From: Anton Kamenetsky (tosha000@usa.net)
Date: 29 Jun 1998
+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+
| # | ФИО, год | Место работы | Домашний адрес | Туристская | Обязанности |
| | рождения | должность | | подготовка | в группе |
+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+
| 1 |Кац | с.н.с. |г. Москва, |Алаш-Она 4р.|Руководитель |
| |Марк | ИТЭФ |пр-т Вернадского|Кантегир 4у.|Капитан 1 |
| |Моисеевич | |д.97 | | |
| | 1939 г.р. | | | | |
+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+
| 2 |Минц | инженер |г. Москва, |Алаш-Она 4у.|Завхоз |
| |Людмила | ИПМ |пр-т Вернадского|Кантегир 4у.|Матрос 1 |
| |Алексеевна | |д.97 | | |
| | 1952 г.р. | | | | |
+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+
| 3 |Студицкий | |г. Москва | |Инструктор |
| |Михаил | ЦМТК | | -- 6 -- |Капитан 2 |
| |Борисович | | | | |
| | 1939 г.р. | | | | |
+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+
| 4 |Кац | студент |г. Москва, | Охта 3у.|Рыбак |
| |Борис | МИРЭА |пр-т Вернадского| Воньга 3у.|Матрос 2 |
| |Маркович | |д.97 | | |
| | 1975 г.р. | | | | |
+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+
| 5 |Здравомыслов| АО |г. Москва, |Кантегир 4у.|Капитан 3 |
| |Олег | "Промприбор" |ул. Неждановой, |Бия-Абакан |Фотограф |
| |Никандрович | |д. 2/14 | 4у.| |
| | 1935 г.р. | | | | |
+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+
| 6 |Здравомыслов| студент ГФА |г. Москва, |Гутара 3у.|Матрос 3 |
| |Дмитрий | |ул. Неждановой, |Белая 2р.|Финансист |
| |Олегович | |д. 2/14 | | |
| | 1972 г.р. | | | | |
+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+
| 7 |Андреев | студент ГФА |г. Москва, |Белая 2у.|Матрос 3 |
| |Алексей | |ул. Катукова, |Мста 2у.|Рыбак |
| |Борисович | |д. 22, кор 1, | | |
| | 1972 г.р. | | | | |
+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+
| 8 |Каменецкий | студент МИРЭА|г. Москва, |Белая 2у.|Матрос 3 |
| |Антон | |ул. Кравченко, |Мста 2у.| |
| |Анатольевич | |д. 8 | | |
| | 1972 г.р. | | | | |
+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+
| 9 |Володин | |г. Москва, |Катунь 5у.|Капитан 4 |
| |Анатолий |"Здравэкспорт"|ул. Новгородская|Она 4р.|Инструктор |
| |Сергеевич | |д. 19/1 | | |
| | 1950 г.р. | | | | |
+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+
|10 |Володин | |г. Москва, |Мста 2у.|Матрос 4 |
| |Олег |студент М Г У |ул. Новгородская| | |
| |Анатольевич | |д. 19/1 | | |
| | 1976 г.р. | | | | |
+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+
|11 |Плетников | |г. Москва |Воньга 3у.|Матрос 4 |
| |Михаил |студент МВТУ | |Кожа 3у.| |
| |Германович | им. Баумана | | | |
| | 1970 г.р. | | | | |
+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+
+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+
| # | ФИО, год | Место работы | Домашний адрес | Туристская | Обязанности |
| | рождения | должность | | подготовка | в группе |
+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+
|12 |Шульман | |г. Москва, |Воньга 3у.|Матрос 4 |
| |Антон |студент МВТУ |ул. Чертановская|Белая 2у.| |
| |Валерьевич | им. Баумана |д. 58, корп. 2, | | |
| | 1971 г.р. | | | | |
+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+
|13 |Беляев | с. н. с. |г. Москва, | | |
| |Вячеслав | ИТЭФ |ул. Профсоюзная,| -- 6 -- | К а я к |
| | | |д.136, корп. 1, | | |
| | 1957 г.р. | | | | |
+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+
1. Подъезды к р. Чирка-Кемь. Отъезд из Москвы поездом
#112 "Москва-Мурманск" в 01:20. Прибытие в Петрозаводск в
17:30, время в пути 15 часов. Отъезд из Петрозаводска поездом
#680 "Петрозаводск-Юшкозеро" в 19:20 (один раз в сутки).
