надо сказать, оказался не самым худшим. Следует заметить, что многое из того, что мы здесь приводим, особенно в области национальных отношений, может в будущем существенно измениться. Кроме того, сплав проводился в паводковом режиме, и многое из приведенного здесь не может рассматриваться в качестве универсальной рекомендации при сплаве.
ПАСПОРТ МАРШРУТА
|
|
НИТКА МАРШРУТА
С.Архыз - пор. 1-3 Взрывные, пор. Пушка, пор. 4-5 Взрывные, Косой - с.Нижний Архыз - ст.Зеленчукская - пор. Курлюк, Исправной - а.Бесленей - с.Ивановское.Ключевым моментом подготовки было изготовление двух новых кораблей - четверки и двойки. Четверка веретенообразной формы была построена в расчете на сближенную посадку и имела подрезы по 1.5 м с каждой оконечности. Двойка была построена по схеме "верблюд" модели Бауманского РКТ. Все 3 катамарана были укомплектованы дюралевыми каркасами.
Для того, чтобы притереть друг к другу людей, которые до этого вместе не ходили, был проведен тренировочный выход на р.Малая Истра. Большая часть группы также участвовала в соревнованиях по ТВТ, организованных секцией туризма МАИ.
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Р. БОЛЬШОЙ ЗЕЛЕНЧУК
Р.Зеленчук можно назвать эталонной рекой для Северного Кавказа. По единогласному мнению побывавших там в разные годы, а также по нашим впечатлениям, главной чертой реки является очень большая скорость течения (до 20 км/ч) и почти полное отсутствие плесов в верхнем каскаде препятствий от пос.Архыз до Зеленчукской обсерватории. Это накладывает отпечаток на тактику сплава и работу чальщиков. В малую воду сплав безусловно осложняется большим количеством крупных камней. По нашей воде все камни были залиты, но это компенсировалось валами всех типов и большим количеством разнообразнейших бочек и котлов, в которые наша двойка проваливалась полностью. Вместе с этим удивляет малое количество прижимов, которые контексте прочих препятствий могли бы сделать сплав куда более опасным (как пример - на Кодори в сходную воду).
Среднее течение реки - самый неприятный участок. Практически до самого каньона Курлюк река постоянно разбивается на рукава с завалами и заломами. Наиболее опасный участок - от обсерватории до пос. Нижняя Ермоловка, где река несется через затопленный лес и ошибка при чалке вполне может стоить жизни. Далее, хотя острова встречаются постоянно и протоки между ними порой труднопроходимы, сплав скорее спортивен, чем опасен. После Курлюка и пор. Исправный река окончательно выходит на равнину, но спортивного характера не теряет. Встречаются струйные шиверы, много перекатов, скорость течения заметно не падает.
С точки зрения эстетики река очень хороша. В верхнем течении встречаются кусочки настоящей тайги, долина очень живописна и даже романтична. В нижнем течении река пропиливает дорогу среди пластов известняка, образуя живописные обрывы. Группы, уходящие с реки чуть ли не сразу после порога Пушка, теряют очень много, хотя не треплют корабли в бесконечных завалах среднего течения.
При прохождении маршрута общение с КСС практически неминуемо - их база находится на турбазе в Архызе, на правом берегу Зеленчука . Вокруг него формально считается заповедник, и каждую вновь прибывшую группу егеря загоняют в загородку неподалеку от остановки автобуса. За пребывание там взымают по 50 коп. в сутки, дрова, правда, привозят. Означенный отстойник периодически навещает КСС, ведет себя сурово и без тени юмора, пытается спекулировать основной веревкой. Имеет смысл выгружаться из автобуса, не доезжая Архыза. Хотя там - заказник и лес отделен от дороги какой-то оградой, останавливаться там разрешает даже КСС. Рубить же на ставы местный лес просто не поднимается рука. На правом берегу - заповедник, запрещена даже чалка. Отдельные группы этим запретом пренебрегают, но о карательных санкциях нам неизвестно. Впрочем, просматриваться удобнее с дороги по левому берегу.
