From: Александр Силин (silax@rsuh.ru)
Date: May 96
Отчет о парусном походе четвертой категории сложности районе Белого
моря о маршруту: Архангельск - горло Белого моря - Терский берег -
Кандалакшский залив - Карельский берег - Кемь - лето 1996 года -
Общая схема маршрута
....................................................................
.........3
Картографический материал
....................................................................
. 4
Состав группы
....................................................................
.........................5
Основное снаряжение группы
..................................................................6
Тактико-технические данные парусной лодки “Корсар 2” .................
7
Как добраться до места старта
................................................................ 8
Описание маршрута
....................................................................
................9
Фото-отчет
....................................................................
................................16
Таблица маршрута по дням
....................................................................
. 17
Перечень продуктов на экипаж из четырех человек
..........................18
Дополнительные материалы
....................................................................
.19
ОБЩАЯ СХЕМА МАРШРУТА
Масштаб 1: 60
- маршрут группы
А - начало маршрута
К - конец маршрута
КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Масштаб 1:10
- маршрут группы
А - начало маршрута
К - конец маршрута
Поход совершен группой туристов г. Москвы от АЛП “СТРАННИК”.
Время проведения похода - с 22 июля по 19 августа 1996 г.
Маршрутный лист № 1П-407.
Руководитель похода - Гуськов Виктор Константинович (тел. 386-29-77).
№ п/п Ф.И.О. Год рожд. Обязанности в группе
Гуськов Руководитель,
1 Виктор 1950 капитан тримарана М-246
Константинович “КОРСАР - 2”.
Макаров
2 Игорь 1961 Матрос - рулевой
Васильевич
Кругликов
3 Евгений 1965 Матрос
Григорьевич
4 Силин
Александр 1976 Матрос
Андреевич
ОСНОВНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ ГРУППЫ
№ п/п Наименование снаряжения Кол - во
на 4 чел
1 Парусная лодка (тримаран) 1
2 Палатка двухместная 2
3 Рюкзак 4
4 Печь твердотопливная 1
5 Коврик изолирующий 4
6 Мешок спальный 4
7 Комплект теплых вещей 4
8 Фонарь электромеханический 2
9 Спасжилет 4
10 Нож - стропорез 4
11 Гидрокостюм 4
12 Комплект гермоупаковок 4
13 Ремнабор 1
14 Аптечка 1
15 Комплект колесный для перемещения груза 2
16 Компас 3
17 Радиостанция “ПРИЧАЛ” с блоком питания 1
18 Фальшфейер 6
19 Барометр 1
20 Монокуляр 10х50 2
21 Комплект навигационных карт 2
ТАКТИКО - ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
ПАРУСНОЙ ЛОДКИ “КОРСАР - 2”
Тип лодки -
многокорпусник(тримаран).
Тип конструкции -
каркаснонадувной.
Диаметр центрального баллона - 0,65 м.
Диаметр бокового баллона - 0,4 м.
Высота до грузовой платформы
от воды с полной загрузкой - 0,7 м.
Длина центрального баллона - 7 м.
Длина бокового баллона - 5 м.
Емкость центрального баллона - 1400 л.
Емкость бокового баллона - 440 л.
Количество боковых баллонов - 2.
Габаритная ширина - 5,2 м.
Пассажировместимость - 4 чел .
Полезная нагрузка - 400 кг.
Запас плавучести с полезной нагрузкой - 5.
Площадь парусов:
Грот -
10 м2.
Стаксель -
6 м2.
Средняя скорость под парусом - 7 км/час.
Макимальная скорость под парусом - 20 км/час.
Масса пустого судна - 275 кг.
КАК ДОБРАТЬСЯ ДО МЕСТА СТАРТА
До места старта нужно добираться с Ярославского вокзала;
например поездом № 218 (пас), отправлением в 1815 (по нечетным
дням), который прибывает в Архангельск через 23 часа (плацкартный
билет стоит 85 тыс). Багаж следует сдать заранее, так как багажный
вагон прицепляют к этому поезду 2-3 раза в неделю. Хранение стоит по
10 тыс. в сутки за место, а перевозка груза по билетам - 700 руб. за
1 кг до Архангельска ($1:5000). Стоимость отправки груза без билетов
- в два раза дороже. Багажное отделение Ярославского вокзала:
В.Красносельская ул., д. 10, тел. 266-05-77(23) с 9 до 20 (обед с 13
до 14). (багажное отделение Октябрьской ж/д - т. 262-93-43). Если
багажный вагон прицеплен к тому поезду, в котором Вы едете, то сразу
после прибытия в Архангельск груз лучше забрать самим прямо из
багажного вагона (кстати, сдавать/грузить в вагон в Москве тоже
лучше самим: надежнее). А в 30 метрах от поезда можно найти и
машину.