Прибытие на ст. Муезеро в 05:30, стоянка 30 мин., время в пути
10 часов. На ст. Муезеро - пограничный контроль по паспортам,
маршрутной книжке и списку группы, заверенному гербовой
печатью. До моста через р. Муезерка 1 км., есть возможность
договориться с пограничниками и доехать до реки на грузовике.
2. Окончание маршрута по р. Чирка-Кемь. От реки до ст.
Боровое 2 км. Поезд #680 до Петрозаводска отходит в 15:40.
3. Подъезд к р. Кепа. От ст. Боровое поездом #680 до ст.
Юшкозеро, время оправления 11:40, время в пути 20 мин.
Автобусом "Юшкозеро-Калевала" до пос. Кепа, время в пути 1 час
20 мин. В пос. Кепа - погранконтроль. 4 км. до моста через
реку доехали на погрангрузовике.
4. Выезд с р. Кепа.
4.1. От устья Кепы вверх по р. Кемь 10 км. От правого
берега до ст. Юшкозеро 3 км. по дороге или 1.5 км. по
железнодорожным путям. Течения на р. Кемь практически нет,
большой разлив и множество островов.
4.2. По правому берегу р. Кемь проходит автодорога до
пос. Юшкозеро. Попутным автотранспортом до ст. Юшкозеро.
Поезд #680 "Юшкозеро-Петрозаводск" отбывает в 15:20 и
прибывает в Петрозаводск примерно в 10:30 следующего дня. На
ст. Ледмозеро - погранконтроль, стоянка более часа. В
Петрозаводске есть возможность перекомпостировать билеты на
один из ближайших поездов на Москву.
4.3. Вниз по р. Кемь 50 км. до пос. Панозеро или 70 км.
до пос. Шомба. Далее автотранспортом по левому берегу р. Кемь
до г. Кемь.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПУТЕШЕСТВИЯ И МАРШРУТА
Маршут проходит по Северо-Северо-Западной части Карелии
по рекам Муезерка, Чирка-Кемь и Кепа бассейна р. Кемь.
Большинсво рек этого бассейна в прошлом лесосплавные. Это
накладывает отпечаток на характер растительности по берегам:
есть значительное преобладание лиственных пород среди хвойных.
Большие пространства по берегам полностью оголены и
захламлены брошенными сплавными биржами. Кроме того, на
порожистых участках стоят остатки руслостеснительных дамб -
"ряжей", остатки бонов, попадаются отдельные топляки.
Р. Чирка-Кемь (180 км.) - правый приток р. Кемь, на 116
км. от устья принимает р. Муезерку (52 км.). От пос.
Муезерский до устья 32 км. Р. Чирка-Кемь впадает в р. Кемь на
173 км. от устья Кеми при пересечении обеими оз. Юшкозеро. Р.
Кепа (134 км.) - впадает в Кемь на 159 км. от ее устья. От
пос. Кепа до устья р. Кепа около 80 км.
Р. Муезерка - болотно-озерная река с резко меняющимся
характером. Для нее характерен большой перепад высот с мощной
струей в порогах, носящих общий характер "горки на повороте",
с крупными камнями в русле и стоячими валами.
Р. Чирка-Кемь - ленивая, с большими озерами и плесами,
многоводная река в верховье и мощная река с большим
количеством разнохарактерных порогов в среднем и нижнем
течении.
На р. Кепа 14 порогов от 1 до 6 к.с. Наиболее
существенные из порогов имеют свой порядковый номер от 1 до 9.
Девятый носит имя Юма - это бывший взорванный водопад с
общим перепадом высот 12 метров.
Наилучший с точки зрения погоды время путешествия -
июнь-июль, наиболее интересное - август (обилие грибов и
ягод). В реках много рыбы - окунь, щука.
ДНЕВНИК ПОХОДА И ОПИСАНИЕ ПОРОГОВ
Поездом #112 прибыли в Петрозаводск в 17:30 (см. "Подходы
и подъезды"). Билеты до ст. Муезеро продаются по предъявлении
маршрутной книжки и разрешения на въезд в погранзону. В 19:20
отбыли из Петрозаводска поездом #680 "Петрозаводск-Юшкозеро".
В 05:30 прибыли на ст. Муезеро, стоянка поезда около 30
мин. На станции - погранконтроль - проверка паспортов и
разрешения на въезд.