При прохождении верхнего каскада порогов часто приходится останавливаться на ночлег в прямой видимости с дороги. Хотя мы предпринимали определенные меры предосторожности, "визитов" местных не было в принципе. Скорее что-нибудь свистнет свой брат турист - при нас народу было больше, чем на Черемоше. В нижнем течении селений сравнительно немного (меньше, чем, допустим, на Кубани или Теберде), и они расположены "спиной" к реке, так что почти всегда можно найти спокойное, и даже эстетичное место для ночевки. Дрова в верхнем течении - не проблема, ниже - тяжелее, но примус не требуется нигде.
Подводя итоги, модно сказать, что Большой Зеленчук - великолепный полигон для мало-мальски опытного водника. Чайникам же там лучше не появляться - многочисленные "грязные" прохождения и аварийные ситуации, происходившие у нас на глазах, превосходно это иллюстрируют.
ЗАБРОСКА
До Невинномысск а ходит большое количество поездов, добраться - не проблема. Теоретически можно доехать за сутки, но на Курском вокзале бардак достиг апогея(поезда подают с трехчасовым опозданием), и это сказывается на времени поездки. Мы опоздали на 8 часов (правда, поезд был бакинский, а это всегда отдельный цирк).
Автовокзал расположен довольно далеко от привокзальной площади, до него около 15 минут езды городским транспортом.
Сама местная заброска получилась у нас довольно нестандартной. Невинномысск был переполнен туристами - после грузинских событий все рванули на Северный Кавказ. Масштабы этого нашествия были сравнимы разве что с Грушинским фестивалем. Чтобы как-то разрядить обстановку, городские власти бросили на спецрейсы сдвоенные городские "Икарусы". Их расхватывали группы понахальнее. Мы попали в один такой "Икарус", договорившись с группой из Ростова. Характерная деталь - все проходы в "Икарусе" были забиты рюкзаками, поставленными стоймя, а сверху сидело под 100 человек народу. Зрелище колонны "Икарусов", ползущих по серпантину горной дороги, было изумительным. В пути до Архыза мы пробыли около 4-х часов.
ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ НА МАРШРУТЕ
Даты | Дни пути | Передвижение | Средство передвижения, км |
28.04 - 29.04
|
1 - 2
|
Москва - Невинномысск Невинномысск - Архыз |
Поезд Автобус |
30.04 | 3 | Постройка. Сплав до пор. Космонавтов | Катамараны, 7 |
1.05 | 4 | Пор.Космонавтов - пор.Пушка | 10 |
2.05 | 5 | Пор.Пушка - пор. 5-й Взрывной | 4 |
3.05 | 6 | Пор. 5 Взрывной - САО | 17 |
4.05 | 7 | САО - пос. Илыч | 43 |
5.05 | 8 | Пос. Илыч - км за ст. Исправная | 30 |
6.05 | 9 | Исправная - Доушковская | 32 |
7.05 | 10 | Доушковская - Ивановское | 26 |
8.05 | 11 | Разборка Ивановское - Невинномысск |
Автобусы, попутки... |
9.05-10.05 | 11 - 12 | Невинномысск - Москва | Поезд |
Мы разбирались на левом берегу Зеленчука, возле с.Ивановское - разбираться, сушиться и ночевать в городской черте желания не было. Утром, разбившись на 4 группы, на автобусах и попутках за 20 минут добрались до вокзала в Невинномысске. Обратные билеты у нас были взяты из Махачкалы, но телеграмму о бронировании мест железнодорожные власти игнорировали (оказывается, надо было заранее писать заявление). В итоге пришлось до Ростова сидеть в тамбуре на рюкзаках и только потом рассредоточиться по купе. Резюме - покупать заранее билеты на проходящие поезда больше не будем.
Зато по дороге туда имеет смысл купить обратные билеты в Черкесске на прицепные вагоны до Москвы (в Москве, кстати, их не продают). Небольшой крюк до Черкесска основательно сэкономит вам нервные клетки.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Шивера Архыз. Начинается у поселка Архыз. В нашу воду была залита почти полностью, встречались валы и обливные "шарики".
Порог Космонавтов - локальное препятствие через 2-3 км после старта. На струе - огромный черный камень, по бокам - метровые сливы с большими бочками. Идется без просмотра.
