Date: 6 Jun 1997
From: nick@sk.ibrae.msk.su (Николай Семин)
ст.Лоухи-оз.Кенозеро-р.Домашняя-оз.Нижн. и Верхн. Вехкозеро-
р.Каменная- оз.Бол.Каменное-оз.Сонозеро-оз.Юлозеро-ст.Амбарный
протяженность - 100 км, 4.8.95-19.8.95
Семин Н.Н. - далее командор
Кутепов С.А. - далее Кутепыч или старик Ку
Кабалевский С.А. - далее старик Ка
Зимина Е.Н. - далее тетушка Ли
Шатько Е.В. - далее Женька
Женька только собирается в школу - это ее первый большой
поход (до этого ходила в небольшие походы сроком от 2 до 7
дней). Остальные имеют 10-летний опыт походов 1-3 категории
сложности. 2 тайменя - двойка и тройка
Краткое описание маршрута
Маршрут проходит восточнее ж.д. Петербург-Мурманск. В
отличие от широко известных маршрутов по Энгозеру или оз.
Кереть-р. Кереть, практически не посещается туристами. За две
недели мы встретили только одну группу туристов. По этой
причине не удалось обнаружить описание маршрута, и он
разрабатывался нами самостоятельно. Первоначально планировалось
по Сонреке выйти в Белое море и закончить маршрут в пос. Чупа,
однако по ряду обстоятельств это сделать не удалось.
Т.к. поезд (374 Москва - Мурманск) прибывает в Лоухи
поздно ночью, когда трудно найти машину, первоначально
планировали посвятить ночь разведке возможности начать маршрут
прямо от станции. Из оз. Банного вытекает небольшой ручеек,
который впадает в оз. Большое Травяное и далее в оз. Кенозеро.
По карте, которую мы имели - после оз. Бол. Травяное сей ручей
вполне проходим. Однако это оказалось не так. До оз. Лоухского
добрались на машине (12 км. - 60 000 тыс. руб.). Хорошее место
для сборки байдарок около пристани у дачного пос. Лоушки. Оз.
Лоухское малоинтересно - берега скалистые затопленные, мест для
стоянок практически нет. Более интересны многочисленные протоки
между островами, соединяющие оз. Лоухское и Кенозеро. Хорошая
стоянка в месте впадения р. Домашней в оз. Кенозеро. - красивый
порог, зажатый между двумя скалами, перед порогом небольшое
озерцо. Р. Домашнию (10км) - проходим против течения.
Несколько перекатов (по 50-100 метров), два порога (500-800
метров). Первый порог - мелкий, завален бревнами. В этом месте
река делает крутой поворот, и можно значительно сократить
обнос, если срезать поворот. Второй порог находится в самом
истоке реки из оз. Нижн. Вехкозеро. В начале порога развалины
мощной плотины (шириной 300-400 метров). Берега сильно
заболочены. На оз. Нижн. и Верхн. Векхозеро можно найти
стоянку. На озерах остатки поселка геологов (буровая вышка,
несколько бараков). В этом районе после войны активно велись
разработки месторождения слюды. На местах разработок можно
найти пластинки слюды и кварца, каждый из нас взял эти кусочки
в качестве сувенира. Р. Каменная. 3-4 несложных порожка (по
100-200 метров), 2 разрушенных моста, один действующий - везде
обнос мостов. Возможны завалы. Перед мостом через лесовозную
дорогу - красивое лесное озеро с хорошей стоянкой. Особенно
красивые места начинаются в истоке р. Каменной из оз.
Каменного.Многочисленные заливы со скалистыми берегами. Есть
места для стоянок. На север уходит протока в оз. Верхн.
Каменное- 2.5 км. Лучшее место для обноса в Сонозеро находится
в восточной части оз. Каменного. Если идти вдоль южного берега
озера, то оно начинает сужаться, затем на берегу видны
развалины барака и баркаса. Далее (метров 300) небольшой залив
с болотистым берегом и небольшая горка. Наверху хорошее ровное
место - возможна стоянка. За горкой (метров 200) небольшое
лесное озеро - его нужно переплыть. Далее 1.5 км на юг через
низкорослый лес до дороги. От дороги до Сонозера метров 150.