Примерно через час добрались до моста через р. Муезерка
(примерно 1 - 1.5 км.), приступили к сборке катамаранов. Отп-
лыли примерно в 2 часа дня. Днем начался моросящий дождик, ко-
торый с небольшими перерывами продолжался до вечера. Сразу у
моста - мелкий перекат с обилием камней в русле, проход справа
под берегом. Примерно через час хода по спокойной реке (тече-
ние 1 - 2 км./час) с заболоченными берегами прошли первый по-
рожек - крутая горка на повороте, затем снова плес, озеро и
снова горка повыше, покруче, с Z-образным проходом и лавиро-
ванием среди камней. Затем опять плесы, заболоченные озера,
еще две небольших горки.
В конце дня - хороший порожек с заходом справа и
движением вправо по струе, выносящей на обливные камни у
левого берега. Порог требует правильного захода и несложного
маневра. Удобных мест для стоянок нет, встали прямо в лесу по
левому берегу, на моховой подстилке. По берегам много
голубики, попадается черника, в реке ловится щука и окунь.
Утром порадовало солнце, а всю вторую половину дня снова
моросило. Примерно за 10 км. до впадения в Чирку-Кемь река
сильно разливается и течет по безлесной заболоченной
низменности. Ближайший лес виден в 2 - 3 км., мест для стоянок
нет, река сильно петляет, течение не ощущается. На ночевку
удалось встать примерно в километре от устья Муезерки в
глубоком заливе на относительно высоком берегу. Много
голубики, есть черника, грибы, ловится щука. В целом такая
ситуация с грибами, ягодами и рыбой сохранялась за редким
исключением в течение всего похода.
Не заметили, как вошли в Чирку-Кемь, плесы и озера
незаметно переходят друг в друга, вода практически стоит. В 1
км. от Момсозера в реке сохранились сваи разрушенного моста.
При впадении в озеро река разбилась на рукава.
Усилился встечный ветер, он разорвал облачность, стало
проглядывать солнце.
При входе в озеро хочется пойти по левой протоке, т. к.
левый берег озера высокий и кажется, что там идет река.
Однако, идти надо направо, вдоль великолепного песчаного
пляжа, общее направление для выхода из озера в Чирку-Кемь
примерно 90 гр. Напротив входа в озеро (курс 0 гр.) - красивый
высокий остров с обилием спелой брусники на вершине. При входе
в протоку - "быки" для крепления лесосплавных оградительных
бом.
Попав в Колмозеро, необходимо держаться левым берегом для
прохода в реку. Используем сильный попутный ветер, идем под
импровизированным парусом.
Вышли в Тикшозеро; слева, в заливе - пос. Тикша: три
магазина, столовая, почта. Купили хлеба, продуктов, некоторые
приятные мелочи в хозмаге.
Заночевали на небольшом высоком лесистом островке.
Вечером опять моросил дождь.
За 3.5 ходовых часа прошли Човгозеро (Елгва-Горское
озеро) при сильном встречно-боковом ветре и волне. Иногда все
же удавалось использовать парус, но редко. Река широкая, вода
практически стоит, трудно отличить озеро от реки.
После обеда подошли к Лоухи-порогу, похожему на мощную
шиверу из-за сравнительно низкой воды. Необходим маневр справа
налево и затем резко направо. После двух перекатов, образующих
Черный порог (через 1.5 км. после Лоухи-порога), мост, за ним
Хаудо порог длиной менее 100 м. с общим сбросом по высоте 2 -
2.5 метра. Слева ряжевая стенка, 3/4 русла перекрыто плитой,
за ней косой вал, переходящий справа в прямой. Рядом с правым
берегом - чистая струя шириной примерно 3 м.
На ночевку встали рядом с порогом, на высоком правом бе-
регу. Почти весь день идет дождь.
Всю ночь и утро идет дождь. Решили усроить дневку или
полудневку по обстоятельствам. Пройдя около 1.5 км. вниз по
течению по тропе, просмотрели пороги Кривой и Тахко-падун. Вид
на падун с высокого (около 50 м.) правого берега великолепен,
на него стоит посмотреть. Днем также несколько раз занесли по
тропе катамараны выше порога и тренировались в его прохожде-
нии.
