From: Nikolay Springis



+--------------+----------+--------+------------------------+
| Фамилия,имя, | Год рож- | Место  |  Туристская подготовка |
|   отчество   |  дения   | работы |                        |
+--------------+----------+--------+------------------------+
| Спрингис     |  1965    | НПО    |Шавла-Аргут-Катунь - 5р,|
| Николай      |          |"Антей" |Б.Лаба - 2 с эл.5р,Зун- |
| Эдуардович   |          |        |Мурин - 4р...           |
+--------------+----------+--------+------------------------+
| Костин       |  1972    | РГУ,   | Бужа-Пра-Ока -1у, Твер-|
| Тимофей      |          | студент| ца - 1у                |
| Витальевич   |          |        |                        |
+--------------+----------+--------+------------------------+
| Мележкин     |  1971    | МХТИ,  | Бужа-Пра-Ока -1у, Твер-|
| Петр         |          | студент| ца - 1у                |
| Юрьевич      |          |        |                        |
+--------------+----------+--------+------------------------+
| Спрингис     |  1971    | РГУ,   | Бужа-Пра-Ока -1у, Твер-|
| Екатерина    |          |студент-| ца - 1у, Осетр - 1у    |
| Эдуардовна   |          | ка     |                        |
+--------------+----------+--------+------------------------+
| Швырев       |  1971    | МИФИ,  | Бужа-Пра-Ока -1у       |
| Андрей       |          | студент|                        |
| Владимирович |          |        |                        |
+--------------+----------+--------+------------------------+




        Наше путешествие проходило в районе Южной Карелии,
территории, ограниченной с востока Онежским озером, с юга -
Ладожским, с  запада -  финской границей.  Административно
этот район входит в Карельскую автономную республику.
        Как  и  другие  районы  Карелии,  местность  здесь
испытала на себе воздействие  ледника : сглаженный рельеф
(панорамные точки - не выше 200м над уровнем моря), большая
сеть  ледниковых  озер,  часто  связанных  между  собой,
отдельные скальные выходы.
        Реки  этого  района  относятся  преимущественно  к
бассейну  Ладожского  Озера  и  текут  в кардинально южном
направлении. В отличие от остальной Карелии реки здесь не
являются цепочками озер, соединенных порожистыми протоками,
а длительное  время неспешно  текут в  собственном русле.
Питание  рек  в  основном  дождевое,  их  режим  во многом
определяется озерами, из которых они вытекают. Кроме озер,
аккумуляторами  влаги  являются  многочисленные  торфяные
болота.
       По   природным   условиям   Южная   Карелия   скорее
напоминает  северные   области  Средней России:  сосновые и
еловые  леса  чередуются  с  лиственными  рощами,  ландшафт
тоже  тяготеет  к  среднерусскому.  Погранзона  внесла свою
лепту в  сохранении  здешних лесов : зверей  и птиц нам
встретилось больше,  чем в  некоторых   таежных районах. Мы
видели  следы  лосей и косули,  видели кабаньи  лежки  и
водопои.  Каждый  день  встречались  дикие утки, различные
хищные птицы,  иногда -   глухари.   Вся   река   полна
следами     деятельности  бобров   -  свежие   погрызы,
сваленные в  реку вековые  стволы, старые норы. Лес живой,и
его очень хочется сохранить таким...




      В спортивном отношении река Уукса весьма своеобразна. Она
питается от озер и  болот,  и  ее  уровень  сильно  зависит  от
климатических   условий   этого  сезона.  В  прошлом  году,  по
сведениям побывавшей там байдарочной группы, река  была  вполне
стандартной "двойкой", а в наше дождливое лето была переполнена
водой и пороги даже  для  катамарана  стали  весьма  спортивны.
Перед  прохождением  некоторых  из  них  группа  должна  трезво
взвесить свои возможности.
       В  отличие  от большинства карельских рек, Уукса на всем
своем протяжении, исключая первые 8 км, течет в своем русле,  и
не является цепочкой озер, соединенных порожистыми протоками. а
равнинных участках теченне  довольно  слабое  (около  3  км/ч),
ближе  к концу маршрута несколько убыстряется. Существенно, что
сложность препятствий на реке  возрастает  постепенно.  Сначала
идут простые шиверы-перекаты, потом несложные пороги, сравнимые
по характеру с  Мстинскими,  а  в  конце  маршрута  -  довольно
интересные  и в большую воду серьезные падуны высотой 1.5 - 2.5
м. Типовое препятствие реки - слив различной высоты и мощности,
шивера  с  отдельными  камнями. Прижимы на реке отсутствуют, за
исключением порогов Мостовой, Розовый Слон и Храмина.