Собирать лодку можно около моста, через который поезд подходит к
вокзалу. Более удобно и спокойнее (в смысле детишек) собираться в
устьи реки, но до него около 30 км по дроге (дополнительные
расходы). Мы же приехали с вокзала в яхтклуб “NORD”, где и собирали
лодку с разрешения администрации клуба. (Директор - Анисимов Юрий
Сергеевич, тел. 22-15-96).
Выехали в 1815.
В 1715 приехали в Архангельск и прямо от поезда на машине
привезли снаряжение в яхтклуб "NORD". В этот же день начали сборку
лодки. Палатку ставить не стали, а ночевали в яхтах.
Продолжали сборку лодки. Один из матросов получил травму кисти левой руки
от неосторожного обращения с топором. (Очевидно топор был острый, а
руки - кривые). Не будем говорить, кто этот разгильдяй, хотя это был
Саша. До летального исхода дело однако не дошло; в городской бльнице
рану обработали, а через 4 дня все зажило (как на собаке).
Вывод: при работе с острыми и колющими предметами следует
сосредоточиться на выполняемой операции и не отвлекаться.
Вышли в 1300 в Корабельный рукав. Ветер С-СЗ, 3 балла, пасмурно. По
рукаву Кузнечиха движение маоломерного флота не рекомендуется, а
парусные суда без мотора ходить здесь вообще не должны из-за узкости
и сильного судоходства. Перед выходом доложили пограничникам о
выходе по тел. 22-53-01. Этого требовал яхтклуб, так как выпускались
мы с его територии. Пограничники расположены недалеко от яхтклуба (в
20 мин хотьбы) по ул. Кедрова, за СМЗ поворот направо и первый
переулок налево. Ближе к вечеру, часов в 18 встали на левом берегу
рукава. Вода в Сев. Двине на глаз кажется чистой. Мы взяли воду из
реки и до сих пор живы.
Вышли в 1300 с приливом. Ветер С-СЗ, 3-4 балла, пасмурно. На выходе
из рукава завернули на Запад в деревню Лапоминка за водой. Воду
взяли в колодце, а оставаться долго здесь не стоит; место болотистое
и комаров тьма тьмущая, и все голодные, как крокодилы. Прошли дальше
до о. Мудьюгский и остановились в его южной части. Здесь есть
маленькая полуразвалившаяся избенка без окон и дверей. Берег
песчаный с прорвой дров, и заглубление дна подходящее для
вытаскивания лодки. Однако интереснее останавливаться на юго-
восточной части острова, левее пос. Мудьюг. Здесь и лес есть
хвойный, и памятник жертвам репрессий, который виден издалека с
воды.
Вышли с приливом в 1400. Ветер С, слабый, солнечно. В 2130 встали на
о. Голая Кошка. Воды здесь нет в принципе, но в крайнем случае у
местного смотрителя (чего он тут высматривает мы от него не добились
по причине его опьянения). Дрова на острове в изобилии. Подходы к
берегу хорошие; дно - песок. Есть небольшая растительность и самая
малость грибов (которые не успел съесть смотритель).
Вышли в 1100. Ветер С, 3 балла. Течение здесь вдоль восточного берега
о. Мудьюгский напрвлено на юг. (А в Сухом море, похоже, на север).
Отличная солнечная погода. Волны нет. Рыбы - тоже. К 2000 добрались
до д. Козлы и встали в северной ее части, за кладбищем. Место
неплохое. Дров полно. Вода есть в реке, в колодцах и в ручьях. Дно
песчаное. Бере покрыт хорошим хвойным (преимущественно) лесом. Есть
грибы и ягоды. Здесь в деревне есть в одной из изб (бывшая почта)
lefdscnpndm{i телефон.
Вышли в отлив в 1130. Ветер СЗ, 5 баллов. Пасмурно с прояснением.
