Московский городской совет по туризму и экскурсиям
о водном туристском путешествии
пятой категории сложности
в районе Алтая
по маршруту:
г.Усть-Каменогорск - д.Язевка - р.КАТУНЬ - пос.Тюнгур -
радиальный выход: оз.Кучерлинское - оз.Дорашколь -
пос.Тюнгур - р.КАТУНЬ - пос.Чемал
29 июля - 27 августа 1989 г.
Руководитель группы Юрин В.Е.
119270 Москва, Комсомольский
пр-т,
Маршрут соответствует ________________________________ категории
сложности и засчитывается (не засчитывается) всем участникам и
руководителю.
Отчет использовать в ___________________________________________
Москва 1989
- 2 -
1. Общие сведения ........................................... 3
2. Состав группы ............................................ 4
3. График движения .......................................... 5
4. Р.Катунь. Лоция и техническое описание ................... 6
5. Радиальный выход к оз.Кучерлинскому и Дорашколь ......... 13
6. Подъезды и отъезды ...................................... 16
7. Обеспечение безопасности ................................ 18
8. Метеоусловия ............................................ 19
9. Специальное снаряжение .................................. 20
10. Смета похода ............................................ 20
11. Выводы и рекомендации ................................... 21
12. Иллюстрации ............................................. 22
- 3 -
Группа туристов г.Москвы в составе 7 (семи) человек совершила
с 29 июля по 27 августа 1989 г. водный поход 5 (пятой) категории
сложности в районе Алтая по маршруту:
г.Усть-Каменогорск - д.Язевка - р.КАТУНЬ - пос.Тюнгур -
радиальный выход: оз.Кучерлинское - оз. Дорашколь - пос.Тюнгур -
р.КАТУНЬ - пос.Чемал
Руководитель группы Юрин В.Е.
Примечание: для катамаранов категория сложности маршрута - 4
(четвертая)
+---+--------------------+------+--------------------------------------------------+-----+----------|
|No | Фамилия, имя, | год | Туристский опыт |судно|Обязанности
| | отчество | рожд.| | | в группе |
+---+--------------------+------+--------------------------------------------------+-----+----------+
| 1 | Юрин Валентин | 1963 | Пр.Белин-КызылХем-КааХем 5у,Утулик 3(5)у,Снежная |каяк | руководи-|
| | Евгеньевич | | 4(5)у, Асикта-Л.Мама-Б.Чуя 5у с эл. первопрох.; | | тель |
| | | | Урух 3р,ХойтоОка-Ока 4р,Кодори 2(5)р,Теберда 3р | | |
+---|--------------------|------|--------------------------------------------------|-----|----------+
| 2 | Аноприенко | 1966 | Ю.Буг 2у, Воньга 2у, Теберда 3у |ката-| ремонтник|
| | Александр Юрьевич | | | | |
| 3 | Сергеенко Светлана | 1962 | Воньга 2у, Тунгуда 2у, Вама-Водла 3у, Теберда 3у |маран| медик |
| | Владимировна | | | | |
| 4 | Чураков Михаил | 1960 | Воньга 2р, Тунгуда 2р, Вама-Водла 3р, Теберда 3у | 4х | зав.сна- |
| | Алексеевич | | | | ряжением |
| 5 | Валяева Ирина | 1962 | Щегринка 1(2)у,Охта 3у,Урух 3у,ХойтоОка-Ока 4у, |мест.| казначей |
| | Викторовна | | Кодори 2(5)у, Теберда 3у | | |
+---|--------------------|------|--------------------------------------------------|-----|----------+
| 6 | Гришин Сергей | 1965 | Воньга 2у, Мста 2у, Теберда 3у |ката-| фотограф |
| | Владимирович | | |маран| |
| 7 | Гришина Ольга | 1965 | Воньга 2у, Мста 2у, Теберда 3у | 2х | хроно- |
| | Юрьевна | | |мест.| метрист |
+---+--------------------+------+--------------------------------------------------+-----+----------+
Примечание 1. Капитаны судов указаны первыми.
Примечание 2. Первоначально в составе группы были заявлены также
участники: Кибиров В.А., Ярцев М.Н. и Болдырева
М.Н. которые не смогли принять участие в походе по
причине болезни и по семейным обстоятельствам, о
чем было сообщено в телеграммах в МКК и КСС при
выходе на маршрут.
3.График движения.
