Кепа-Охта-2000 (воспоминания с картинками)

---------------------------------------------------------------
     © Copyright
     From: Юрий Фокин (fokin_y@mail.ru)
     WWW: Оригинал отчета расположен здесь
     Date: 27 Nov 2000
---------------------------------------------------------------

     Воспоминания  о  путешествии по маршруту р. Кепа-р.Кемь-р.Норва-система
озер-о.Сягозеро -  волок  на  о.Воингозеро-р.Воинга-р.Чуруж-р.Охта-р.Кемь  ,
совершенном  со  2  по  25 июля 2000 года  группой из  Москвы в составе семи
человек под руководством Фокина Ю.Г. на двух Тайменях и одном Танго.

     Это  воспоминания о  водном походе  по  Северной  Карелии,  в  конце их
приведен  график движения по  маршруту от моста  через  Кепу до  Воингозера.
Подробные описания пути от Воингозера  до  Подужемья  имеются  в отчетах  по
Чирко-Кеми-Охте, а также см. обзоры Афанасенкова отчетов по Охте.





     В Кемь приехали на 112 поезде в 2 часа ночи, и к 12 часам дня добрались
на газели с прицепом (Сазвонкин (?) Евгений тел. в Кеми: 21807 (дом.), 43158
(раб.)  ), до реки Кепы. Вышли в 16.00 и дошли до первого порога. Пороги  на
Кепе номерные, за исключением последнего, 12-го, носящего гордое имя Юма. На
мой   взгляд,  сложность  практически  всех  порогов  не  превышает   второй
категории. Исключение  составляют порог 12 (Юма).  Про  Юму где-то написано,
что  это шестерка, во всяком случае я бы  дал  больше пятерки.  Но  об  этом
позже. От моста через Кепу  до Юмы потратили два ходовых дня. Правда, второй
день  путешествия  ознаменовался  тренировкой  в  подъеме против  течения на
веслах  -  после  часа сплава вспомнили,  что оставили  на стоянке спиннинг.
Учитывая  болотистый характер берегов и извилистость реки, обратно  был один
путь. Вообще хорошие стоянки на Кепе имеются лишь на порогах, но в этом есть
и положительный  фактор,  так  как частота  следования  порогов  стимулирует
высокий  темп  прохождения маршрута. Пожалуй больше  всего  мне  понравилась
стоянка  посреди  8-го  порога на мысу - с двух сторон порог, а с третьей  -
разлив  между  двумя его ступенями.  В разливе мы поймали  щуку. Рыбы в Кепе
много,  но мы ее не слишком усердно ловили, решив съесть максимум тушенки до
волока. К  середине  третьего дня похода мы подошли к порогу Юма и встали на
дневку на левом берегу.





     Порог Юма очень красив и  вполне конкурирует с Кивиристи на Охте. Ну  а
по сложности Кивиристи явно  уступает Юме. Основная часть  Юмы - это  идущие
подряд три  слива величиной около двух метров каждый. Граница между первым и
вторым  сливом весьма размыта,  хотя под левым  берегом  имеется  нечто типа
улова.  Третий слив  отделен  от  второго относительно спокойным  5-метровым
участком. Заканчивается порог небольшим волнением. Большого внимания требует
заход в порог. Сначала идет пологий сливчик с поворотом реки вправо, и сразу
следует поворот влево, что  осложняет маневрирование  и разгон при заходе  в
первый слив.  Значительную часть его  занимает огромное сверло (см. фото 1),
масштабы которого становятся  видны при осмотре с правого берега.  Справа от
сверла  - довольно  жесткая,  но прямая бочка, в которую  и следует рвать от
торчащего перед  сливом под  правым берегом камня. Второй слив (см. фото  2)
кажется  наиболее сложным  из-за  здорового косого вала,  избежать  которого
возможно  лишь прижимаясь к одному  из берегов. Ну  а  самым мощным является
третий  слив, хотя проходится, очевидно,  легче  всех - это  просто здоровая
бочка, в которую несложно правильно зайти и можно  даже успеть  разогнаться.
