From: Олег Никифоров (oleg@railway.ufanet.ru)
Башкирский областной совет по туризму и экскурсиям
О Т Ч Е Т
О водном туристическом путешествии
третьей категории сложности по рекам
Б.Инзер - М.Инзер - Лемеза в районе
Ю.Урала совершенном с 26 апреля по 10
мая 1997 года.
Маршрутная книжка N 1 - 97 .
Руководитель группы Никифоров
О.В.
Адрес руководителя: г.Уфа
Пр.Октября
Маршрутно - квалификационная комиссия рассмотрела отчет и
считает , что путешествие может быть зачтено всем участникам и
руководителю.
Маршрут имеет категорию сложности.
Отчет использовать в
/Штамп МКК/
Уфа 1997
1.СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ. .........................3
2.СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ. .............................5
2.1.РЕЛЬЕФ И ГРУНТЫ. .......................................5
2.2.ГИДРОГРАФИЯ. ...........................................5
2.3.РАСТИТЕЛЬНОСТЬ. ........................................5
2.4. КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. ................................6
2.5.НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ. .....................................6
2.6.ДОРОЖНАЯ СЕТЬ. .........................................6
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ ....................................7
4. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА ...........8
4.1 ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ ........................................8
4.2. РЕКА БОЛЬШОЙ ИНЗЕР ....................................9
4.3.ПОРОГ АЙГИР, РЕКИ М.ИНЗЕР - ИНЗЕР. ....................10
4.4.ПЕШИЙ ПЕРЕХОД НА Р. ЛЕМЕЗА. ...........................11
4.5.РЕКА ЛЕМЕЗА ...........................................11
5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ .................................14
6. ИТОГИ ПОХОДА, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ .......................14
7. ХОДОВЫЕ КАРТЫ ............................................14
1.Справочные сведения о путешествии.
1.Вид туризма - водный.
2.Категория сложности - 3
3.Протяженность маршрута -
пешая часть- 20 км.
водная часть- 253 км.
итого- 273 км.
4.Район путешествия - Южный Урал.
5.Нитка маршрута :
п.Карталы - сплав по р.Большой Инзер - п.Инзер -
пор.Айгир - сплав по р.Малый Инзер - р.Инзер -
д.Бриштамак - п.Искушта - сплав по р. Лемеза -
пор.Черная речка - устье р. Лемеза - д.Тикеево.
6.Время проведения путешествия : с 26 апреля по 10 мая 1997
года.
7.Средство передвижения - катамараны.
8.Продолжительность путешествия - 15 дней
9.Номер маршрутной книжки - N1-97.
11.Количество человек - 7.
Состав группы
+---+---------------+-------+-------------------+--------------+
| N | Фамилия, имя, | Год | Туристический опыт| Обязанности в|
| | отчество | рож- | | группе |
| | | дения | | |
+---+---------------+-------+-------------------+--------------+
| 1 | Никифоров Олег| 1961 | 5 у р.Бий-Хем - | руководитель |
| | Владимирович | | Улуг-О 1993г. | |
| | | | 2р. р.Зилим - р.Б.| |
| | | | Инзер 1991г | |
+---+---------------+-------+-------------------+--------------+
| 2 | Прохоров Алек-| 1969 | 2у. р. Лемеза | Завхоз |
| | сей Львович | | 1995г | |
| | | | 2р. р. Зилим 1996г| |
+---+---------------+-------+-------------------+--------------+
| 3 | Аронов Михаил | 1968 | 2у. р.Зилим 1996г | реммастер |
| | Александрович | | | |
+---+---------------+-------+-------------------+--------------+
| 4 | Елягина Дарья | 1980 | 1у. р.Юрюзань | медик |
| | Федоровна | | 1996г | |
+---+---------------+-------+-------------------+--------------+
| 5 |Банников Максим| 1979 | 1у. р. Белая | хронометрист |
| | Витальевич | | 1996г | |
+---+---------------+-------+-------------------+--------------+
| 6 | Подъячев Олег | 1957 | 2у. р.Лемеза 1987г| штурман |
| | Нектарьевич | | | |
+---+---------------+-------+-------------------+--------------+
| 7 | Иванов Денис | 1980 | 2у. р.Зилим 1996г | фотограф |
| | Витальевич | | | |
+---+---------------+-------+-------------------+--------------+
2.Сведения о районе путешествия.