Порог Порожек ( в ряде лоций отсутствует). Ориентиры: предварительный - строения и водонапорная башня на левом берегу, окончательный - река подходит вплотную к дороге. Две линии изломанных сливов через всю реку, большие бочки. Можно идти без просмотра.
Первый Взрывной порог. Ориентир - большая осыпь над дорогой на левом берегу, короткий плесовый участок. перед порогом справа впадает ручей. Последняя возможная чалка - на левый берег перед ручьем. Порог начинается на правом повороте реки. На заходе - шивера типа "горка", заканчивающаяся двумя локальными бочками; у левого берега - надводные камни. Далее - изломанный слив через всю реку, образованный грядой обливных камней. Струя уходит к правому берегу, перелетая через "шарик", у левого берега - пологий язык. После этого - выходная шивера с клиновидными валами.
Ниже Первого Взрывного - 200 м шиверы, потом 300 м плеса. По правому берегу - подмытый лес. По левому берегу идет дорога. Над порогом - памятник погибшему туристу, крест из сломанного весла.
Второй Взрывной порог. Ориентиры - небольшой правый поворот, над дорогой левого берега - скальная стенка со следами взрывных работ. Под дорогой, напротив порога - маленький рощица, несколько затрудняющая просмотр прямо с дороги. Порог шиверного типа. На заходе, по центру - большой "шар" с бочкой и винтовой струей за ним. После винтаря - еще одна бочка и продольный вал, далее - шивера, у левого берега - отмель с маленьким уловом. Русло сужается и изгибается зигзагом, у правого берега - отмель, у левого - веер косых бочек. Чалка - сразу за бочками, в начале мощной разгонной шиверы порога Пушка.
После 100 м шиверы полоска леса у левого берега исчезает, река уходит в каньон, где начинается первая ступень Пушки. Зачалиться можно перед сужением реки.
Пушка. Самый сильный порог на реке. Состоит из двух ступеней. Разгонная шивера с большим количеством обливных камней и отдельных бочек начинается сразу за Вторым Взрывным. В конце шиверы - небольшой левый поворот, за которым с левого берега впадает ручей. На повороте - четыре косых вала высотой по 2 метра каждый, тесно идущие один за другим. За ними - большой пенный котел, далее, ближе к левому берегу, полуобливной клык, по бокам которого стоит бочка.
Между первой и второй ступенями порога - 50 м мощной шиверы, в конце которой, в правой трети - цепь надводных камней, делящая реку вдоль. Правый проход - чистый, но попасть туда затруднительно из-за большой скорости течения. Левый проход - основной. В конце его, у левого берега - мыс, сужающий русло, от него отходит веер мощных косых бочек. За мысом, у правого берега - полутораметровый слив с большим котлом, слева - чистый язык. Чалка - на левый берег к бетонной лестнице.
Между Пушкой и Третьим Взрывным порогом - мощная шивера с валами и бочками.
Третий Взрывной порог. Ориентир - на левом берегу дорога подходит к реке, на скалах над дорогой - следы взрывных работ. Порог мощный, но технически несложный, расположен не правом повороте реки. На заходе - большая мель по центру, обходится справа. После вся струя сваливается вправо, образуя несколько мощных бочек. Левая часть струи засорена обливными клыками. В центральной бочке лежит дерево комлем против струи. Порог проходится по центру, по возможности не уходя влево.
Четвертый Взрывной порог. Расположен в 200м за Третьим Взрывным на зигзагообразном повороте реки; на скалах левого берега - следы взрывных работ. Отличается от Третьего Взрывного более сильным навалом на левый берег и огромной обливной плитой в перегибе правого поворота, по бокам - большие бочки. За поворотом - мощная 50-метровая шивера с бочками, расположенными в шахматном порядке. Далее - левый поворот, остров с непроходимой левой протокой. Правая протока - широкая, у правого берега четко выраженная мель с очень острыми камнями. Зачалка сразу за порогом крайне затруднена.
