О Т Ч Е Т
Маршрутно-квалификационная комиссияр а с с м о т р е л аотчетисчитает , что
путешествием о ж е тбытьзачтено всем
у ч а с т н и к а мир у к о в о д и т е л ю.
М а р ш р у ти м е е т4к. с.
ОтчетиспользоватьвбиблиотекеМКК
городскогок л у б атуристовАЛКИС
Новокузнецк - 1985 г.
1.ОБЩИЕСВЕДЕНИЯ
1.1 Справочные сведения о путешествии
1.2 Участники
1.3 Сведения о населенных пунктах, встреченных на маршруте
2.РАЙОНПУТЕШЕСТВИЯ
2.1. Схема района путешествия
2.2. Географическое описание района
2.3. Орографическая схема Алтая
2.4. Климат района путешествия. Гидрография
3.ОРГАНИЗАЦИЯПУТЕШЕСТВИЯ
4.ТЕХНИЧЕСКОЕОПИСАНИЕМАРШРУТА
4.1. Описание подъездов группы к начальной точке
сплава на реке Кара-Каба
4.2. Описание сплавной части маршрута по реке Кара-Каба
4.2.1. Первая долина
4.2.2. Верхнее ущелье
4.2.3. Вторая долина
4.2.4. Нижнее ущелье
4.2.5. Третья долина
4.3. Описание движения группы на участке река Кара-Каба - река Кальджир
4.3.1. Описание действий группы на озере Марка-Коль
4.4. Описание сплавной части маршрута по реке Кальджир
4.4.1. Горновские перекаты
4.4.2. Ущелье Змеиный замок
4.4.3. Участок Петли
4.4.4. Участок Черные пороги
4.4.5. Участок Сельва
4.5. Описание отъезда группы с маршрута
4.6. Продольный профиль и примерный расход воды рек Кара-Каба и Кальджир
4.7. График движения
5,МЕРЫБЕЗОПАСНОСТИНАМАРШРУТЕ
6.УЧЕБНАЯРАБОТАНАМАРШРУТЕ
6.1. Описание проведения основных задач учебно-тренировочного похода школы ВТП
7.ИТОГИПУТЕШЕСТВИЯ , ВЫВОДЫ , РЕКОМЕНДАЦИИ
8.СМЕТАПОХОДА
8.1. Общая смета похода
8.2. Транспортные расходы
9.ВЕСОВЫЕПОКАЗАТЕЛИ
9.1. Групповое снаряжение
9.1.1. Медицинская аптечка
9.1.2. Ремнабор
9.1.3. Средства сплава
9.2. Личное снаряжение
9.3. Набор продуктов
ЛИТЕРАТУРА
ФОТО-ИЛЛЮСТРАЦИИ
КАРТО-СХЕМЫМАРШРУТА
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.ОБЩИЕСВЕДЕНИЯ
1.1. Справочныесведенияопутешествии.
Организатор путеществия - Новокузнецкийклуб туристов АЛКИС.
Вид туризма - водный.
Категория сложности - четвертая.
Средства сплава - двухместные катамараны.
Число участников - шесть.
Район путешествия - Южный Алтай (Восточно-Казахстанская обл.).
Названия рек - Кара-КабаиКальджир.
Маршрут путешествия: г. Новокузнецк - ст. Локоть - г. Усть-Каменогорск - пос. Большенарымское - пос. Катон-Карагай - пос. Чингистай - километровый столб 155\80 - Австрийский тракт - река Кара-Каба - сплав по реке Кара-Кабадо пос. Бобровка - пос. Сорвенок - пос. Урунхайка - озеро Марка-Коль - пос. Алексеевка - автомобильный мост через Кальджир трассы Алексеевка-Горное - сплав по реке Кальджир от конца третьего ущелья до пос. Буран -пос. Алексеевка - г. Усть-Каменогорск - г. Новокузнецк.
Время проведения путешествия - с 5 по 30 июля 1985 года.
Продолжительность путешествия - 25 дней, из них
- подъезды и отъезды- 7 дней,
- строительство катамаранов- 2 дня,
- сплав по Кара-Кабе- 3 дня,
- сплав по реке Кальджир- 10 дней,
- дневки- 3 дня
Пройдено километров на катамаранах - 172 , из них по
Кара-Кабе- 68,
Кальджиру- 104
Заключение о маршруте дано 26.06.85 г. Кемеровской областной МКК.
Шифр МКК128-00-43 4 1 2 4152А.
Маршрутная книжка в"-- 64-85.
1.2.Участники
Ходов Александр Сергеевич - руководитель, фотограф.
1981 - весна - Сисим- 3 к.с.
1978- осень-Лепсы- 4 к.с.
1980 - лето- Улуг-О- 5 к.с.
1981- лето-Кумир - Коргон- 5 к.с.
1984 - лето-Курчум- 3 к.с.