Почти всю территорию занимают залесенные горы (Южный Урал),
преобл. абс. выс. 400 -- 1000 м (макс. 1320 м), на северо-
западе горы переходят в залесенную волнистую равнину (абс. выс.
125 -- 400 м). Горные хребты вытянуты в северо-восточном на-
правлении, вершины хребтов выпуклые или плоские, редко острые,
зубчатые. На вершинах и склонах наиболее высоких хребтов (в за-
падной части территории) распространены каменистые россыпи и
скалы - останцы выс. 10 -- 25 м. Повсеместно встречаются скали-
стые обрывы и каменные глыбы. Склоны гор и хребтов в средней и
верхней части крутизной 15 -- 30', в нижней части 5 -- 10'.
Склоны изрезаны долинами рек и лощинами. Местность вне дорог
из-за залесенности и сильного расчленения непроходима. Передви-
жение возможно только по дорогам, которые проложены чаще всего
вдоль речных долин. Грунты щебеночно-суглинистые и щебеночно-
супесчаные. Грунты труднопроходимы при увлажнении. Грунтовые
воды в речных долинах и межгорных понижениях залегают на глуби-
не 2 - 10 м. На правом берегу р. Бол. Инзер в 1,8 км к северо-
востоку от деревни Кызылярово расположена пещера пл. 40 000 кв.
м. в 5 км на северо-восток от деревни Нукатово в нижней части
склона горы с отметкой 846 находится пещера пл. 310 кв. м.
Р. Инзер -- преобл. шир. 40 -- 60 м (на перекатах до 110 м),
глуб. 0,8 -- 1,3 м (редко встречаются глуб. до 6 м), глуб. на
перекатах 0,3 -- 0,6 м, ск. течения 0,7 -- 0,8 м/сек. Дно га-
лечниковое с валунами. Русло местами разветвляется на рукава и
образует острова. Русловые берега чаще всего выс. 2 -- 4 м, не-
редко обрывистые. Местами русловой берег совмещается со склоном
долины и достигает выс. 100 м, крутизна берегов 5 -- 20'. Пойма
двухсторонняя прерывистая, залесенная, частично луговая, встре-
чаются старицы с камышом. Грунтовая дорога по пойме проходима
только гусеничной техникой. Вне дороги пойма непроходима. Реки
Бол. Инзер и Мал. Инзер -- преобл. шир. 30 -- 40 м (на перека-
тах 50 -- 90 м), глуб. 0,5 -0,7 м, (на р. Бол. Инзер встречают-
ся глубины до 3 м), ск. течения 0,8 м/сек. Дно гравийно -
галечниковое с валунами и глыбами. Поймы узкие, залесенные. Ос-
тальные реки имеют преобл. шир. 10 -30 м (на перекатах 20 - 90
м), глуб. 0,3 - 1,0 м, ск. течения 0,5 -0,9 м/сек. Дно валунно-
галечниковое, берега крутые и обрывистые. Реки преодолимы
вброд, подъезд возможен, как правило, только по дорогам. Режим.
Замерзают реки в середине ноября, в редкие годы в конце ноября
- начале декабря, вскрываются в середине апреля, на перекатах в
начале апреля. Толщина льда в конце зимы 60 -- 70 см, на пере-
катах 20 -- 50 см. Многие небольшие реки промерзают до дна. По-
ловодье начинается во второй половине апреля и продолжается
около месяца, уровнь воды поднимается на выс. 1 -- 3 м (на р.
Инзер до 4 м). Межень в конце мая -- начале июня. Летом и осе-
нью бывают дождевые паводки с подъемом уровня воды на 50 -- 80
см.
Территория почти сплошь покрыта лесом. Свободны от леса не-
большие участки вблизи нас. пунктов и вершины высоких гор и
хребтов покрытые мохово-лишайниковой растительностью. Леса на
западной половине территории преимущественно лиственные (липа,
клен, дуб, ильм, реже осина и береза) на восточной половине
смешанные (береза, осина, ель, пихта, сосна, реже липа, клен).
Подлесок из поросли основных пород и кустарника. Выс. Деревьев
14 - 25 м, толщина 0,18 - 0,32 м, расстояние между деревьями 4
-8 м. Просеки шир. 2 - 5 м, единичные шир. до 16 м, большей ча-
стью заросли подростом выс. 6 -- 8 м и плохо прослеживаются на
местности, для передвижения непригодны. Лишь отдельные просеки
расчищены и по ним возможно движение гусеничной техники.