Тепло и сухо. Давление немного упало. Были трудности с отходом от
берега; из-за малой глубины шверцы приходится опускать далеко от
берега, а северный ветер сносит лодку на рыбацкие сети. Пришлось
вернуться и тащить лодку вручную по пояс в воде и на прибое вдоль
берега в северном направлении, чтобы "набрать высоту". Недалеко от
берега расположена мель, на которой можно сломать шверцы. Мель видно
по бурунам. Идем однако. Ветер усилился до 7 баллов. Порывы ветра -
до 8 балов. Пошла 2-х метровая волна. Из-за ослабления ромбовантов
решили высадиться на берег и привести их в порядок. Встали в 3 км
южнее мыса Керец. Берег здесь вообще-то высокий, поросший лесом, но
болотистый; с берега повсеместно стекает вода. Растительность очень
густая. С трудом нашли место для двух палаток. Решили остаться здесь
на ночь. Подтянули все тросы, крепеж и проверили все соединения.
Погода улучшилась; ветер 7-8 баллов, солнечно, тепло. К 20 часам
шторм утих (волна осталась до 2,5 м), а ветер зашел к З, ЮЗ и
ослабел до 4-5 баллов. По-прежнему солнечно, а в лесу жарко (в
палатке 30С. Давление не меняется.
Вышли в 930 с ветром 3-4 балла. Погода солнечная, жарко. Волны нет.
На мысу Зимнегорский постояли 30 мин, пообщались со старыми
знакомыми по прошлому году (предварительно связались с берегом по
рации). В районе мыса Зимнегорский 5 км от него берег высокий,
обрывистый, сложенный из серой глины с узким (1-5 метров) пляжем.
Остановиться на ночевку можно только непосредственно на мысу, где
волны не достают до обрывистого возвышения берега. У пос. Вепревский
и севернее его берега пологие, песчаные. В 2100 встали в 1 км
севернее пос. Нижняя Золотица, не доходя до избушки. Дрова есть,
вода - в реке, берег - песчаный пляж. В поселок из Архангельска
ходит судно на воздушной подушке. Судно ходит раза 2 в неделю при
хорошей погоде. Идет в 100-200 метрах от берега. Остановки делает в
пос. Куя, Козлы, Н. Золотица. Дальше не ходит. Стоит это
удовольствие дороже самолета раза в два. Желающие могут прокатиться.
Ночью и с утра моросит дождь, ветер СВ, 2-3 балла. Часам к 10 стало
посуше и потеплее. Вышли в 1200. Сплошная облачность. Ветер
изменился на ЮЗ, 1 балл. Отошли от берега на 1 км. Сильное
течение на Юг. До 17 часов боролись с течением, но безуспешно.
Попробовали пройти под самым берегом; получилось, течение здесь
послабее, правда продвижение вперед при таком слабом ветре просто
смехотворное. Наконец ветер усилился до 2 баллов. Пошли. Ветер
постепенно усилился до 4 баллов, ЮЗ. Это уже другое дело;
скоростишки добавилось. В 2000 встали у избы Могилка. Странное
название, однако перед избой стоит огромный крест, старый, поросший
мхом. Это место в 3 км южнее избы Горбовой и в 10 км южнее мыса
(маяка) Инцы. Подниматься выше к маяку не следует, т.к. берег там
низкий и совсем голый (тундра), а дно имеет протяженную (до 1 км)
отмель. Отходить от того берега в навальный ветер сложно, а в шторм
просто нереально; шверцы не опустишь, а ветром выбрасывает на берег
тут же, да и волна на такой отмели крутыя с обрушением. Здесь же, у
Могилки, песчаные бугры на берегу, за буграми - озеро, а вдали - лес
(при движении на север лес постепенно отходит от берега все дальше и
к мысу Инцы пропадает совсем). Дров - не меряно. Вода - в озере.
Изба пустая и чистая; есть место четверым. На озере полно уток и
гусей, нет только охотников (и среди нас тоже). Ночевали в избе.
Дневка. Солнечно, тепло, ветер ЮЗ 2-3 балла, волны нет. Днем
случилась маленькая неприятность; при забросе донки Саше в большой
палец правой руки впился крючок приличного размера. Вошел глубоко,
на 8 мм. Вытащили элементарно; 100 грамм спирта в качетве
обезболивающего, двое держат (чтоб не трепыхался) - один тащит. В
качестве вытаскивающего устройства применялись ржавые пасатижи. Сама
процедура заняла 1 сек. Правда после этого Саша отсыпался полдня. По
пробуждении его накормили Анальгином, Аспирином и Эритромицином (2
табл.) Через два дня после этого он путался, на каком пальце это
было. Ну, шутки шутками, а дело достаточно серьезное. При забросе
донки не следует навешивать излишне тяжелое грузило и не ставить
более 1 крючка. При вытаскивании крючка следует учитывать отгиб в
сторону жала крючка и форму самого жала. Пасатижы применялись не
случайно; при вытаскивании жала необходимо придавать ему
определенную траекторию движения, дабы не оторвать полпальца. При
вытаскивании жала ранка, конечно, немного увеличивается, но заживает
быстро. Разумеется ранку нужно обработать (например Пантенолом) и
забинтовать. Этот способ вытаскивания дает лучшие результаты, чем
разрез, однако использовать его нужно осторожно и только в том
случае, когда поблизости нет медпункта.