Ананьин Сргей Владимирович- врач.
1982 - лето- Катунь- 3 к.с.
1983 - весна- Она- 4 к.с.
1984 - весна- Черная Уба - Уба- 4 к.с.
Мацуев Виктор Иванович- ответственный за ремнабор.
1976 - летоКантегир- 4 к.с.
1978 - летоКатунь (до Ини)- 4 к.с.
1979 - летоКа-Хем- 5 к.с.
1980 - летоУлуг-О- 5 к.с.
1981 - летоКумир - Коргон- 5 к.с.
Бехтерев Михаил Валерьевич- метеонаблюдатель.
1983 - веснаТомь- 1 к.с.
1984 - весна Мундыбаш- 2 к.с.
1984 - летоКурчум- 3 к.с.
Бельтюков Владимир Анатольевич- завхоз.
1983 - веснаТомь- 1 к.с.
1984 - весна Мундыбаш- 2 к.с.
1891 - весна Сисим- 3 к.с.
Бельтюков Сергей Анатольевич- хронометражист.
1983 - веснаТомь- 1 к.с.
1984 - весна Мундыбаш- 2 к.с.
1984 - летоКурчум- 3 к.с.
1.2. Сведенияо населенных пунктах, встреченных на маршруте.
Начало путешествий по Южному Алтаю, расположенному на территории Восточно-Казахстанской области, лежит в ее областном центре городе Усть-Каменогорске.
В Усть-Каменогорске по улице Краснооктябрьская, 26 находится клуб туристов и областная КСС, где можно получить информацию, по интересующемуВас району Восточно-Казахстанской области.
Следующий населенный пункт на маршруте - поселок Большенарымское. Два раза в день из Усть-Каменогорска отправляются автобусы, следующие до Большенарымского. От пристани Аблакетка (г. Усть-Каменогорск) до пристани Харьюзовка (пос. Большенарымское) ходит быстроходный катер "РАКЕТА". Летают самолеты местной авиалинии.
В поселке имеются гостиница, почтовое отделение, несколько продовольственных магазинов.
Из Большенарымского путь лежит в поселок Катон-Карагай - районный центр Катон-Карагайского района.
ВНИМАНИЕ !В поселки Катон-Карагайскогои Марка-Кольского районов продажа билетов, въезд и нахождение осуществляются только по пропускам, выданным УВД по месту прописки.
В поселке Катон-Карагай построены современная гостиница, почтовое отделение связи, продовольственные магазины. Катон-Карагай - последний населенный пунктиз которого можно дать телеграмму о выходе группы на маршрут.
Поселок Чингистай. Есть только небольшой магазинчик из серии "шило, мыло, повидло" с ограниченным набором продуктов.
По реке Кара-Каба на участке сплава встречаются лишь отдельные юрты пастухов. В Нижней долине расположены джайляу пастухов.
Поселок Бобровка расположен в восьми километрах от реки Кара-Каба. В поселке есть магазин, узел связи, пограничная застава, аэродром. Летают самолеты местной авиалинии. Самолет - единственный рейсовый транспорт этого района. Бобровка связана автодорогой с поселком Урунхайка. Дорога проходит через небольшое селение Сорвенок, в котором есть магазин.
ВНИМАНИЕ !Поселок Урунхайка находится на территории озера Марка-Коль, бодльшая часть которого входит в состав Марка-Кольского государственного заповедника. Самовольное посещение заповедников запрещено. Посторонние лица могут находиться на территории заповедника только при наличии письменного разрешения администрации заповедника.
В поселке находится дирекция Марка-Кольского заповедника и управление лесхоза. В магазине можно пополнить запас продовольствия. У местных жителей всегда имеется соленый Ускуч (ленок) - гордость Марка-Кольского заповедника. Построено отделение связи.
Попутным транспортом из Урунхайки можно уехать через Мраморные горы и очень красивый, но опасный перевал в пос. Алексеевка. Так как поселок Алексеевка стоит в нескольких километрах от государственной границы СССР, неизбежны многократные, тщательные проверки документов и пропусков. На выезде из поселка стоит КПП. В поселке есть гостиница, несколько магазинов, столовая, почтовое отделение связи. С Усть-Каменогорском Алексеевка связана автобусным и авиационным сообщением.
Порселок Горное расположен в 10 км от реки Кальджир. Есть магазин, почта, застава. Ходит автобус в Усть-Каменогорск и пос. Алексеевка.
Пионерский лагерь имени героя Советского Союза Токтобаева. Стоит в 100 м ниже автомобильного маста трассы Горное-Алексеевка. В пионерском лагере установлен телефон с поселком Алексеевка.
Небоьшой поселок Джана-Аул. Расположен в левой протоке Кальджира чуть выше автомобильного моста трассы Алексеевка-Усть-Каменогорск. Поселок хорошо видно с реки. Имеется магазин и автобесная остановка, на которой останавливаются проходищие мимо автобусы.