+------+------+------------------------------------------------------------+----+----------+---------|
| Дата | День | Участок маршрута | км | Способ | Ходовое |
| | пути | | | передвиж.| время |
+------+------+------------------------------------------------------------+----+----------+---------+
| 29.7 | 1 | Москва - г.Усть-Каменогорск | | самолет | |
| 30.7 | 2 | г.Усть-Каменогорск - д.Язевка | | автобус | |
| 31.7 | 3 | д.Язевка - р.Катунь; сборка судов | |автотрансп| |
| 1.8 | 4 | сборка судов; р.Катунь до устья р.В.Кураган | 19 | сплав | 2.45 |
| 2.8 | 5 | р.В.Кураган - пор.Щеки-3 | 27 | сплав | 4.10 |
| 3.8 | 6 | дневка | -- | | -- |
| 4.8 | 7 | пор.Щеки-3 - р.Луковка | 40 | сплав | 5.25 |
| 5.8 | 8 | р.Луковка - пос.Кайтанак | 52 | сплав | 6.30 |
| 6.8 | 9 | пос.Кайтанак - пос.Акоба | 53 | сплав | 8.30 |
| 7.8 | 10 | пос.Акоба - пос.Тюнгур; | 27 | сплав | 3.10 |
| | | подготовка к пешей части | | | |
| | | пос.Тюнгур - мост у дер.Кучерла | 5 | пешком | 1.00 |
| 8.8 | 11 | р.Кучерла до поворота долины на юг | 28 | пешком | 5.20 |
| 9.8 | 12 | р.Кучерла - южный берег оз.Кучерлинского | 19 | пешком | 5.45 |
| 10.8 | 13 | р.Кони-Айры - р.Йолдо-Айры - зап.берег оз.Дорашколь | 16 | пешком | 5.10 |
| 11.8 | 14 | полудневка; оз.Дорашколь - устье р.Йолдо-Айры | 12 | пешком | 3.20 |
| 12.8 | 15 | р.Кони-Айры - р.Кучерла до устья р.Текелюшка | 20 | пешком | 4.50 |
| 13.8 | 16 | р.Текелюшка - мост у дер.Кучерла | 31 | пешком | 5.40 |
| 14.8 | 17 | дер.Кучерла - пос.Тюнгур | 5 | пешком | 0.50 |
| | | подготовка к сплаву | | | |
| | | пос.Тюнгур - устье р.Аккем | 18 | сплав | 1.55 |
| 15.8 | 18 | дневка | -- | | -- |
| 16.8 | 19 | р.Аккем - устье р.Аргут | 18 | сплав | 1.50 |
| 17.8 | 20 | дневка: осмотр пор.Атланты | -- | | -- |
| 18.8 | 21 | дневка | -- | | -- |
| 19.8 | 22 | р.Аргут - пос.Сальджар | 50 | сплав | 4.30 |
| 20.8 | 23 | пос.Сальджар - пор.Шабаш | 34 | сплав | 3.10 |
| 21.8 | 24 | пор.Шабаш - пор.Каянча | 16 | сплав | 1.30 |
| 22.8 | 25 | пор.Каянча - устье р.Карасу | 48 | сплав | 4.40 |
| 23.8 | 26 | р.Карасу - устье р.Чекпиш | 25 | сплав | 3.10 |
| 24.8 | 27 | р.Чекпиш - пос.Чемал | 23 | сплав | 2.20 |
| 25.8 | 28 | пос.Чемал - г.Бийск | | автобус | |
| 26.8 | 29 | г.Бийск - г.Барнаул | | поезд | |
| 27.8 | 30 | г.Барнаул - Москва | | самолет | |
+------+------+------------------------------------------------------------+----+----------+---------+
ИТОГО активными способами передвижения: сплав 14 дней - 447 км; пешком 7 дней - 68 км (в один конец);
дневок - 5
- 6 -
4. Р.Катунь
Лоция и техническое описание.
оз.Язевое - пор.Щеки-3 - высокая вода
пор.Щеки-3 - пос.Тюнгур - средняя вода
пос.Тюнгур - пос.Чемал - низкая вода
3-7. В конце болотистого участка лес на левом берегу подходит
к воде; появляется коренной правый берег. Отсюда до устья
р.Верхний Кураган - простые шиверы, перекаты, камни в
русле.
8. Порог "Три камня". От предыдущих шивер отличается
наличием трех надводных камней, стоящих вплотную друг к
другу на левом повороте, ближе к правому берегу. Может
служить ориентиром на тот случай, если лоцман прозевает
устье р.В.Кураган; другое употребление ему придумать
сложно. Проход где угодно с наплыва.
9. Шивера "Желоб". Простая.
10. Участок разбоев и перекатов длиной 12 км.
11. Прижимы. Не обнаружены.
12-15. Простые шиверы.
16. Пор.Щеки-1. Ориентиры: с высокого правого берега стекает
ручей. Примерно через 200 м река ходит в скальный
коридор со стенками 3-5 м. На входе у правого берега
обломок скалы; справа от него узкая кривая протока,
непроходимая. Слева широкий слив высотой 1 м с бочкой
0,8 м. Далее невысокий каньон длиной около 350 м,
отдельные обливные камни, валы, бочки до 0,7 м.
Просмотр входной части с правого берега. После этого
порог пройден всей группой со взаимной страховкой.
Далее оба берега - высокие откосы, поросшие травой.
17-18. Пор.Щеки-2. Ориентиры: перед левым поворотом справа
большое улово и ручей; через 200 м - правый поворот.
Еще через 200 м начинается каньон высотой 8-10 м. На
входе камень под правым берегом, проход ближе к левому.
Здесь слив 1 м с небольшими валами. Далее валы, бочки до
0,5 м. Общая длина около 400 м.
Просмотр и прохождение - так же, как Щеки-1.
- 7 -
19. Пор.Щеки-3. Ориентиры: поляны наверху на обоих берегах;
небольшой локальный левый поворот, за ним скальные
стенки 12-15 м с обоих берегов. Чалка для просмотра в
улове у правого берега перед поворотом. В скальных
воротах по центру обломок скалы, под левым берегом
подводная плита. Проход слева (основной) или справа от
скалы. Далее прижим к скалам левого берега с карманами.
Общая длина около 100 м, далее плес около 100 м, справа
отмель.