Давление практически неизменно. Завтра думаем пересечь Горло. А пока
отдыхаем, кормимся камбалой и блинами.
На переход вышли в 640. Ветер ЮВ, 3-4 балла. Сплошная облачность.
Ход хороший. Идем курсом 320. На середине пересечения, аккурат на
судовом ходу, ветер сдох. Полный штиль, сплошной туман. Неприятное
ощущение; хода не имеем, где-то гудят суда, а видят ли они нас на
локаторе - неизвестно. 1,5 часа сидели с веслами в руках (на всякий
случай). Наконец задуло, ветер С, 3-4 балла. На Терский берег
перешли к 18 часам. Встали в 1 км западнее реки Лиходеевка. Здесь
большая осушка (0,8 км). Отойти можно будет только в прилив. Берег -
песчаный пляж с камешкаи, далее - тундра до горизонта. Грибов нет.
Ягод нет. У реки - избушка, но она занята. Познакомились с местным
жителем и совершили натуральный обмен; от нас - буль-буль, от него -
три Кумжи и мясо оленя. Все довольны.
С утра хорошая солнечная погода. Ветер ЮЗ, 2 балла. Вышли в 1430.
Через час ветер изменился на СЗ, 4-5 баллов. Сильный туман. Идем
вдоль береговой кромки. Берег песчаный невысокий, леса нет, тундра.
С дровами не так просто; в этой части Кольского п-ва они не
задерживаются, а сносятся внутрь Белого моря к Карельскому берегу и
в Онежский залив. В 2000 встали в 3 км западнее дер. Пялица у
сарайчика на горочке. Здесь есть маленький ручеек. Идет дождь. У
берега стоят рыбацкие сети. Пришли местные проверять сеть и угостили
нас беломорской сельдью. Рыбка небольшая, величеной с ладошку, но
жирненькая и ужасно вкусная. А главное - на халяву. Кстати, рыбаки
очень удивились, почему мы не остановились в деревне, где из 15
домов жилые только 3, а в остальных живут те, кто хочет. Что ж, на
будущее учтем. А народ здесь весьма доброжелательный. Сети, однако,
трогать не советую.
Погода отличная. Ветер С, 5-6 баллов, порывами до 7. В 1230 вышли.
Ветер меняется довольно быстро и постоянно от 2 до 7 баллов и
направлением С, Ю, З, В, т.е. крутит. Берег преимущественно песчаный
невысокий. От берега до горизонта - тундра. Комары (кошмар) достают
d`fe на воде. Прошли к вечеру километров 55. Встали у избы Песчанка
(мыс Каменный). Берег здесь низкий, слегка заболоченный. Рядом
заросли карельской березы - очень красиво, как в саду. Рядом
протекает река. Дрова есть, но собирать их надо по берегу.
Высадились в прилив, а через час около лодки появились следы мишки.
Самого не видели. Жаль. Избушка дырявая и от комаров в ней не
скрыться. Впрочем, в накомарнике и в рукавицах вполне сносно.
Вышли в 930, ветер встречный, 2-3 балла. Течение встречное (отлив).
Продвигаемся медленно. К 1900 дошлепали до пос. Тетрино. Встали
западнее поселка в 1 км. При продвижении вдоль берега вся деревня
пялилась на нас, а местная ребятня бежала вдоль берега. Говорят, что
хотя и видывали издали парусные яхты, но к берегу, как мы, они не
подходили. Здесь есть река. Дров опять полно. Есть магазинчик, но
хлеба нет. В Тетрино расположен аэродром для Ан-2. Самолет прилетает
2 раза в неделю. Один раз в месяц сюда приходит пароход Югорский Шар
из Архангельска. Пришли местные взрослые. Поболтали. Купили семгу по
цене 7 долларов за 1 кг. Дороговато (здесь уже ближе к цивилизации)
- в горле Б. моря было почти задаром.
Вышли в 1000. Солнце. На небе ни облачка. Тепло. Ветер С, 3 балла.
