Суна-98

---------------------------------------------------------------
 From: Дмитрий Шевляков (dmitryshv@mtu-net.ru)
 WWW: http://www.dmitry-sh.hotmail.ru/
 Date: 2 Mar 2000
---------------------------------------------------------------


     Поход в Карелию на байдарках 1998 г.

     СУНА -- 98

     описание маршрута

     Оригинал этого текста с фотографиями находится здесь:
     http://www.dmitry-sh.hotmail.ru/


     Маршрут: ст. Гимольская -- оз.Гимольское -- оз.Кудамгубское -- Чудозеро
-- Поросозеро -- р.Суна -- Линдозеро -- р.Суна -- Викшозеро -- пос.Гирвас.

     Протяженность: 130 км,  КС - II.

     Уровень воды: средний.

     Сроки (на воде): с 21 июля по 3 августа 1998 г.

     Состав: 10 человек, 2 -- Таймень2, 3 - Таймень3.



     Река Суна является одной из крупных рек Центральной Карелии. Маршрут по
ней  довольно популярен.  Заброска и сход  удобны,  и  не  требуют  большого
количества времени и денег. Начинать маршрут можно в нескольких местах.
     Первый  вариант  -- старт  со ст.Брусничной  (оз.Суккозеро).  Здесь  от
железки  до воды  всего несколько  десятков  метров. Наиболее  интересный  и
протяженный вариант маршрута, длиной 180 км, но с необходимостью прохождения
крупных озер Суккозеро и Гимольское.
     Второй вариант  (выбранный  нами)  начинается  со  ст.Гимольской (южная
оконечность  Гимольского озера). До воды  около 1,5 км. Маршрут сокращен  до
130 км за счет исключения 50-км перехода по выше перечисленным озерам.
     Третий  вариант,  наиболее  короткий --  около 100 км, почти  полностью
исключает  озерную  часть в верховьях маршрута.  Начинается от ст.Поросозеро
(оз.Поросозеро), здесь от станции до воды 4 км.


     Остановка
поезда на станции Гимольской с опозданием  около 3-х часов ночи (2:21 по
расписанию  1998  г.), стоянка 2 минуты. Самого поселка  не  видно --  он  в
километре справа  от железки (туда не ходили).  Озеро на  таком же  примерно
расстоянии, но  с  другой  стороны от  ж/д станции.  К  озеру  ведет хорошая
грунтовка, по  пути  раздваивается  (нужно  идти  влево)  и  выходит в залив
оз.Гимольского.  На  берегу озера, стоят лодочные сараи  и разные деревянные
сооружения.  Выход в воду  несколько  замусорен,  но более-менее удобен. Для
стапеля удобное ровное  место на берегу у лодочных сараев, прямо  на дороге,
подходящей к воде.

     На перенос снаряжения к воде, сборку байдарок и завтрак, не спеша, ушло
часа четыре. Погода стандартная по Карельским меркам -- небо плотно затянуто
тучами, но дождя нет, зато к утру на озеро лег густой туман. Встали  на воду
и двинулись в поисках истока Суны в южной оконечности озера.