Сонозеро и Юлозеро соединяются полуторакилометровым
мелким порогом - в начале порога (при истоке из Юлозера) -
завал из бревен на месте разрушенного моста. Далее цепочка озер
и километра через два Юлозеро.
К западной части Юлозера подходит дорога до станции
Амбарный. В этом месте большая поляна - возможна стоянка.
В дневнике описан также способ обноса Юлозеро - оз.
Бол. Воронское. Это позволяет разработать маршрут, начинающийся
(оканчивающийся) на ст. Амбарный (ст. Амбарный - оз. Крестовое
- оз. Масельга - оз. Бол. Воронское - оз. Юлозеро).
Населенных пунктов на маршруте нет. Местных жителей
мы встретили только на оз. Лоухском, когда собирали байдарки, и
на оз. Юлозере, когда их разбирали. На маршруте встретилась
только одна группа - правда в 35 человек. Они тоже собирались
выйти в Белое море через р. Сонрека - однако дошли только до
следующего после Сонозера озера и еще где-то 5-6 км. Их
остановили большие завалы и многочисленные мелкие перекаты.
Группа имела двуручную пилу. Мы видели пропиленный ими проход в
10-метровом завале, думаю, можно доверять их информации. По
словам местного жителя за неделю до нашего окончания похода еще
одна группа в 6 человек ушла в Сонреку - обратно не
возвращалась - расстояние там небольшое (~30 км), поэтому для
хорошо подготовленной группы этот вариант вполне по силам.
Ниже приведен дневник похода с комментариями старика Ку.
Дневник откорректирован и одобрен стариком Ка.
Поезд No 374.(Москва-Мурманск) приходит сюда ночью. На
станции много групп туристов, закончивших свои маршруты -
ожидают поезд на Москву. Холодно. Отправляемся с Кутепычем на
разведку - все еще есть надежда, что речка, вытекающая из озера
Банного, проходима и тогда можно начать маршрут прямо со
станции. Долго петляем по железнодорожным путям и наконец
доходим до озера Банного. Идем по дороге и через 1.5 км находим
нечто напоминающее речку - русло 1.5-2 м, берега топкие. Болото
начинается сразу же с началом речки. Дурные мысли однако не
покидают нас и решаем идти с грузом до оз.Б.Травянного - там-то
наверняка и речка будет пошире и берега посуше. Возвращаемся на
станцию - народ (старик Ка, тетушка Ли и Женька) настолько
промерз, что с радостью воспринимают эту идею. Начинаем первый
волок.
(Ку: Старик Ку ухитряется оступиться с мешочком на
скользком месте, совместными усилиями удается вытащить его из
лужи и снова поставить на ноги, после чего настроение старика
заметно улучшается и продолжает улучшаться непрерывно вплоть до
остановки. Присутствие женщин не позволяет Ку поделиться своим
хорошим настроением с друзьями. Этот фактор будет преследовать
его весь поход.)
Через 2.5 км - большая поляна - бывший аэродром, а ныне
местные огороды, через них еще 1.5 км и только тут тяжесть
груза вызывает желание отдохнуть, а также произвести небольшую
разведку - попробовать дойти пешком до озера Б.Травянное. Со
стариком Ка отправляемся на разведку - идем более 3 км по
лесной дороге и наконец справа виден просвет - это озеро. По
тропинке выходим к озеру - берег заболочен, но на берегу
рыбацкая стоянка - видны весьма крупные чешуинки, что вселяет
большой оптимизм. На небольшой полянке (весьма болотистой)
можно собрать байдарки, а далее оз. Каменное и там можно и
отдохнуть. Слава богу, здравый смысл не до конца оставил нас, и
мы решили все же пройти еще 2 км и посмотреть, во что
превращается река. По карте здесь мост - 15 м. Река - это узкий
ручеек шириной 1-1.5 м. - русло завалено камнями и деревьями.
Пройти вдоль него трудно не только на байдарках, но и пешком.
Возвращаемся назад. По дороге встречаем местных жителей, с
интересом наблюдающих за странным явлением водного туриста с
байдарками посреди леса в столь большом отдалении от водных
просторов.
(Ку: Ку постепенно приходит в себя и начинает бродить по
лесу, прилегающему к дороге, рассматривая растущие повсюду
грибы. Грибы есть, хотя и не сказать, что много.)