Весь порог довольно  мелководен (кроме  третьего слива).  Каждый  из  сливов
может быть удостоен  своего названия (в карельских масштабах),  и мы назвали
их Сверлом, Косым и Ямой.

Фото 1. Юма. Сверло (первый слив) Фото 2. Юма . (второй слив - Косой).
Настрой у нас (вернее, у двоих из нас) был боевой и мы решили покорить Юму на таймене, поставив танго вниз на страховку. К сожалению, были допущены две ошибки - мы полностью разгрузили лодку, лишив ее устойчивости, и недооценили сложность захода в первый слив. Это и привело нас к кораблекрушению, доставившему немало удовольствия местным рыбакам. Ломанувшись в поворот, мы не прижались к правому берегу, и таймень понесло прямиком в сверло, мы смогли лишь удержать лодку от разворота, но не успели сместиться в сторону. Разумеется, нас положило, развернуло, и бросило под правый берег (см. фото 3). Затем мы прочувствовали мелководность второго слива, и с радостью занырнули в третий вместе с любимой байдаркой. Вылезли сами, пересчитывая сломанные части нашего судна и свои синяки. Шкура подралась в четырех местах, сломались в двух местах носовой штевень, несколько замков у стрингеров, рулевое коромысло, кормовой привальный брус, отклепалась лопасть весла от цевья. Люди отделались ушибами и ссадинами. На ремонт был потрачен весь следующий день, на исходе которого мы собрали обновленную лодку на скале левого берега в укор непобежденному Юме. После дня, проведенного на корточках с дрелью в руках не хотелось даже делать Юму в третий слив. Хотя экипаж танго все же покатался в последней бочке (см. фото 4), и остался этим очень доволен. В принципе, третий слив можно пройти отдельно с правого берега, а также реально попробовать зайти во второй слив из улова под левым берегом. Именно в такой последовательности я бы рекомендовал проходить Юму. Надо сказать, по берегам не было обнаружено никаких остатков байдарочного железа, видимо, Юму в основном не идут. (И, наверное, правильно делают). Если все же пойдете - посмотрите внимательно заход с обоих берегов!!!
Фото 3. Прохождение Юмы. Фото 4. Катания в последнем сливе Юмы (Яме).
Попрощавшись с гордым Юмой, мы совершили 45-км -ый марш-бросок, пройдя остаток Кепы до устья, кусок Кеми и поднявшись по речке Норве до порога Павда. Там мы спугнули семейство диких гусей, но ловить их было кому жалко, кому лень. Заночевали метрах в 200 от реки, поднявшись по тропе, идущей вдоль левого (по ходу движения) берега в обход полусгнивших лотков (см. фото 5). 2-км-ый обнос на следующее утро был осложнен массовой атакой слепней на протяжении всех трех ходок. Конечно, мы победили, и продолжили путь по протокам и озерам. После двухсотметрового обноса в озеро Шульярви заночевали на острове и наблюдали грозу. Путь до места начала волока занял еще полтора дня. По пути встречались живописные мостики (см. фото 6). Самый сложный участок - это последняя протока перед озером Сягозером. В ней много завалов и мелких порожков, проводка которых иногда требовала разгрузки лодок. Кроме этого, нас накрыл затяжной дождь (первый за весь поход). Особенно сложно было экипажу резинки. Практически во всех порожках предшествующими группами было расчищено русло для прохода байдарки, а танго со своими широкими бедрами туда вписываться не хотела. Тем не менее ее экипаж преодолевал узкие участки довольно занятным способом. Раскачав лодку в вертикальной плоскости, Андреи перебрасывали ее вперед с громким шлепком по воде, словно вверх по речке продвигалось нечто никак не меньше бегемота. Волок начинается от сухого пупыря, к которому идет тропа с ручья, впадающего в озеро (надо подняться по нему из озера на 1 км).