Перед этим порогом группа из-за несоответствия имевшейся
лоции реальной обстановке потеряла ориентировку, приняв
выход из вторых Щек за третьи (это наиболее
соответствовало описанию) и ожидая ориентиры четвертых
Щек. Из-за ошибки капитана головного судна, решившего
двигаться до видимого впереди плеса перед четвертыми
Щеками, группа попала в препятствие без просмотра и со
слишком малыми интервалами между судами. Шедший первым
4-местный катамаран попал в прижим и застрял у стенки;
шедший за ним каяк вынужден был остановиться в начале
прижима, удерживаясь на отрицательной скорости, чтобы
избежать столкновения. 2-местный катамаран, видя их
действия, зашел по правой протоке, но преждевременно
расслабился, тоже попал в прижим, перевернул каяк и
затолкал его под скалу. После нескольких попыток выйти
из кармана каякер покинул судно и был вынесен в улово
размером около 1 м, расположенное в скальном камине
выше этого кармана; следом вынесло каяк. Поскольку
удержаться в нем не представлялось возможным, каякер
попытался уйти от прижима, оттолкнувшись от скалы и
используя каяк как водяной парус. Это удалось лишь
частично: каяк пересек струю, а каякер снова попал в
карман и прошел его насквозь, отталкиваясь конечностями
от потолка и используя тягу, создаваемую каяком. За
порогом он был выловлен катамаранами.
20. Пор.Щеки-4. Начинается разгонным участком от правого
поворота за третьими Щеками. Каньон длиной около 700 м
со стенками высотой 15-20 м. На входе у левого берега
большая плита, у правого пологий слив с бочкой 0,8 м и
валами. Через 150 м основная ступень: большой обломок
скалы в центре, основной проход справа - простой прямой
слив шириной 2,5-3 м, высотой 0,8 м, за ним бочка 0,6 м;
слева крутой слив 1 м, бочка 1 м, заход осложнен
обливными и надводными камнями. Через 50 м еще бочка 0,7
м. Просмотр с правого берега. Возможен просмотр с левого
берега, в этом случае чалиться можно в улове
непосредственно перед входом в порог (перед плитой). На
правом берегу за порогом крутой склон, подхода к воде
нет. Левый берег - крупные камни.
- 8 -
21-22. Пор.Щеки-5. Ориентиры: после пор.Щеки-4 справа впадает
ручей, за ним крутой поворот налево, на повороте улово
справа. Сразу за поворотом навал на выступ скалы
правого берега. Далее извилистый скальный коридор с
отдельными валами, бочками до 0,6 м, обливными камнями.
23-30. Простые шиверы. От устья р.Тихая по обоим берегам
начинается гарь.
31. Остров "Тюрьма". Скальный остров мрачного вида, поросший
лесом. Хороший ориентир. Заимку за ним не обнаружили.
Вероятно, сгорела; еще более вероятно, что от нее и
начался пожар - гарь кончается здесь.
32. Простая шивера. За левым поворотом (левый берег -
невысокая скала, поросшая лесом) несколько чистых прямых
валов до 1 м.
33. Пор.Вешняки. Простой, похож на шиверу 32. Расположен за
следующим после 32 левым поворотом. Камни, скальные
выступы берегов, валы и бочки до 0,8 м.
Прохождение с хода.
Следующая заимка находится не в устье р.Луковка, как
показано на карте, а перед предыдущим левым поворотом.
34-36. Простые шиверы.
37. Навал на камни. Не обнаружен.
38. Шивера. Начинается перед устьем р.Быструха через 500 м
после правого поворота. Длина около 1,5 км. Валы, бочки
до 0,7 м.
39-43. Шиверы. Валы и бочки до 0,5 м, отдельные камни.
44. Пор.Часы. Валы и бочки до 0,7 м. Прохождение с хода.
45. Шиверы Копенные. Валы и бочки до 0,7 м.
46-48. Простые шиверы.
Далее начинается Уйменская степь. Препятствий нет. В районе
пос.Кайтанак после скалы правого берега новый подвесной мост.
Паромов в пос.Усть-Кокса и в д.Горбуново нет.
49-53. Шиверы. Валы до 0,7 м.
54-57. Шиверы. Валы до 1 м.
58-62. Прижимы и простые шиверы. Не обнаружены.
- 9 -
63-72. Аккемский прорыв. Ущелье с крутыми бортами. Правый берег
крупноглыбовый, левый в основном отвесная скальная
стенка. Последнее место для стоянки - в районе входной
шиверы на правом берегу. Далее до устья р.Аргут крутые
берега, мест для стоянки нет.
Все препятствия локальные, разделенные плесами по
200-700 м. Характер их сильно зависит от уровня воды.
Основные валы и бочки занимают небольшую часть русла и
при желании легко обходятся.
Просмотр по правому берегу.
63. Входная шивера. Начинается на левом повороте перед
устьем р.Берткем. Валы до 1,2 м.
64. Первый слив. Слабо выражен.
65. Второй слив. Бочка 1,5 м ближе к правому берегу.
66. Третий слив. Валы до 1,2 м.
67. Четвертый слив. В центре слив через плиту, бочка 1,5 м.
68. Пятый слив. Валы до 1 м.
69. Шестой слив. Ориентиры: справа впадает ручей, слева в
конце слива стенка переходит в осыпь, поросшую
березняком. В центре надводная плита, слева за ней бочка
1,2 м, справа чистый проход.
70-72. Седьмой, восьмой и девятый сливы. Валы, бочки до 1,2 м.
73-76. Шиверы. Валы до 1,2 м, отдельные сливы через плиты,
отдельные бочки.
На стрелке Катуни и Аргута некогда красивая поляна, ныне
покрытая толстым слоем фекалиев. В так называемом Музее собраны
плоды извращенной туристской фантазии. Имеется книга для
почетных и всяких гостей, баня.