Поселок Черняевка. Расположен в мелководных правых протокахКальджира. С реки виден прлохо.
Поселок Буран. Последний населенный пункт маршрута. Расположен в междуречьи реки Кальджир и Черный Иртыш. Крупный поселок. Связан автомобильным и авиасообщением с поселками Алексеевка и Зайсан.
Для более полного знакомства с районом Восточно-Казахстанской области рациональней выезжать через пос. Зайсан. Но для посещения района Зайсана требуется тоже разрешение органов Внутренних дел.
2.РАЙОНПУТЕШЕСТВИЯ
2.2.Географическое описание района
. . .рекаКара-Кабаберет начало на северных склонах хребта Южный Алтай. Является правым притоком реки Черный Иртыш. Длина Кара-Кабы на территории СССР около 100 км, затем река уходит на территорию Китайской народной республики. Считается одним из семи истоков Черного Иртыша. На территории Китая перекрыта плотиной гидроэлектростанции. До строительства плотины, по словам местных жителей, Каба была богата рыбой . . .
3.ОРГАНИЗАЦИЯПУТЕШЕСТВИЯ
Путешествие по Южному Алтаю со сплавом по рекам Кара-Каба и Кальджир совершено в соответствии с планами Кемеровского областного совета по туризму и экскурсиям и Новокузнецкого городского клуба туристов АЛКИС. Район путешествия выбран не случайно. В 1984 году был проведен поход школы СТП по реке Курчум. Для более полного ознакомления с районом Южного Алтая и были выбраны реки Каба и Кальджир . . .
... Реки Южного Алтая сравнительно недавно осваиваются туристами водниками. Поскольку в 1984 году группа прошла очень интересный маршрут по реке Курчум с пешим переходом через хребет Сарымсакты, то в 1985 году было решено продолжить знакомство с районом и пройти по рекам Кара-Каба и Кальджир, встретиться с озером Марка-Коль, увидеть с высоты Мраморных гор пески Ак-Кум, расположенныен на территории Китайской народной республики . . .
В подготовительный период велась переписка с туристами из Тюмени (прошедшими этот маршрут ранее), дирекцией Марка-Кольского заповедника. Тюменские туристы дали ценные рекомендации, а от дирекции заповедника было получено разрешение на посещение заповедника. В УВД был получн пропуск в пограничный район . . .
4.ТЕХНИЧЕСКОЕОПИСАНИЕМАРШРУТА
Для более удобной работы с отчетом маршрут разделен на несколько этапов.
В данном отчете на масштабных картосхемах нанесен условнуй километраж отдельно для каждой реки. Все безымянные притоки пронумерованы отдельно для каждой реки. Препятствия имеют сквозную нумерацию отдельно для каждой реки. С краткой характеристикой.. На схемах и фотографиях порогов нанесена линия движения судов, место и направление фотосъемки.
Названия порогов взяты из отчета туристов из Тюмени, прошедших этот маршрут под руководством Янина.
. . . Переночевав на автостанции в Катон-Карагае, рано утром на автобуседоехали до поселка Чингистай и далее на попутной автомашине до километрового столба 155\80, где расположен свороток дороги, ведущей в долину реки Кара -Каба - это так называемый Австрийский тракт. От Катон-Карагая до своротка мы добрались зачас сорокпять минут. Прождав два часа, попутным лесовозом поехали дальше. Дорога серпантином ползет круто вверх. Слева и справа появляются снежники. Дует холодный ветер. Открывается великолепный вид на долину реки Бухтармы, а вдали на северо-востоке сквозь облачную дымку едва-едва проглядывает массив Белухи. Перевал пологий, длинный неярко выраженный. Высота перевала 2138 м. Спуск с перевала почти прямой. По выходе дороги из горстоят несколько рубленных домов лесорубов, ведущих валку леса в этом районе. Из Като-Карагая к лесорубам регулярно ходит несколько лесовозов.
В километре от изб лесорубов стоит "верхнее" зимовье чабанов, которые пасут здесь многочисленные стада обец.
Долина Кабы в этом месте широкая, выровненная древним ледником. Для пастьбы скота она распахана и засеяна многолетними злаковыми. Река, в этом месте,течет с востока на запад и приняв справа приток резко поворачивает налево, скрываясь в первом ущелье нашего маршрута - Верхнем.
Лагерь разбили в 100 м ниже р. Тау-Текели.
Поскольку Кара-Каба имеет ледниковое питание, а дни стояли жаркие, то вода в реке была большая.
Хорошего леса для строительства катамаранов мало и растет он высоко на склонахРастет только лиственница.
Построив катамараны мы завезли их на лесовозах их на 11 км вверх по реке, откуда и начали сплав. Следует отметить, что в весенний период можно попробовать сплавиться по р. Тау-Текели - крупному правому притоку Кабы.