2.4. Климатические условия.
3има (середина ноября -- март) -- продолжительная, суровая,
преобладают ясные солнечные дни. Бывают метели и бураны, осо-
бенно часто в феврале (2 -- 16 дней в месяц с метелью). Средне-
месячная температура воздуха в январе -- 22' (миним. -- 45').
Иногда атлантические циклоны приносят оттепели с мокрым снегом,
дождем и туманом (1 -- 6 дней с туманом в месяц). Снежный по-
кров появляется в октябре, санный путь устанавливается во вто-
рой половине ноября. Высота снежного покрова в марте 40 -80 см.
Весна (апрель -- май) прохладная с заморозками. Характерно че-
редование пасмурных с дождем и мокрым снегом и ясных солнечных
дней. Снежный покров сходит в середине апреля, в отдельные годы
сохраняется до начала мая, весенняя распутица продолжается бо-
лее одного месяца. Заморозки бывают до первой половины июля.
Лето (июль -- август) умеренно теплое с частыми и обильными
грозовыми дождями (7 -- 11 дней с грозой в июне -- июле). Сред-
немесячная температура воздуха в июле 19' (макс. 34'). В авгу-
сте уменьшается количество осадков возрастает число ясных сол-
нечных дней. Со второй декады августа начинаются заморозки.
0сень (сентябрь -первая половина ноября) холодная, пасмурная,
дождливая с сильными ветрами. Иногда сентябрь бывает сухим и
солнечным с утренними заморозками. Осадки выпадают в виде за-
тяжных дождей с туманом (5 - 15 дней с туманом в месяц) в виде
мокрого снега. Распутица начинается с середины сентября и про-
должается до устойчивых морозов. Ветры в течение года западные,
юго-западные, весной и летом кроме того северо-западные со ср.
ск. 1,3 -- 4,3 м/сек.
Поселок городского типа Инзер (3 тыс. жит.) -- железнодо-
рожная станция, леспромхоз, связан местными авиалиниями с горо-
дами Уфа и Челябинск. Застройка разреженная, дома деревянные 1-
этажные, улицы шир. 15 -- 25 м без покрытия, местами улучшены
гравийно-щебеночными "добавками". Нас. Пункты сельского типа, с
числом жит. 100 -- 500 (в с. Бедярыш 1100 жит.). Застройка ря-
довая, в крупных селах квартальная, улицы шир. 10 - 25 м без
покрытия, в некоторых нас. пунктах имеются деревянные тротуары.
В поселке городского типа Инзер есть водопровод, водоснабжение
остальных нас. пунктов из колодцев и рек. Населенные пункты
электрифицированы и, как правило, имеют телефонную связь.
Железнодорожная линия на участке Белорецк - Карламан введена
в строй действующих в 1977 -- 1978 гг. Улучшенные грунтовые до-
роги шир.5 - 10 м местами усилены добавками щебня и гравия,
толщина слоя с добавками 5 -- 15 см, состояние дорог удовлетво-
рительное. Большинство грунтовых дорог находятся в плохом со-
стоянии.' Некоторые дороги заброшены и движение автотранспорта
по ним невозможно, Немногие дороги, связывающие ближайшие нас.
пункты с местами лесоразработок и грунтовыми улучшенными доро-
гами, периодически ремонтируются и находятся в удовлетворитель-
ном состоянии. На дорогах много крутых поворотов и уклонов
(преобл. уклоны 7 -15', макс. до 35'). Во время дождей и снего-
таяния проходимость дорог резко снижается, возможная скорость
движения по размокшим дорогам около 10 км/час. Мосты деревян-
ные, на улучшенных грунтовых, дорогах грузопод. 5 -15 т, на ос-
тальных от 1 до 15 т (преобл. с грузопод. 3 -- 5 т).
3.Организация путешествия
Организация похода не составила большой проблемы, т.к. мар-
шрут старый, хорошо известный, а район похода находится близко
от места жительства. Поход проводился в рамках семинара сред-
ней туристской подготовки турклуба "Энергетик", как методиче-
ский поход. Маршрут был выбран из-за его доступности, дешевизны
и небольшого времени нужного для его прохождения. Группа была
подобрана из состава слушателей семинара. Нового снаряжения для
похода не изготовлялось. Использовалось снаряжение уже имевшее-
ся у участников группы.