За устьем Аргута по правому берегу сразу начинается степь,
деревья остаются только у воды.
77-79. Шиверы. Валы, бочки до 1,2 м.
80-81. Простые шиверы.
82-85. Шиверы. Валы, бочки до 1-1,2 м. Ближе к пос.Иня оба
берега - скальнрые стенки. В Юшмановском сливе (84) слив
через плиту, бочка 1,2 м.
- 10 -
В пос.Иня два капитальных моста высоко над водой. Сам поселок с
воды плохо виден.
Далее наличие и состояние препятствий сильно зависит от уровня
воды, поэтому устоявшейся их нумерации нет. Указаны только
основные препятствия, присутствующие на реке постоянно.
Остальные участки описаны лишь в общих чертах.
За пос.Иня шиверы с отдельными валами и бочками до 1-1,2 м.
Пор.Ининский не обнаружен. Река течет по степной котловине,
пейзаж типично среднеазиатский. По левому берегу идет Чуйский
тракт, большую часть видимый с воды.
Перед пор.Ильгуменский тракт отходит от реки. На характерных
зигзагообразных участках реки шиверы с валами до 1,8 м и
бочками до 1,5 м.
Пор.Ильгуменский. Ориентиры: справа большое улово и большой
песчаный пляж; слева устье р.Б.Ильгумень; ниже пляжа видны
скальные выходы по обоим берегам - начало порога.
Порог - сужение русла, берега из крупных темных валунов. На
входе слив: справа около 2,5 м, слева около 2 м и более пологий.
Далее струя с валами до 2,5 м, в конце порога у левого берега
бочка 1,5 м.
Просмотр по правому берегу. Порог очень фотогеничный,
рекомендуется проходить по одному судну со страховкой с берега
и с воды.
До устья р.Кадрин простые шиверы. Степь постепенно кончается,
начинается сосновый лес.
Кадринская труба. На протяжении нескольких километров после
устья р.Кадрин серия сужений в скальных берегах, валы до 1,8-2
м. На плесах между сужениями мешанина из поганок. Во второй
половине много хороших стоянок.
Пор.Мешок. Завершает Кадринскую трубу. Небольшое круглое озеро
в высоких скальных стенках, в которое впадает струя с
предыдущего участка. Обширные, но слабые поганки.
Пор.Шабаш. Ориентиры: большая галечная отмель на левом берегу и
крупные скалы на правом.
В первой ступени на входе валы, бочки до 1,5 м. Далее основной
слив в скальных воротах: в центре пульсирующая бочка 2 м,
слева косые бочки до 1,5 м, справа чисто. На выходе валы до
1,5 м.
- 11 -
Вторая ступень через 300 м после первой. На входе слева бочки
до 1,2 м, сливы через плиты; справа слив 1,5 м с жесткой
бочкой, под которой просматриваются камни; по центру чистая
струя с валами до 2 м. В конце порога один вал периодически
превращается в пульсирующую бочку.
Просмотр по правому берегу. Рекомендуется прохождение первой и
второй ступеней по очереди, со страховкой с воды. Единственное
место для стоянки на пороге - между ступенями, за большим
утесом на правом берегу.
Далее после глобального левого поворота шивера на местном
правом повороте, прижим влево, валы до 1,2 м. Далее прижим к
одинокой скале правого берега, за ним мощные поганки.
Порог возле устья р.Урсул. Валы до 1,5 м. На входе остров,
основная протока левая. На выходе прижим вправо. За порогом
канатная переправа. Прохождение с хода.
Далее простые шиверы с валами до 1-1,2 м.
Пор.Каянча. Сужение в скальных стенках, валы до 1 м, аналогично
предыдущим шиверам. За ним подвесной пешеходный мост.
Прохождение с хода.
Далее после правого поворота с бомом слева - 2 шиверы с валами
до 2-2,5 м. Аналогичная шивера в районе устья р.Байтызем.
Пор.Аяла. На входе в центре слив с плиты, бочка 1,5 м. Далее
валы до 1,2 м. Прохождение с хода.
До устья р.Карасу шиверы с валами и отдельными бочками до
1-1,2м.
Пор.Тельдекпень-1. Начинается разгонной шиверой на местном
правом повороте, с валами до 1,8 м. После нее плес 150 м с
большим уловом и песчаным пляжем на правом берегу. За ним ближе
к левому берегу скальные ворота - вход в порог.
На входе слив в воротах, валы до 1,5 м. Далее в каньоне со
стенками 5-8 м поганки. Через 300 м еще один слив, за ним мост,
опять поганки.
Просмотр по правому берегу. Прохождение со взаимной страховкой
с воды. За порогом берега крутые, подойти к воде сложно.
Пор.Тельдекпень-2. Ориентиры: справа устье р.Чеба; за ним
местный левый поворот с пологим каменистым левым берегом. Порог
начинается от этого поворота. Аналогичен предыдущему, но мощнее
него. Справа сухая протока. В основной протоке справа обломок
скалы, слева горка со сложными пульсирующими валами, поганками
и воронками, далее мощные поганки в скальных стенках 6-10 м.
- 12 -
Просмотр по левому берегу от улова перед поворотом. Прохождение
со взаимной страховкой с воды. При прохождении каяк попал в
пульсирующую воронку, образовавшуюся вокруг него, перевернулся,
но сделал эскимосский переворот.
Далее простые шиверы. За устьем р.Коскол простой порог: слив в
скальных воротах, валы до 1,2 м, прижим вправо, скальные стенки
высотой 4-5 м, на выходе поганки. Прохождение с хода.