На входе в ущелье на левом берегу стоял табун лошадей и несколько юрт. Мы наблюдали, как казахи доят кобыл и изготавливают кумыс, который с большим удовольствием пила наша группы.
4.2. Описание сплавной части маршрута
по реке Кара-Каба.
Мы не нашли никаких справочных данных по реке Кара-Каба, поэтому нижеперечисленные параметры определены нашей группой приблизительно. К картам, приложенным к отчету, следует относиться критически.
Начальная точка сплава - 11 км выше р. Тау-Текели.
Время сплава с10 по 12 июля 1985 года.
Протяженность сплава - 68 км.
Высотная отметка начальной точки сплава - 1740 м.
Высотная отметка конечной точки сплава - 1150 м.
Средний уклон на участке сплава - 8.7 м\км.
Чистое ходовое время - 8.9 часа.
Уровень воды - большой.
Во время троительства катамаранов группой было замечено, что чем жарче погода, тем выше уровень воды в реке. Местные пастухи сообщили, что Каба вытекает из снежников, лежащих на северных склонах вершины 3483 м, входящей в состав хребта Южный Алтай.
Расход воды был определен нами примерно 20-25 м куб. В начале сплава и 35-40 в конечной точке сплава.
Сплавная часть маршрута по реке Кара-Каба для удобства разделена на пять участков. Приводим описание каждого из них.
4.1.1 Первая долина. Начальная точка сплава - р. Тау-Текели.
Протяженность сплава - 11 км.
Чистое время сплава - 1.1 часа.
Примерный уклон - 6.4 м\км.
Средняя скорость сплава - 10.0 км\час.
На этом участке река течет с востока назапад под левым (орографически) бортом широкой долины, лежащей между хребтами Тарбагатай с севера и Южный Алтайс юга. Река представляет мощный поток с большой скоростью течения без каких-либо серьезных препятствий. Приняв в себя приток в"-- 1 река резко поворачивает налево и принимает р. Тау-Текели. Впереди Верхнее ущелье. На этом первый участок заканчивается.
Сплавлялись придерживаясь центра реки, ширина которой не превышала 5-8 м.
4.1.2. Верхнее ущелье. Тау-текели - пятый мост тракта.
Протяженность сплава - 17.5 км.
Чистое ходовое время- 2.0 часа.
Средняя скорость сплава- 8.8 м\км.
Примерный уклон участка- 8.0 м\км.
Приняв Тау-Текели, река все тем же мощным потоком мчит в ущелье. Через 100 м от Тау-Текели находится первое серьезное препятствие. Местные называют его - лава. Э
то мост на уровне воды из уложенных через реку нескольких лиственниц. Расположено препятствие за небольшимправым поворотом. Просмотреть этот участок желательно заранее. Обнос удобнее производить по левому берегу. Препятствие опасно. Мы обносили лаву по правому берегу.
Далее река представляет сплошную шиверу с валом до 1 м. Через десяток минут сплава накрутом правом поворотепорог Дредноут.
Длина порога 100 м, ширина реки 20 м. Порог представляет собой мощный навал воды на отвесный выход коренных пород левого берега после крутого падения русла. Навал не локальный, а на протяжении метров десяти. Напротив скальной стенки - улово, в котором была организована чалка и страховка. Проходили по струе и отрабатывали в улово правого берега. Сразу за уловом русло реки резко поворачивает налево, при этом вся вода наваливается на невысокий правый берег. Мы из улова, резко пересекая струю, уходили к левому берегу от прижима.
Ниже порога Дредноут река течет в своеобразном лотке. Берега - крутая осыпь высотой 5-10 м. Через 15 минут сплава от порога за левым поворотом - мощная шивера. Длина ее 70 м, вал высотой около 1 м. В русле отдельные камни. Шли вдоль левого берега.
В трехстах метрах ниже короткая мощная шивера на правом повороте. Длина 50 м. Левый берег - скальный выход. У правого берега подводная плита Шли слева.
В 100 м ниже прижимвправо к скальному выходу с мощной бочкой. Прыгали через бочку.
Далее до второго моста участок быстротока ишивер, которые трудно отделить друг от друга. Чалка затруднена большой скоростью течения.
В 200 м от моста в скальном сужении на крутом левом повороте - шивера. Ширина реки в сужении до 8-10 м. При сплаве сходу ощущение такое, будто река исчезает в скалах. Ниже сужения мощный вал. Шли центром.
Ниже метров через 200 слева впадает приток. Перед притоком прижим влево. Реку пересекает телефонная линия. Сразу за телефонной линией остров. Шли левой протокой. В протоке шивера длиной 40 м.
Через несколько минут сплава по быстротоку - шивера длиной 150 м. Шли центром. Через 20 мин. Быстротока по слабым шиверам река перегораживается плитами у левого и правого берегов. Сливы. Ниже еще два локальных слива. Фото-1.Тут же реку пересекает третий мост Австрийского тракта. Шли по основной струе.