4. График движения и техническое описание маршрута
+------+----+--------------+-------+------+-------+-------+------+
| Даты |Дни |Участки мар- |Протя- |Ходо- |Хар-ка |Метео |Приме-|
| |пу- | шрута | жен- | вое | пути |услов |чание |
| | ти | |ность |время | | ия | |
| | | | км. | ч. | | | |
+------+----+--------------+-------+------+-------+-------+------+
|26.04 | 1 |гУфа- 167 км | | | | |поезд |
| | | дороги Кар- | | | | | |
| | | ламан- | | | | | |
| | | Белорецк | | | | | |
+------+----+--------------+-------+------+-------+-------+------+
|27.04 | 2 | Ж.Д. мост | 35 | 4,5 | |ясно |сборка|
| | | через | | | | |судов,|
| | | Б.Инзер- | | | | |сплав |
| | | устье | | | | | |
| | | р.Суран | | | | | |
+------+----+--------------+-------+------+-------+-------+------+
|28.04 | 3 |устье р. Су- | 53 | 7,5 |Сарышт |ясно |сплав |
| | |ран - 12 км. | | |инская | | |
| | | Выше пос. | | |шивера | | |
| | | Инзер. | | | | | |
+------+----+--------------+-------+------+-------+-------+------+
|29.04 | 4 | 12 км. выше | 12 | 1,5 | |ясно |сплав,|
| | |пос. Инзер - | | | | |поезд |
| | | пор.Айгир. | | | | | |
+------+----+--------------+-------+------+-------+-------+------+
|30.04 |5-8 | пор.Айгир | 0 | 0 |прохож |2.05 | |
| - | | | | |дение | - | |
|03.05 | | | | |порога |дождь | |
| | | | | |, уча- |остал | |
| | | | | |стие в |ьные | |
| | | | | | со- |дни - | |
| | | | | |ревнов |ясно | |
| | | | | |аниях | | |
+------+----+--------------+-------+------+-------+-------+------+
|04.05 | 9 |пор. Айгир - | 50 | 5 | |пасму |сплав |
| | | д. Бришта- | | | | рно | |
| | | мак. | | | | | |
+------+----+--------------+-------+------+-------+-------+------+
| 5.05 | 10 |д. Бриштамак | 15 | 5,5 |пеший |дождь |пешком|
| | | - 5км от | | | пе- | | |
| | |пос.Искушта. | | |реход, | | |
| | | | | |силь- | | |
| | | | | | ная | | |
| | | | | |грязь | | |
+------+----+--------------+-------+------+-------+-------+------+
| 6.05 | 11 |5 км от пос. | 7 | 1,5 | |снег |пешком|
| | | Искушта - | | | |с до- |,сбор-|
| | | р.Лемеза | | | |ждем |ка су-|
| | | | | | | | дов |
+------+----+--------------+-------+------+-------+-------+------+
| 7.05 | 12 | 2 км ниже | 7 | 40 |прохож |пасму |сплав |
| | |пос. Искушта | | мин |дение |рно, | |
+------+----+--------------+-------+------+-------+-------+------+
+------+----+--------------+-------+------+-------+-------+------+
| | |- пор Черная | | |порога |дождь | |
| | | речка. | | | | | |
| | | | | | | | |
| 8.05 | 13 | пор.Чернаяя | 0 | 0 |дневка |туман | |
| | | речка | | | | , | |
| | | | | | |дождь | |
+------+----+--------------+-------+------+-------+-------+------+
| 9.05 | 14 | пор. Черная | 69 | 6,5 |шивера |Пасму |сплав |
| | | речка - 5км | | |, вы- |рно, | |
| | |выше д. Ниж- | | |ход из |дождь | |
| | | ние Лемезы. | | | гор, |. На | |
| | | | | |разбои |равни | |
| | | | | | . |не - | |
| | | | | | |ясно. | |
+------+----+--------------+-------+------+-------+-------+------+
|10.05 | 15 | 5км выше | 25 | 3 | плес |ясно |сплав |
| | | д.Н. Лемезы | | | | | |
| | | - р. Сим - | | | | | |
| | | д.Тикеево - | | | | | |
| | | г.Уфа | | | | | |
+------+----+--------------+-------+------+-------+-------+------+
Итого:253 км. по воде, 20 км пешком.