Кривой порог - на S-образном повороте реки, с бурным
выходом в небольшую чашу спокойной воды в скалах перед
Тахко-падуном. Порог изобилует большими обливными
грядообразными выходами камней, крупными валами. Просмотр
Кривого в берега дает общее представление о пороге и линии
движения в нем - куда не лезть. Ориентиры на воде или не видны
или выглядят совсем иначе, чем с берега, особенно если
учитывать, что просмотр ведется с высоты в 3 - 5 метров. В
нижней ступени валы около 1.5 м. за счет сбоя прямой струи с
отбойной от левого ряжа. При прохождении Кривого требуется
внимание и четкая работа экипажа при маневрах.
Тахко-падун - подковообразный сброс около 2.5 м. по цент-
ру, двугорбый сброс среди камней справа у скалы, слева мощные
крутые косые валы до 2 м. высотой, усиленные ряжевой стенкой.
Один из возможных вариантов прохода - справа с маневром среди
камней в центр. Длина главной части порога - около 20 м. Вто-
рая часть порога типа шиверы.
Почти весь день дождь, но тепло. Рыбаки с уловом - мы с
жареной рыбой. Вторая часть дневки - хозяйственные дела.
Опять с утра моросит. Проходим Кривой и Тахко-падун. Кри-
вой пройден успешно всеми экипажами. При прохождении Тахко-па-
дуна через центр перед сливом необходимо пройти точно между
мелкосидящими и невидимыми с воды камнями. Результаты для че-
тырехместного катамарана: сломаны весло переднего гребца и
задняя поперечина катамарана, легкая травма ноги (ушиб) у зад-
него гребца. Другой четырехместный катамаран шел по правому
двугорбому скату вдоль берега, отсутствие места для маневра
привело к посадке на огромный камень на выходе, который надо
было оставить по правому борту. Двухместные катамараны прошли
под правым берегом, немного левее и по касательной к "посадоч-
ному" камню под сбросом. Каяк прошел левым берегом вдоль ряже-
вой стенки, скрылся в косых валах под сбросом и победно вошел
в центральную струю.
Ориентиры, намеченные с берега, на воде не видны, издали
видна только гладкая поверхность. Места слива с воды не видно,
а видны только буруны на выходе за сливом. Сигнальщики помога-
ют, но их команды резко расходятся с картиной порога, видимой
с воды.
За Тахко-падуном Тахко-озеро длиной около 2 км., на выхо-
де которого небольшой перекат. Затем двенадцатикилометровый
Колмогорский плес, напоминающий цепочку вытянутых озер без те-
чения. Усилившийся днем встречный ветер разогнал на реке высо-
кие валы. Движение вперед удавалось только при некотором спа-
дении силы ветра, в остальное время катамараны или стояли на
месте, несмотря на все усилия гребцов, или медленно двигались
обратно. В результате встали на ночевку на большом острове
среди реки, на черничных и голубичных кочках, рядом с рыбацкой
избой. Примерно в 8 вечера ветер полностью стих, но мы уже
поставили лагерь и поленились уходить, хотя такая мысль была.
Утром ветер снова набрал прежнюю силу и было решено уси-
лить четырехместный катамаран с баллонами большего диаметра
пятым гребцом. Подвязали каяк под брюхо катамарана и впятером
погребли против ветра, вновь весьма и весьма малоэффективно.
Поэтому значительную часть пути в этот день все экипажи прошли
с бечевой по берегу: всего около 5 км. до обеда и 3 км. после
обеда. Дошли до двух Ледмозерских порогов сразу за притоком
Ледма и примерно через два км. встали на ночевку на невысоком
левом берегу. Пороги не сложные, но требуют внимания при про-
хождении. Всего за день прошли около 10 км., но, благодаря
ветру, без дождя.
С утра погода просто великолепная: солнышко, тепло и пол-
ное безветрие. Через пару километров спокойной воды начался
один из самых интересных участков маршрута: река потекла шуст-
ро, один за другим пошли перекаты, порожки, пороги. Прошли по-
рог Кильбо, течение в котором разбивается на две части - широ-
кую, пересекающую гряду подводных и торчащих из воды камней, и
узкую вдоль левого берега с резким поворотом влево за камни
отмели. За Кильбо - Омос, несложный, длинный, с лавированием
среди камней. Никутный порог длиной около 300 м., заход с ма-
невром на плоской поверхности верхней части порога среди кам-
ней, а затем крутой и мощный слив. По центру под сбросом в се-
редине горки три мощных вала более 1 м. высоты. От удара о вал
лопнул передний шов на внешней обшивке одного из баллонов че-
тырехместного катамарана. Пришлось здесь же по правому берегу
устроить вынужденную полудневку с прекрасной баней в рыбацкой
избе.