Берег почти до пос. Чаваньга - песчаный пляж, ровное место, а
подальше от воды - взгорочек, покрытый мелким лесом. Постепенно
появляются камни и мелкие скалы у воды. Дно травянистое, тресковое
место (а раньше было песчаное дно и ловилась камбала). Ветер менялся
на 180, усиливался до 7 баллов и опять слабел, но было солнечно и
тепло. Барометр не врет однако. Встали в 1800 западнее пос.
Чаваньга. Поселок крупный. Есть хлебопекарня и магазин. Хлеб можно
купить в магазине с 1400, а вечером - в доме у пекаря (остатки).
Магазин работает с 1100 и есть в нем все. Места здесь красивые.
Берег у воды порос мхом. Рядом протекает река средних размеров; есть
пороги. Вода в поселке или в реке. С дровами не здорово, но на
костерок найдется. От места стоянки поселок отделен рекой с висячим
мостиком. До магазина отсюда 1,5 км. Осушка не особенно большая, но
дно с камнями и скользкой травой, так что отходить лучше в прилив.
Здесь же на берегу есть избушка, но она маленькая, да и пользоваться
ей вблизи поселка как-то не охота. В дождь же в ней можно прекрасно
отсидеться и здесь же и поесть.
8 августа (четверг)
С утра пасмурно и тихо. Но не холодно. Барометр чуть поднялся.
Вышли в 1300. Ветер Ю, 3 балла. Шли так 5 часов, погода не менялась.
Берег - песчаный пляж, дно травяное. Дальше от берега - тундра, а
метрах в 300 дальше начинается лес. Грибы есть, морошки нет. К
вечеру установился полный штиль. В 1830 пришлось остановиться. Рядом
- ручей. Место это примерно в 20 км западнее пос. Чаваньга и
называется Сухой (или Кривой) Ручей. Здесь есть грибы, и много,
особенно подальше от берега в лесу. В лесу протекает небольшая
речушка. Очень красиво.
С утра набрали грибов (подосиновиков) и наелись ими до отвала, а
что не смогли съесть - взяли с собой. Вышли в 1300. Погода
солнечная, жарко. Ветер З, 3 балла. К вечеру ветер усилился до 7
баллов. Идем хорошо. Берег низкий, песок, вдали - лес. Встали в 2000
в 3 км западнее села Кузомень. Лес далеко. Берег - сплошной песок.
Дров навалом. За селом протекает большая река Варзуга. В лесу, по
краю, есть морошка. Началась гроза. Дождь, сильный ветер. Палатку
поставили с трудом (на песке да под ветром). Часам к 22 все стихло,
b{ckmskn солнце (и такая была радуга - в полнеба), тепло.
С утра ветер З, 2 балла. Давление лезет вверх. Пасмурно, но
тепло. Вышли в 1130. Ветер зашел на СЗЗ, 2-3 балла. Облака
рассеялись, солнечно. Берег после Кузомени несколько повысился, лес
подходит близко к воде. Появились скалистые выходы. Дно каменистое с
травой. Встали в 1830 у мыса Корабль (за мысом Толстик). Здесь река,
домики. Здеь раньше велась промышленная разработка аметистов,
топазов и др. камней. Сейчас все заброшено, но камешков набрать
можно. Попадаются весьма красивые. Грибов мало. Черники навалом, но
она еще зеленая. Брусника тоже еще полузрелая. Есть и голубика. Лето
в этом году задержалось недели на полторы, как сказали местные
жители. Вдоль берега проходит хорошая грунтовая дорога, а от Варзуги
до Кандалакши идет трасса, построенная года два назад. По дороге
временами проезжают легковые машины; до этих мест некоторые туристы
добираются именно на них. В одном из домиков жили ребята из Москвы,
а в соседнем - мужики из Белоруссии. Места здесь красивые. Комаров
не так уж и много.
С самого утра туман. Затем развеялось. Солнце. Жарко. Ветер ЮВ, 1
балл. Позавтракали, ждем прилива. Осушка здесь довольно большая
(метров 150). Давление высокое и почти не меняется. Вышли в 1330 и
сразу попали густой туман. Имея самый минимальный ход (чисто
символический) пытались идти нужным курсом по компасу. Однако, когда
к 17 часам немного прояснилось, оказалось, что мы продвинулись
вперед на 500 метров; ветер был слабейший да и течение не пускало.
Однако дождались; подуло до 5 баллов с ЮВ. Наверстываем упущенное, и
довольно быстро. До мыса Кашкаранцы берег постепенно понижается.