Чистое ходовое время :35,5 часов
Активную часть маршрута мы начали 27.04 от железнодорожного
моста через Б. Инзер. (Нам удалось договорится с машинистом по-
езда и он остановился прямо перед мостом). Суда собрали прямо
около избы обходчиков, примерно в 100 м от реки (ф1.). Ширина
реки в месте начала сплава примерно 50 м., скорость течения ,
при нашем уровне воды, около 7 -10 км/ч . Уровень воды был до-
вольно высокий (выше среднего для башкирской весны). Примерно
через 2 км от ж.д. моста, на левом берегу расположен поселок
Карталы. После поселка по правому берегу реки идет автомобиль-
ная дорога, которая переходит реку по мосту примерно в 2,5 км
ниже поселка. Мост высокий, опасности для прохождения не пред-
ставляет даже при большой воде. Еще на пару километров ниже,
перед устьем реки Сюрюнзяк расположены остатки старого моста.
При нашем уровне воды здесь был только небольшой чистый слив.
Через километр после впадения Сюрюнзяка на правом берегу виден
поселок Карталинская запань. За поселком река резко поворачива-
ет вправо. На этом четкие ориентиры на Б. Инзере кончаются - до
самой Сарыштинской шиверы. Сплав не сложен, препятствий за ис-
ключением затопленых у берега кустов нет. В первый день шли
4,5 ходовых часа и встали чуть выше устья реки Суран. На второй
день через 3 ходовых часа подошли к Сарыштинской шивере. Ориен-
тир - хорошо заметный, бурный левый приток - Сарышта . Сарыш-
тинская шивера сложности для сплава не представляла - небольшие
валы, да увеличившаяся скорость течения - вот и все. Длина это-
го участка около 7 км. Потом скорость течения снижается. Дальше
на Б. Инзере нет технических препятствий. Из заметных ориенти-
ров можно назвать крупный левый приток Казмаш, заброшенные де-
ревни Кызылярово и Ремашты.
4.3.Порог Айгир, реки М.Инзер - Инзер.
Порог Айгир расположен примерно в 1,5 километрах ниже одно-
именной железнодорожной станции. Порог начинается на правом по-
вороте реки.
Ориентиром порога можно считать скалы на правом берегу и ви-
димую впереди каменную осыпь на левом берегу. Осыпь образова-
лась после взрывных работ по прокладке железной дороги. В этом
месте железная дорога вплотную подходит к реке. Чалится для
разведки надо СРАЗУ ЖЕ как только стала видна осыпь и столбы
железной дороги, дальше зачалится к левому берегу невозможно. В
случае "влета" в порог чалится надо на правый берег. (Вообще же
большинство групп не сплавляются выше порога, а проходят пешком
2 км от ст.Айгир и ставят лагерь на одной из стоянок. Суда для
прохождения заносят по полотну ж/д. Так сделали и мы.) Разведка
порога проводится по левому берегу. Начинается порог серией
прямых валов небольшой (40-50см) высоты. Затем следует короткий
участок спокойной воды. На правом повороте слабый прижим к осы-
пи на левом берегу, в центре хаотические валы высотой 0.5-0.8
м. В конце поворота залитые камни у левого берега образуют две
бочки отстоящие одна от другой примерно на 30 м. Далее следует
прямой участок. Здесь основная струя идет по центру с серией
прямых валов. Река поворачивает налево, высота валов увеличива-
ется и достигает 1-1,2 м. Примерно в 100 м. после поворота, по
центру реки, немного ближе к левому берегу расположена большая
бочка высотой около 1,5 м. При большой воде она вырождается в
вал. Обойти ее можно сместившись к правому берегу. Далее следу-
ет прямой участок с хаотическими валами. Последний каскад по-
рога -так называемые "Синие скалы", здесь река делает небольшой
левый поворот, на правом берегу отвесные скалы. Под скалами об-
разуется последовательно несколько небольших уловов. По центру
серия валов высотой около метра. Дальше после небольшого зати-
шья следует довольно бурная шивера. Чалится после порога можно
на левый берег сразу после "Синих скал" или метров на 300 ниже,
после шиверы, в большой улов на левом берегу. Стоянки располо-
жены по левому берегу в начале порога, на "Синих скалах" и в
конце шиверы. Порог проходили по центру. Катамаран 4 с заходом
в центральную бочку, катамаран 2 обошел бочку справа. Уровень
воды был выше среднего для башкирской весны.