Время упущено - народ уехал в лес либо отдыхает (не стоит
приезжать в выходные дни - это лишние проблемы при поиске
автотранспорта. Идем с Ку в Лоухи и пробуем поймать машину -
практически бесполезное занятие и лишь с большим трудом находим
автобус, который и доставляет нас до пристани Лоушки.
(Ку: Водитель - весьма прижимистый тип, который достает
нас по дороге жалобами на тяжелую жизнь, утверждает, что его
следует занести в Белую книгу, ибо он единственный в этих богом
забытых местах чистопородный карел, остальных свели на нет
большевики. Однако слушать эту чушь все же лучше, чем ишачить
мешок на горбу).
После долгих приключений добрались до озера Лоухского.
Место называется Лоушки. На берегу небольшой дачный поселок и
громадная радиоретрансляционная вышка, которая еще долго будет
видна во время нашего путешествия. Недалеко от пристани
удобное место для сборки байдарок.
(Ку: При виде водички настроение становится совсем хорошим
- скоро грести! Вода в озере чистая, но поражает какой-то
стерильностью. В песочке блестят искорки слюды. В этом районе
вообще много слюды.)
Первая стоянка - оз. Лоухское (4.08.95-5.08.95)
После приключений в поезде и на станции нет большого
желания делать длительный переход. Отплываем 5-6 км и начинаем
искать стоянку. К тому же временами накатывается дождь и
сильные порывы ветра - волна поднимается буквально мгновенно.
Со стоянками сложности - берег скалистый. Там же где низинка -
затопленный. После двух неудачных попыток наконец находим
небольшой залив с полоской песка и здесь устанавливаем две
палатки. Напротив поселок Плотина, который едва виднеется между
островами. Вода в озере из-за строительства плотины поднялась
на несколько метров. В воде гниют остатки деревьев. Пробуем
ловить рыбу - но это бесполезно. Собираем грибы и ягоды. На
холме небольшая триангуляционная вышка. С точностью до
нескольких метров определяем свое положение на карте. Вечером
обычный агидель и следующий день пакуем вещи. Готовимся к
дальнейшему переходу. Ночью холодно
Вторая стоянка - р. Домашняя 6.08-7.08
Для перехода по оз. Лоухскому необходимо иметь хорошую
карту. Сложная система островов и проток между ними весьма
затрудняют ориентирование. Со стоянки снялись в 12-00. Погода
неустойчивая - прошли несколько заливов и были настигнуты
тучкой. Сначала начался небольшой дождик - затем стена дождя и
наконец град. Едва успели прибиться к берегу. На берегу следы
пожарища и брусника. Из-за дождя чуть было не пропустили
протоку между островами. Погода после дождя - солнышко. Сама
протока больше похожа на речку - ширина 50-100 метров - плыть
по ней 7-8 км. Делаем небольшую остановку - берег покрыт мхом и
зарослями черники. Двигаемся дальше и наконец подходим к реке
Домашней. Река кончается (а для нас начинается) небольшим
озером, за которым плотина и красивый порог с метровым сливом,
зажатым между двумя скалами. Из-за разрушенной плотины порог
непроходим - тем более нам нужно идти вверх.
(Ку: На берегу Ку находит солдатскую пилотку со
звездочкой, следует обычный треп - солдат по весне потоп и т.п.
Однако трагический смысл этой приметы вскоре станет ясен).
Старики Ку и Ка отправляются на разведку вверх по реке -
остальные готовят небольшой обед. В это время и случается
событие, полностью изменившее наши планы на дальнейший поход.
После дождя дрова мокрые, и при попытке их порубания топор
соскочил и попал командору по ноге. Дальнейшее передвижение на
сегодня пришлось прекратить. Половина бинтов и йода ушло на
перевязку. Надежное средство в этом случае - сразу же принять
столько агиделя, сколько вытекло крови - грамм 150.
Устанавливаем палатки - вечером удачная рыбалка. Кутепыч поймал
щуку килограмма на 3.
(Ку: Мест для рыбалки здесь не много, зато много мест, где
оторвать блесны.)
