ТИХВИНСКИЙ ВОДНЫЙ ПУТЬ
Поскольку Вышневолоцкий
водный путь не мог обеспечить нормальной двусто-
ронней связи Петербурга с центром страны, возникла необходимость
в более удобной
трассе. Еще в 1710 г. Петр I направляет инженера Джона
Перри изучить возможность
создания водного пути, соединив каналом реки Волжского склона--Мологу, Чагодощу,
Чагоду, Горюн, Соминку с реками Балтийского склона --
Тихвинкой, Сясью, Невой.
По этой трассе издревле существовал торговый путь
с Волги в Прионежье и Балтику.
Через водораздел между реками, текущими с
одной стороны в Волгу и с другой -- в
Ладожское озеро, грузы перевозили гужом.
В 1712 г. Петр I сам выезжает
на осмотр трассы. В версте от озера Крупино для
него был построен деревянный дом на каменном
фундаменте, сгоревший в 1802 г. В
память о посещении Петром этих мест у восточного конца
озера Лебедино -- начала
Тихвинского канала в 1863--1864 гг. установлен памятник
из булыжного камня на
цементе в виде скалы с чугунным крестом наверху.
В мае 1724 г. Петр I
направляет обер-гофштальмейстера Алабердеева и нженер-
поручика Либерса "для искания, осмотра водяной коммуникации
от Волги до Ладож-
ского озера". Одновременно проводились изыскания и следующего
участка канала --
между устьями Волхова и Сяси. Трасса Тихвинской системы была полностью
обследо-
вана в последние месяцы жизни Петра, однако смерть его в 1725г. надолго
отодвинула
ее осуществление. Только в 1797 г. в связи с
засухой и обмелением Вышневолоцкой
системы вновь возник вопрос о Тихвинском водном пути.Работы были начаты
в1802г.
а окончены в 1811-м.
С Волги путь шел: по Мологе
до устья Чагодощи (248 км), по Чагодоще и Чагоде до
устья Горюна (167 км), по Горюну (13 км), озеру Вожанское(3 км), реке Соминка
(32 км,
8 шлюзов), озеру Сомино (1 км), реке Волчина (10
км, 3 шлюза), Тихвинскому каналу,
пересекающему озера Крупино и Лебедино (6,3 км), реке Тихвинка(158 км,
48 шлюзов),
протекающей через озера Еглино (2,6 км) и 0зерское(5,2 км), реке Сясь от
устья Тихвин-
ки до села Сясьские Рядки (96 км), Старосясьскому
каналу (11 км). Староладожскому
каналу (112 км), Неве (74 км).
Тихвинский путь был самым коротким:от
Рыбинска до Петербурга -- 924 км,тогда
как по Мариинской системе -- 1143 км, а по Вышневолоцкой -- 1440
км. Кроме того,
судоходство по Тихвинской системе шло в обе стороны, что нельзя
было осуществить
на Вышневолоцкой. Преимущество в доставке грузов -- около
месяца, но стоимость
перевозок дороже, поэтому здесь везли наиболее ценные заграничные
товары, связан-
ные с жесткими сроками доставки, -- для Макарьевской (Нижегородской)
ярмарки, а
также товары местного потребления. Недостатком
системы была маловодность, в
результате чего применялись только небольшие суда
-- до 33 тонн -- "тихвинки" и
"соминки" (их строили в Тихвине и Сомине ежегодно до 200 штук),
в то время как на
Мариинской системе грузоподъемность судов достигала 82 тонн.
Кроме того,Тихвинская система
не была достроена: на порожистых участках Чаго-
ды, Тихвинки и Сяси отсутствовали шлюзы,
на ряде мелких мест суда приходилось
разгружать. Дополнительное питание системы через водохранилища на
озерах Пятино
и Долгомощенское оказалось недостаточным для нормальной
эксплуатации. Главные
пристани находились в Весьегонске, Сомине, Тихвине, Колчанове
и Сясьских Рядках.
Тяга шла главным образом конная по бечевнику. Навигация начиналась в конце
апреля
и заканчивалась в октябре, что составляло в среднем 180 дней.Однако, несмотря
на все
трудности, по системе проходило до 6 тысяч
судов в год. Обслуживали ее 40 тысяч
лошадей, десятки тысяч погонщиков и бурлаков, в том числе дети.
После постройки в 1851
г. Николаевской железной дороги, соединившей Петер-
бург с Москвой,и с усовершенствованием Мариинской системы значение Тихвинского
пути стало падать и количество проходящих судов
постепенно сокращаться. Шлюзы
разрушались, система мелела. В дальнейшем путь использовался
только для местных
перевозок и то лишь на отдельных участках и в высокую воду.
После Октябрьской революции
Тихвинская система стала важной артерией для
доставки продовольствия из районов Волги в осажденный Красный Петроград.В1918г,
в первую годовщину Октября, Тихвинской системе было присвоено
имя В.И. Ленина.
"Живая водная артерия нашего Тихвинского
края, связующая Волжскую житницу с
Красным Питером -- маяком и крепким якорем пролетариата,-- говорилось
в резолю-
ции городского исполкома,--Тихвинская водная система,созданная лопатой и
топором
трудового народа,да будет отныне,в увековечение славной,победной годовщины
рево-
люции, называться системой мужественного вождя трудового народа и
первого борца
славной авангардной революции Владимира Ильича Ленина.
Да процветает водный
транспорт -- пути перемещения народов и его трудовых ценностей.
Да здравствуют
его трудовые работники и их защитник товарищ Ленин! Да здравствует водная
система
Ленина!"
Все возможные для прохождения
отрезки пути даны в маршрутах 49 -- 51, а часть
системы от Тихвина до Ефимовской можно рекомендовать только пешеходам в
июле --
августе.
Литература: 99, 102, 111, 113, 121, 124, 132,137, 143.