Пор.Еландинский. Ориентиры: стенка справа, устье р.Тыткесаек и
утес слева. Справа крупные надводные камни, между которыми есть
проходы. В центре 2 слива через плиты с жесткими бочками до
1,5 м. Основная струя слева, валы до 2,5 м.
Далее местами простые шиверы. На крутом левом повороте между
устьями правого и левого р.Толгаек сложная картина течений
между скальными островками, поганки. Далее простые шиверы с
валами и бочками до 1 м, поганками.
Чемальская труба. Начинается перед последним левым поворотом,
перед устьем р.Чемал. Сужение в скальных стенках высотой до
8-10 м, на входе слив 0,8 м с бочкой 0,8 м, далее мощные
поганки.
В устье р.Чемал есть места для стоянок, здесь можно закончить
маршрут. Кроме туристов, здесь много просто отдыхающих. Другое
удобное место для последней стоянки и разборки судов - ниже
пос.Чемал, на местном правом повороте. Судя по многочисленным
деталям судов и выброшенным предметам снаряжения, оно часто
используется туристами. Впрочем, поляна здесь большая, и
в ближайшие несколько лет ее вряд ли всю загадят.
- 13 -
5. Радиальный выход к оз.Кучерлинскому и Дорашколь.
Первоначально группой был заявлен радиальный пеший маршрут
второй категории сложности: пос.Тюнгур - оз.Кучерлинское -
оз.Дорашколь - пер.Йолдо-Айры-3 (1А) - пер.Зап.Немыцкого (1А) -
оз.Кучерлинское - р.Текелюшка - пер.Кара-Тюрек (1А) -
оз.Аккемское - рад.выход до Аккемского ледника - р .Аккем -
пос.Тюнгур. Однако после выхода группы к оз.Дорашколь резко
ухудшилось самочувствие одного из участников. Это заставило
группу отказаться от прохождения перевалов Йолдо-Айры и
Зап.Немыцкого и спуститься к Кучерлинскому озеру тем же путем,
которым пришди сюда, вдоль р.Йолдо-Айры. Такому решению
способствовали также недостаточная техническая подготовка
группы, выявившаяся на предыдущем этапе пешего маршрута, и
неблагоприятные погодные условия в этот день (дождь, выше на
50-100 м - со снегом).
Далее, по сведениям встреченных нами групп горников и
пешеходников выяснилось, что в этом году в районе пер.Кара-Тюрек
произошел обвал, заваливший на значительном протяжении тропу на
перевал, что, естественно, резко повысило его сложность.
Поэтому группа отказалась от прохождения и этого перевала и,
несолоно хлебавши, вернулась вдоль р.Кучерла в пос.Тюнгур.
Таким образом, основная часть пешего маршрута пройдена не была,
что позволяет оценить фактически пройденный маршрут только как
некатегорийный радиальный выход.
Тропа вдоль реки Кучерла хорошо освоена туристами. Это один
из основных путей захода в Катунские Белки, используемый горными
и пешими группами. До южного конца Кучерлинского озера доходит
плановый маршрут, промаркированный алюминиевыми табличками с
красной полосой. Стоянки загажены, грибы и ягоды сожраны, тропа
разбитая, что изрядно омрачает красоту окружающих ландшафтов.
Перед началом пешей части суда, водное снаряжение и продукты
на оставшуюся часть сплава были оставлены в пос.Тюнгур у
местных жителей. Суда были частично разобраны для просушки
баллонов. Местные жители относятся к туристам весьма
доброжелательно, договориться о хранении вещей легко, но
продукты должны быть упакованы и уложены так, чтобы их не
сожрали мыши.
На правом берегу Катуни от подвесного моста начинается
дорога, которая круто поднимается на склон и через 3 км
приводит к д.Кучерла. Перед деревней дорога ветвится, обход
деревни справа вдоль околицы. Через 1,5 км дорога выходит к
мосту через р.Кучерла. На правом берегу ее хорошая, но очень
перенаселенная и загаженная стоянка.
Далее дорога идет в стороне от реки через лес, затем через
небольшие поля. Через 50 мин. хода она выходит к мосту, возле
которого изба и загон для скота. Здесь от нее отходит тропа,
- 14 -
которая поднимается на склон правого берега, траверсирует его и
выходит на открытую террасу высоко над водой. Внизу виден еще
один мост, по которому дорога возвращается на правый берег.
Далее она где-то поднимается на террасу (вероятно, вдоль
небольшого ручья в конце ее) и уходит вдоль ручья на восток -
то ли до ближайших сенокосов, то ли в долину Аккема. Пешеходная
тропа идет дальше вдоль Кучерлы высоко над ней, лишь изредка
подходя к воде.
До ручья Чок-Чок тропа проходит по лугам и редколесью.
Ходовое время от второго моста 2.40. Вскоре после р.Чок-Чок
последняя летняя ферма, расположенная на обширной поляне. За
ней луга кончаются. Тропа несколько приближается к борту долины
и входит в густой лес. Качество ее заметно ухудшается. Часто ее
пересекают небольшие ручейки, стекающие по склону. Основная
тропа по-прежнему идет по склону высоко над рекой, спускаясь
лишь у бродов через крупные притоки. Кроме нее, внизу идут
несколько ложных троп. Они тоже проходимые, но менее хоженые и
местами заболоченные. От фермы до ручья, впадающего на
глобальном повороте долины на юг, ходовое время 2.25. Места для
стоянки встречаются редко. Особенно тяжело найти место для
больших палаток, что следует иметь в виду при выборе снаряжения
для похода.