Еще агидель и укладываемся спать. Место очень красивое -
вокруг небольшие горы. На правом берегу место обноса моторных
лодок местных жителей - здесь удобно разбить лагерь. Следующий
день командор лечится (пьет агидель), а остальные ловят рыбу,
собирают грибы и ягоды.
(Ку: Чтобы порадовать раненого командора, Ка и Ку решают
установить купленные им жерлицы. Естественные наклонные палки,
пригодные для установки снасти, - сухие деревья, разведаны
заранее вверх от плотины. Основная проблема - наловить живца.
Ка мобилизует свои необыкновенные способности и находит
несколько аскаридоподобных червей в камнях. Ку ловит на них в
суводи за перекатом окуньков и плотвичек. Глубина - 20см. Когда
черви кончаются, Ку пробует забросить голый крючок, на который
немедленно клюет мелкий окунек. Несчастные рыбки
устанавливаются на жерлицы. При этом оказывается, что
разведанные палки совсем неудобны для этой цели. Вдали от
женщин Ку отводит душу, не стесняясь в выражениях).
На следующий день решаем идти дальше
(Ку: По ходу снимаем жерлицы. Ясно, что ничего не поймали,
зато убили много времени. Далее эта глупая идея нас более не
посещала.)
ст. Оз. Нижн. Векхозеро 9.08-11.08
Переход по реке Домашней дался очень тяжело. Поднимаемся
вверх по течению. Сначала река спокойная - затем появляется
первый небольшой перекат - вверх по течению проводим его в
проводку. Далее уже перекат метров 100 - обносим байдарки.
Обносят, правда, Кутепыч и Кабалевский. Раненый командор уныло
плетется по берегу вместе с женщинами. Далее мерзкий
перекат-порог около 700-800 метров - провести его сложно, нужно
снова обносить. Здесь река делает резкий поворот - находим
место, где можно срезать при обносе.
(Ку: Обнос идет по таежным буеракам, ноги быстро устают. С
сочувствием наблюдаем, как его преодолевает командор,
напоминающий сейчас капитана Флинта (правда оба глаза еще
целы)).
Здесь обедаем. Плывем еще 2 км и снова порог - слава богу,
последний. В этом месте река вытекает из озера - большая
полуразвалившаяся плотина длиной 400-500 метров - все русло
завалено бревнам - берег болотистый, по нему едва проходят
раненые (это командор) женщины (это тетушка Ли) и дети
(Женька).
(Ку: В развалинах бегает какая-то зверушка, прячется при
нашем приближении).
Практически выбившиеся из сил Кабалевский с Кутепычем
проводят байдарки, и мы в озере. 12 км вверх по реке за 5.5
часов - не густо. Решаем перекусить. В это время стягиваются
тучи - к большому дождю - решаем искать место для стоянки.
Проходим 2 км и видим высокий холмик (пройти бы еще 1.5 км и
место было бы гораздо лучше), на котором и ставим палатки.
Сплошной мох и камни. Готовим ужин. Дождь то начинается, то
кончается - очень холодно. Немного полегчало после небольшой
дозы агиделя. Кутепыч предлагает выйти на рыбалку, либо
приступить к обследованию следов геологических разработок,
указанных на карте. Настолько холодно и дождь - никто не
поддерживает эту идею.
Костер разводим у самого берега
(Ку: топим плавником, которого очень много. Нет проблем с
дровами, однако местность производит тяжелое впечатление -
повсюду гниющие затопленные стволы и следы варварских вырубок).
Женщины идут спать - мужики совершают вечерний молебн под
усиливающийся ветер и дождь, когда совсем темнеет, идем спать.
Дождь идет всю ночь и весь следующий день, и всю следующую
ночь. Утром лежим в палатках - мох впитывает влагу - в палатке
между ковриками вода. Окапывать палатку бесполезно - слой мха
10-15 см, а далее каменная плита. Намокает одежда - потихоньку
намокают спальники.
(Ку: После гниения в палатке под дождем весь день и всю
ночь Ка поддерживает идею побродить вокруг и мы идем с ним на
осмотр местности. Находим много хорошо сохранившихся шурфов,
как и показано на карте. Многие из них превратились в озерца, и
зарастают молодым кустарником. По дороге набрали подосиновиков.
В наше отсутствие командор тоже набрал подосиновиков прямо
возле лагеря.)
