СЕВЕРО-ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ВОДНЫЙ ПУТЬ
Еще в начале XVIII
в. русский государственный деятель В.Н. Татищев
задумал
соединить приток Камы -- Южную Кельтму, ее приток Джурич с Северной Кельтмой,
притоком Вычегды. Это делалось в развитие замыслов Петра I создать единую
водную
систему России, соединив пять морей (Балтийское,
Белое, Каспийское, Азовское и
Черное). Место сооружения канала было выбрано не случайно:
на водоразделе нахо-
дится большое болото Гуменец, откуда берут начало
реки трех бассейнов -- Северо-
Двинского, Печорского и Волжского. Здесь в древности
пролегали торговые пути из
Индии, Китая, Средней Азии на Печору, Северную Двину и далее к Белому морю.
Сооружение канала началось лишь
в 1786 г., при Екатерине II, и продолжалось с
перерывами до 1822 г. Царскому правительству оказалось не под силу освоить
суровые
северные края, и было принято решение канал
дорыть, но сооружений никаких не
строить, "дабы ходить по каналу" хотя бы только весной. При этом
русла рек не только
не шлюзовали, но и не чистили, решив использовать канал
для малого судоходства в
паводок.
До 1847 г. по каналу прошло
десятков шесть больших лодок грузоподъемностью до
300 пудов. Открытие пути привлекло внимание наиболее дальновидных деятелей
того
времени. "Сообщение сие весьма важно для торговли, --
писалось в книге "Хозяйст-
венная статистика России". -- .Богатство лесов и гор сибирских,
отправляемые трак-
том сим к Архангельскому порту, в состоянии поддержать самую
блистательную тор-
говлю, особенно если, как предположено, соединить Тагель
(реку Тагил) с Чусовой и
Собь, впадающую в Обь, с Усою, текущей в
Большую Печору". Но правительство не
обратило на это внимание, и в 1847 г. путь был закрыт
"за ненадобностью". В 1916 г.
была сделана попытка расчистить канал, но работа не была доведена до конца.
В даль-
нейшем его частично использовали местные
жители, проходя на лодках с Камы на
Вычегду.
Обмеление Каспийского моря и
проблема: Большой Волги вновь возродили идею
соединения северных рек с Камой. Потребность переброски вод
Печоры и Вычегды в
Каму и далее в Волгу породила проект Камско-Вычегодско-Печорского
водохранилищ
-- искусственных северных морей. Намечается строительство
двух каналов, один из
которых пройдет по долинам Северной и Южной Кельтмы. В результате вместо
забро-
шенного Екатерининского канала возникнет новая водная
транспортная магистраль.
Решение такой проблемы под силу только Советскому государству,
как под силу ему
оказалось строительство Волго-Донского, Волго-Балтийского
и Беломорско-Балтий-
ского каналов, осуществивших проблему пяти морей, задуманных, но
не осуществлен-
ных нашими предками.
Литература: 22, 102, 113, 114, 124, 132.