     Заброска   на  реку  осуществляется  двумя  путями:  через
Санкт-Петербург  или  Петрозаводск.  Дорога   через   Петербург
существенно  быстрее,  если  выехать  из  Москвы таким образом,
чтобы попасть в Питер поздним вечером;  тогда  появляется  шанс
уехать   в   Райконкоски   местным   поездом  N  С.Петербург  -
Петрозаводск(через Сортавалу), отходящим в первом часу ночи  от
Финляндского  вокзала.  По непроверенным данным, существует еще
один поезд, С.Петербург - Костомукша,  отходящий  также  ночью.
Временная  прикидка показывает, что на реку можно попасть менее
чем за 20 часов после отъезда из Москвы.
       Наше  разрешение  на  въезд  в  погранзону  было  весьма
сомнительным,   почему   и   пришлось    забрасываться    через
Петрозаводск  ( в случае, если бы нас не пропустили, можно было
бы отправиться на  р.  Шуя(Южная).  Прибыв  в  Петрозаводск  на
поезде  N 373 Москва - Мурманск (отправление из Москвы - 22.20,
прибытие в  Петрозаводск  -  14.30),  мы  до  00.50  сидели  на
вокзале,  дожидаясь  отправления  все  того  же  поезда  N  000
Петрозаводск - С.Петербург(через Сортавала). Билеты купили  без
проблем, несколько труднее попасть в общем вагоне на подходящие
места, так как умудренный опытом народ ретиво бежит на посадку.
Железная  дорога  находится в крайне изношенном состянии, поезд
идет очень медленно; в Райконкоски мы попали только около  7.30
утра.  еобходимо  сразу  заметить, что поезд останавливается на
станциях только тогда, когда его кто-то ждет,  или  по  сигналу
проводника.   Проводник,  как  водится,  дрыхнет,  запершись  в
служебном купе, станции никак не объявляются, поэтому  за  этим
екжно  следить  самим.  Потеря  бдительности обернулась для нас
внезапным    авралом:    пришлось     рвать     стоп-кран     и
катапультироваться  на  ходу  из  вагона под вопли проснувшейся
проводницы.
        Река  пересекает  железную  дорогу  в  километре  перед
станцией, там она узкая и довольно быстрая, в  русле  -  камни.
Байдарочникам,  вероятно, имеет смысл собираться прямо у моста.
ам же, чтобы нарубить дерева на каркас, пришлось  пройти  через
поселок на левой по ходу стороне железной дороги, спуститься за
сельсоветом с "главной улицы" под горку и перейти через мост на
правый  берег Ууксы. Там, в хорошем лесу, мы построились быстро
и без проблем.
       Отъезд  со  станции  Ууксу ( линия Питкяранта - Лодейное
Поле ) осуществляется  двумя  местными  поездами  Питкяранта  -
Петрозаводск,  проходящими  станцию  Ууксу  примерно  в 13.30 и
19.50 (впрочем, как говорят местные, возможны  вариации  в  обе
стороны ). Кукушка идет до Лодейного Поля, стоящего на железной
Дороге Ленинград  -  Мурманск,  около  четырех  часов.  Уезжать
предпочтительнее  утренней  кукушкой,  так  как  она успевает к
длинной серии поездов на  Москву,  проходящих  в  интервале  от
18.00  до  24.00,  кроме того, у нее имеется прицепной вагон на
Москву. Вечерний поезд приходит в Лодейное Поле за  полночь,  и
попасть  можно  только  на  поезда N 181, отправление 00.40 и N
374, отправление 00.50, после  чего  наступает  перерыв  до  18
часов   следующего   дня.   Выбираться  же  через  С.Петербург,
вероятно,  довольно   затруднительно,   хотя   поезда   в   том
направлении  идут  в  среднем через час. Успешно загрузившись в
поезд N 374, в 15.00 следующего дня мы  были  на  Ленинградском
вокзале.
        Суммируя   вышесказанное,  можно  утверждать,  что  при
разумной организации заброска и объезд будут занимать не  более
суток.