     Берега Гимольского в этом районе низкие, сырые, мест стоянок нами здесь
не обнаружено. Протока  Суны до следующего озера --  Кудамгубского короткая,
всего 3  км.  Течение  еле заметное,  берега болотистые и безынтересные. Оз.
Кудамгубское длиной  9 км, вытянуто, как и большинство озер Карелии, с СЗ на
ЮВ, берега его так же низкие и частично поросшие тростником. Протока впадает
посредине восточного  берега.  Где-то  в  СЗ  оконечности озера  (по  нашему
описанию)  возможна стоянка.  Больше на  озере  встать негде (до единственно
приличного  места  стоянки придется  далее  пройти  еще  16  км).  Из  южной
оконечности озера вытекает следующая протока Суны, на этот раз более длинная
- 8 км, ведущая в оз. Чудозеро.
     Пересекая  Чудозеро  с  севера  на  юг,  и   издалека  ориентируясь  на
выделяющуюся  полоску  песка, находим  приличную стоянку  посредине длинного
мыса на  восточном берегу.  Само  озеро гораздо  более  живописно,  чем весь
предыдущий участок  маршрута.  Есть  неплохие стоянки с  песчаными  пляжами,
берега каменистые, кое-где высокие.
     Чудозеро, постепенно  сужаясь, переходит в Поросозеро,  берега которого
по большей  части  скальные,  также возможны  стоянки.  По  средине озера, в
основном на левом берегу, сразу за авто и ж/д мостами расположен одноименный
поселок, но станция  находится в 4 км южнее от него. Поселок  крупный,  есть
несколько магазинов, где можно пополнить запас продуктов.
     Поросозеро узкое и длинное (около 9 км), по сути дела является разливом
Суны. Поселок  еще  некоторое  время тянется вдоль левого  берега  озера  и,
где-то  в 4 км за поселком (после  высоковольтной  линии, перекинутой  через
реку) начинаются пороги.
     Первый  из них  -  порог  Пристанский состоит из  двух ступеней.  Между
ступенями  река  поворачивает влево.  Хотя  бурлит сильно, но технически  он
несложен,  главное держаться в основной  струе потока и на второй ступени не
прижиматься  близко к правому берегу. Порог осматривается по правому берегу,
здесь в начале его сенокосная поляна, и далее вдоль реки проходит дорога.
     Примерно через километр второй порог -- Валазменский, более  мощный, но
также простой в прохождении. Здесь  метров 200 река  прорывается между двумя
высокими  обрывистыми берегами, проход чистый, но валы жесткие, достигают  1
м.  При прохождении порога лучше  держаться  левее центра, так  как в  конце
Валазменского у  правого берега лежит подводная плита, слив  с которой можно
увидеть при осмотре  с берега, но совершенно не заметен с наплыва. Осмотреть
порог можно по правому берегу. Здесь же справа от порога находятся развалины
каких-то древних строений, оставшиеся еще с петровских времен.
     В конце Валазменского порога  на высоком правом берегу ровная  площадка
для стоянки, впрочем,  встать можно и на  левом  берегу перед порогом. Далее
река разливается широким плесом с островами и высокими красивыми берегами.
     В конце плеса слышен шум следующего порога - Мельничного. Начинается он
слабой шиверой с левым  поворотом, после  чего  начинается  сам порог. Здесь
лучше уйти под  левый, более глубокий берег, но  не слишком близко, так  как
можно влететь в  вертикально торчащее бревно немного левее  основного потока
(если оно еще там торчит...), из-за поворота его не видно. Осмотр по  левому
берегу, здесь хорошо натоптанная тропа идет вдоль  всего порога и выходит на
приличную  стоянку в  конце порога (проведенная далее разведка  берегов на 2
км,  до оз. Пяльвозеро, показала, что приличных мест  для лагеря  поблизости
больше нет).

     На  следующий  день, прямо перед  нашим отходом  со стоянки,  наблюдали
следующую сцену: из с Мельничного вылетели две байдарки, одна из которых без
фартука  находилась   практически  в  затопленном  состоянии  и   с   трудом
зачалилась.  Пока горетуристы  вытаскивали  почти полностью промокшие вещи и
продукты  (!!!),  удалось  узнать,  что  это Питерская  группа идет из  пос.
Поросозеро  и у них в  наличии только 10-км карта,  без описания, и вообще о
реке  они имеют смутное  представление,  и про наличие порогов  на  маршруте
узнали  только  что (!!!). Пришлось отдать им один экземпляр описания -- они
нашли там много нового и интересного о предстоящем маршруте.

     Пристанский, Валазменский и Мельничный самые мощные пороги на маршруте.
Прохождение этих трех  порогов Суны  оставило, пожалуй, больше  впечатлений,
чем от всех последующих.
     Вскоре после  Мельничного начинается длинное  узкое Пяльвозеро. По  его
левому берегу тянется  сенокос, здесь же вдоль озера  проходит дорога к пос.
Поросозеро. Хороших стоянок замечено не  было, берега не удобны для разбивки
лагеря.
     Далее на, ориентировочно, 30-ти километровом участке реки от Пяльвозера
до Линдозера кое-где встречаются разветвления на протоки и старицы, пороги и
шиверы на этом участке не очень мощные, хотя некоторые из них именные, всего
их по подсчетам оказалось 8. В 7-ми  км  от Пяльвозера  первые  два -- порог
Маркоткоски и второй порог, следующий за ним примерно через 1 км.
     Далее до моста проселочной  дороги  10 км  спокойного участка  реки  со
слабым течением и  низкими болтистыми,  непригодными  для стоянок  берегами.
Перед  мостом  три  порога с  промежутком примерно  меньше 1  км.  Первый  и
последний именные - пороги Коссаниски и Корбикошки.
     Более-менее сносное место для стоянки нашлось в километре за мостом  на
левом  берегу  перед поворотом  реки.  Это  небольшая  и  не  очень  удобная
комариная поляна, со всех сторон поросшая молодым густым лесом (с множеством
грибов), где можно поставить две-три палатки.
     Вскоре  за  мостом  пара  несложных  порожков,  и затем  длинный  порог
Лебикоски,  после  которого  река  разливается  4-5 км  болотистым  плесом с
множеством  островов и  проток.  Чтобы  здесь  не  запутаться,  надо  просто
держаться левого берега.
     Линдозеро, очень живописное с отличными  стоянками и песчаными пляжами.
Первая из стоянок на левом  берегу на холме после впадения реки -- неплохая,
но рядом  дорога, идущая вдоль СВ берега, в  деревню  Линдозеро. Лучше всего
остановиться на  островах  в  центре озера. На  ближайшем  из  трех  крупных
островов прекрасная  стоянка и  отличное место для дневки с большим песчаным
пляжем и сосновым бором.
     Деревня  Линдозеро  расположена  в восточной  части озера.  Почты  нет,
магазина нет, но  к полудню,  раз  или  два в  неделю  приезжает продуктовая
автолавка.  По существующему здесь правилу -- первыми отовариваются местные,
потом дачники, ну а затем остальной народ - вроде нас.