Ниже третьего моста, в полукилометре, находится порожек Срединный. Длина 50 м. У левого берега остров. На входе мощная бочка, ниже - серия валов.Шли по струе через основной слив.
По четвертому мосту Австрийский тракт переходит на левый берег. На правом повороте находится красивый порог Секунда. Порог имеет большое падение. Длинаоколо 20 м. В центре острыйобливной зуб. Около правого берега --чистый пологий слив. Под левым берегом - вал и крутой слив. Проходили порог, как левым, так и правым сливами. Фото-2. Ниже порога Секунда небольшие щеки. Ниже щек и была организована страховка. Справа впадает крупный приток Манушка. Дорога по пятому мосту переходит на правый берег и уходит от реки. Первое ущелье кончилось.
4.1.3. Вторая долина. Пятый мост - "Низкий" мост
Протяженность сплава - 9 км.
Чистое ходовое время - 1.4 часа.
Средняя скорость сплава- 6.4 км\час.
Примерный уклон участка - 8.9 м\км.
Выйдя из Верхнего ущелья река не снижая скорости несется по долине. В начале долины стоят несколько юрт. На правом берегу посевы люцерны. Австрийский тракт через перевал покидает долину Кара-Кабы.
Стремительным потоком река меандрирует вдоль левого борта долины. Справа впадает р. Мараленок. Во второй части долины на реке то с одного, тос другого берега встают небольшие отвесные скалки. Длинная низкая кошара на левом берегу служит ориентиром низкого деревянного моста с проходом подлевым берегом.Этот мост служит ориентиром начала следующего участка реки. Участок долины проходился без предварительного просмотра, так как никаких препятствий кроме высокой скорости течения нет.
4.1.4 Нижнее ущелье. "Низкий" мост - конечная точка
сплава по реке Кара-Каба.
Протяженность сплава - 18 км.
Чистое ходовое время- 1.5 часа.
Средняя скорость сплава - 12 км\час.
Примерный уклон участка - 14.4 м\км
Постепенно горы сжимают реку.Уклон увеличивается. Появляются небольшие прижимы. До первого порога шли без разведки. Чалка к берегу затруднена большой скоростью потока. Береговая кромка обрывается круто вниз. По берегам непролазные заросли ельника. Тропы нет.
Первый порог Нижнего ущелья представляет собой большое падение русла, навал воды на обломок у правого берега в конце порога. Шли ближе к левому берегу. Длина препятствия 20 м. Страховка стояла ниже порога.
Далее река сплошная шивера. Чалка к берегу очень трудна. До порога Горный пион шли без разведки.
Порог Горный пион - длинное сложное препятствие. Имеет две ступени. Входная- 100 м и выходная - 60 м. Между ними, за островом слева впадает крупный приток. Начинается порог слабой шиверой на прямом участке. Впереди на правом повороте в русле видны крупные каменные глыбы и застрявшие на них деревья. Вход в первую ступень через гряды валунов и обломков скал. Далее быстроток с большим падением и обливными камнями. Вторая ступень начинается ниже острова. Река через обливные и полуобливные камни устремляется на обливной зуб в конце ступени. Ниже правый берег - отвесные скалы. Напротив скал участок спокойной воды.
Заходилив порог через центральные ворота в правую протоку и шли весь порог под правым берегом. Страховку организовали ниже порогана участке спокойной воды.
Дальнейший участок сплава следует разведать до порога Отара. Разведку лучше проводить по левому берегу. На реке ниже порога Горный пион трудно выделить отдельные участки. Мощнейшие шиверы сменяются сложными порогами. И так до самого конца ущелья. Шиверы этого участка с большим натягом можно назвать шиверами. Практически это хорошие пороги.
Ниже порога Горный пион находиться длинный порог длиной около 300 м. Сначала прямой отрезок, затем быстроток и поворот направо. Шли по основнойструе.
За поворотом начинается участок мощных шивер, переходящих в порог Бастион. Чалиться следует заранее. Чалка затруднена большой скоростью потока и крутыми берегами, большой скоростью течения.
Порог Бастион расположен за местным правым поворотом. Длина порога около 60 м. Ширина в сужении до 8 м. Характеризуется большим падением, сложнымвходом и выходом. На входе прижим к скале правого берега, на выходе - бой воды в скальный обломок у левого берега. Порог требует очень точного маневра по всей длине.
Заходили в порог ближе к правому берегу, затем уходили влево к зубу от прижима к скале правого берега. Один катамаран не смог уйти от прижима и его слегка стукнуло. В конце порога резко работали вправо, что бы уйти от скального обломка. Фото - .
Один из ориентиров порога - осыпь на левом берегу, уходящая в воду. Страховка стояла ниже скального обломка.