       Прежде,  чем  приступить к описанию маршрута, необходимо
отметить, что сплав проходил  в  условиях  сильного  паводка  и
описание   годится,   скорее,   для   похода  в  сроки  майских
праздников. Сплавное время дается для  катамарана,  идущего  по
спокойной  воде  (скорость  течения - 2-3 км/ч) с положительной
скоростью.  Отсчет  сплавного  времени   идет   от   ближайшего
существенного  препятствия  или  ориентира,  который каждый раз
оговаривается специально.
       От  нашей  точки  старта  до выхода в озеро около 10 мин
сплава  по  узкому,  извилистому  руслу.  В  озере   необходимо
держаться  левого  берега по направлению течения реки. До моста
через озеро - полтора часа хода, от моста до входа в реку -  1ч
10  мин.  Через  10мин  река входит в небольшое озеро, выход из
которого достаточно неочевиден и  ищется  вдоль  левого  берега
озерца.
       1ч  45  мин  от второго озера - большой остров, основная
протока - правая. Течение несильное.  За  островом,  на  правом
повороте  -  завал.  Чалка  на правый берег, довольно неудобный
обнос по тропе. Вскоре после завала - еще один большой  остров,
основная(и более короткая) протока - левая.  ачинают попадаться
в большом количестве следы бобриной деятельности.
         3ч сплава от завала - мелкая шивера длиной 30м.
       3ч  20 мин сплава от завала - шивера на правом повороте,
начинается у многолетнего закола на правом берегу.
       4ч  20 мин сплава от завала - длинная шивера с разгонным
участком быстротока. За быстротоком отходит непроходимая  левая
протока.  За  ней,  на правом повороте - ступенчатая шивера, на
заходе - дерево в струе, далее - короткий левый прижим, потом -
ступеньки, валы до 0.5 м и трек под левым берегом. За шиверой -
большой участок стоячей воды, стоянки по обеим берегам.
      5ч 00 мин сплава от завала - шивера с непроходимой правой
протокой; на выходе - правый прижим на дерево.
       5ч  10  мин  сплава от завала - два трековых быстротока;
между ними - правая протока, перекрытая искусственной  каменной
плотиной для установки сетей или вентеря.
       5ч 20 мин сплава от завала - короткая, около 30м, шивера
с двумя выворотнями на струе.
      5ч 35 мин сплава от завала - короткая шивера, разделенная
вдоль кокой с отдельными кустиками,  сразу  за  ней  -  длинный
перекат с чистым проходом по треку слева.
       5ч  45 мин сплава от завала - шивера, "лесной коридор" в
левой  протоке,  нависают  деревья;  правая  протока  -   очень
мелководная, красивая. Далее река успокаивается, берега - торф,
сфагнум, болота.
       6ч  20  мин сплава от завала - завал, сделанный бобрами.
Проход слева по хитрой траектории.
       7ч  15  мин  сплава  от  завала  -  многолетний завал на
остатках быков моста. Ориентир - на высоком левом берегу  среди
больших деревьев - большой камень, похожий на дзот.  Обнос - по
левому берегу, там же обжитая стоянка.
       0ч  10 мин сплава от второго завала - шивера за островом
на правом повороте, длиной около 100м. а  заходе  -  каменистый
перекат.
       0ч  20 мин сплава от второго завала - трековый быстроток
за петлевидным левым поворотом, на правом берегу - закол. Через
100м - длинная шивера, за ней река разбивается на узкие протоки
между островками. За ней, на левом повороте - порог Тюфяк.

       ПОРОГ  ТЮФЯК. Заход под правым берегом, под левым -
очень большая обливная плита. Серия стоячих валов  до  1  м,  в
середине порога - полуметровая бочка. Идется без просмотра.

        0ч   45   мин   сплава   от  второго  завала  -  мощная
двухступенчатая  шивера   на   правом   повороте,   разделенная
продольными  косами и локальными завалами. Ориентир - древесные
стволы у правого берега. За длинным узким островом  -  короткая
мощная шивера, валы до 1.2 м, после чего река успокаивается.
       1ч  35  мин  сплава  от  второго  завала - выход на пор.
Мостовой.

       ПОРОГ МОСТОВОЙ. 0 Ориентиры : на крутом правом повороте
реки внезапно начинается быстроток, впереди  по  левому  берегу
видна  дорога.  Чалка  -  к  левому  берегу.  Порог  начинается
быстротоком с касательным прижимом к плите  левого  берега,  за
ним   -   большой   левый   карман   с   уловом,   река  делает
зигзагообразный поворот и уходит под мост. За  мостом  -  очень
пологий  слив с довольно мощной бочкой, за ней - стоячие валы и
левый прижим в карман; после этого струя  уходит  вправо  через
перекат,  река  сильно  расширяется.  Проходится  по центру, по
возможности уходя от  карманов.  Чалка  на  левый  берег  после
порога затруднена перекатом.

       Через  200  м после порога - длинная, около 300м, шивера
ЛЕСТИЦА.