Есть очень красивые места. Берег приглубый и осушка небольшая. На
мысу расположен одноименный маяк и поселок. Если этого места
(двигаясь с Востока) достигаете вечером, то лучше заночевать здесь,
ибо западнее мыса берег совсем низкий с осушкой до 1 км и более. У
берега продолжительные отмели; отбили рули о дно. Так уж попали, что
опять опустился туман, дело к ночи и далеко от берега уходить не
хочется. Ветер ЮВВ, 7 баллов. Ход отличный. Идем по кромке отмели.
Такой низкий берег тянется до пос. Куровка (п-в Турий). Хотя дует
здорово и в нужном направлении спать все-таки лучше на берегу,
поэтому в 1130 встали в бухте перед мысом Бол. Олений Рог. Осушка
здесь метров 800 и идет отлив. Только подошли поближе к берегу, как
вода ушла и лодка села на пузо. Теперь до утра. Привязали лодку к
камню-валуну, забрали спальные принадлежности и палатки, прихватили
пару банок тушенки и пошли на берег спать. Все остальное оставили на
лодке. На берегу изба, но без окон и дверей, рядом лес и все та же
грунтовая дорога. Прилив должен быть ночью. Часа в 4 утра вылез из
палатки посмотреть. Вода подошла к самому берегу, а лодка мотается
на привязи в 800 метрах от берега. Прибоя сильного здесь нет; его
гасят близлежащие отмели, иначе бы лодку там не оставили. Однако
спать долго не следует ибо начнется отлив и лодка опять ляжет на
грунт.
В 530 разбудил ребят. Позавтракали, а тут и отлив начался. Когда
обмелело, дошли до лодки, загрузили то, что брали и в 720 вышли.
Зарифились под завязку. Ветер В, 7 баллов. Идем на фордаке. Когда
вышли из бухты пошла волна до 2,5 метров. Ход хороший. Берег
постепенно повышается. Большая осушка тянется до пос. Оленица. Здесь
fe вдоль берега идет грунтовка. От мыса Бол. Олений Рог дошли до п-
ова Турий и встали в 2 км восточнее мыса Турий. Сам мыс обрывистый,
высокий, поросший лесом. Западнее мыса берег также высокий. При
пересечении залива (западнее пос. Оленица) высота волны до 3 метров.
Берег на месте стоянки хороший, но воды поблизости нет; пришлось
идти в сторону мыса Турий с километр за водой. Вообще-то стоянку
лучше делать в 0,5 км восточнее мыса; здесь в ложбинке протекает
речка и место получше. Ну, про дрова я не говорю; лес. Здесь же у
реки расположен дом егеря. Заходили в гости. Очень они удивились,
почему мы не остановились около них. А мы то не решились из-за того,
что здесь заповедник. Ну да к нашему брату паруснику люди относятся
хорошо. Мы же не браконьеры. До сих пор, по крайней мере, не
обижали. Лес здесь красивый, сам мыс просто великолепен, есть грибы,
черника и голубика. Там, где мы причалили, осушка метров 100 и камни
размером с голову или с тыкву. А так ничего. Вещи перенесли на
берег, а лодку оставили у края осушки, благо идет прилив и прибой
слабенький (каменистое дно на отлогом береге быстро гасит волну). По
мере подъема воды лодка приближается к берегу. Этот способ при
подходящих условиях мы использовали часто, чтобы не тащить 280 кг на
себе. По берегу проходит грунтовка. Ветер все тот же (В, 5-7 б.).
Тепло. Давление высокое и не меняется (774). Полный прилив был в
1700, стало быть следующий пик прилива будет завтра в 5 утра. Часов
в 7-9 надо будет выйти на переход Кандалакшского залива.
С утра солнце и слабый ЮВ ветер. С севера идет подозрительно
черная туча. Давление пока неизменно. Комаров почти нет. Вышли в
1030 (совсем закопались). Курс на мыс Шарапов - 210 (компасный).
Ветер слабый. Еле тащимся. На середине перехода ветер сдох совсем,
затем опустился туман с ветром в морду, однако требуемый курс держим
одним галсом. Туман рассеялся. Виден Карельский берег (и мыс Турий
тоже). Солнечно. Ветер очень слабый и зашел в лоб. Пришлось
увалиться влево, к югу. Хода почти нет. Подгребаем веслами.
Добрались до берега только к 2430 и встали в крошечной бухточке в 1
км южнее мыса Шарапов. Место хорошее, сухое, черничное, дров полно,
вода есть в бочагах, дождевая. На берегу камни средней величины
округлой формы. Дно приглубое и осушка небольшая. Вдоль берега
невысокие скалы. Приятное местечко.
