Date: 29 Sep 97
From: Oleg.Morenkov@p98.f789.n5020.z2.fidonet.org
* Original message posted in: RU.AUTOSTOP.
Вот небольшие сведения о некоторых странах СНГ, собранные
г-дами путешественниками в составе: Антон Кротов, Олег
Моренков, Владислав Разживин, -- в августе-сентябре 1997 года.
ВНИМАНИЕ ! Все имеющиеся дополнения, не скрывая,
обнародовать или передавать А.Кротову, который составляет
"Вольную энциклопедию". Сделать это можно через Олега,
обитающего по адресам 2:5020/968.21, 2:5020/789.98, и
krok@chat.ru.
Свежая версия доступна на сайте АВП
http://www.dubna.ru/~gril/
Армения, унаследовавшая от Армянской ССР 29.800 кв.км, в
последние годы присоединила к себе еще около 10.000 кв.км из
бывшей Азербайджанской ССР.
Новыми районами, вошедшими в состав Армении, являются:
Нагорно-Карабахская республика (НКР), а также райцентры
Кельбаджар, Лачин, Кубатлы,
Зангелан, Джебраил, Физули и Агдам с окрестностями
(районами).
Уже несколько лет упомянутые территории (об их сущности --
см.отдельную заметку) являются предметом войны между Арменией и
Азербайджаном.
2. Попадание -- в Армению и обратно.
Основными воротами Армении является Грузия (трассы через:
Богдановку (Ниноцминду), Дманиси, и Баграташен). Дорога
Тбилиси--Казах--Ереван считается опасной, движение на ней
незначительно. Из НКР и "новых территорий" в Азербайджан
проехать невозможно -- только через Грузию.
С Турцией автопереходов нет. Турецкие машины идут в
Армению через Иран.
Единственный автопереход с Ираном (Карчевань) находится в
15 км к западу от Мегри. Он активно используется.
Попадание из Армении в Нахичевань -- загадка для мудрецов.
Действует ж.д. Ереван--Тбилиси (поезд раз в два дня). На
Москву поездов нет. Ж.д. в Степанакерте и Мегри -- не
действуют.
Железные дороги: из Еревана ходят 4 электрички
(см.Расписания) и поезд на Тбилиси. Летом ходит еще электричка
из Севана на Шоржу. В Варденис, Зод пассажирского движения нет.
Автобусы -- самый распространенный транспорт в Армении.
Отправление автобусов из Еревана -- см.Расписания. Если у вас
нет денег, вас довезут и так.
Местных авиарейсов нет, имеется только заказной вертолет в
Степанакерт.
Автостоп -- без проблем, но машины часто перегружены.
Трасса Ереван--Севан -- скоростная, движение очень хорошее.
Ереван--Горис--Мегри, Ереван--Гюмри(Ленинакан)--Богдановка --
движение регулярное. На Варденис легче ехать через Мартуни,
хотя через Шоржу тоже возможно. На Карабах лучше (проще) ехать
через Лачин.
Денежная единица -- армянский драм. 1$ = 500 драм, 1000
росс.руб = 85 драм (8.1997). В Ереване обмен валют -- на каждом
шагу. В маленьких городках (Эчмиадзин, Севан, Мегри...)
обменять тоже можно, но курс хуже. В приграничных с Грузией
районах в ходу также рубли (как и с грузинской стороны).
Цены: метро и городской транспорт 40 драм, арбузы от 25
(Арарат) до 80 (Мартакерт) драм/кг, хлеб 110 драм. В среднем
еда в Ереване стоит 40% от московской цены. Но будьте
внимательны при покупках и обмене: часто обсчитывают!
Из городов сменили названия: Гукасян (ныне Ашоцк),
Калинино (Ташир), Кафан (Капан), Кировакан (Ванадзор),
Ленинакан (Гюмри), Октемберян (Армавир) и некоторые другие.
Большая часть территории Армении -- горы. Так, Ереван
находится на высоте 850--1300 м, оз.Севан -- 1900 м, основные
трассы поднимаются до 2500 м. В горных районах днем жарко,
ночью весьма холодно, даже летом.