Мы простояли на пороге с 29 апреля по 4 мая , т.к. принимали
участие в соревнованиях "Чемпионат городов Урала". Утром 4 мая
мы еще раз занесли катамараны и прошли порог тандемом, после
чего загрузили вещи и ушли вниз. После порога шивера тянется
еще примерно на 5 километров, постепенно ослабевая. Основное
препятствие - валы высотой 0.5 - 0.8 м. От порога до поселка
Инзер по реке около 20 километров. Весной это меньше 2 часов
хода. Примерно в середине этого участка справа впадает крупный
приток - река Реветь. Железная дорога идет по берегу реки не-
сколько раз переходя с берега на берег. Ниже поселка Инзер Ма-
лый Инзер сливается с Большим Инзером и образуется река Инзер.
Сплав по Инзеру не представляет никакой технической сложности.
Река широкая, долина густо заселена, по берегу идет железная
дорога. Стартовав с порога Айгир в 12 ч. 10 мин. мы подошли к
деревне Бриштамак около 18 часов. Из этого времени около часа
мы затратили на спасработы на М. Инзере и на стоянку около де-
ревни Ассы, где уходила на пеший переход на Лемезу большая
часть групп. Мы решили идти на Лемезу через Бриштамак. Для пе-
рехода на Лемезу надо зачалиться на правый берег, примерно в
середине деревни Бриштамак, около остановки электрички. Уходить
на "пешку" в этот же день смысла не имело и мы заночевали неда-
леко от реки, в распадке, на поляне.
4.4.Пеший переход на р. Лемеза.
На переход мы вышли 5.05.97 в 11 часов 10 минут. От останов-
ки электрички в распадок ручья Бриш уходит тропа которая мет-
ров через 200 пересекает ручей и идет по левому (по движению)
краю распадка (здесь и далее все стороны указаны по движению
группы ,а не орографически). В 2 километрах от устья в распадке
расположена деревня Бриш . Тропа проходит через деревню. В кон-
це деревни распадок разветвляется на два. Необходимо идти по
левому. Сейчас в этот распадок уходит мощная дорога. По словам
местных жителей дорогу тянут на п. Искушту. Пока, что дорога
кончается почти сразу же за деревней. От конца деревни начина-
ется пологий подъем на перевал между ручьями Бриш и Кусагазы.
По распадку идет линия электропередачи. Примерно через два часа
после выхода со стоянки мы были на перевале. Здесь нужно повер-
нуть налево и идти по дороге, по вершине хребта. Линия электро-
передачи уходит вниз в долину Кусагазы, спускаться туда не нуж-
но. Дорога становится довольно грязной, приходится идти обходя
большие лужи. Дорога сначало идет немного вверх, потом без на-
бора высоты. Когда мы вышли на перевал начался дождь, сначала
небольшой, потом более сильный. Через час хода по дороге мы по-
обедали и обогрелись, благо дров хватало. На обед ушел 1 час 10
минут. Дождь прекратился, а вот грязи меньше не стало. Особых
ориентиров нет, ответвлений от дороги тоже. Дорога идет по ле-
су, пересекая небольшие пологие вершинки хребта. Около 6 часов
вечера справа подошла дорога идущая из деревни Ассы. После это-
го стало совсем грязно. Дорога забирает чуть влево и еще через
час после небольшого спуска выходит в широкую долину. Слева
подходит линия электропередачи идущая по долине реки Кусагазы
за ней хорошо видны высокие склоны хребта Бирьян. Примерно че-
рез час пути справа на склоне начинаются искуштинские покосы -
ровные зеленые лужайки. На первой же такой лужайке мы останови-
лись на ночевку в 8 часов вечера. До Искушты осталось 4-5 кило-
метров. На следующий день с утра поднялся довольно сильный ве-
тер, похолодало. Идти стало значительно легче - по ровной траве
покоса, иногда пересекая ручьи текущие с правого борта долины.
До Искушты мы дошли за 3 тридцатиминутные ходки и расположились
для сборки судов на поляне около самого берега Лемезы, чуть ни-
же по течению от поселка.
