до города Подпорожья.
Протяженность - 110 км. Число ходовых дней - 4 - 5.
Сезонность - 10 мая - 15 июня.
Ивина образуется от слияния двух речек - Шапши и Таржеполки
и впадает в северную губу Ивинского разлива. Длина Ивины - 44 км,
уклон - 1,49 м/км. Дно песчаное, на порогах каменистое, ширина -
до 16 м. Берега покрыты смешанным лесом, в районе деревень -
открытые.
Подъезд к началу маршрута - от станции Ладва железнодорожной
линии Ленинград-Петрозаводск, откуда попутным транспортом можно
добраться до поселка Ладва (15 км). Он раскинулся по обоим
берегам на 5 км. Собирать байдарки и становиться на воду следует
ниже последних домов, после чего идти вниз по течению. Сразу
после моста - первый порог (400 м). Ниже еще два, менее сложных,
разделенных короткими плесами (100 и 150 м). Затем длинный плес,
а в 5 км ниже устья правого притока реки Пай сложный порог -
Вороний (200 м), с крутым поворотом и косыми стоячими волнами.
Берега Ивины то обрывистые, то пологие, лесистые. Местами река
разливается. Посреди плеса встречаются небольшие островки, густо
заросшие кустарником. До устья еще три несложных порога по 70 -
100 м.
Ивинские пороги проходимы только в высокую воду. Опытная
группа в половодье может начать маршрут непосредственно от
станции Ладва, при этом длина пути увеличится на 13 км. Группы,
желающие пройти этот маршрут в конце апреля - начале мая, должны
до выезда уточнить, прошел ли ледоход по Ивине и очистился ли от
льда Ивинский разлив.
Выйдя в Ивинский разлив, образовавшийся после постройки
плотины Верхнесврской ГЭС, нужно идти вдоль западного берега на
юг. Условия плавания здесь озерные. Усложняются они оставшимися в
зоне затопления деревьями у берегов. В устьях речек, впадающих в
разлив, хорошо ловиться рыба. В юго-западной оконечности
Ивинского разлива Свирь входит в коренные берега.
Дальнейший путь следует держать по Свири, где идти лучше по
краю фарватера, не заходя в него. Недалеко от плотины
Верхнесврской ГЭС появятся грузовые причалы и рейды. Здесь
маршрут заканчивается. Выходить надо на левый берег, где
расположена основная часть города Подпорожья.
Первое поселение у верхнесвирских порогов возникло в начале
XVII века. По приказу Петра I сюда были переведены крестьяне из
Новгородской губернии для проводки судов через пороги.
В 1932 году здесь началось строительство Верхнесвирской ГЭС.
Война прервала строительство, и станция вступила в строй только в
1951 году. Одновременно стал быстро расти поселок. В нем начали
создавать крупные промышленные предприятия. В 1956 году поселок
был преобразован в город. Теперь Подпорожье - крупный
промышленный центр области. Город застроен новыми
благоустроенными домами.
Этот маршрут не может быть категорийным из-за
недостаточности километража, хотя препятствия здесь довольно
сложны.
Маршрут можно изменить, если, выйдя в Ивинский разлив,
повернуть на восток. Дойдя до большого залива, пересекать его
можно только при устойчивой, тихой погоде. Разлившееся вдоль
Свири водохранилище на 213-м км от устья заметно суживается, и
река почти входит в свои прежние берега. На 214-м км на правом
берегу расположена пристань Красный Бор, а нп противоположном -
деревня Карнаволок. Отсюда до Онежского озера остается всего 6
км. На прямом участке Свири вдоль обоих ее берегов находится
Карнаволокский рейд для судов и гонок (составы из плотов леса для
буксировки). Здесь переформировываются озерные гонки для
дальнейшей отправки по реке.
В истоке Свири расположен поселок Вознесенье, где маршрут
заканчивается. В прошлом это был крупный перевалочный пункт с
озерных судов на речные. После создания глубоководного
Волго-Балтийского пути, по которому проходят суда типа
"река-море", он частично потерял свое значение. Однако все же
остается важным промежуточным портом. Вознесенье связано
автобусным сообщением: с левого берега - с городами Вытегрой и
Подпорожьем, а с правого - с Петрозаводском.
Литература:
1) Л. Плечко "Водные маршруты Ленинградской области", Л.,
Лениздат, 1987 г.
Популярность: 32, Last-modified: Tue, 16 Apr 1996 07:52:58 GmT