Русский язык почти исчез из официального обихода, впрочем
в Армении он никогда и не был особенно распространен.
Большинство надписей, названий улиц, маршрутов автобусов, газет
-- по-армянски (собственный алфавит). Тем не менее русский язык
помнят (почти все) и относятся к русским чрезвычайно хорошо.
Стоит побывать: в Ереване, Эчмиадзине (много старинных
церквей, в т.ч.кафедральный собор 303 г.), Гюмри (руины от
землятресения 1988 г), на оз.Севан. Близ г.Севан на побережье
имеется монастырь.
Если вам нужна иранская виза, вы можете получить ее в
Ереване как транзитную (для проезда, например, в Туркменистан).
Заполните 2 экз. анкеты, принесете 3 фотографии и ксерокопию
первой страницы загранпаспорта. Делается без проблем за 10-11
дней. Виза может действовать 10 дней и стоит $15. Координаты
иранского посольства: Ереван, ул.Комитаса, где рынок -- чуть
пониже.
* НАГОРНО-КАРАБАХСКАЯ РЕСПУБЛИКА *
-- особое государствоидное образование, находящееся,
вместе с прилежащими районами, под контролем Армении. Города и
села, на 3/4 разрушенные войной (кроме Степанакерта, который
уже восстановлен), множество военных на дорогах и в городах,
сгоревшие танки на обочинах и заросшие травой руины могут
оставить тяжелое впечатление. Тем не менее, Карабах с его
бесконечными горами, дорожными серпантинами и открытыми,
добрыми людьми весьма заслуживает посещения.
Вопреки ходячему мнению, находиться сейчас в Карабахе не
опасно.
Перед посещением НКР хорошо бы получить специальную визу в
представительстве НКР в Ереване. Визу могут проверить как на
въезде, так и в самом Карабахе. Вместо визы на въезде можно
показать ксиву, что вы путешественники, а можно проехать в
машине (автобусе) с местными и ничего не показать; но если в
вас заподозрят шпионов (а это рано или поздно случится),
задержат, но визы у вас не окажется, вам предстоит посещение
Степанакертского КГБ, где вас обыщут и посоветуют немедленно
покинуть Карабах.
В Карабах ведет две дороги (обе из Армении; из
Азербайджана проехать нельзя). Первая -- через Варденис--Зод,
очень тяжелая грунтовая дорога с перевалами под 2500 и редким
движением армянских военных машин; выходит на Мартакерт;
таможня -- в 10 км дальше Зода; вторая дорога -- через
Горис--Лачин, чуть получше, таможня возле Лачина, есть автобусы
Ереван--Степанакерт (2 раза в сутки) и редкие машины.
С транспортом в Карабахе плохо! Редкие машины проезжают,
одолеваемые местными стопщиками, добирающимися куда-то. Семь
человек в горбатой "Волге", 6 человек в темном кузове ИЖ-а
("каблучок"), пассажир, вылезающий из переполненного автобуса
через вентиляционный люк в крыше, "рафик" Степанакерт--Лачин,
просящий с попутчиков по 5000 драм ($10, что соответствует
средей месячной зарплате в тех местах), 100 километров,
пройденные автостопом за полный день на девяти машинах --
обыкновенные явления тех мест.
Приготовьтесь долго сидеть на пыльных дорогах Карабаха в
окружении других добирающихся. Держите паспорт наготове --
может понадобиться. Не бойтесь стопить машину, в которой уже
едет четверо -- по здешним меркам, она почти пуста.
Дорога Степанакерт--Шуша -- уникальный серпантин, резко
уходящий в гору, причем вид в одну сторону остается открытым.
Стоит проехать по ней. Помните, что транзитные машины не
заходят на самый верх, в Шушу, а огибают ее по объездной. Тем
не менее в Шушу стоит заехать -- посмотреть.
Ж.д. в Карабахе не действуют.
Грузия считается состоящей из четырех частей: Абхазия
(столица Сухуми), Аджария (Батуми), Южная Осетия (Цхинвали) и
собственно Грузия (Тбилиси). Однако, как Абхазия, так и
Ю.Осетия считают себя независимыми от Тбилиси. Так, в Осетии в
ходу российские рубли, советские паспорта, русский язык и
российские миротворческие войска ("голубые каски"); проехать
там можно. В Аджарии -- спокойно, хотя очень бедно даже по
грузинским меркам. В Абхазию постороннему человеку проехать
нельзя.