Фото 5. Лотки на Норве Фото 6. Мостик
Волок с ручья до Воингозера составляет около 5 км, проходит по хорошей дороге. Сначала 1.7 км по каменистой колее, затем более удобный грунтовый участок (на нем нам встретилась легковушка). Погода исправилась и весь волочной день палило солнце. Как ни странно, не было ни комаров, ни слепней. В общем, одно удовольствие, а не волок (см. фото 7). Правда, окончательно расслабиться не дали медвежьи следы, появившиеся между первой и второй ходками на нашей дороге. А поскольку народ шел двумя группами на расстоянии несколько сот метров одна от другой, то задние наблюдали следы своих товарищей вперемешку со свежими медвежьими и пришли к выводу, что кто-то кого-то преследует. Конечно, мишку мы так и не засекли, но зато вторая ходка была совершена в рекордные сроки. Искупавшись в Воингозере, мы отплыли на поиски места для дневки. Каждый осуществлял этот поиск по-своему. Герман, например, предпочитал вставать в байдарке и высматривать песчаные пляжи. Ввиду плохой устойчивости лодки, загруженной волочными рюкзаками, одно из таких вставаний успешно завершилось оверкилем. Это было потрясающее зрелище! Мой экипаж находился метрах в 200-х от места крушения, и каково было наше удивление, когда мы внезапно потеряли из виду одну из лодок на зеркально чистой поверхности озера! Подлетев поближе, выяснилось, что даже ничего не утонуло! Людей с вещами покидали на резинку, а байду мы взяли на буксир. К сожалению, на фотосъемку не хватило секунд и нервов. В конце концов встали на замечательном острове напротив истока Воинги. Песчаных пляжей так и не нашли, но галечник небольшой присутствовал. На следующий день делали баню и расслаблялись. Воингозеро очень красиво, к тому же нам повезло с закатами. Рыбы в нем не поймали. Фото 7. Волок Река Воинга запомнилась диким количеством унылой гребли и петлянием среди болот. .Также стоит упомянуть большое количество живописных мостиков, некоторые из которых потребовали обноса. Рыба ловилась в умеренных количествах, видимо, обладая особенным изысканным вкусом. Так, Наташа поймала большую щуку на удочку, в качестве наживки используя лимонную корочку. Река Чуруж более веселая. Там есть несколько мощных перекатов и две бобровые плотины, проходимые сходу. Кроме того, сплав по Чуружу отличался большим количеством рыбы, пойманной на дорожку. К моему удивлению, отлично брали даже 1.5-2 кг-е щуки, что кажется для них не совсем характерным. Правда, стояла жара, и рыба охотно клевала до полудня, а дальше прикидывалась вялой и не показывалась. Чуружская рыбалка стала причиной второго и последнего киля на чистой воде в этом походе. При забросе у меня отцепилась блесна и упала на дно в кувшинки. Мы подгребли и принялись ее высматривать - жалко было, я на нее три года (!) ловил. Сначала мы с Наташей наклонялись по разные стороны байдарки к самой воде, а потом - на одну... Переворачивались достаточно медленно, но неотвратимо. Хорошо, что все было привязано, кроме мешка с пойманной рыбой да спиннинга, и глубина оказалась метра полтора. В итоге ничего не утонуло, даже рыба, мы тут же поставили байду на место, отчерпались и поплыли, довольные и освежившиеся, догонять наших. В устье Чуружа мы обедали, поверив описанию, что далее на Охте плохой заболоченный участок. На самом деле, скоро после устья Чуружа есть отличное место на правом берегу. К вечеру мы добрались до Юляозера, где на скалах и заночевали. В месте впадения Охты в Юляозеро живет не то беркут, не то еще кто, во всяком случае нечто здоровое и хищное, со слов очевидцев из нашей группы. Бараньи лбы, где мы ночевали, все покрыты надписями и подписями. Мы увидели три, датированные вчерашним числом. А в километре от нас стояла другая группа. Первая встреченная нами за 12 дней. Лесок загажен, и дров очень мало. Несколько куч с мусором. Это я так подробно описываю пейзаж, далее часто встречающийся на Охте и наверное. всем хорошо известный. Но после предыдущего относительно дикого участка стало немного грустно. Юляозеро запомнилось не только орлом, цивилизацией и красивым закатом, но и плутанием по нему среди волн и ветра. Случилось это из-за нашей попытки пройти напрямик протокой в Алозеро. Поскольку протоки эти летом пересыхают, то мы их не нашли, зато покачались на волнах и изучили юляозерские берега и острова. Потеряв на наш вояж несколько часов, мы в итоге прорвались в Алозеро известным кружным путем. При прохождении плотины на выходе из Алозера я получил здоровую пробоину, пришлось клеиться. Противные все-таки плотины на Охте - спортивного интереса никакого, а риска много. Стояли опять на скалах за третьим