С утра солнце и попутный ветер 2-3 балла. Жара. Давление упало на
3 деления. Вышли в 1030, ветер З, до 6 баллов. Галф. Ход отличный.
Берег невысокий с небольшими скалами, поросший лесом, есть маленькие
бухточки, ручьи и пляжи. Места - просто великолепные. Встречаются
избы, но этот берег довольно посещаемый туристами-водниками и
рассчитывать на свободную избу особо не приходится. В 1900 встали на
острове к востоку от о-ва Никонов (в районе о-ва Олений). Просто
отличное место; удобная бухта с незначительной осушкой и плоской
скалой для вытаскивания лодки, есть голубика, черника, морошка. В
середине острова расположено небольшое озеро с пресной водой. Есть и
грибы, одни сыроежки, но до безобразия много. Дров тоже не меряно.
Отличное место для дневки, защищенное со всех сторон островками от
ветра и волн.
С утра чистое небо и солнце. Тепло. Ветер ЮЗ, 3-4 балла. Давление
упало на 2 деления. Вышли в 1100 с желанием попасть на Соловецкие о-
ва. Магнитный курс - 140. От этой затеи, однако, вскоре пришлось
отказаться, ибо ветер совпадает с нашим курсом с точностью до
наоборот, а идти 60 км галсами - это на весь день и до утра.
Увалились к западу и в 2000 встали на мысе Каменный. Здесь тоже
прекрасное место; крошечная бухточка, плоские большие камни для
вытаскивания лодки, удобная полянка с грибами (подосиновики) и
cnd`lh (черника, голубика и морошка). Дрова есть везде, а вода - в
лесу, и нужно еще поискать. К Северу, метрах в 50, есть избушка.
Мнения разделились; двое пошли спать в избу, а мы двое остались в
палатке. Все-таки в палатке лучше, если не шибко холодно и не мокро.
Тепло, солнечно, ветер не изменился по направлению, но усилился до 6-
7 баллов. Давление неизменно.
Опять солнце, жара. Ветер С, 5 (порывы до 7) баллов. Давление упало
на 1,5 деления. К обеду пришлось взять рифы. Скорость хорошая. К 23
часам почти дошли до Кузовов, но ветер быстро стих до штиля и мы 1
км гребли до о-ва Сев. Коловар. На его юго-восточной части есть
неплохое местечко для стоянки. Конечно на юго-зопадной оконечности о-
ва место намного привлекательнее (помню по прошлым походам), но
грести до него слишком далеко, да и не приспособлена наша посудина
для продолжительной гребли. Поскольку мы находимся внутри
архипелага, ветры и волны сюда не попадают.
Утром оказалось. что палатка стоит около здорового муравейника
крупных рыжых муравьев. Можете догадаться, как быстро мы свернули
лагерь. Перешли на о-в Русский Кузов севернее большой губы.
Небольшая бухточка, дно приглубое. Кстати большая губа осыхает
напрочь и в отлив из нее не выбраться (и не войти). Дрова есть в
изобилии, а с водой напряг; набрали чуток в небольшом бочажке на
скале. Сам остров высокий, поросший лесом и довольно интересный.
Немного полазали и посмотрели. В большой губе встретили парусников
из Москвы (где их только нет!). Сделали здесь полудневку. Давление
поднялось на 1,5 деления. Тепло и сухо. В лесу и на склонах сопок
есть черника, голубика, морошка. Грибов мало; слишком сухо.
Поскольку лимит времени на поход выработали, пришлось возвращаться домой.
Взяли курс на Кемь. Как-будто издеваясь, ветер зашел с Запада, силой
5-7 баллов; ну хоть сейчас на Соловки. Возвращаться домой с Белого
моря (особено в такую чудесную погоду) всегда жаль. И, как-будто
море не хотело нас отпускать; рубились мы в лавировку долго и нудно.
Все же к обеду добрались до Кемской губы и встали чуть восточнее
пос. Баб-Губа. Хорошее место для разборки лодки. Но уж больно много
здесь мошки. И такая она мелкая, и такая она вредная, и ничего ее не
берет; комары из-за репелента на метр не подлетают, а мошкам все до
феньки: садятся и жрут, проклятые. Да, вот такие они - знаменитые
Кемские мошки. Зато лодку разобрали быстро. Здесь недалеко проходит
шоссе из Рабочеостровска в Кемь. Тут мы и взяли самосвал до вокзала
(по секрету скажу; за 50 штук, и то много). Но это было уже 20
августа. С билетами на поезд проблем не было, но пришлось ждать до
вечера.
Имеется любительский видеофильм о походе.