     Весь следующий ходовой  день шел  мерзопакастнейший проливной дождь,  к
тому же вышли поздно, пока  в деревне  ждали автолавку. Воспоминания об этом
переходе одно -- мокро и холодно!  Поэтому запоминать и  отмечать интересные
пороги в этот  день  не было никакого желания, к тому  же шли в основном без
осмотров, очень уж не хотелось вылезать из байдарок и продираться под дождем
по мокрым кустам.

     На выходе из  Линдозера за  поселком мост, после  которого  слышен  гул
порога.  Порог длинный, и  мощный на входе. Осмотр возможен,  но не  удобен,
приходится прыгать по камням левого берега.
     Далее начинается участок  реки, около 15 км, где пороги следуют один за
другим с примерно  равными промежутками, всего  их  7  штук,  включая первый
после моста. Среди  них  именные пороги Шильмяйтокоски,  Ковеланлиете-коски,
Леполису  и  порог  Сухой.  В  основном все пороги  идутся  с ходу, хотя  на
одном-двух есть неприятные шкуродерные участки.
     После  порога  Сухой широкий плес  несколькими  с большими травянистыми
островами.  Хорошая  стоянка  и стоящее  место для  дневки  на высоком левом
берегу  плеса, со всех  сторон окружена болотистой  низиной,  но само  место
высокое, сухое и ровное, размерами  с небольшое футбольное  поле (!!!), есть
сложенная баня-каменка. Единственная проблема на этой стоянке -- дрова, весь
сушняк в округе уже сожгли.
     С этой стоянки можно напрямик через болота (кстати, там полно морошки),
высокую гряду, с которой  прекрасный вид  на реку и далее по  левому  берегу
реки  (около 3 км) дойти до порога Длинный, и заодно по пути просмотреть три
шиверы.  Все шиверы несложные, в некоторых местах мелковато,  но  проходимо.
Вторая шивера именная - Каданлоама на  раздвоении реки, лучше пойти в  левую
узкую, но глубокую протоку, так как справа много камней и мелко.
     Порог Длинный и  на самом деле  оказался самым  длинным  на маршруте  -
более  1 км  и самым интересным в средней части Суны, но не самым  мощным на
реке.  На входе  в  порог две подводные  плиты с бочками  за ними.  Первая у
левого  берега, вторая  чуть дальше  по центру. За бочками слалом  -  мощное
течение и крутые валы, а потом шиверный участок  с камнями и обливняками. На
выходе плавный  левым поворот.  Просмотреть весь  порог можно  вдоль  левого
берега.
     За  порогом  есть  стоянка   на  левом  берегу.  Здесь  также  сложена 
баня-каменка. Вскоре после Длинного  несложный  порог  --  Карбикошки-2,  за
которым река  расширяется, в русле встречаются острова. За плесовым участком
каскад  из  четырех  порогов. Второй  из  них  под названием Блин.  Все  они
проходимые и не представляют большой сложности. Запомнился лишь последний --
порог Ледяной, длинной около полукилометра.
     Ледяной -- последний  порог на маршруте, после него препятствий на реке
нет. Сразу  за порогом на левом берегу красивый скальный выступ с местом для
стоянки, но изрядно  загажено и замусорено. Чуть  далее слева впадает приток
Деяоя.
     Дальше река меняет свой характер - расширяется до нескольких сот метров
и течет слабым течение  в широком русле,  берега  высокие, скалистые и очень
живописные. Вскоре Суна принимает крупный левый приток --  реку Семча, и еще
более расширяется и меняет свое генеральное направление с СВ на ЮВ.
     До впадения  в  Викшозеро остается примерно 2 км.  В этом районе берега
подтоплены  --  следствие постройки  плотин  в  пос. Гирвас. Непосредственно
перед  впадением  Суны в  Викшозеро влево  и  вправо уходят глубокие заливы,
берега  высокие,  есть места  для  стоянок.  Наиболее  приличная  стоянка  с
песчаным берегом на левом длинном мысу при впадении реки в Викшоозеро.
     Отсюда  до пос. Гирвас по озеру примерно 10 км. Пролив на Гирвас уходит
влево под прямым углом.  За пару  км до поселка  находится  деревня Койкары,
после которой надо поворачивать влево перед островами, и  вскоре будет видна
плотина  через  реку.  Здесь воды  Суны  остановлены и направлены по  каналу
Пионерный,   который   уходит   влево   перед  плотиной  и  питает   турбины
Пальеозерской ГЭС.
     После  плотины через Суну, реки как таковой больше нет,  а  есть только
полностью обезвоженное, но очень красивое русло -- представляет собой каньон
с отвесными скалистыми  стенами. Где-то дальше  бывшие красавцы  водопады --
Гирвас и Пор-Порог, ныне уже не существующие.
     Сухое русло Суны  в  таком виде тянется, скорее всего, до Сундозера.  И
уже оттуда вытекает маловодная нижняя Суна.

