Краткое техническое описание.

© А.М. Афиногенов. 1997.

Химический факультет МГУ им.М.В.Ломоносова, (095) 9393223, Е-mail: afin@radio.chem.msu.ru


Проверка на местности показала, что кочующая вот уже много лет из издания в издание информация о маршруте по реке Сясь является, мягко говоря, неточной. Это обстоятельство и послужило основным стимулом для подготовки настоящего краткого описания.

Весь маршрут от д. Мачеха до ст. Валя (156 км, 21 час чистого ходового времени) условно можно поделить на две части. Первая (содержательная) - от д. Мачеха до устья правого притока Воложбы: интересный сплав, малонаселенные живописные места, изобилие дичи и непуганных животных (бобры, кабаны, лоси). Особенно хороши первые 10 км ниже устья Куришны (пограничье Новгородской и Ленинградской областей) и Костринские пороги, расположенные перед впадением Воложбы и представляющие собой фактически одну, но длинную (8 км) шиверу (I-II кат. сл.).

Вторая (малосодержательная) часть - от устья Воложбы до ст. Валя: монотонный сплав, довольно населенные места (причем, помимо отмеченных на карте населенных пунктов, появилось много дачных поселков-новостроек). Тем не менее, попадаются отличные стоянки, да и течение хорошее (4-5 км/ч).

Можно рекомендовать отъезд из пос. Мелегежская Горка (автобус до Тихвина, 10 км) или от полустанка возле моста линии Тихвин - Будогощь.


ДОРОГА (от Москвы)

(расписания движения транспорта весной 1997 г., если не указано иначе)

Т у д а: Поезд #198 Москва - СПб (Савеловский вокзал), отпр.20.01 (ср., сб., 1998). Прибытие на ст. Неболчи в 11.07 (1998). Автобус на Бокситогорск (остановка возле здания станции) отправляется согласованно с прибытием поезда (ходит 2 раза в день: утром (под поезд) и вечером). Местных пассажиров - 2-3 человека. Ехать одну остановку (10-15 мин) по шоссе. Остановка расположена возле моста через Сясь и называется "д. Мачеха". Деревни не видно, места для сборов - на выбор по обе стороны моста. Можно доехать и на попутном транспорте.

О б р а т н о: Поезд сообщением Пикалево - Волховстрой-I прибывет на ст. Валя в 15.39 и стоит 3 минуты. Прибытие в Волховстрой-I в 17.00, нужно успеть пересесть в электропоезд сообщением Волховстрой-I - Малая Вишера, отправляющийся в 17.20. О билетах можно не заботиться, их продают непосредственно в поезде. Прибытие в Чудово - в 21.30. Ближайший поезд на Москву - из Новгорода (# 41), приб. 23.30, стоянка 7 мин. Прибытие на Ленинградский вокзал - в 6.18.


КРАТКАЯ ЛОЦИЯ

по состоянию на конец апреля - начало мая 1997 г.

(Поздняя весна, активный подъем воды в среднем течении начался 30.04-01.05.1997. В квадратных скобках указано чистое ходовое время и километраж от начала маршрута (д. Мачеха))

Авт. мост через р. Сясь (д. Мачеха) - устье р. Дрегля (29 км, 6 х.ч.)

В начале - ширина реки 4-5 м. Хорошее течение, резкие повороты. Авт. мост, под ним - простой порожек [0 час. 40 мин]. За д. Подберезье [1.20, 7 км] река начинает сильно петлять. Два обноса подряд (завал и бревно поперек) [1.50]. Проходимый завал, требующий осмотра [2.10]. В д. Жадово [2.30, 12 км] - низкий авт. мост (по более высокой воде возможен обнос). Река становится шире (10-12 м), продолжает петлять. Встречаются проходимые полузавалы. Проводка под бревном [3.10]. Берега низковаты, много стариц и болотистых разливов. Со стоянками (правда, не высшей категории) проблем нет. Справа впадает крупный приток - р.Дрегля [6.00, 29 км].

Устье р.Дрегля - устье р.Куришна (21 км, 3 ч.15 мин)

Берега становятся выше. Смешанные леса. Хорошая стоянка в соснах (Л) [7.00]. Река сильно петляет. Ширина 10-15 м. Хорошее течение. Новый низковатый бревенчатый авт. мост [7.50], д. Смолино (П) [8.00, 42 км], д. Заболотье (П) [9.00, 48 км]. Справа - устье р. Куришна [9.15, 50 км].