Еще при подходе к Лемезе начался дождь, а вскоре погода со-
всем испортилась - начался снег, температура опустилась куда-то
в район нуля градусов. Мы поставили большой тент от палатки и
занялись приготовлением обеда и ремонтом катамарана четверки ,
несколько поврежденного на Айгире. Стало ясно что при таких по-
годных условиях мы сумеем выйти на реку не раньше 7 вечера, а
порог Черная речка придется проходить (учитывая время необходи-
мое для разведки) полдесятого или в десять вечера. Поэтому было
принято решение перебазироваться на большую поляну в 1,5 кило-
метрах ниже, где были дрова и не было опасности затопления при
подъеме уровня воды. Экипаж катамарана двойки собравший свое
судно быстрее перенес по берегу, на поляну сначала катамаран, а
потом рюкзаки и занялся заготовкой дров. Экипаж четверки в семь
часов закончил сборку судна и в семь двадцать прибыл на стоянку
по воде.
На следующий день 7.05.97 погода улучшилась и закончив с ут-
ра подготовку судов мы стартовали к порогу Черная речка. Уро-
вень воды в Лемезе был весьма высокий, скорость течения значи-
тельная. Кусты по берегам реки были подтоплены и количество
мест для чалки ограничено. От Искушты до начала порога Черная
речка примерно 7 километров. Это меньше 40 минут сплава. Река
течет по узкой долине, скорость течения постепенно возрастает,
появляются небольшие валы. Порог Черная речка можно считать
двухступенчатым- первая ступень его "Большой Камень". Она начи-
нается на прямом участке реки. Ориентир - большие красные камни
на левом берегу и высокие скалы с отдельно стоящей скалой впе-
реди на левом берегу. Впрочем камни плохо заметны, а когда вид-
на скала на левом берегу чалится как правило уже поздно. Но
первая ступень не сложна - несколько прямых валов около метра
высотой и все. Надувные суда вполне могут идти ее без разведки.
Если же делать ее разведку, то чалится надо на левый берег.
После первой ступени до места начала разведки основной сту-
пени надо проплыть еще около километра и зачалится к левому
берегу, на левом повороте реки, к дороге идущей по берегу. Чуть
дальше по дороге стоят два памятника, с воды они не видны. До-
рога поднимается в гору и опускается в конце порога. От места
чалки река около 400 м. течет по прямой. На этом участке она
представляет собой шиверу с валами высотой около метра, ширина
реки 50-70 метров, скорость течения в нашу воду около 12 км/ч.
После прямой следует правый поворот, река сужается и за поворо-
том начинается ключевой участок порога. После короткой , 100
- 150 м. прямой река поворачивает налево. На повороте слабый
навал на крупные глыбы левого берега. Глыбы образуют серию ко-
сых валов высотой 0.5-0.8 м. Затем основная струя переходит к
правому берегу и на очередном правом повороте реки бьет в ска-
лу правого берега. За скалой стоит косой вал 1,2-1,4 м. После
прижима струя падает в довольно большую жесткую бочку размером
около полутора метров. За бочкой идет серия прямых валов высо-
той до 1,5 м. Затем река становится шире, валы слабее. Через
300 м. от правого поворота справа впадает бурный приток - Чер-
ная речка. Напротив притока место для чалки и для лагеря.
Порог проходили в основном под левым берегом пробивая не-
большие валы и бочки. После обхода главной бочки шли по центру.
Это описание дано для очень высокой воды. При меньшем уровне
воды и сам порог и тактика его прохождения могут быть другими.
Лагерь мы поставили на левом берегу на поляне ниже порога.
9.05.97 после дневки, в 10.30 группа пошла вниз по Лемезе.
Шивера после порога Черная речка тянется километра четыре-
пять. Это небольшие валы хаотично разбросанные по всему руслу
реки. Кусты по берегам были залиты и мест для чалки маловато.