порожком после плотины. Следующий день ознаменовался посещением острова Добрых Духов на озере Вороньем. Это действительно супер! Вот только дверь на Кивиристи мы не нашли, зато лицезрели недавно построенную беседку для распития чая... Получили из сундука прошлогодний привет от москвичей и передали им свой, свеженький. После Вороньего должны были начаться более сложные пороги. Пичепорог, Олений, Ойнегайне (см. фото 8) и Лоунапорог бурных эмоций не вызвали. Танго - ей вообще все по фигу, а на тайменях было интересно попасть в единственную чистую дырку на выходе Ойнегайне, что и сделал один из наших экипажей на глазах у 35 человек (всего две группы). За Лоунапорогом мы стояли на левом берегу, где висели самые настоящие качели. Там же катались на спасах в сливчике и пытались поймать чрезвычайно пугливых щук (одну все-таки поймали). Напротив стояли литовцы и весь вечер блеснили хариуса с нулевым результатом. Вода в Охте теплая (из-за жары) - залезать приятно (!), вылезать не хочется. Понятно, что бедный хариус совсем, должно быть, офигел. Вообще у нас в Охте неплохо ловились щука и окунь, в том числе на дорожку, практически на всем ее протяжении. . Последний порог перед Кивиристи - Хемег. Мы прошли его легко, ожидая большего, но все равно он мне понравился хотя бы из-за красивого скального участка в первой его части.
Фото 8. Ойнегайне.
Кивиристи оказался облеплен туристами, правда, лишь с левого берега. Часть нашей группы сначала высадилась на правый. С правого берега слив страшнее и ужаснее, чем с левого, и напоминает второй слив Юмы. Осмотрев порог, мы решили пройти первую ступень, а затем изучать остальное с левого берега. И вот мы с Наташей спокойненько проходим первую ступень, и собираемся отгребаться к берегу, как видим, что все его население пришло в движение. Оказывается, народ решил, что мы идем дальше в слив и все бросились нас спасать. Это было очень трогательно. Мы обнесли танго и один таймень в самый конец и встали на правом берегу. Кстати, весьма приятное и чистое место всего с одной небольшой мусорной кучей. И дрова еще есть. После обеда решили идти каньон на таймене. Жаль, сразу не решились идти слив (было лениво тратить еще день на ремонт байды в случае аварии), так как когда созрели, было уже лень затаскивать таймень с мешками для балласта в начало порога. Но все равно эмоций было много - при спуске байды на воду для прохождения каньона выяснилось, что в ней 15 см дыра. А зрители и спасатели (хотя вовсе они в каньоне не нужны - бесполезны) уже расселись по скалам, словно бандерлоги. Пришлось клеиться прямо на торчащих из воды бульниках в рекордные сроки. Каньон прошли легко, управлять правильно загруженной байдой - одно удовольствие (см. фото 9). Основная мысль была - насколько хорошо заклеились и не затонем ли на полпути. Как ни странно, заклеились неплохо, хватило до Подужемья. Затем Кивиристи шли здоровый рафт литовцев и каты четверки - им все по барабану. Во время массовых прохождений и страховок народ пьянствовал, разместившись на обливняках у левого берега. Закончилось это все заплывом одного из пофигистов в слив без спаса, понятное дело, и без каски, в одних плавках. Хорошо, ему кинули сразу две морковки с правого берега (самое, кстати, удобное и реальное место для страховки). После недолгих, но волнительных для зрителей колебаний, пловец выбрал одну из них и был удачно извлечен из бурной воды и помещен на твердую почву, где и проспал до поздней ночи среди булыжников. Такой пример вдохновил народ и весь Кивиристи был пройден на кнб "Свирь", исключительно по вдохновению. Ребята зашли слишком вправо и попали в бочку под скалой, скрылись там, затем вынырнули пробкой обратно, развернулись немного и выгребли куда надо, а каньон даже не заметили, переполненные эмоциями. На следующий день Кивиристи был успешно пройден еще несколькими кнб-эшками. Может это вода была такая, но при верном заходе и разгоне (а осуществить его на Кивиристи довольно просто) гладкий и прямой слив покорялся легко. Проходил 2 ступень и каяк, кильнувшись уже за сливом (вылез на берег сам). Вечером подошли люди с одноместной резинкой типа нашего танго, и устроили катания. Тут мы не выдержали и принялись вязать упоры. На следующее утро, наевшись пшенки с изюмом, мы поволокли танго с сиденьями наверх и покатались на пороге в разных составах.. В каньоне было интересно только втроем - лишь тогда нам удалось заплыть в первую бочку у правого берега. Зато двоих нас хорошо кидало на скалы, но на таймене ощущений все-таки больше. Слив на танго делается очень просто, не надо даже разгоняться (см. фото 10). Наверное, вода не та.