2. Попадание туда и выбирание обратно.
Из России в Грузию имеется три дороги, пересекающие
Главный Кавказский хребет: Военно-грузинская дорога
(Владикавказ -- Казбеги -- пер.Крестовый, 2379 -- Гудаури --
Тбилиси), Военно-осетинская дорога (Алагир -- Бурон, таможня --
Ниж.Зарамаг -- Рокский тоннель -- Цхинвали) и еще третья,
ответвляющаяся от второй в Ниж.Зарамаге и через пер.Мамисонский
(2820) выходящая в грузинский город Они к западу от Ю.Осетии.
Все упомянутые пути безопасны, войны нет.
Основной поток машин и автобусы идут по первым двум
дорогам. Из Владикавказа есть автобусы как на Тбилиси, так и на
Цхинвали. Третья дорога (на Они) очень плоха, и, по словам
водителей, проходится только пешком. Трасса М27
Ростов--Сухуми--Тбилиси, проходящая через Абхазию, сейчас
совершенно блокированна и непроходима, как и параллельная ей
железная дорога.
С августа 1997 еженедельно ходит хитрым путем поезд
Тбилиси--Москва: через Баку, Гудермес, Харьков, в пути трое
суток.
Основная трасса на Ереван -- через Баграташен, на Баку --
через Казах, на Турцию -- через Батуми.
Множество автобусов по всей Грузии, а также на
Владикавказ, Мин.Воды, Москву, в Армению, Турцию и Азербайджан.
Поезда. Электрички из Тбилиси на Боржоми, оттуда на Поти.
Автостоп -- нет проблем.
Деньги -- грузинские лари. 1$ = 1.25 лари, 1 лари = 4500
росс.рублей (8.1997). Метро 20 тетри (0.2 лари), арбузы 10-20
тетри за килограмм. В общем, цены в Тбилиси в два раза ниже
московских.
Язык -- грузинский, со своими собственными буквами.
Русские надписи встречаются чрезвычайно редко. Между тем,
русский язык все понимают и ответят на ваш вопрос по-русски без
проявления какой-либо национальной розни.
Переименования: Багдати (быв.Маяковский), Дедоплис-Цкаро
(быв.Цители-Цкаро), Мартвили (быв.Гегечкори), Ниноцминда
(быв.Богдановка), Сенаки (быв.Цхакая), Хони (быв.Цулукидзе).
Иранская виза (в качестве транзитной, например, в
Туркменистан) легко получается в иранском посольстве в Тбилиси,
делается 10-20 дней и стоит $30. Координаты посольства: кому
надо, спросите -- лень искать.
From: tour@vspu.ac.ru (Vladimir A. Petrov)
Привет!
> Г-да туристы!
>
> Если кто-нибудь был в Грузии в 1997-1998 гг,
> большая просьба ответить на следующие вопросы:
> - как туда забросится (конкретно - в Кутаиси)
Дешевле всего - автобусом. Из Москвы ходят 2 раза в неделю от автовокзала
на Щелковской (Икарус, в пути 2,5 суток), а также есть коммерческие рейсы
откуда-то из Царицыно или в тех степях (Мерс, 1,5 сут.). Есть также рейсы
из Ростова и Владикавказа. Эти все рейсы до Тбилиси.
Из Внуково туда летают самолеты а/к АЛАК.
> - какая там обстановка
1996-97 годы была спокойная.
> - каков визовый режим
Достаточно иметь российский (советский) паспорт со вклейкой о гражданстве.
На таможне (туда и обратно) будут цепляться к каждой закорючке (включая
штамп военкомата, штамп таможни о въезде в Грузию при выезде и т.п.) с
целью подоить нашего брата. К багажу придирки те же и с той же целью,
а так - можно хоть ядренное оружие везти, лишь бы таможенник взял с вас
"штраф" в свой карман.
> - какая валюта в ходу.