Часам к 15-00 выползаем из палаток - нужно приготовить
что-нибудь горячее - каша с тушенкой и суп. Пробуем верный
способ борьбы с дождем - тройной молебн - после молебна
возникает ощущение окончания дождя - на горизонте появляется
просвет, и даже вдали появляется силуэт ретрансляционной вышки
(что на пристани в Лоушках) - но это иллюзия. Небо снова в
тучах и снова дождь. Под утро дождь стихает - холодно (градусов
5). Собираемся и плывем дальше - в 2-х км от нас прекрасный мыс
- напротив на острове охотничий домик. На берегу напротив видны
остатки буровой вышки и развалины строений геологов. Они
(развалины) нас сбивают с курса, и мы берем чуть правее и
промахиваемся мимо протоки в следующее озеро. Ветер усиливается
- поднимается волна и приходится плыть против ветра несколько
лишних километров. Небольшая протока с заметным течением и мы в
оз. Верхнее Вехкозеро. Держим курс к реке Каменной. Встречаем
первых туристов за последнюю неделю (они же последние за весь
поход). Правда эта группа численностью в 35 человек. Вести не
очень веселые - они тоже собирались через Сонреку выйти в Белое
море - но прошли только первое озеро и 5-6 км. Сплошные завалы,
перекаты и пороги. Времени остается мало, и как-то само собой
возникает желание посвятить оставшуюся часть похода отдыху.
Стоянка на р. Каменной 12.08-13.08 95г
Погода стала немного улучшаться. Река Каменная по
характеру похожа на Домашнюю, но идти против течения по ней
легче - так как нет мерзких перекатов с остатками плотин. В
верхнем течении реки красивое лесное озеро с хорошей стоянкой в
самом начале озера - погода за это время настолько улучшилась и
место по сравнению с предыдущим показалось настолько хорошим,
что решили устроить здесь стоянку. Озеро окружено болотами -
единственное место для стоянки высокий холм с большими
красивыми соснами.
(Ку: Пятачок с красивыми соснами чудом сохранился среди
полностью сведенного на нет леса. Многие сосны с корнем
вывернуты, при сильном ветре здесь может быть не безопасно).
Хотя в этих местах людей практически нет, в любом самом
глухом месте следы варварской вырубки леса (20-30 лет назад),
но иногда попадаются небольшие холмики среди болот, к которым
добраться очень тяжело, и на них чудом сохранились хорошие
красивые сосны. Таким местом и оказалась наша стоянка. В 4-5
км. - лесовозная дорога - через болото проложена гать и иногда
сюда видно приходят местные рыбаки или охотники - поэтому место
весьма ухожено - есть места свободные ото мха и кострище. Очень
много грибов. Грибы едим уже неделю и они стали немного
надоедать. Место для рыбалки вроде великолепное, но 2-3 окуня,
пойманные Кутепычем, весь наш улов. Встретившаяся нам группа
тоже жаловалась на отсутствие клева. Стоим здесь еще день и
трогаемся дальше.
(Ку: Утром Ку встает рано, и чтобы не мучить остальных,
отправляется на прогулку разведать путь к лесовозной дороге.
Обнаруживает гать в лесу и много грибов вдоль дороги. По обилию
порезанных грибов видно, что это место посещаемо местными, да
это и не удивительно, ибо от Амбарного совсем не далеко доехать
на чем угодно).
Особых препятствий нет - мост на лесовозной дороге. Дорога
идет к озеру Постельному. По следам на дороге - в день проходит
одна-две машины и несколько мотоциклов. Позднее узнали, что на
озере Постельном работают геологи - к ним и ходит машина. Далее
несколько завалов из деревьев - но мощная группа, которую мы
встретили, на корню перепилила все деревья. Затем
полузатонувший мост от старой лесовозной дороги. Сама дорога
уже утонула в болоте. Берега повышаются - близко озеро
Каменное. Удивительно красивое типичное карельское озеро -
полностью в скалистых высоких берегах - напоминает губу
Святуху. Отличие одно: нигде не видно даже присутствие туриста
- только несколько старых охотничьих стоянок. Само озеро
находится вдали от лесовозной дороги и поэтому редко посещается
и местными жителями. На север уходит протока в озеро Верх.
Каменное - на восток протока в оз. Каменное.