Фото 9. Каньон Кивиристи. Фото 10. Слив Кивиристи.
Прощай, Кивиристи! За ним идет очень красивый участок на Охте, мне он дюже понравился. Печкопорог несложен, надо только при заходе не вылететь влево. На таймене мы отгрести успели, а танго обнаглело и въехало прямиком на торчащие ступенькой камни у левого берега. Самое интересное, что совершенно спокойно с них и сползло (втроем и с вещами) - хорошая вещь резинка! До Тютерина несколько порогов, проходимых по основной струе, и хорошая рыбалка на дорожку. Тютерин - слив с огромных плит во всю реку, где его можно пройти, непонятно. Да и нужно ли? Далее до Курны грустная гребля и болота по берегам, а на Курне есть неплохая стоянка. После Тютерина уже встречаются местные. Последний порог на Охте - Охта. Проходить его надо у левого берега, слив сложен и красив. За ним участок с валами и камнями, надо маневрировать. Заходили мы из-под кустов, сильно разгонялись прямо в скалу, ограничивающую слив справа. Первый раз был пристрелочный и нас кинуло к левому берегу, но мы отпихнулись руками и прошлепали вдоль левого берега до гряды, а перед ней ушли в центр. Прошли неплохо, но пару раз задели кормой камни. Самое прикольное, что и капитан, и матрос получили свою порцию холодного (или теплого?) душа - такого не было даже на Кивиристи. Второй раз мы прошли идеально, нигде ничего не задев (см. фото 11). Танго в своем стиле танка, который сливов и бочек не боится (см. фото 12), тщательно изучило скалы левого берега, а также совершило разворот на 360 град, достойный каякера. Ее потери ограничились лишь соскочившей лопастью весла. Оставшиеся пять км до Подужемья носовой гребец упражнялся в канойной гребле.
Фото 11. Охта-порог Фото 12. Охта-порог
Собрались на территории какой-то дачки и уехали в 19.00 на том же Жене Сазвонкине, который вез нас на Кепу (это или судьба, или расчет водителя). В принципе можно спокойно уехать на автобусе. В Кеми без проблем взяли билеты на ночной поезд. Впечатления о походе остались самые замечательные. В конце путешествия все мы пожалели, что не взяли еще по одной фотопленке - отличная погода и обилие красот природы и приключений заставляли нас постоянно держать фотоаппараты в боевой готовности. График движения в первой части похода: 1. Мост через Кепу - Юма 2 ход. дня 2. Юма - начало обноса на Норве у лотков 1 ход. день (тяжелый - до 20.00 - это связано с отсутствием мест на Норве для стоянки) 3. Обнос лотков 0.5 ход. дня 4. Коней обноса - начало волока 2 ход. дня 5. Волок, пересечение Воингозера 1 ход. день
Юрий Фокин fokin_y@mail.ru
Ссылка на оригинал

Популярность: 4, Last-modified: Mon, 27 Nov 2000 08:11:17 GmT