Через 35-40 минут сплава т.е. примерно через 7 километров по-
дошли к мосту. Мост был низкий и для обноса мы зачалились к ле-
вому берегу. Мост заметили метров за 300. Чалка и обнос по ле-
вому берегу не слишком удобны, перед самым мостом на правом бе-
регу есть улов, но он слишком близко к мосту. На обнос затрати-
ли примерно полчаса. Через час двадцать хода после моста прича-
лили к правому берегу для осмотра водопада Атыш. Четких ориен-
тиров у водопада нет, чалится надо в конце большого прямого
участка с поляной на левом берегу, перед не крутым правым пово-
ротом. Через 6 километров после водопада Атыш Лемеза выходит из
гор. Берега подтоплены, иногда река течет через прибрежные кус-
ты, течение быстрое. Надо держатся главного русла и не заходить
в мелкие протоки где могут быть завалы. Ориентиры на этом уча-
стке - хутор Березняки на левом берегу примерно через час хода
после вдп. Атыш и деревня Верхние Лемезы на правом берегу че-
рез час сплава после Березняков. После Верхних Лемезов скорость
течения снижается, но все еще остается достаточной чтобы сохра-
нить хорошую путевую скорость. От Верхних до Нижних Лемезов по
нашей воде было около 3 часов сплава. Нижние Лемезы сильно рас-
тянуты, река около деревни широко разливается. За деревней
русло реки сужается, скорость течения замедляется и начинается
участок с сильным меандрированием. Иногда река делает повороты
почти на 180 градусов. На участок от Нижних Лемезов до устья
реки Сим мы затратили около 3 часов времени и в 14.30 10.05.97
закончили сплав на правом берегу реки Сим прямо напротив устья
Лемезы. Просушив и разобрав суда мы прошли 2 километра по тропе
вверх по течению Сима ,а потом перпендикулярно реке, через сады
и вышли на автобусную остановку у деревни Тикеево откуда в 7
вечера уехали в Уфу.
5. Обеспечение безопасности
Основной опасностью при сплаве на Южном Урале в период межсезо-
нья является низкая температура воды. У нас на маршруте темпе-
ратура воды колебалась от +0,5 до +3 градусов. В такой воде че-
ловек без гидрокостюма активно борется 5-7 минут, а через15 ми-
нут ему угрожает смерть от переохлаждения. Поэтому все участни-
ки группы имели полные гидрокостюмы. Спасжилет так же должен
быть достаточного объема чтобы уверенно держать человека на
плаву. Мы использовали надувные спасжилеты. При прохождении
маршрута основным видом страховки была самостраховка и взаимная
страховка экипажами друг друга. Все участники твердо знали дей-
ствия при попадании в воду и действия при проведении спасработ.
В проведении спасработ мы смогли попрактиковаться на Айгире где
наша группа обеспечивала судейскую страховку соревнований.
Страховку спасконцом мы не применяли, но на каждом судне был
готовый к работе спасконец.
6. Итоги похода, выводы, рекомендации
Поход прошел успешно, без происшествий. Маршрут пройден полно-
стью. Члены группы повысили свой технический и тактический уро-
вень и готовы к более сложным походам.
О маршруте можно сказать что это хороший маршрут для весны. Он
позволяет познакомится с большим районом Южного Урала и пройти
наиболее интересные пороги. Пожалуй интереснее ( но и гораздо
сложнее физически) может быть только маршрут Зилим- Б.Инзер и
далее по нитке нашего пути.
Выходить на маршрут мы советуем с 25 апреля до 1 мая , в край-
нем случае до 10 мая. Позже не желательно т.к. падает уровень
воды и реки к концу мая уже не пригодны для полноценного спор-
тивного сплава.
О снаряжении: Нами использовались два катамарана: четырех ме-
стный, на плоских гондолах - большое надежное судно многократно
проверенное в походах высших категорий трудности и двух местный
- спортивного типа. Каркасы на катамаранах были дюралевые. Па-
латка была одна, большая, с большим тентом. Остальное групповое
снаряжение было стандартным. Личное снаряжение должно быть дос-
таточно теплым , т.к. погода в этот период неустойчивая - сего-
дня светит солнце и +25 градусов, а завтра снег и температура
может упасть до -5. Крайне желательно иметь гидрокостюмы и на-
дувные спасжилеты достаточно большого объема.
Подъезды и выезды: Мы ехали с пересадкой в Инзере. Сначала на
поезде Уршак - Инзер. Отходит со ст.Уршак в 12.15 Мск. Приходит
в Инзер в 15.58 Мск , потом на пригородном поезде Инзер - Бело-
рецк, отходит из Инзера в 19.33 Мск, до ст. Карталы или 169км.
(правда нам удалось остановить поезд у самого моста через Б.Ин-
зер на 167км.). Так же можно ехать на поезде Уфа-Сибай (отходит
из Уфы в 19.25 мск) до станции Улу-Елга и идти назад около 7км.
Выезд не сложен- из деревни Тикеево утром и вечером в 9 и 19
часов местного времени ходит в Уфу автобус. В выходные дни есть
автобус в 14.00.
Популярность: 3, Last-modified: Wed, 08 Apr 1998 04:27:21 GmT