Основная валюта - грузинские лари(=100тетри), которые по курсу чуть
меньше "зеленого". Также ходят доллары и рубли, по крайней мере они
предпочтительней национальной валюты при расчетах с "физическими лицами",
а в магазинах и т.п. - только лари, хотя обменные пункты в городах -
почти на каждом шагу.
Свою территорию (488 тыс.кв.км) Туркменистан унаследовал
от Туркменской ССР. Административное деление -- пять вилоятов
(областей) с центрами в Ташаузе, Чарджоу, Мары, Ашхабаде и
Небит-Даге.
Два автоперехода с Ираном (Гудриолум и Гаудан) и ж.д.
переход (Серахс), куда ходит один поезд в два дня. Вполне
действующий автопереход с Афганистаном (Кушка). Дорога в
Казахстан (вдоль Каспия через высохший Кара-Богаз-Гол)
существует, от Туркменбаши на Шевченко ходит автобус. (Все
упомянутые переходы в сентябре 1997 действовали.) Несколько
переходов с Узбекистаном. Паром на Баку (не реже раза в сутки).
В Россию -- нет регулярных морских сообщений.
Туркменский язык в настоящее время переводится с кириллицы
на латиницу. Русский язык все знают, но в письменном виде
почти не встречается.
Названия крупнейших городов изменены (т.е. пишутся
по-туркменски) следующим образом: Ашгабат (быв.Ашхабад), Гушгы
(быв.Кушка), Гызыларват (быв.Кизыл-Арват), Дашховуз
(быв.Ташауз), Туркменбаши (быв.Красноводск), Чэржев
(быв.Чарджоу). Пусть это вас не удивляет.
Денежная единица -- туркменский манат. На 09.1997, 1$ =
5500 манат, 1000 росс.руб = 900 манат. Обменные пункты, даже в
Ашхабаде, редки.
Все очень дешево, еда стоит примерно 20-30% от московской
цены. Однако, за хлебом (800 манат) -- очередь, давка, только
привезли и тут же кончился. На рынке его же продают за 2000
манат.
3. Внутренние пути сообщения.
В Туркмении ходят поезда (см.Расписания: Ашхабад) и
автобусы. Трасса Кизыл-Арват--Ашхабад--Чарджоу -- движение
регулярное. В районе Туркменбаши, а также Кизыл-Атрека --
движение плохое. Летом не забудьте, перемещаясь автостопом по
Туркмении, взять с собой достаточно воды.
Трасса из Ашхабада на север (Бахардок--Нукус) существует,
но, по-видимому, весьма плоха.
(Этот вариант -- не окончательный. Сведения по Туркмении
уточняются и скоро будут дополнены.)
Свою территорию (447 тыс.км) Узбекистан унаследовал от
Узбекской ССР. Граничит с Афганистаном (но действующих
переходов нет), Туркменией, Казахстаном, Киргизией и
Таджикистаном. Столица -- Ташкент (2100 тыс.жит.).
Узбекистан замечателен своими старинными городами (Бухара,
Самарканд, Хива и др.) с огромным количеством древних мечетей,
медресе и прочих исторических зданий. О них каждый может
подробно узнать из специальной туристско-просветительской
литературы.
Денежная единица -- сум. Официальный, государственный
курс сума (1$ = 74.88 сум) отличается от рыночного (1$ = 150
сум) более чем вдвое (09.1997). Обменных пунктов нет; по
официальному курсу менять невыгодно, а с рук (на базаре) --
небезопасно - натурально может повязать милиция. Спрашивать на
улице "Где здесь можно поменять доллары/рубли?" надо с
осторожностью. Менял предостаточно на любом базаре, можно
поменять и у местных жителей - обманывать они не станут.
На таможне при въезде в Узбекистан вам могут предложить
заполнить декларацию. В ней, в частности, следует указать,
сколько каких денег вы имеете с собой. На выезде, по идее, вы
должны сдать свою копию декларации и отчитаться за растраченную
валюту ($, рубли...) -- доказать, что вы меняли их в банке по
официальному курсу. К счастью, из-за большого пассажиропотока
таможни пропускают "халявно" часть граждан, и отчитываться
обычно не приходится.