День Прой-
пути денно
Дата (хо- Участок маршрута е
до- расс-
вой) тояни
е, км
26.0 1 Архангельск - Корабельный Рукав
7
27.0 2 Корабельный Рукав - о. Мудьюгский
7
28.0 3 О. Мудьюгский - о. Голая Кошка
7
29.0 4 О. Голая Кошка - д. Козлы
7
30.0 5 Д. Козлы - мыс Керец
7
31.0 6 М. Керец - пос. Нижняя Золотица
7
7 Пос. Нижняя Золотица - изба Могилка (Горбовая)
1.08
- Дневка у избы Могилка (Горбовая) -
2.08
8 Изба Могилка - р. Лиходеевка
3.08 (Пересечение)
9 Р. Лиходеевка - д. Пялица
4.08
10 Д. Пялица - изба Песчанка (м. Каменный)
5.08
11 Изба Песчанка (м. Каменный) - пос. Тетрино
6.08
12 Пос. Тетрино - пос. Чаваньга
7.08
13 Пос. Чаваньга - Сухой (Кривой) Ручей
8.08
14 Сухой (Кривой) Ручей - пос. Кузомень
9.08
15 Пос. Кузомень - мыс Корабль (м. Толстик)
10.0
8
16 М. Корабль (м. Толстик) - мыс Большой Олений Рог
11.0
8
17 М. Большой Олений Рог - мыс Турий
12.0
8
18 Мыс Турий - мыс Шарапов
13.0 (Пересечение)
8
19 М. Шарапов - о. Никонов
14.0
8
20 О. Никонов - мыс Каменный
15.0
8
21 М. Каменный - о. Северный Коловар
16.0
8
22 О. Северный Коловар - о. Русский Кузов
17.0
8
23 О. Русский Кузов - пос. Баб Губа (Кемь)
18.0
8
Количество ходовых дней - 23.
Пройденное расстояние - ххх км.
Среднее расстояние в день - ххх км.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОДУКТОВ НА ЭКИПАЖ ИЗ 4-х ЧЕЛОВЕК
Наименование Количество
Гречка 3,85 кг
Рис 2 кг
Пшено 2 кг
Макароны 2 кг
Картофельное пюре 1,5 кг
Манная крупа 0,98 кг
Мука блинная 2,8 кг
Мясо сублимированное (супное) 2 кг
Тушенка 9,8 кг
Колбаса копченая 1,75 кг
Супы сухие 1,75 кг
Кубики бульонные 38 шт
Молоко сухое 3 кг
Сахар 8,4 кг
Халва 2 кг
Курага 2 кг
Чернослив 1 кг
Изюм 1 кг
Орехи грецкие 1 кг
Шоколад 1 кг
Печенье 2 кг
Зеленый горошек 0,7 кг
Чай 0,7 кг
Кофе 0,2 кг
Сыр 0,9 кг
Лимон 2 шт
Соль 1,4 кг
Масло растительное 3,85 л
Масло топленое 2 кг
Сухари черные 6 бат
Чеснок 8 гол
Сода пищевая 0,14 кг
Водка 2 л
Способ упаковки продуктов:
Все продукты упаковывались в полиэтиленовые бутылки с крышками.
Вес продуктов с упаковками - 83 кг.
СОСТАВ РЕМНАБОРА И ЗИП
Ключи гаечные боковые на зев: 8, 10, 11, 12, 13, 14, 17.
Ключ разводной малый.
Отвертка силовая (6х0,5).
Пасатижы средние.
Напильник плоский малый (10х100).
Напильник круглый малый (5х100).
Надфили; круглый и плоский.
Ножовка малая (полотнодержатель) с полотном.
Коловорот малый.
Сверла: 3,3; 3,5; 4,2; 4,5; 5; 5,2; 6,4; 6,8; 8,2.
Метчики и плашки : М4, М5, М6, М8.
Шкурка мелкая (100х100) и крупная (50х50).
Молоток малый.
Приспособление для заделки тросов.
Медные трубки (L=30,10 шт).
Трос 6 (10 м).
Коуши (8шт).
Стопор кулачковый.
Заклепки алюминиевые (3х10, 50 шт).
Крепеж разный (1 кг).
Веревки разные (6-8, 40 м).
Прорезиненая ткань-БЦЦ (0,5 м2).
Капроновая ткань толстая (0,5 м2).
Тесьма капроновая (20 мм, 5 м).
Клей резиновый ( 150 г).
Бензин ( 200 г).
Популярность: 4, Last-modified: Tue, 03 Jun 1997 08:43:45 GmT