Сплав  по  бурным  рекам   отнюдь  не единственная область
применения каяков, и их разнообразие  далеко  не  исчерпывается
перечисленными   типами.   Существует   еще  целый  ряд  других
разновидностей каяков, предназначенных для смежных видов отдыха
и  спорта. Подробное описание всех этих лодок выходит далеко за
рамки данной книги, однако будет  уместно  привести  здесь,  по
крайней мере, самые общие их характеристики.
      Экспедиционные каяки. Эти крупные лодки предназначены для
очень длительных автономных путешествий по  рекам  относительно
невысокой сложности в малонаселенных районах. Они весьма близки
к  лодкам  для  автономного  сплава  по  бурной  воде,   однако
отличаются  от  них  большей  длиной  (до  450 см), значительно
большим объемом (400-460 л) и наличием четко выраженного киля в
носовой  и  кормовой  части. Экспедиционные каяки имеют хорошую
ходкость по прямой и, соответственно, менее поворотливы  что  и
требуется   для   прохождения   рек  с  протяженными  участками
спокойной воды и относительно простыми порогами.  Как  правило,
лодки  этого типа имеют герметичные загрузочные люки в носу и в
корме и внешнюю подвеску для привязывания груза на деку.
        Морские  и  озерные  каяки.  В  странах  с  протяженной
береговой  линией  весьма  популярно  плавание  на   каяках   в
прибрежных  водах - sea kayking. Как и в путешествиях по рекам,
здесь существуют две основные разновидности сплава: путешествия
по  относительно  спокойной воде и катание на приливно-отливных
течениях, причем  последнее  часто  не  уступает  по  сложности
прохождению  речных порогов. На море от каяка требуется, прежде
всего, хорошая ходкость, в то  время  как  места  для  поворота
обычно  бывает  более чем достаточно. Соответственно, размеры и
обводы морских каяков совершенно иные, чем у каяков для  бурной
воды,  и  более  похожи  на  обводы классических морских судов.
Длина  этих  лодок  достигает  500-530 см,  они  имеют   сильно
килеватые  обводы  по  всей  длине, высокий борт, почти плоскую
деку и четко выраженную линию  привального  бруса  (стык  между
бортом   и   декой).   Как   правило,   они  также  оборудованы
загрузочными люками, внешней подвеской для багажа и  некоторыми
специфическими  элементами - например, креплением для бортового
компаса. Некоторые лодки этого типа могут быть  снабжены  также
рулем и даже парусом.
        Озерные  каяки  предназначены  для  плавания  по  более
спокойной воде. Они имеют практически те же самые отличительные
черты,  за  исключением  меньшей  длины:  от 360 см. Эта группа
лодок  занимает  промежуточное  положение  между   морскими   и
экспедиционными  каяками.  Впрочем,  границы  между всеми этими
классами весьма расплывчаты. Сопоставляя различные  типы  лодок
основных  фирм,  можно  видеть  почти  непрерывный  переход  от
морских каяков к озерным, экспедиционным, автономным для бурной
воды и затем - к многоцелевым для бурной воды.
       Лодки  для скоростного сплава. Этот вид спорта состоит в
прохождении порожистых участков  рек  (как  правило,  умеренной
сложности)   за  кратчайшее  время.  Для  него  был  разработан
соответствующий класс лодок, имеющих максимальную  скорость  по
прямой  в  сочетании  с  хорошей пассивной остойчивостью. Длина
этих лодок 4 м, объем около 350 л, корпус сильно  килеватый  по
всей длине, борт высокий, почти вертикальный, линия привального
бруса четко выражена, наибольшее  (миделевое)  сечение  смещено
далеко назад от кокпита. В этом сечении дека переходит в хорошо
заметные  крылышки  по  бокам,  обеспечивающие  остойчивость  и
соблюдение  заданных правилами габаритов. Несмотря на несколько
уродливый топорообразный вид,  эти  лодки  вполне  соответсвуют
своему  предназначению:  как пущенные умелой рукой дротики, они
рассекают воду по кратчайшему пути от старта до финиша.
       Открытые  лодки  с  замкнутым  объемом (sit-on-top). Эти
лодки  отличаются  от  остальных,  прежде   всего,   по   своей
конструкции.   Они   представлют  собой  замкнутую  герметичную
капсулу, снабженную дренажным клапаном  (который  необходим,  в
основном,  для выравнивания давлений внутри и снаружи корпуса).
Открытый  кокпит  имеет  вид  углубления  в   деке,   наподобие
ванночки.   Основное   достоинство  этих  лодок  состоит  в  их
безопасности: большой герметичный объем делает  их  практически
непотопляемыми.  Предназначены  они, в основном, для катания по
спокойной воде, простым  порогам  и  морскому  прибою,  поэтому
оборудование   кокпита  у  них  значительно  упрощено  (хотя  и
сохраняет,  в  том  или  ином  виде,  все  основные  элементы).
Некоторые  лодки  вместо дренажного клапана снабжены небольшими
люками, которые позволяют поместить груз во внутреннюю  полость
лодки.  У  других  размеры  кокпита  достаточно  велики,  чтобы
поместить в него, помимо  самого  гребца,  рюкзак,  собаку  или
ребенка. Размеры таких лодок варьируются в широких пределах: от
3-метровых игровых лодок до 5-метровых прогулочных.
      Классические открытые лодки. Наконец, не следует забывать
и  о  прародителях  всего  этого  многочисленного  семейства  -
обычных   лодках   с   открытым   кокпитом.   Несмотря  на  все
разнообразие  существующих  на  сегодняшний  день  каяков,  они
прочно  удерживают  за  собой вполне определенную экологическую
нишу: простые походы и прогулки по спокойным рекам и  небольшим
озерам.  Характерные  обводы  этих лодок остаются неизменными и
едва ли сильно изменятся в будущем: килеватый  корпус,  высокий
борт.  Длина лодок составляет, в зависимости от предполагаемого
количества  груза  и  пассажиров,  от  3  до  5 м.  Часто   они
оборудуются рулем.
      Двухместные каяки (К-2). Эти лодки, которые у нас принято
называть байдарками, существуют  в  классах  игровых,  открытых
(sit-on-top),  морских  и  озерных  лодок.  По  своим  обводам,
констукции и ходовым качествам они  аналогичны  соответствующим
одноместным  каякам.  Длина  двухместных  лодок  находится, как
правило, в пределах от 4 до 5 м.


---------------------------------------------------------------

odyssee1.jpg

seayak.jpg

yukone.jpg

yukont.jpg
---------------------------------------------------------------

seaberg9.gif

tourboat.gif

tournort.gif

yukon.jpg

odyssee.jpg
---------------------------------------------------------------


Популярность: 32, Last-modified: Sun, 01 Dec 1996 17:19:57 GmT