Через 20 мин. хода от поворота, у пересохшего русла ручья,
тропа снова раздваивается. Основная тропа - правая, вдоль реки.
Левая тропа ложная, она поднимается на склон, дробится и
теряется, хотя идейно стойкие мазохисты могут, очевидно, дойти
по ней до р.Текелешки. По основной тропе до нее хода 1.00 (от
сухого ручья).
Р.Текелюшка - довольно крупный приток. Через него в
нескольких местах лежат бревна, в 100 м выше устья сооружен
вполне цивильный мостик для плановых туристов. На левом берегу
ее большая плановая стоянка. Место густо загажено.
Продолжение тропы следует искать в верхней части стоянки, у
мостика. Внизу, вдоль берега, идет ложная тропа, которая вскоре
упирается в непроходимый по берегу каньон. Основная тропа
обходит его поверху и через 35 мин. хода от р.Текелюшки
возвращается к реке. Еще через 35 мин. на противоположном
берегу виден водопад Тигеек. На этом участке есть хорошие
стоянки.
Вскоре после водопада тропа отходит от реки, и начинается
подъем на лесистый вал, ограничивающий Кучерлинское озеро. По
гребню вала в обе стороны отходят тропинки к смотровым
площадкам, с которых открывается особенно хороший вид на озеро.
Ходовое время от водопада Тигеек до озера 1.20.
Большинство групп останавливается на ночевку сразу же после
спуска к озеру. Палатки стоят тесно, как на слете КСП, дрова
вырублены в радиусе нескольких километров.
- 15 -
Далее тропа идет по берегу озера вдоль самой воды. Вначале
она не хуже, чем на предыдуцщем участке. Ближе к середине озера
начинают все чаще встречаться завалы и осыпи; в конце его осыпи
почти непрерывные. Через ручей из оз.Зеленого перекинут мостик
и много бревен. Есть несколько стоянок на берегу озера, в
основном в первой его половине. В конце озера и в 300-400 м
выше по р.Кони-Айры также есть стоянки, но при высокой воде они
заливаются. Ходовое время вдоль озера 2.15.
Далее тропа, плохо заметная на осыпях, ведет вверх вдоль
р.Кони-Айры в заболоченную котловину, где река разбивается на
множество проток. Отсюда открывается вид на слияние рек
Кони-Айры, Йолдо-Айры и Мюшту-Айры. Есть места для стоянки.
Через 1 час хода от озера, в 80 м выше устья р.Йолдо-Айры,
место переправы на левый берег. Здесь через все протоки лежат
бревна, и переправа не представляет сложности. Впрочем, если
будет более высокая вода или бревен не окажется, переправа
будет более трудоемкой.
Р.Йолдо-Айры впадает в Кони-Айры красивым водопадом. Подъем
вдоль него занимает 25 мин. ходового времени. Тропа ветвится, в
стороне от нее есть несколько обзорных площадок над водопадом.
На протяжении следующих 1-1,5 км тропа идет вдоль реки и плохо
видна на камнях. Далее более заметна, часто заболочена. На реке
видны еще несколько водопадов, но тропа набирает высоту
достаточно плавно. Через 2 часа хода, за несколько сот метров
до озера, тропа упирается в бурный ручей, текущий с ледника
Немыцкого. Переправиться через него можно по бревну с перильной
страховкой. Можно также перейти его выше, где уклон меньше, но
этот путь ведет к набору лишних 200-300 м высоты.
Озеро Дорашколь, действительно, восхищает даже привычный к
подобным видам взор. Р.Йолдо-Айры вытекает из него красивым
водопадом. В начале озера есть хорошие стоянки.
Путь вдоль озера, однако, весьма не прост. Приходится
преодолевать крупные осыпи (характерный размер камней 1,5-2,5 м),
в конце озера тропа заболочена. Обход озера занял 2 часа
ходового времени.
Заболоченный конец озера переходит в небольшую котловину,
заросшую карликовой ивой и березкой. Здесь течет ручей,
впадающий в озеро. С запада котловину озера ограничивает
ригель. Напротив него, на правом берегу ручья, последний
островок леса, в котором можно переночевать перед выходом на
перевал.
По причинам, указанным выше, группа отказалась от
продолжения маршрута и вернулась в пос.Тюнгур прежним путем.
- 16 -
Для организации местных подъездов в г.Усть-Каменогорск был
заранее выслан представитель от двух групп: нашей и группы из
МФТИ, шедшей по тому же маршруту и в те же сроки. На
автовокзале он заказал автобус ПАЗ до пос.Берель - последнего
пункта, с которым имеется регулярное автобусное сообщение.
Проблем при этом не возникло, за исключением режима погранзоны.
При оформлении заказа потребовалость предъявить пропуска; с
трудом удалость отклонить требование предъявить также и все
паспорта, поскольку их у гонца, естественно, не было. Билеты
на автобус именные, при посадке и при выезде из города строгий
контроль. Автобус вызывается с автобазы, расположенной в каком-
то поселке за несколько десятков километров от города, поэтому
заказывать его надо заранее. Стоит это удовольствие 345 руб. 60
коп.
Автобус пришел на автовокзал в 10.00. Дорога до пос.Берель
заняла 11 часов, включая часовую остановку на обед в пос.Самарка
(столовая отвратительная) и переправу через Бухтарминское водо-
хранилище на пароме. До районного центра Катон-Карагай (360 км)
почти везде хороший асфальт, далее хороший, но пыльный грейдер
(83 км). Во многих местах дороги реконструируются, строятся
новые мосты и т.д.