Ниже порога Бастион на реке мощные шиверы.
Порог- водопад. Находится в двух минутах сплава от порога Бастион. Ориентиры - расположен на прямом участке реки после правого поворота, правый берег - скальная стенка, левый берег ниже поворота - осыпь, у левого берега на уровне воды лежит большой скальный обломок. Порог короткий, метров 25-30. Русло перегорожено полуобливным скальным обломком. Правый проход - водопадная ступень около 2 м. Левый проход - более пологий слив с подводными камнями. Ниже, метров через десять, в середине потока обломок скалы. В виду опасности порога мы проходили его одним катамараном. Два других обнесли и поставили на страховку. Фото-. Проходили порог-водопад по левой протоке - центром. Правой не рискнули. Катамаран аккуратно скатился по горке и причалил к левому берегу.
Порог переходит в мощные шиверы. Слева в реку впадает ручей.
Порог Отара. Начало на левом повороте. Разведку проводили по правому берегу, т.к. левый берег очень крут. Под правым берегом реки в русле, которое забито крупными камнями, застряли бревна. Проходили этот участок ближе к правобережным камням, поскольку в левой части русла - подводные зубья, а ниже мощные бочки. В конце порга со скал левого берега падает ручеек. Река поворачивает направо. Порог Отара переходит в порог Ралли.
Порог ралли - длинное препятствие., расположенное на прямом участке реки за правым поворотом. Порог содержит массу подводных плит.
Заходили в порог под левым берегом. Далее перемещались в зависимости от обстановки то под правый, то под левый берег. Чалились ниже порога на правый берег. Здесь же стояла страховка.
Сразу за порогом Ралли на левом повороте расположен порог Ступенька. Чистый проход под левым берегом. Правый берег - острые скальные обломки. Проходили под левым берегом.
Через 100 м от порога Ступенька расположен порог Точка. Длина 100 м. На протяжении всего порога хаотично расположены серии валов и бочек. Порог находится на левом повороте. Проходили порг по основной струе ближе к центру реки.
Порог Точка наше последнее прапятствие на реке Кара-Каба и последнее препятствие Нижнего ущелья. Река успокаивается. Горы отступают. Реку пересекает старый деревянныймост трассы Бобровка - Урунхайка. В 100 метрах ниже построен новый бетонный мост.
4.1.5. Третья долина. Мост - конец сплава по Кара-Кабе.
Протяженность сплава- 12.5 км.
Чистое ходовое время- 2.9 часа.
Средняя скорость сплава- 4.3 км\час.
Примерный уклон участка- 3.2 м\км.
После пересечения моста Кара-Каба растекаетсяшироким и мелким руслом. Появляются острова. На поворотах встречаются заломы и упавшие в воду деревья. Справа впадает приток Джаман-Каба.
4.2. Описание движения группы на участке
река Кара-Каба - река Кальджир
Проплыв несколько километров по третьей долине мы причалили. Сдув баллоны и не разбирая рамы катамаранов вышли на автодорогу Бобровка - Урунхайка, недалеко от поселка Бобровка.
На двух попутных машинах, с пересадкой в поселке Сорвенок, наша группа через небольшой перевал добралась до поселка Урунхайка. Поселок Урунхайка стоит на берегу озера Марка-Коль.
4.2.1. Описание действий группы на озере Морка-Коль.
В центральной усадьбе Марка-Кольского заповедника мы встретились с директором заповедника Исеном Аубакировым. Он показал место, где можно разбить лагерь и подтвердил свое письменное разрешение на движение группы по озеру на катамаранах.
Погода стояла солнечная и, как нам казалось, безветренная. Но по озеру шла хоть и небольшая, но волна. Из долины Кальджира дул небольшой ветерок. Не стих он и на следующий день. Работники заповедника сказали, что он здесь постоянный и редко дует в другую сторону. Плыть на легких катамаранах под веслами навстречу ветру нам показалось нецелесообразно, и группа решила воспользоваться запасным вариантом, который предполагал заброску на Кальджир через поселок Алексеевка.
На следующий день разобрав рамы катамарана и увязав жерди и весла группа на попутной автомашине выехала в пос. Алексеевка. Дорога, постепенно набирая высоту, пересекала Мраморные горы. Плавно поднимаясь со стороны озера Марка-Коль, горы резко обрываются в долину Черного Иртыша. Дорога устремляется вниз по узкому ущелью. Спуск очень крут и опасен, что подтверждают остовы разбитых машин, лежащие на протяжении всего спуска. Слева от дороги, метрах в пятидесяти, появляется пограничная "система", а в километрахтрех высятся массивы песков Ак-Кум, находящихся на территории Китайской народнойРеспублики. Машина привезла нас на автостанцию поселка Алексеевка.