Пятый Взрывной порог (предположительно?). В 500 м ниже Четвертого Взрывного. Наша лоция помещала его в районе обсерватории, но по характеру ориентиров и типу препятствий Пятым Взрывным является именно этот. Ориентиры - те же следы взрывных работ. Порог несложный и представляет собой участок с большим падением воды и двумя линиями бочек через всю реку. Проход - по струе, можно идти без просмотра.
Внимание! Вскоре после порога нужно зачалиться на левый берег, в крайнем случае - перед островом у левого берега. После острова чалка крайне затруднена, начинается разгонная шивера каньона Косой.
Каньон Косой. Предварительный ориентир - остров у левого берега, после него - резкий правый поворот, река уходит от дороги. На левом берегу - большая светлая осыпь, наверху - рощица. Чалиться для просмотра необходимо заранее - перед островом. На осыпь зачалиться крайне сложно. Порог начинается перед крутым левым поворотом серией обливных камней и валов. На повороте, в точке максимального навала у правого берега - подводные плиты, образующие веер косых валов. После этого основная струя пересекает реку по диагонали и наваливает на огромный обломок скалы у левого берега. Перед навалом в струе несколько косых валов и очень мощных бочек. В конце порога с левого берега впадает ручей.
После Косого река несколько выполаживается. Некоторое время она течет в одном русле, а перед обсерваторией начинаются разбои, завалы и расчески. Их постепенно становится все больше и больше, встречаются отдельные участки затопленного леса, долина расширяется. Скорость струи при этом существенно не падает.
Перед Нижней Ермоловкой - самый опасный участок: местные жители с помощью насыпной дамбы отвели реку от дороги и пустили прямо через осиновый лес. Ориентиры: справа - отвесная скала, река собирается в одно русло, слева - земляной вал высотой около 2 м, явно искусственного происхождения. Чалка - на вал, потом будет поздно. Вал постепенно понижается и упирается в рощицу, через которую идет река. Между обрывом правого берега и рощицей - 5-7 метровая протока, забитая пнями; в конце ее - мощный завал, непроход. Обнос по сухому руслу - около 500м, иногда можно провести суда по мелководным протокам.
Острова с узкими извилистыми протоками тянутся до устья р. Кяфар. Шивера Зеленчукская - мощная, но технически простая струйная шивера длиной около 1.5 км.
Отдельные острова и протоки сохраняются до самого каньона Курлюк. Предварительный ориентир - гора грибообразной формы на правом берегу, изъеденная пещерами. Чалка для просмотра - на левый берег за левым поворотом. Каньон красив и не сложен. На входе - ступенчатая шивера, потом - левый прижим под отрицательную стенку. В самом каньоне - отдельные камни и валы. За мостом стенки понижаются, через всю реку - метровый слив типа Мстинской лестницы. После слива лучше зачалиться к левому берегу для просмотра порога Исправной.
Порог Исправной - "карельского" типа, состоит из 2-х ступеней, каждая из которых - система изломанных крутых сливов. За сливами - мощные отбойные валы. Скорость течения небольшая, необходима положительная скорость и четкий маневр. За порогом - чистый плес с быстрым течением, удобный для чалки и страховки.
Река не теряет спортивного характера до самого Невинномысска, встречаются перекаты и струйные шиверы. Последняя длинная шивера-тягун - у с.Фролов.
ДНЕВНИК ПОХОДА
29.04.89 С восьмичасовым опозданием выгрузились в Невинномысске. Кругом - толпы народа с рюкзаками, на автовокзале - просто черная туча. Сначала заключили конвенцию с ребятами из Харькова, но тут не повезло - автобусы уже были распроданы. Тогда мы сели на хвоста к ростовчанам и влезли в "Икарус"-гармошку. Такого издевательства над автобусом я лично не припомню, но он на удивление стойко перенес и очевидную перегрузку, и серпантин горной дороги.
И вот мы в Архызе. На вид - пыльная дыра. Вместе с прочими нас немедленно загнали в загородку (см. туристическую хар-ку маршрута), в ней - тесно от палаток и судов. Единственный явный плюс ситуации - в случае чего можно пошакалить инструменты или запчасти.