       0ч  25  мин  сплава  от  Мостового - впадение небольшого
правого притока с быстрым течением, через  5  мин  -  локальная
гряда через всю реку.
       0ч  45  мин сплава от Мостового - река разливается среди
островов, поросших лиственным лесом, течения почти нет.
         1ч 35 мин сплава от Мостового - залитый водой перекат.
       2ч 20 мин сплава от Мостового - деревянный мост, пролеты
забиты деревьями. Чалка - на левый берег у самого моста,  обнос
- по мосту на правый берег.

      ПОРОГ БЛЮДЦЕ - расположен в 50 м за мостом. Слив через
всю реку, копия Лестницы на Мсте. После участка ровной воды  по
центру  -  пологий двухступенчатый слив, ограниченный обливными
камнями, ближе к берегам - бочки. Высота слива примерно  1.3  -
1.5 м.
       0 ч 50 мин от пор.Блюдце - затопленный короткий перекат.

      2 ч 10 мин от пор.Блюдце - ЛОСОСЕВАЯ ШИВЕРА.  Орнентир -
на правом повороте виден  песчаный  обрыв  на  левом  берегу  с
соснами  на нем. Длина около 700 м, несколько поворотов в узком
русле, на заходе - левый прижим на древесные  стволы.  Валы  до
0.8м. а выходе - лобовой навал на маленький каменистый островок
с двумя кустами, необходимо вовремя уйти вправо.
       2 ч 25 мин от пор.Блюдце - мелкая шивера над затопленным
перекатом.
      2 ч 40 мин от пор.Блюдце - выход на пор. Розовый Слон.

      Пор.  РОЗОВЫЙ СЛОН. Идентифицируется только по сильному
шуму воды  после  левого  поворота.  Представляет  собой  очень
мощный  слив в левой трети реки между островом и левым берегом.
В правой протоке - очень пологий мелководный слив по  наклонной
плите  с  последующим  лобовым  навалом  на  скалу  из розового
гранита, похожую на  плывущего  слона.  Слева  -  слив  высотой
примерно  2.5  м,  водопадный у левого берега и более пологий у
острова; язык слива по диагонали разрезан винтообразным  валом,
отходящим  от левого берега. В языке слива у острова - прижим в
карман. После слива у левого берега - котел, улова под отвесной
стенкой, несильный лобовой навал. В 10 м от слива стоит розовый
камень - "слоненок", после него  река  успокаивается  и  сильно
разливается.   а   обеих   берегах   -  стоянки.  Просмотр  для
прохождения - по левому берегу, обнос - по правому.

        Проходили   слив  в  правой  трети,  там,  где  винтарь
практически сливается с бочкой у подошвы слива,  отгребаясь  от
правого кармана.

      Пор.  МЕЛЬНИЦА. Расположен в 200 м от пор. Розовый Слон
за большим плесом со стоячей  водой.  У  правого  берега  видны
остатки  каменной плотины со срубом наверху. Чалка и просмотр -
на правый берег перед плотиной. Порог представляет  собой  слив
высотой 1.8 - 2 м, у левого берега непосредственно перед сливом
- стоячие валы и левый прижим, по центру -  подводный  зуб,  за
ним,  в сливе - обливной шар.  Проходили порог под самым правым
берегом.
         0 ч 30 мин от Мельницы - выход на пор. Каньон.

      Пор.  КАЬОН. Ориентиры : видна скала на правом берегу и
заход в мелковдную правую протоку, слышен сильный шум. Чалка  -
на   левый   берег.  ачинается  стометровой  мелкой  шиверой  в
неглубоком каньоне, на выходе из него  -  слив  2м,  изломанный
тремя  языками.  В  правом  языке  по диагонали лежит столетнее
дерево, центральный - маловодный, с локальным уловом,  довольно
крутой.  Между  ними  -  пенный  котел. Левый язык - пологий, у
левого берега засорен обливными валунами, за ним -  клиновидная
бочка.  За  сливом,  у  левого  берега  -  плита, пригодная для
страховки и зачалки. Проходил по центру левого языка.
         0 ч 10 мин от каньона - затопленный перекат.
         0 ч 20 мин от Каньона - выход на пор. Храмина.

