---------------------------------------------------------------
From: A.Ovchinnikov (katun@aha.ru)
Оригинал отчета а так же фотографии к нему http://www.mysiteinc.com/kuts/
Date: 14 Nov 1999
---------------------------------------------------------------
Этим летом нам не удалось организовать поход на Алтай, терять
драгоценное лето из-за этого не хотелось, и мы решили провести отпуск в
легком походе. Выбор пал на Кутсайоки, благо на этой реке уже дважды (1996,
1997 г) побывали наши знакомые и их рассказы и видеоматериал убеждал в том,
что река довольно интересна.
После небольшой подготовки и телефонного звонка в Кандалакшу по поводу
машины мы со спокойным сердцем приобрели билеты на поезд и стали ожидать
заветного дня отъезда. Предварительно поработав с материалом по реке решили,
что начнем маршрут несколько выше, чем наши знакомые и захватим довольно
интересную часть реки в верхнем течении, которую по некоторым данным
называют Карельский Башкаус.
И вот мы на перроне в Кандалакше. Нас уже поджидает машина и
доброжелательные представители власти, устроившие небольшую проверку
документов. Спустя некоторое время мы и еще две группы туристов грузимся в
машину и начинаем свой путь к реке.
Через несколько часов - остановка- поселок Аллакурти. Здесь находится
погранотряд, где нужно пройти очередную проверку документов, благо Финляндия
находится всего в 30 км отсюда. В связи с этим перед выездом желательно
запастись официальной бумагой с описанием цели посещения данных мест.
Но вот формальности соблюдены и мы продолжаем дорогу. Через некоторое
время нас покинули обе группы попутчиков и до исходной точки мы едим одни.
Первая стоянка со стапелем проходит на краю дороги. Сразу же понимаешь, что
не зря прихватили с собой "Тайгу" - на природе множество голодных комаров и
мошки. Мы брали с собой каркасы, так что проблем со стапелем не было.
Единственное - очередной раз пришли к выводу, что нужно пользоваться
результатом технического прогресса и наконец-то приобрести насос для надувки
баллонов.
Следующим утром мы начали сплав по реке. Вначале было несколько
непривычно - сказывался пропущенный 1998 год, но потом мы вошли в ритм.
Вскоре с довольно мощной шиверы начался "Карельский Башкаус" . Мы не
совсем были готовы к этому, так что первые препятствия были взяты при
большом физическом и моральном напряжении.
Сами препятствия были довольно интересные и, исходя из своих
впечатлений, не типичны для Карельских рек. Они сильно напоминали Алтай,
особенно порог "Щель", представляющий из себя узкую протоку под небольшим
углом с довольно сильным падением, причем осмотр мы осуществляли по правому
берегу по звериным тропам.
К концу дня, обнеся один явный непроход ( при большой воде, возможно,
там и можно пройти), мы подошли к жемчужине этого участка - порогу
"Кавказский".
Было уже довольно поздно, и, не смотря на белые ночи, сказывалась
устлалось первого дня, так что было решено обнести вещи, а прохождение
порога отложить на следующее утро. Обнос довольно неприятный - приходилось с
вещами карабкаться довольно продолжительное время по скалам, но стоянка
довольно приличная, расположенная в том месте, где в Кутсайоки входят
группы, не имеющие желание пройти по верхнему течению реки.
Вечером после обноса вещей и ужина, я решился подняться на пригорок, у
подножия которого мы расположились, и был вознагражден за это великолепным
видом заката, который запечатлел на двух снимках.
Утро следующего дня началось не слишком удачно - оказалось, что мы
пропороли свой катамаран, так что пришлось устроить обнос катамарана и
срочный ремонт. Второй же экипаж благополучно прошел порог с промежуточными
чалками.
После этого с порога "Сомнительный" начался тот маршрут, о котором нам
рассказывали знакомые. Сам порог состоит из двух ступеней с мощным
перепадом. Просмотр осуществили слева и после удачного прохода устроили
дневку за поворотом реки на левом берегу у пор. Муравейный.
Мы вовремя устроили дневку - на следующий день после "Сомнительного"
погода резко испортилась и практически весь день лил дождь. Зато следующий
день был солнечный, так что прохождение порогов до водопада "Обана" прошло в
хорошем настроении.
Перед водопадом река образует небольшое озерцо, слева повешен
предупреждающий знак. После просмотра водопада ( а перепад высот там около
10 м) из-за малого количества воды решено было обнести, что было сделано с
правого берега.
Я думаю, что при большем количестве воды водопад можно попробовать
пройти, придерживаясь правого берега, благо наклон там не очень большой.
После этого водопада находится небольшое озерцо, оканчивающееся водопадом
"Маманя". Обнос осуществили справа.
Сам водопад довольно крутой, высота - свыше 15 м.
Далее до порога Водопадный есть несколько интересных препятствий.
Особенно понравился простой но очень красивый порог "Каньонный", полностью
оправдывающий свое название. На этом протяжении река образует много шивер,
часть из которых мелководна, что доставило нам проблемы с поврежденным
баллоном.
По пути мы устроили еще одну дневку с баней, причем встали буквально в
черничнике, так что место под палатки пришлось освобождать от спелой
черники. Порог "Водопадный" представляет собой три ступени, причем в первой
и третьей - мощные сливы. Первую ступень просматривали справа, вторую и
третью - слева. Далее до впадения в Тумчу сложных порогов не было,
единственное, некоторые препятствия осложнены малым количеством воды.
После впадения в Тумчу было решено подняться по ней и пройти два порога
по Тумче. В месте впадения у Тумчи течение небольшое и вскоре мы увидели
справа прекрасный пляж с белым песком , окруженный сосновым лесом,
расположенном на каменных выходов. После осмотра решили встать у первого
порога, устроить полудневку и покататься на этом пороге.
На следующий день с утра мы покатались по порогу без вещей, а во второй
половине дня продолжили свой маршрут. До порога "Карниз" мы миновали
несколько препятствий, которые без осложнений миновали.
Порог "Карниз" представился нам каменной стенкой, перегораживающей
почти всю реку. Слева еть протока, осложненная шкуродером. Основная струя -
справа, небольшой водопадный слив с бочкой, затем небольшая, но довольно
сольно держащая бочка и выход с валами. Слив прошли с вещами, а далее - с
пассажиром на борту.
После Карниза до завершающего порога "Шляпа" есть несколько не очень
сложных препятствий, часть из которых осложнено шкуродерней. Порог "Шляпа"
расположен у выхода в озеро и имеет две протоки. Интерес представляет
наиболее мощная из них - левая.
Почти вся масса воды ударяется о глыбу справа, резко уходит влево,
после небольшой заводи уходит вправо.
Благополучно миновав препятствие с пассажиром, мы расположились на
левом берегу. Погода была прекрасная. Быстро решив вопрос о завершении
путешествия ( местные стали гонять катер из Зареченска и брать на борт за
символическую плату в 60 р с носа) мы запаслись пивом с этого катера,
провели антистапель, просушили катамараны и утроили стоянку на высоте левого
берега.
Следующий день - дневка при солнечной погоде, которая закончилась
вечером при надвижении туч.
День отъезда был такой же как настроение- наш поход завершился, впереди
- столица и рабочие проблемы.
Популярность: 25, Last-modified: Sun, 14 Nov 1999 10:00:35 GmT