Вплотную подперло полное отсутствие строевого дерева. Мы рассчитывали на бушприты из местных материалов, но тут не хватает даже на воротки. Рубить же что-то живое в 200м от конторы заповедника было несколько страшно. Тем не менее мужики под вечер нашли санитарную вырубку и запаслись необходимым набором кольев. Вид их, правда, доверия не внушал.
30.04.89 До обеда строили суда. Погода хорошая, градусов под 30, понятно, что темпы не очень скорые. Выяснили возможность заброски выше Архыза - туда ходит единственный ГАЗ-66, который берет по 2,50 с человека, и за каждое судно дополнительно. Монополия! Так как ничего особо серьезного вверху не ожидалось, то решили не отдавать 30 руб за 20 км и стартовать прямо из Архыза, за шлагбаумом, в 300м от нашей загородки.
...За сборами прошло больше половины дня. Много народу - естественно, много проблем. После этого сильно захотелось ходить исключительно малыми группами.
Наконец, скинулись на воду. Воды много, но пока - ничего серьезного, все залито. По берегам - красивые скалы, еловые леса - как в тайге. Тем не менее, не покидает чувство тревоги. Река как будто затаилась и ждет, чтобы поговорить с нами серьезно. Скорость течения неестественно большая - летишь, как на мотоцикле. Порог Космонавтов прошли без просмотра, определив его только по характерному камню по центру... Все суда прошли правее камня. Остановились на ночлег в идеальном месте - кругом вековые сосны. Назвали этот чудо-уголок Саянской стоянкой. При зачалке выяснилось, что у Поташина треснул бушприт.
1.05.89 Начинаем эту запись с условной матерной тирады в адрес отчета клуба "Спартак". Его ложная капитальность заставила нас совершать совершенно ненужные подвиги. Эти деятели выдали ориентиры порога Порожек за Первый Взрывной. Мы тщательнейшим образом засняли прохождение Порожка, а потом кильватерной колонной с двойкой во главе врубились в Первый Взрывной. Не скажем, что без просмотра идти его очень сложно, но чисто психологический удар схлопотали все. После того, как двойка пропахала порог, экипаж ее рванулся тормозить остальных. Судно Лапина задержать не удалось, а Поташин успел зачалиться. Его и засняли в пороге в разных ракурсах.
Во время обеда просмотрели Второй Взрывной. Было решено пройти его и стать на ночлег, чтобы в сумерках не ломиться через Пушку. Впрочем, организация принудительной зачалки и так съела почти все время. Первым ушел ударный экипаж Поташина, затем пошла двойка. Ее зачалили нормально, а Лапин решил объехать бочку справа и в результате промахнулся мимо того улова, в который он должен был обязательно вписаться. Его выдернули на резервном спасконце. Остаток дня ушел на осмотр Пушки и катание на двойке через Второй Взрывной.
2.05.89 День прошел под знаком Пушки. Больше всего времени ушло на психологическую подготовку. Не лучшим образом повлиял вид огромной группы МГУ, прошедшей Пушку накануне. У них поломало каждый третий корабль.
По большой воде Пушка смотрелась. В начале первой ступени тесно стояли 4 косых вала, за ними - огромный котел посреди струи. Все это требовалось взять в лоб - попытки объехать справа приводили к лобовому удару в отвесную скалу. На наших глазах один кат кильнуло, а на другом вышибло носовых гребцов.
Четверки эффектно прошли по струе. В целях повышения инерции каты не стали разгружать, и они проламывали любой вал и любой котел - носовые только отфыркивались. Лапина слегка подкрутило перед котлом, но он выправился и благополучно его проскочил. Двойка же прошла под самым левым берегом, по узенькой дорожке сбоку от валов. Работа была ювелирная, но не эмоциональная. Зато эмоции пришли на выходе из порога, когда пришлось прыгать в здоровенную бочку, убегая от выходящей на струю университетской четверки. Двойка выдержала, но одна из фигурных продолин получила нехороший замин (Впрочем, до финиша она дотянула).