       Пор.  ХРАМИНА  -  самый сильный на реке. Шум слышен за
ближайшим  левым  поворотом  реки,  впереди  -  прямой  участок
быстротока,  переходящий  в  шиверу.  Чалка  возможна  на любой
берег. Порог назван  по  циклопической  кладке  бывшей  ГЭС  из
гранитных  блоков,  расположенной  на правом берегу. Просмотр и
страховку лучше проводить по  левому  берегу,  он  невысокий  и
позволяет  более  реально оценить мощность порога, чем отвесный
правый.
         Длина порога  около 300м.  ачинается стометровой
разгонной шиверой,  пересеченной мелководной  грядой. Вода
прявляет  тенденцию  к  уходу  вправо.  В  10  м от гряды -
метровый слив через всю реку, за ним - стоячие валы. Справа
начинается  отвесная  стенка,  на  которую  идет длительный
навал. а небольшом левом повороте - мощный слив высотой не
менее 2 м, водопадный под  правым берегом, за ним -  мощный
котел. По центру реки сразу за сливом - большой обливной шар
с  бочкой  за  ним,  вода  преимущественно сваливает с него
вправо,  левее  шара  -  пологий  язык  с отходящей от него
продольной бочкой. В 15 м за сливом - куча надводных камней
по центру, от нее к  отвесной скале правого берега отходит
вилка из двух мощных бочек; через них устремляется основная
струя. Слева от  кучи - маловодная,  но проходимая дорожка
через слив высотой  0.8 м. Далее  начинается шивера, русло
делится вдоль цепочкой островов,  попасть из одной части  в
другую довольно затруднительно.
         Проходили  порог,  прижимаясь  к  левому  берегу,
основной слив  проходили по  левому языку,  уходя в  проход
левее центральной кучи камней.
         а  правом  берегу  -  множество кострищ, подходит
дорога  со  станции  Ууксу;  с  реки  иногда  слышен  шум
автомобилей.
         Сразу за порогом начинается шивера длиной около 1.5
км.
         0 ч 35 мин от пор. Храмина - затопленный перекат.
         0 ч 45 мин от пор. Храмина - шивера длиной 200 м,
валы до 1 м. а выходе часть воды уходит в боковые протоки.
Сразу за ней, после улова - вторая шивера, на заходе -
каменистый перекат, проход справа. ад шиверой натянут
высокий трос. а выходе - разлив, справа за деревьями видна
мачта ЛЭП, через реку идут провода.
         а правом берегу видна наклонная плита, на которую
можно зачалиться  для разборки.  Примерно здесь  начинается
пос.  Ууксу,  до  станции  -  немного  более 1 км по шоссе.
Желающим  сплавиться  до  Ладожского  озера лучше держаться
левого берега и заранее просмотреть обнос. Река делится на
две равнозначные протоки: в левой, по сведениям предидущей
группы -  непроходимый водопад;  в правой,  возле остатков
бывшей ГЭС -  2порог, в нашу  воду оцениваемый 5  к.с., а в
2обычную  воду  непроходимый.0  Ориентир  захода  в  порог  -
бетонный "дзот", торчащий из правого берега примерно в 200 м
ниже плиты. Обнос по правому берегу вдоль реки очень труден,
а шоссе вскоре несколько отходит от реки. Просмотр порога -
по остаткам плотины ГЭС высотой 10-12м с дороги, идущей по
правому берегу. аша группа этот порог не шла.



1. Большие участки стоячей воды делают сплав на катамаранах
   недостаточно спортивным, особенно в условиях средней и
   малой воды. Вместе с этим при большой воде пороги-падуны
   нижней Ууксы становятся труднопроходимыми на байдарках.
2. Постепенный рост сложности препятствий и достаточно
   равномерное распределение их по длине реки способствуют
   проведению учебно - тренировочных походов.
3. Простота  и  дешевизна  заброски,  прекрасные  пейзажи,
   отсутствие местных  жителей, грибы,  ягоды и  рыба могут
   способствовать  проведению  детских   и  отдыхательных
   походов.
4. Червей для рыбалки необходимо везти из Москвы.
5. еобходимо быть готовым  к внезапному изменению погоды,
   иметь  наготове  непромокаемые  куртки.  Очень желателен
   кухонный тент.
6. Торфяные пласты из старых болот часто подступают к самому
   берегу реки, поэтому при  разведении  костров  необходимо
   тщательно приглядывать за тем, чтобы  не поджечь торфяной
   пласт и не вызвать подземный пожар. В ряде мест мы видели
   следы такой гари, они занимали квадратные километры.
6. Кровососущие насекомые здесь весьма активны, поэтому для
   постройки и  ремонтных работ  желательно  иметь  с собой
   реппелент.
7. Желающим повысить спортивность  маршрута можно предложить
   связку Верхняя Лоймола - Нижняя Уукса с перезабросом по
   шоссе(около 40 км), пересекающем  эти  реки  в  середине
   маршрута ( сведения  приводятся  по  данным дружественной
   группы, прошедшей независимо обе эти реки).

Примечание: расписание местных поездов с тех пор вполне могло измениться.
Все оценки, разумеется, ИМХО !

                                          Всего хорошего, Николай.


Популярность: 30, Last-modified: Sun, 23 Nov 1997 16:29:47 GmT