Этот участок пути можно преодолеть также на рейсовых
автобусах, что дешевле, но дольше и хлопотнее. Автобус из Усть-
Каменогорска в Катон-Карагай отправляется ежедневно в 7.10 по
местному времени, в пути 11 ч. 41 мин., билет стоит 6 руб. 70
коп. Можно ехать на автобусе, теплоходе "Ракета" или самолете
до пос. Большенарымский, далее автобусом до Катон-Карагая, а
оттуда до Береля. В Катон-Карагае есть аэродром, но ни одного
самолета или вертолета в нем не было. Возможно, сюда летает
АН-2 из Усть-Каменогорска или Большенарымского. Вертолетная
линия на пос.Рахмановские Ключи, упоминавшаяся в отчетах,
вероятно, снята после того, как туда была проложена хорошая
дорога.
В районе пос.Берель построен новый мост и новая дорога до
дер.Язевка. Она даже лучше, чем предыдущий участок дороги;
местами на ней даже встречаются сооружения, похожие на
автобусные остановки. Перед мостом через р.Белая Берель от нее
отходит столь же хорошая дорога в направлении пос.Рахмановские
Ключи.
За дер.Язевка дорога гораздо хуже, автобус здесь не пройдет.
До оз.Язевого можно доехать только на полноприводном грузовике
или вездеходе. Мы преодолели этот участок на "Урале", который
вез косарей из Язевки на озеро и потом через невысокий
водораздел доехал до самой Катуни.
- 17 -
Возможно также принципиально иное начало маршрута: от
г.Лениногорска ехать через пос.Поперечное, через водораздельный
хребет в долину р.Коксы - левого притока Катуни, и начинать
сплав по ней или ее притокам. Сам по себе этот вариант едва ли
целесообразен, поскольку при этом практически полностью теряется
верхняя часть Катуни, а сама Кокса не представляет большого
интереса. Его, однако, можно иметь в виду на тот случай, если в
Усть-Каменогорске возникнут проблемы с транспортом или с
пропусками.
Следующий очаг цивилизации на маршруте - это Уйменская степь.
Здесь много населенных пунктов, которые связаны с районным
центром - пос.Усть-Кокса - автобусным сообщением. Из Усть-Коксы
можно уехать автобусом или самолетом.
За пос.Тюнгур степь кончается, долина сужается. На левом
берегу высоко над водой часто видна дорога, на которой мы
несколько раз видели пешеходов и мотоциклистов. Сведения о том,
можно ли по ней доехать от Тюнгура до Ини, самые противоречивые:
от полной непроходимости до автобусного сообщения.
В пос.Иня реку пересекает Чуйский тракт. Относительно
возможности уехать отсюда в Горно-Алтайск известно, что:
1)автобус ходит; 2)билеты на него всегда проданы надолго вперед;
3)брать попутчиков на Чуйском тракте строжайше запрещено; 4)все,
кому надо, все-таки уезжают. Этих сведений, за исключением 1),
мы не проверяли.
Закончить маршрут можно в поселках, тяготеющих к Чемалу.
Хорошая дорога начинается от пос.Куюс. От пос.Еланда, по
непроверенным данным, в Чемал ходит автобус. Логичнее, однако,
плыть до Чемала.
Из пос.Чемал ходят автобусы в Горно-Алтайск (в 8.00, около
13 часов и около 17 часов) и в Бийск (в 8.00). Абтобусы ЛАЗ.
Предварительная продажа билетов производится в трансагентсве,
которое было закрыто давно и, вероятно, надолго. Таким образом,
она не производится вовсе. Пришлось всю ночь дежурить у коссы
на автостанции, а к открытию ее (в 7.00) собраться там в полном
составе для уверенности в соблюдении очереди всеми присутство-
вавшими группами. После этого мы взяли билеты на бийский
автобус и уехали. В любом случае, уехать отсюда в течение
одного дня представляется вполне вероятным, поскольку все
упомянутые группы прибыли в Чемал, как и наша, в предыдущий
день.
Автобусы из Бийска в Барнаул отправляются примерно раз в
час, но билетов не было. До Барнаула ехали поездом. Есть прямой
пассажирский поезд Бийск-Москва.
В аэропорту Барнаула, как и в любом другом, скопление народа
и полное отсутствие билетов. Улететь отсюда без заранее
купленных билетов нереально.
- 18 -
7. Обеспечение безопасности.
Безопасное прохождение маршрута обеспечивается обычными
методами.
При сплаве, просмотре препятствий и страховке все участники
находились в касках и спасжилетах. Объем последних составлял не
менее 20 л. При сплаве в условиях низкой температуры воздуха
или воды использовались гидрокостюмы. Часть участников имела
также защитные комплекты с прокладками из пенополиэтилена,
которые позволили избежать травм, в частности, при инциденте в
пор.Щеки-3 и при падениях на камнях при просмотре препятствий.
Основные препятствия: 2й - 5й сливы Аккемского прорыва, пор.
Ильгуменский, Шабаш проходились с просмотром и страховкой
четырехместного катамарана с берега спасконцами, остальных судов
с воды четырехместным катамараном. Так же следует проходить пор.
Щеки-3. Пор.Щеки-1,2,4, 1й и 6й сливы Аккемского прорыва, пор.
Тельдекпень-1,2, Еландинский в связи с их меньшей сложностью,
трудностью постановки и неэффективностью страховки с берега
после просмотра проходились всей группой одновременно со
взаимной страховкой с воды. Остальные препятствия проходились с
хода со взаимной страховкой.