После Пушки народ слегка демобилизовался - а зря... На обычной хорошей шивере сразу за Пушкой Федорову смыло с двойки. Двойку не кильнуло только благодаря пониженной палубе, а Спрингис в одиночку ухитрился объехать Федорову и принять ее на первую поперечину. Как в дальнейшем развивались бы события, неизвестно, но тут ребята из Горького забросали катамаран спасконцами (они думали, что в таком виде кат вылетел из Пушки). Большое им за это спасибо.
Искупавшись в Зеленчуке, Федорова, похоже, почувствовала себя очень скверно, и после очень грязного прохождения Третьего Взрывного стало ясно, что сплав на сегодня надо кончать. К сожалению, первая нормальная стоянка оказалась только за Четвертым. Матросом на двойку сел Нестеров. Порог прошли в состоянии мрачной решимости. Все бочки проломили по струе, очень удачно обогнули коварную отмель, где МГУ-шники схлопотали двухметровую дыру, но мимо стоянки чуть не промахнулись - уловов здесь, как и везде, нет.
На четверках уже после Пушки полетело по бушприту.
3.05.89 Последние пороги верхнего каскада. Часть незаявщиков сматывается уже перед ними.После детальной разведки Косого было решено идти без просмотра Пятый Взрывной и чалиться перед Косым. Обеспечивать зачалку отправился Поташин, но сбился с ориентиров и пошел чалиться слишком поздно. Итог - Косой был взят на проход, причем двойку заварило в здоровой бочке и едва не кильнуло. Четверки же с трудом ушли от прижима к левому скальнику.
Пороги кончились, но не кончились приключения. После часа сплава пришлось участвовать в спасработах. Смелые ребята изо Львова вознамерились покорить Зеленчук на надувных лодках типа "Пеликан" (в байдарочной посадке). Реке это не понравилось - одна из этих резинок залегла на самой скромной шивере, экипаж разбросало по реке, и мы его ловили. Вторая резинка поймала кильнутую, а их флагман преспокойно усвистел куда-то вперед. Догнали его на двойке, объяснили, что он неправ.
Постепенно стали появляться расчески и коряги. Сплаву они сперва не мешали, но настроение портили. Долина немного расширилась, показались домики Нижнего Архыза. Прошли поселок и остановились на узком и длинном острове, заросшем ольхой и папоротником. Мера отнюдь не лишняя: здешние ребятишки - народ, любопытный до безобразия.
4.05.89 Около двух часов мы без перерыва боролись с протоками, завалами, расческами. Потеряно два весла, порвано несколько гидрокостюмов. Трудно разобраться в хаосе узких проток, засоренных пнями. Ошибка в выборе протоки привела к экстренной чалке перед коварным завалом на струе. Потом - апофеоз: земляной вал прижимает реку к отвесной стене долины. На валу - простыня с надписью: "Хочешь жить - чалься!". Мы жить хотели - зачалились, и правильно...
Зрелище жуткое. Разогнавшись в этой трубе, вода хлещет через осиновый лес, постепенно сваливая влево. Под стенкой долины - пятиметровой ширины протока, кончающаяся завалом. В кучах древесного мусора плавают отдельные туристские шмотки.
Обнос по сухому руслу, метров пятьсот. С нашими неподъемными (47 мм) каркасами это уже расстояние. Хорошо еще - нашли мелкую протоку, часть пути провели. Мужики наломались здесь изрядно.
Тронулись дальше. Очередное развлечение - острова, заросшие ежевикой. Между ними - узкие протоки-"аллеи", идти по которым иногда просто страшновато. Неверный маневр может мгновенно впечатать судно в очередной колючий куст. В этих протоках слегка порвался Лапин, но с периодическим поддувом дотянул до стоянки.
Под вечер прошли Зеленчукскую шиверу (куча дешевых эффектов) и остановились в рощице на правом берегу. Здесь Зеленчук - солидная, широкая, но быстрая река.
5.05.98 Утром к нам явился с визитом местный джигит - приехал, красиво перебродив Зеленчук верхом на коне. Вот тебе и великая русская река...