В связи с близостью поселка к государственной границе СССР у нас неоднократно, во время пребывания в поселке, проводилась проверка документов. На следующий день на рейсовом автобусе, следующим до поселка Горное, через пограничный КПП, мы выехали на Кальджир. Выгрузились на автомобильном мосту через реку Кальджир. Оставив вещи в пионерском лагере и собрав катамараны пошли вверх по реке к концу третьего ущелья. Хорошая дорога идет по оде стороны реки. Следует отметить, что по берегам растет только кривой тальник, чуть в стороне степь, так что все наши мытарства, связанные с перевозкой жердей и весел, которые мы везли от Кара-Кабы - оправдались.
Впереди сплав по Кальджиру.
4.3. Описание сплавной части маршрута по реке Кальджир.
Наша группа начала сплавс пятидесятого километра реки. Для более полной информации по Кальджиру приводим данные по реке.
Длина реки - 150 км
Вытекает из озера Марка-Коль на высоте 1449 м.
Впадает справа в реку Черный Иртыш на высоте 400 м.
Длина реки в горной части - 116 км.
Средний уклон реки в горах - 8.7 м\км.
Примерный уклон Кальджира на равнине - 2-3 м\км.
Расход воды в реке Кальджир в истоке (оз. Марка-Коль)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.3.1. Горновские перекаты. Левый приток в 1.5 км ниже уреза воды 800 м - 5 км ниже моста автодороги Алексеевка - Горное.
Протяженность сплава - 22 км.
Чистое ходовое время - 5.1 часа.
Средняя скорость сплава - 4.3 км\час.
Примерный уклон участка - 4 м\км.
От начальной точки сплава река сплошная шивера. По левому берегу идет хорошая дорога. Шиверы слабые. Встречаются сливы с камней, небольшой вал. Линия электропередачи через реку ориентир приближения моста. Перед мостом несколько прижимов к выходам скал. Ниже моста, на правом берегу, стоит пионерский лагерь. На левом берегу, напротив лагеря, живет сторож пионерского лагеря. За левым поворотом ниже лагеря, на левом берегу, стоит буровая геологов. Через 25 минут сплава от пионерского лагеря на крутом левом повороте находится мощная шивера с прижимом к правому берегу. Ниже прижима довольно жесткий вал. Проходили препятствие по центру, интенсивно отгребая от прижима. Весь участок проходили без разведки, т.к. сложных препятствий нет. Причаливали к берегу только на территории пионерского лагеря, где мы оставляли снаряжение.
4.3.2. Ущелье Змеиный замок.
5 км ниже моста автодороги - 81 км от истока реки.
Протяженность участка - 8 км.
Чистое ходовое время - 0.7 часа.
Средняя скорость сплава - 11.4 км\час.
Примерный уклон участка - 15 км.
Ущелье Змеиный замок достаточно величественно. Местами это настоящий каньон. Препятствия в ущелье очень сложны. Разведка малоэффктивна, т.к. большую часть ущелья можно пройти только высоко по склонам.
Порог Утес. Расположен за левым поворотом, на прямом участке реки. Препятствие заметно издалека. Порог можно разделить на три участка. Каждый участок представляет собой мощный слив. Между каждым сливом около 100-150 метров. На всем протяжении река бежит в скальном коридоре. Разведку проводили с левого берега. Если первую ступень порога осматривать более или менее удобно, то для осмотра второй и третьей ступени пришлось карабкаться высоко вверх, и оттуда пытаться представить, что твориться внизу. При прохождении порога Утес группа проводила поэтапную страховку. Ниже первой ступени на небольшом береговом уступчике - первый участок страховки. Тут же была промежуточная чалка после прохождения первой ступени. Вторую и третью ступень проходили все вместе со взаимостраховкой. Чалились на плесе ниже третьей ступени. Водосброс второй ступени наиболее мощный в данном пороге. Третий слив осложнен группой валунов. Проходили третий слив ближе к левому берегу. Каждый экипаж выбирал наиболее оптимальную линию движения (с его точки зрения). Прошли без приключений.
Далее нужно плыть очень осторожно. За правым поворотом расположен Большой Кальджирский водопад. В самом начале водопада у левого берега лежит треугольная скальная глыба. Сам водопад расположен метрах в 20 от глыбы. Имеет две основных ступени водосброса. Общая высота около 4 м Длина участка водопадов метров 25-30. Ниже водопада находится сложный порог. Все препятствия находятся как бы в скальных воротах. По рекомендации тюменских туристов мы причалили к левому берегу.
Поскольку группа была выпущена на маршрут 4 к.с. мы приняли решение обнести основные ступени водопада по осыпи левого берега. Тщательно осмотрев порог ниже водопада и взвесив все за и против, было решено следующее:
- порог ниже водопада идти,
- обнести за порог жизненно необходимое снаряжение,
- для обеспечения страховки один катамаран обнести,
- ввиду трудоемкости обноса один катамаран сбросить в порог,
- на мелководном перекате, расположенном в 100 м ниже окончания порога, обеспечить безопасное и надежное вылавливание катамарана, сброшенного в порог.