Оз. Каменное.14.08-15.08 95
Входим в озеро и поворачиваем на восток. Ширина озера
400-500 метров. Погода солнечная. Плывем ближе к южному берегу.
Через 4-5 км появляются несколько островов - озеро сужается до
150-200 метров. На берегу развалины барака, небольшой залив и
болотце, высокий берег - на нем следы стоянки предыдущей
группы. Это лучшее место для обноса. За скалой небольшое
болотце, далее (метров 150) , миниатюрное лесное озеро, его
лучше переплыть, далее 1.5 км через лес - дорога и до Сонозера
осталось метров 150. Когда путешествуешь по обычному маршруту,
где бродят толпы двуногих, стоянки со столиками и прочими
признаками цивилизации несколько надоедают. Но в этом случае -
это была первая оборудованная стоянка, и озеро столь нам
понравилось, что мы решили здесь постоять. Тем более на берегу
обильно была видна чешуя, что говорило об успешной рыбалке
предыдущей группы. Планы наши в связи с задержкой на маршруте
также изменились и, посмотрев карту, решаем пробираться к
Амбарному через оз. Бол. Воронское. Погода хорошая - солнечно -
тихо. Пробуем ловить рыбу - но бесполезно. Отправляемся
осматривать развалины барака. Сохранился только фундамент
барака, развалины сортира и небольшой сарайчик, в котором
аккуратно уложены кирпичи. На берегу сгнивший баркас. Это тоже
геологи - видны остатки бурильной скважины. Вечером небольшой
праздник с большой дозой агиделя. Долго сидим с Кутепычем у
костра. Ложимся спать очень поздно. С утра настроение не столь
веселое - отправляемся на разведку обноса. Предыдущая группа
заметно облегчила нашу задачу. Тропа хорошо протоптана и
прорублена. Выходим с Ку на лесовозную дорогу и идем по ней. По
карте она разделяется на две и правая выходит на берег
Сонозера. Находим эту дорогу - но она полностью утонула в
болоте. Возвращаемся Устраиваем банный день - все моются.
Женька неудачно бегает по скалам и как результат - калек теперь
двое - правда быстро поправляющихся
оз. Юлозеро. Остров 16.08.95 -19.08.95
Обнос в целом прошел успешно. Входим в Сонозеро и идем к
Юлозеру. Их соединяет небольшая 2-х км протока. При подходе к
протоке - карьер. Выходим посмотреть. На месте выработки
остались очень интересные озера совершенно правильной
прямоугольной формы.
(Ку: Берем на память большие куски черной слюды и розового
кварца из отвалов).
Сама протока довольна мерзкая и представляет из себя
целиком мелкий заваленный камнями перекат, который начинается
разрушенными остатками моста, заваленного деревьями.
Единственная радость - упорный труд предыдущей группы - проход
в 10 метровом завале пропилен. Входим в озеро и сразу идем к
месту предполагаемого обноса. Несколько раз выходим на берег -
мох. На берегу протоптанная тропинка - иду по ней и натыкаюсь
на развороченный муравейник. Дождь прошел минут двадцать назад
- сам муравейник мокрый, а порушенные места сухие. Как-то само
собой приходит решение поискать другое место для стоянки.
Перебираемся на другой берег - здесь старый повалившийся
рыбацкий навесик и наверху вроде ровное место, но со следами
пребывания хозяина. Внимательно изучаем их - следы большие
(килограмма по два), свежие. Хозяин питается брусникой и
черникой. Как-то само собой приходит решение встать на острове.
Тем более метрах в 300 от берега симпатичный островок - правда
очень маленький - метров 60 в диаметре. Но дров много и есть
вполне пригодные места для двух палаток.
С утра Кабалевский с Кутепычем отправляются на разведку
волока. Мы же остаемся на острове. Весь он завален деревьями.
Начинаем немного его прибирать. Наблюдаются весьма неприятные
явления в атмосфере. Усиливается ветер. Часам к 4 возвращаются
мужички.
(Ку: Разведка. Пристаем с Ка в вершине залива, выбираемся
на пригорок, где должна проходить дорога. Первое разочарование:
в горку ползти метров 150, везде болотный кустарник со мхом,
под грузом будет не весело. По дороге озираемся по сторонам -
не выглядывает ли откуда хозяин? Наконец, дорога найдена: но
это новое разочарование - это лишь следы дороги в болоте.