В ходе радиального пешего выхода использовалась страховка на
переправах с помощью альпенштоков. По соображениям безопасности
группа была вынуждена отказаться от прохождения запланированного
маршрута через перевалы и вернуться в пос.Тюнгур. Более подробно
это описано в разделе 5.
- 19 -
В целом для Алтая для августа месяца характерна устойчивая
теплая и солнечная погода. Это одна из причин того, что
большинство походов проводится здесь именно в августе.
В течение похода погода в основном соответствовала ожиданиям.
Дневная температура держалась, как правило, в пределах 20-25
градусов, ночная - 15-18 градусов. Однако в течение первых
нескольких дней наблюдалась более прохладная погода: днем 12-18
градусов, ночью заморозки. Непосредственно перед нашим приездом
стояла дождливая погода, и в верховьях мы застали конец
дождевого паводка.
Микроклимат Уйменской котловины характеризуется указанной
выше хорошей погодой. Однако в горах, где проходила пешая часть
маршрута, погода неустойчивая, с резкими колебаниями
температуры, чередованием ясной погоды с дождевыми зарядами. По
ночам возможны заморозки.
Ниже Аккемского прорыва и устья Аргута во второй половине
дня часты грозы, град, шквальные ветра. В конце похода три дня
стояла пасмурная погода, дожди, температура около 20 градусов,
но в последний день погода снова улучшилась.
- 20 -
9. Специальное снаряжение.
Наименование Количество Примечание
9.1. Групповое снаряжение
Катамаран 4-местный 1 шт.
Катамаран 2-местный 1 шт.
Каяк карк.-подд. 1 шт.
Спасконцы метательные 2 шт.
Весла зап. канойные 3 шт.
- " - каячное 1 шт.
Грудные обвязки 2 шт. Не использовались
Веревка 10 мм 40 м Не использовалась
Карабины 2 шт. +2 шт. на спасконцах
9.2. Личное снаряжение (на 1 участника)
Гидрокостюм 1 шт.
Спасжилет >20 л. с обвязкой 1 шт.
Нож 1 шт.
Каска 1 шт.
Весло 1 шт.
Гермомешки 1-3 шт.
Защитный комплект 1 шт. Необязательно
Наименование расходов На 1 человека На группу
в 7 человек
Самолет Москва - Усть-Каменогорск 60.50 423.50
Самолет Барнаул - Москва 61.00 427.00
Местный транспорт 33.10 231.70
Продукты согласно раскладке 58.42 408.94
Прочее (телеграммы, кинофотоматериалы, 11.98 83.86
дополнительные продукты и т.д.)
---------------------------------------------------------------
Итого 225.00 1575.00
- 21 -
11. Выводы и рекомендации.
Маршрут по р.Катунь от верховьев до Чемала с радиальным
выходом к озерам Кучерлинскому и Дорашколь позволяет
познакомиться с различными природными зонами Горного Алтая. Он
весьма интересен в познавательном плане, особенно для тех, кто
впервые посещает этот район.
В спортивном отношении маршрут малоинтересен. Основную часть
его составляют плесы и простые шиверы не выше 3 к.с. Главные
препятствия на маршруте - мощные локальные пороги примитивного
струйного типа. Основные их элементы - валы и бочки до 2,5-3 м
на главной струе, которые при желании легко обходятся любыми
судами, имеющими собственную положительную скорость. Валы на
Катуни эффектные, фотогеничные, но очень мягкие. Они легко
проходятся на любых судах. Бочки, напротив, в основном глубокие
и жесткие оттого, что образуются после сливов через крупные
обливные плиты при малых уклоне и скорости течения. Для
байдарок, каяков и каноэ наибольшую опасность представляют
мощные поганки на Нижней Катуни, местами заполняющие все русло,
а также катамараны. В целом, по нынешним меркам, оценка маршрута
пятой категорией сложности для байдарок (согласно действующего
Перечня классифицированных маршрутов) представляется явно
завышенной, по крайней мере, для участка от верховьев до Ини.
Маршрут в равной степени интересен для всех классов
туристских судов. Однако любителям сплава на катамаранах и
плотах следует иметь в виду, что в общепринятом и наиболее
удобном месте стапеля все деревья, пригодные для изготовления
рам, вырублены в радиусе нескольких километров. Учитывая, что
необходимость пеших подходов к началу маршрута исключена почти
со 100%-ной вероятностью, целесообразно иметь разборные
дюралюминевые рамы. Оптимальными из надувных судов в этих
условиях представляются 2- и 4-местные катамараны с профилиро-
ванной рамой, напряженной декой и наплывами (схема "верблюд"),
обладающие наилучшими ходовыми качествами.
Для лучшего знакомства с районом, а также для более
разнообразного его содержания, в маршрут целесообразно включать
радиальные пешие выходы. Районы и маршруты этих выходов могут
быть весьма разнообразными. В частности, в качестве таких
маршрутов можно рекомендовать как первоначально заявленный, так
и фактически пройденный группой маршруты. Для разработки пеших
маршрутов имеется большое количество отчетов пеших и горных
групп.
Возможны также многочисленные другие варианты построения
водных, водно-пеших и пеше-водных маршрутов, включающие в себя
сплав по Катуни на описанном участке или части его. Сплав ниже
Чемала, в населенной местности, едва ли представляет интерес.
Популярность: 30, Last-modified: Tue, 16 Apr 1996 07:49:51 GmT