На следующий день все намеченное ранее было осуществлено. Катамаран был сброшен в порог и безо всяких приключений выловлен на перекате, около острова.
Следует отсметить, что при обносах, разведках и т.д. неизбежны встречи с "живыми" осыпями. Нужна максимальная осторожность.
Ниже идут шиверы. Ярко выраженный плес и каменные глыбы в русле за ним - ориентир порога "Домино".
Порог "Домино". Длина около 600 м. По длине порога в русле раскиданошесть скальных обломков. Порог состоит из трех частей. Входная часть представляет собой сложный маневр между воротами из глыб. Проходили центральной струей ближе к левому берегу. Промежуточная чалка и страховка на левом берегу напротив пятого скалдьного обломка. Средняя ступень порога от пятого до шестого скального обломка- это 100 метров быстротока.Еще одну чалку для осмотра нижней ступени порога делали в улове за шестой глыбой. Выходная часть порога является наиболее мощной и сложной. Проходили порог правой стороной. Страховка осуществлялась ниже порога с правого берега.
Через несколько минут сплава, за скальными воротами (сужением) расположен короткий, но мощный порог-слив. Проходили центром.
Далее река становится спокойнее, но шиверы следуют одна за другой. За островом после левого поворота новое препятствие - шиверо-порог. Он состоит из хаотичного нагромождения сливов, бочек и валов на протяжении 200 м. Проходили ближе к левому берегу.
Далее, после левого поворота, в русле остров. Он является ориентиром приближения порога "Роковой". Необходимо причалить до острова на левый берег, т.к. заходить в порог удобнее правой протокой. Чалка сложная, из-за большого течения, а берег обрывается уступом.
Порог "Роковой". Длина около 150 м. Имеет мощное начало, большой уклон, на выходе ворота из обломков скал, сливы. Кончается порог несколькими каменными домами в русле реки. Правый берег скальная стенка.
Заходили в порог по правой протоке. Сам порог проходили по основной струе, ближе к правому берегу. Страховка стояла ниже порога на левом берегу, там где река замедляет свое течение, а в русле лежит большой каменный дом.
За "Роковым" горы несколько расступаются и становятся ниже. Ущелье "Змеиный замок" кончилось.
Резко повернув направо, река уходит в каньон со стенками высотой от 4 до 10 метров. В этом каньоне и расположены последние пороги Кальджира.
Ориентиром начала каньона являются:
- длинная большая осыпь по левому берегу до поворота реки направо,
- на повороте, сразу за осыпью прямо по курсу левый берег представляет собой скальную стенку, которую сверху донизу по вертикали секут две кварцевые жилы, причем правая полоса тоньше левой. Полосы очень заметны. Чалиться для просмотра порогов и организации страховки удобнее на правый берег, до поворота, что мы и сделали.
По дороге прошли до конца порогов, наметили путь следования, места страховок и фотосъемки порогов "Шайтан" и "Черепица".
На камнях, напротив порога "Шайтан", имеются выдолбленные изображения животных.( не так давно я выяснил, что это действительно древние петрографы, которые учтены у археологов и занесены в их роеестры).
Порог "Шайтан" начинается за поворотом реки направо. Начинается порог разгонной шиверой сразу за поворотом. Длина шиверы около 100 метров. В шивере большое падение реки, вал, бочки. В самом пороге три ступени сливов. Наиболее мощная третья ступень, разделенная огромной плитой надвое. Справа слив крутой, узкий, сподводными зубьями. Слева более пологий, спокойный. Ниже плиты в русле галечный остров.
Шиверу проходили по центру. В пороге отрабатывали к левому берегу, чтобы в третьей ступени попасть в левый слив.
В двухстахметрах ниже порога "Шайтан" очередное препятствие - небольшой порожек - слив. Проходили по центру.
Далее река уходит в левый поворот, оставаясь в каньоне. За поворотом находится порог "Черепица". Это относительно короткое препятствие. Длина около 60 м. В начале порога несколько сливов. На выходе в центре реки лежит полуприкрытая водой плита с острыми зубьями, ниже - плес. Слева и справа от скальной плиты - сливы. Проходили порог, каклевым, так и правым сливами. Так, как река протекает в каньоне, то было решено проходить пороги "Шайтан" и "Черепица" за раз. Страховка стояла ниже порога "Черепица" на плесе.
Ниже порога "Черепица", до выхода реки из гор, встречаются слабые шиверы. В конце каньона над рекой натянут трос годропоста. Трос натянут низко над водой. Проходили под левым берегом.
Горы резко обрываются. Впереди Зайсанская котловина.
Популярность: 36, Last-modified: Wed, 12 May 1999 06:04:40 GmT