До полудня Зеленчук тихо нес в низких берегах воды свои, потом берега стали повышаться... На ориентир Курлюка вышли очень четко - гора, изъеденная пещерами, действительно напоминает исполинский гриб. Глубина каньона - от силы 10 метров, наверху - продуваемое всеми ветрами плато. Внутри - куча сливов, образованных острыми известковыми плитами, но, при этом - абсолютно ничего серьезного, везде есть место для маневра. На катамаран Лапина пятым залез Лукомский с кинокамерой. Каньон очень красив, и мы искренне верим в то, что камера не подведет...
А потом был порог Исправной - советуем обратить внимание. Начинается он сразу за каньоном и по большой воде очень эффектен. Известняковые плиты, сходящиеся в речку под разными углами, образуют сплошную лестницу изломанных сливов высотой до 2 метров. Плиты подпирают реку, и скорость течения на заходе не так уж велика - на инерцию, столь помогающую в верховьях, надеяться нечего! Выносят здесь весла, верный глаз и вдохновение лоцмана. К примеру, двойка траверсировала по кромке слива, а доворачивалась и разгонялась, когда летела вниз! Впрочем, киль не так уж страшен - за порогом длинный чистый плес, на котором отловить потерпевших - дело несложное, тем более, что на пороге тренировалось немало турья.
...После станицы Исправненской пошли сплошные обрывы. Места живописные, но остановиться негде. Уже смеркалось, когда мы нашли под обрывом подходящий для ночевки островок леса.
6.05.89 Первый в нашем походе дождь. Морально не были готовы, поэтому собирались долго. На старте прояснилось было, но потом полило опять. Кто не имел поблизости непромокаек - пожалел.
Лило почти до вечера. Красоты природы кончились, на реке стало надоедать. Радует одно - река скорости не сбавила, счисление "ошиблось в минус". К вечеру проскочили Бесленей и остановились возле аула с зубодробительным названием Ашу...(как его там?)... пшихо.
7.05.89 С утра припекает солнышко, будто и не было вчерашнего дождя. Влезать в раскаленные гидроштаны откровенно не хочется. Зеленчук по-прежнему бежит шустро, но перекатов становится все больше и больше - четверки переползают через них с видимым усилием, иногда приходится проводить. По берегам - степь, иногда - желтые поля.
Спрашиваем у местных - скоро ли Невинномысск. Ответы, как водится - плюс минус лапоть. Мнения в народе разделились - одни хотят принципиально впасть в Кубань, другие - нормально просушиться за пределами города. Выбрали второй вариант.
8.05.89 Утром - ранний подъем, сопряженный с мандражем: успеем ли на поезд? В автобус всех не пустили, ловили попутки, и по-двое, по-трое выбирались на вокзал. Основная масса турья уже схлынула.
Наши законные места были уже успешно проданы проводниками, пришлось выдержать баталию с начальником поезда. На попытались было высадить из поезда (понятное дело, безуспешно), и в Ростове мы уже рассредоточились по купе, понеся только некоторый моральный урон. В Москву, как водится, прибыли с опозданием часа на четыре - отзвук бардака кавказского.
Впрочем, где сейчас не бардак?
2. Чтобы не связываться с заповедником, лучше не доезжать до Архыза, а вылезать там, где река отходит от дороги и между рекой и дорогой - лес.
3. По тем же причинам лучше вести каркасы с собой. Мы видели очень грустных ребят, которые не привезли с собой ставы, но рубить было невозможно - Архыз был нашпигован егерями...
4. Половину продуктов можно купить в Архызе.
5. Большая скорость и отсутствие уловов и плесов может доставить массу неприятностей при зачалке. Если вы не уверены в результате - используйте принудиловку спасконцом или на живца!
6. При прохождении участка завалов настоятельно рекомендуем просматривать любые мало-мальски сомнительные участки. Если вас не интересует порог Исправной, можно разобраться и уехать из Нижнего Архыза.
.
.. А вообще, Зеленчук - река, великолепная во всех отношениях, она просто предназначена для весенних походов - несложная заброска, красивые места, спортивные пороги. Сходите - не пожалеете!К началу страницы | Походы, маршруты... | Друзья по несчастью | Полезные вещи | Информация | Фотогалерея | Разное... | На главную страницу |
Популярность: 31, Last-modified: Sun, 30 Aug 1998 16:59:00 GmT