Решаем все же двигаться по ней пока она проходима. Доходим до
развилки, вполне приличная тропинка уходит куда-то вверх в
сторону Сонозера. Но нам туда не надо. Выходим к левому берегу
озера. Участок около 500м очень труден - настоящая болотина.
Два раза вспугиваем выводки тетеревов, взлетают из под ног со
страшным шумом. Обнаруживаем, что это не то, что нам надо -
озерцо совсем небольшое, дальше болото и берег нашего
внутреннего озера. Выходим к нему, отдыхаем. Озеро очень
живописное, повсюду зверьем пробиты тропинки к воде. По берегам
следы охотничьих и рыбацких стоянок. Начинает припекать
солнышко и одолевать всякая мошкара и мухи. Идем вдоль левого
берега до речки, которая впадает в оз. Бол. Воронское. Наконец,
речка найдена. Она течет в болотистом лесокустарнике, довольно
глубокая, но ширина местами до 1 метра и резкие повороты. Найдя
на первых 20м три перегораживающих ее поваленных дерева, решаем
бросить эту затею и просмотреть обнос от противоположного
берега по просеке, которая отмечена на карте. Выходим к месту,
где должна бы начинаться просека. Лес разреженный, но просеки
не видно. Взбираемся на пригорок и находим различимую тропу
вдоль зарастающей просеки, отмеченную приметными заломами. Еще
полтора км по достаточно сухому и прямому пути, и мы выходим к
оз. Бол. Воронское. Озеро очень отличается от каменных озер,
где мы были - песочек, пологий берег, тростник, снуют стаи
рыбок. Отдыхаем, умываемся и идем обратно. Решаем обогнуть
озеро слева. Вскоре приходим снова к другому обширному болоту с
остатками морошки. Из последних сил пересекаем его и
возвращаемся к утопке. Общий вывод участников разведки - в
таком составе этот маршрут нам не по силам.)
Обдумываем ситуацию. Волна тем временем усиливается.
Решаем подождать до завтра. А пока на рыбалку.
(Ку: По дороге находим ухоженную жилую избушку
рыбаков-охотников на берегу. Издолбили блеснами буквально все -
никаких результатов)
На остров возвращаемся с большим трудом. Сильный ветер -
волна. То же самое всю ночь, все утро, весь день и снова всю
ночь. Остров, сначала показавшийся столь симпатичным, все более
теряет свою привлекательность. На территории лишь небольшие
кустики, и возникают обычные проблемы даже с туалетом, которые
не решаются обычным способом мальчики налево, девочки направо,
небольшой участок кустиков расположен только в одном участке
островочка. Чтобы как-то убить время начинаем археологические
раскопки, которые приводят к удивительным находкам - обнаружены
останки кепки карела, 6 ржавых гвоздей, недалеко от берега
якорь (в виде сгнившего куска проволки, привязанного к камню).
Обследование корней деревьев позволило предположить, что за
последние 50 лет на острове 3 раза возникал пожар. Всем
интересующимся могу выслать полный отчет об археологических
изысканиях на острове. Наконец пришло время применить верное
средство для улучшения погоды - тройной вечерний молебн. До
этого мы сдерживали себя, так как за время путешествия запасы
целебного напитка сильно уменьшились и несвоевременное
проведения столь ответственного мероприятия могло привести к
его полному исчезновению, что помешало бы как следует
отпраздновать окончание похода. Молебн дал свои результаты
буквально через два часа - ветер стих окончательно - волны нет
- но нет после такого мероприятия и никакого желания плыть в
столь поздний час. Если тихо к вечеру, наверняка будет тихо и
утром. Ложимся спать. Недоброе почувствовали часов в пять-шесть
утра. Проснулись практический одновременно. Ветер бушевал с
прежней силой, а волны стали еще больше - еще один день на чудо
острове. Весь день - игра в карты за небольшим бугорком и время
от времени наблюдение за переменами погоды. Если долго
вглядываться вдаль, то всегда можно увидеть постепенное
улучшение климатических условий. После обеда занялись совсем
необычным делом - из полуразвалившегося пня вырезать идола.