В Узбекистане действует ж.д., автобусное и самолетное
сообщения. Основная трасса -- Бухара--Самарканд--Ташкент --
насыщена машинами. Подвозят без проблем.
Граждане СНГ, прибывшие в Узбекистан на срок более трех
суток, обязаны регистрироваться. Приезжих вылавливают
милиционеры. Будучи выловленным, скажитесь только что
приехавшим и уже уезжающим.
1. Территория. Попадание.
Территория Азербайджана в советское время составляла
86.600 кв.км. В настоящее время из этой территории примерно
10.000 кв.км находится под контролем Армении, присоединившей к
себе Нагорный Карабах и прилежащие районы. Из этих районов
проехать в основной Азербайджан невозможно.
В состав Азербайджана входит Нахичеванская Автономная
Республика. Отделенная от основного Азербайджана территориями
Армении, Нахичевань находится, фактически, в блокаде. Из
Нахичевани имеется переход в Иран (Джульфа) и в Турцию.
Азербайджанцы летают в Нахичевань самолетом (из Баку, билет
стоит $20) либо ездят через Иран.
Основная территория Азербайджана граничит с Ираном
(переходы: Астара), с Россией (переход: Самур?), с Грузией
(переход: Казах) и с Арменией. По Каспийскому морю, в бывший
Красноводск (ныне Туркменбаши) ежедневно (или чаще) ходит
паром.
Имеется поезд Баку--Москва. Поезд Тбилиси--Москва также
идет через Баку.
Движение по Азербайджану автостопом не представляет
трудностей. Если же вы застопили автобус, предупредите водителя
заранее, что у вас нет денег, во избежание недоумения.
Переименования: Бейлаган (быв.Ждановск), Билясувар
(быв.Пушкино), Габеля (быв.Куткашен), Геранбой
(быв.Касум-Исмаилов), Гянджа (быв.Кировабад), Огуз
(быв.Варташен), Тертер (быв.Мир-Бащир), Шарур (быв.Ильичевск, в
Нахичевани).
(Вариант -- не окончательный. Будет дополняться.)
Крупнейший, после России, из всех бывших Советских
республик и размерами лишь немногим меньше Якутии, Казахстан
(2.717.300 кв.км) своими необъятными степными просторами и, как
правило, плохими дорогами, производит различное впечатление на
вольных путешественников.
Из России вглубь Казахстана (и далее, в Среднюю Азию)
ведут две основных трассы: М32 (Самара -- Актюбинск -- Чимкент)
и М36 (Челябинск -- Караганда -- Алма-Ата). Вторая лучше, но
длиннее (из европейской России). Подробно о них см. в разделе
Трассы. Казахские граница и таможня не являются строгими, порой
вы можете проехать их в каком-нибудь местном автобусе, даже не
заметив.
Железные дороги, проходящие по территории Казахстана,
помогут мудрецу в путешествии бесплатными поездами, а также
локомотивами.
В северных областях Казахстана русский язык более
употребителен, чем казахский. Натуральный казахский язык
записывается, как и в советское время, русскими буквами. Слова
этого языка похожи на узбекские и туркменские, как, впрочем, и
на слова других тюркских языков.
Местные деньги называются тенге. Сейчас (09.1997) 1$=~70
тенге. Цены на хлеб и фрукты в южном Казахстане значительно
ниже российских. Обмен денег не затруднен.
Некоторые ГАИшники ("МАИшники") Казахстана могут
показаться вам недружелюбными. Особенно, за чрезмерную
корыстность, их не любят водители-дальнобойщики. Днем не
следует стопить чрезмерно близко к посту ГАИ, чтобы не
отпугивать водителей, боящихся ГАИшников.
Автобусы распространены только в окрестностях городов.
Дальние междугородние автобусы весьма редки.
Двигаясь летом по жарким трассам автостопом, не забудьте
иметь при себе достаточное количество воды.
Переименования: Акмола (быв.Целиноград), Актау
(быв.Шевченко), Атырау (быв.Гурьев), Жаркент (быв.Панфилов),
Сатпаев (быв.Никольский).
see ya. /aka krok@chat.ru
Популярность: 34, Last-modified: Tue, 11 May 1999 07:35:27 GmT