     Кстати, это уже территория заповедника Кивач и заход туда на байдарках,
как нам сказали, не разрешен, карается штрафами (около 80 руб. с носа по тем
временам). Здесь  находится единственный  сохранившейся  на реке  водопад --
Кивач. Добраться  к  нему,  если  есть  желание, можно, но  только с дороги,
ведущей  в  Кондопогу.  Подъезд  на  машинах   непосредственно   к  водопаду
опять-таки запрещен. Придется идти пешком 8 км от основной трассы, правда по
хорошей асфальтовой дороге.
     Если есть  желание продолжить маршрут, то  лучше это  сделать не  через
Кивач, а уходить через канал Пионерный (с  обносом плотины Пальозерской ГЭС)
в Пальозеро и  далее Кримозеро, а потом по выбору:  или  в  оз.Сандал, или с
волоком от деревни Тивдия (около 4 км, в деревне  можно достать машину) в
Лижмозеро и далее в р. Лижма и Кедрозеро. Предпочтительней
и интересней второй  вариант.  При  этом  маршрут  значительно удлиняется, в
основном      за       счет      крупных      озер:      Пальозеро,
Лижмозеро, Кедрозеро.

     Конечная точка нашего маршрута -- пос. Гирвас.  Остановится для разбора
байдарок  можно на любом берегу перед плотиной, но на правом лучше  -- здесь
около дороги хорошая  поляна. В будний день  в поселке несложно договориться
насчет машины  до Кондопоги  (55 км). Хотя -- движение через Гирвас не очень
оживленное,  т.к. через поселок проходит теперь уже старое Мурманское шоссе.
Сама же трасса М-18 (новое Мурманское шоссе) проходит теперь через Кондопогу
и  на  карте  не  обозначена.  Также из  поселка  ходит рейсовый автобус  до
Петрозаводска (около 100 км).

     *  *  *

     Суна  оказалась  достаточно  малонаселенная  (пос.  Поросозеро  и  дер.
Линдозеро),  но в тоже  время  ходовая и  посещаемая река,  за все время  на
маршруте  нам  встретилось  6  -- 7  групп (одна из них из  Питера, одна  из
Минска).
     Пороги мощны и многоводны,  большинство проходимо сходу, в основном  не
выше  второй  категории (лишь  в  высокую  воду  Валазменский,  Пристанский,
Мельничный  и Длинный, пожалуй, будут на  уровне КС-III).  Стоянки неплохие,
частично оборудованные, самые лучшие из них на озерах и крупных порогах.
     Единственная   проблема  на  реке  --  это  рыбалка,   пожалуй,   самая
катастрофично  неудачная   за  последние  5  лет  походов  в   Карелию,  чем
обусловлено  непонятно  --  характером  реки или природными явлениями?  Зато
грибов в этом году было море.


Дмитрий Шевляков, dmitryshv@mtu-net.ru
http://www.dmitry-sh.hotmail.ru/

     22 февраля 2000 г.

Популярность: 5, Last-modified: Thu, 02 Mar 2000 06:35:50 GmT