Устье р.Куришна - начало Костринских порогов (24 км, 2 ч. 45 мин)

До Костринских порогов - порядка 3-х десятков препятствий (в основном, глубокие перекаты-быстротоки и недлинные (по 50-100 м) каменистые шиверки), среди которых можно выделить четыре шиверы средней мощности (стояки до 0.4-0.5 м): # 1 (100 м) [9.50], # 2 (200-300 м) [9.55] и ## 3, 4 (по 200-300 м, одна за другой) [10.35].

На протяжении первых 10 км участка [9.15-10.20] - живописные глухие лесные (с преобладанием хвойных пород) места. Высокие берега. Есть хорошие стоянки на обоих берегах.

На следующих 14 км [10.20-12.00] - леса меньше, попадаются совсем безлесные участки. Берега высокие. Ширина реки до 30-40 м. Домики (Л), дорога-брод [10.20, 60 км]. Брошенный дом (Л) [10.50]. Хорошая стоянка в еловом лесу (П) [11.05]. Начало Костринских порогов [12.00, 74 км].

Начало Костринских порогов - устье р. Воложба (8 км, 30 мин)

Какие-либо особые приметы, знаменующие начало порогов, отсутствуют. Надежнее всего ориентироваться по времени. Леса становится снова много, стоянок - тоже.

1-ый отрезок - 12 шивер разной длины (от 100 до 500 м), разделенных паузами от 100 до 300 м. # 1 и # 7 - наиболее мощные (стояки 0.8-1.2 м), # 8 - самая длинная (до 500 м).

Далее следует остров [12.15] и перекат возле него.

Затем - 2-ой отрезок - еще 8 шивер. #3 и #4 - самые мощные (стояки до 1 м) и длинные (по 300-400 м). Остальные шиверы - слабее и короче (по 100-200 м). Паузы между шиверами по 100-200 м.

После последней шиверы через 400-500 м (два переката) - устье Воложбы (справа) [12.30, 82 км].

Устье р.Воложба - ж.-д. мост линии Тихвин - Будогощь (21 км, 2 ч.45 мин)

Д. Кострино (П и Л) [12.50, 86 км]. Пос. Мелегежская Горка (П), д. Новоандреево (Л), авт. мост [13.40, 92 км]. На левом берегу - остановка автобуса (50 м) до Тихвина (народу немного). Д. Шибенец [15.05, 102 км]. Ж.-д. мост линии Тихвин - Будогощь [15.15, 103 км]. Полустанок на левом берегу. На всем участке - 2-3 переката. В целом - довольно людные места, кое-где дачи-новостройки. Стоянки найти можно. Хорошее течение.

Ж.-д. мост линии Тихвин - Будогощь - устье р. Тихвинка (39 км, 4 ч.20 мин)

Отличная стоянка (П) [15.35]. Д. Липная Горка (П) [16.40, 115 км]. Авт. мост [17.20, 121 км], д. Печнева (Л) [17.30], д. Кулатино (П) [18.05, 129 км], д. Дмитрово (П) [18.30-18.40, 135 км]. Ж.-д. мост линии Тихвин - Волховстрой [19.10, 140 км]. Много дач по левому берегу до и после моста. Много переправ-тросов. Приметный трехэтажный дом-дача (Л) [19.25]. Правый берег - лесистый, ненаселенный. Неплохая стоянка [19.30] на правом берегу на окраине невысокого соснового леса. Ширина реки - 40-50 м. Течение хорошее. Правый крупный приток - р. Тихвинка [19.35, 142 км].

Устье р.Тихвинка - ст. Валя (14 км, 1 ч. 25 мин)

Д. Чемихино (Л) [19.55, 145 км]. Авт. мост [20.15, 148 км]. На правом берегу - большая д. Свирь, на левом - д. Устье (поменьше). Окончание д. Свирь [20.30]. Ширина реки 70-90 м, иногда встречный ветер, течение не замедляется.

Ст. Валя [21.00, 156 км]. Выход на станцию начинается с приметной ровной поляны (шириной 50 и длиной 100-150 м) на левом полого-крутом берегу реки. Перед поляной в Сясь впадает небольшой ручей. Выше и ниже поляны - крутые лесистые берега, высадка на которые затруднительна.

Грунтовая дорога поднимается от поляны в гору мимо небольшого кладбища и по полю поворачивает вправо, выводя к ж.-д. переезду (10 минут с грузом). К станции - вдоль путей в сторону СПб (на СЗ) (еще 5-7 минут).


ACKNOWLEDGEMENTS

Автор выражает глубокую признательность А.Ю. Алентьеву, В.Г. Блиадзе, С.А. Градобоеву, В.В. Пелех и, особенно, А.Н. Карасеву.

Ред. и HTML -- Смирнов В.С. Last Modified 13.05.98


Популярность: 34, Last-modified: Thu, 14 May 1998 09:18:02 GmT