Пора уходить с острова. Ждем 8 вечера - ветер не стихает - в 9
собираем палатки. Грузимся за островом (там волна меньше) и
где-то в 22:30 отплываем. Необходимо проплыть километра 2 до
противоположного берега, и там уже под прикрытием берега
двигаться дальше. В 24:00 окончательно темнеет, но правда
стихает и ветер - плывем в полной темноте ближе к берегу.
Весьма мешают береговые камни. В 2:00 видим небольшой просвет в
деревьях - полянка, дорога метрах в 200. Добрались. Ставим
палатки - костер - по такому случаю сразу открываем 3 банки
тушенки и допиваем остатки агиделя.
Путешествие по лесовозной дороге. 20.08.95
(Ку: С утра встретили аборигена с лайкой. Собирает грибы и
ловит рыбу. Рассказывает разные занимательные истории о ловле
щуки необычайных размеров, поисках свежеутопшего, нырнувшего за
пистолетом, страшные истории о размножившихся хозяевах,
облюбовавших для прогулок с медвежатами лесовозную дорогу, о
найденной в лесу полутуше лося и т.д. Становится не по себе.)
(Командор: Из его рассказа также запомнилась поучительная
история с туристами, которых снимали с острова на море, где их
застал шторм. Наш небольшой опыт плавания по морю показывает,
что, как и на озере, острова часто бывают более симпатичным
местом для стоянки, чем суша. Но на море волна может быть
больше и пресной воды не оказаться. Это всегда следует
учитывать)
До Амбарного 20 км. Решили идти и по дороге пытаться
поймать машину. Вышли где-то в 13:00.
(Ку: Испробован новый метод нести пенал вдвоем: привязан к
длинной палке) Часа в 4 - дождь. Поставили тентик - заодно
приготовили обед. Первая машина (Нива, правда до того встретили
3-4 мотоцикла, уже во время переезда встретилось две приличных
машины) попалась часов в 8, когда до поселка оставалось
километров 7 и мы уже подобрали вполне приличное место для
ночлега - заброшенный карьер с развалинами триангуляционной
вышки. Желание изучить столь замечательные объекты (а также
отсутствие всякого желания двигаться дальше) было столь
сильным, что мы уже даже начали разводить костер и успели
набрать замечательной желтой болотной воды для приготовления
ужина. Эта вода, а также Женька, вовремя оказавшаяся с
командором на дороге, привели шофера, а главным образом его
жену, в столь большое изумление, что они выразили желание
забрать Женьку с тетушкой Ли на ночлег в Амбарный. Предложение
это не привело Женьку в восторг, она заявила, что привыкла
ночевать в лесу, и в результате столь замечательного
дипломатического шага за три рейса мы все были доставлены в
Амбарный. Дальнейшее все просто - поезд в 4 с чем-то утра.
Минут за 10 до прихода поезда, конечно же, подошел товарный
поезд, и пришлось с байдарками и рюкзаками преодолевать это
препятствие. Поезд стоял 1 минуту, проводница спала, и с трудом
удалось ее разбудить. Но в вагоне было тепло, а у проводницы
был Афанасий, правда по безумно высокой цене, и мы привели ее в
страшный восторг, скупив половину ее запасов, поэтому простив
нас, она подошла и доверительно предложила нам водочки. От
этого мы отказались. Впереди еще 1.5 дня пути до следующей,
может быть не самой лучшей стоянки, на которой придется
находиться до очередного похода.
Агидель - натуральный продукт (лучше из пшеницы), в
должной пропорции разведенный кристально чистой или любой
другой водой. Термин родился у нас при путешествии по Уралу.
Там сие (Агидель) означает белая вода.
Молебнуть - произвести молебн.
Молебн (от молебнуть) - действие по радикальному улучшению
состояния погоды. Заключаеться в принятии А.. А. разливаеться в
мерные стаканчики. Произносится тост - "за хорошую погоду". Все
выпивают. Следует помнить, что нечетный молебн приводит к
прекращению дождя, четный к его усилению. Наиболее эффективен
тройной молебн.
Утопка - средство, используемое участниками молебна и
сопровождающими их лицами для перемещения от одного места
проведения молебна к другому.
Популярность: 29, Last-modified: Sat, 07 Jun 1997 05:25:07 GmT