Второй день порогов, переходящих один в другой и чередую-
щихся с небольшим количеством коротких плесов. Пройдены поро-
ги: Железные ворота, Батум, Ручей, Руох, Островной, Елоха -
все технически несложные для катамаранов.
Порог Рокконен (или Рока-порог) - наиболее интересный и
сложный на этом участке маршрута - много маневра с пересечени-
ем реки, на выходе река перегорожена несколькими каменными
плитами, расположенными в шахматном порядке - необходим
просмотр. Каяк на выходе сел на один из них в сливе. Для четы-
рехместных катамаранов места для прохода в последнем сливе
(около правого берега) маловато, правым баллоном пришлось "об-
лизать" край обливного камня.
Старо-сосновский - восьмисотметровый в длину порог с бур-
ной водой, быстрым течением, хаотично расположенными камнями.
Последний - S-образный Олений порог, с высокими валами, требу-
ет четкого маневра.
К вечеру дошли до пос. Боровой и встали на ночевку по ле-
вому берегу примерно в 2 км. от железнодорожной станции. Конец
маршрута по р. Чирка-Кемь был отмечен мощным ливнем.
Часть группы уехала в Москву, а остальные приехали в пос.
Юшкозеро около 12 дня. (см. Подходы и подъезды). Автобусом
"Юшкозеро - Калевала" доехали до пос. Кепа. Стоимость билета -
32 р. Затем мы прошли погранконтроль и на погрангрузовике нас
довезли до моста через р. Кепа (около 4 км.). Примерно в 100
м. ниже по течению реки по левому берегу есть неплохое место
для стоянки. Начало маршрута по Кепе находится в ее среднем
течении, ниже озер.
С утра под дождем собирали катамараны, а после обеда отп-
лыли. Река по характеру очень мало похожа на Чирку-Кемь: Кепа
узкая, шириной около 20 метров, сильно петляет (повороты часто
свыше 180 градусов), длина прямых участков порядка 50 м. Уро-
вень воды был достаточно высок, все прибрежные пляжи были за-
топлены. Одна из главных проблем Кепе - отсутствие стоянок.
Еще для этой реки характерно почти полное отсутствие местных
жителей (мы встречали их за все время всего 2 - 3 раза) и пол-
нейшее отсутствие туристов (кроме нас, разумеется), в отличие
от р. Чирка-Кемь, где мы каждый день встречали по нескольку
групп. Также нас поразило обилие грибов: собрав без особого
труда несколько ведер отборных подосиновиков, мы решили на
следующий день устроить дневку, посвященную сушке грибов.
Встали на краю вырубки, примерно в 5 км. от моста. Как оказа-
лось впоследствии, это была единственная хорошая стоянка за
ближайшие 20 км.
Всю ночь и большую часть дня сушили с помощью нодьи и на-
конец отлично высушили грибы. Нам сильно повезло: это был
практически единственный день без дождя на Кепе.
За день прошли около 20 км. и 4 несложных порожка 2 кате-
гории сложности. Характер реки практически не изменился. Зано-
чевали на единственной за последние 20 км. поляне по правому
берегу у рыбацкой избы. Почти сразу за избой - деревянный мост
через реку, а за ним несложный порожек. После 5 вечера дождь.
За день прошли еще несколько несложных порогов, некоторые
из которых напоминали шиверы. Всего мы насчитали порядка 8
порогов за день, хотя на самом деле на Кепе различают всего 9
порогов, последний из которых - Юма-порог 6 к. с.
По берегам попадались небольшие, но совершенно не обоб-
ранные малинники с огромным количеством ягоды. На ночевку
встали прямо в лесу, поскольку за весь день мы не встретили ни
одного места, пригодного для хорошей стоянки. Поэтому катама-
раны пришлось разгружать и загружать прямо на воде, палатки
втискивать между стоящими и поваленными деревьями рядом с бе-
регом, а в 30 метрах от берега начиналось болото. Такой ха-
рактер берегов наиболее типичен для этой реки. После 5 вечера
дождь.
Еще до обеда прошли несколько несложных порожков, послед-
ний из которых был посложнее: достаточно узкий прямой и мощный
слив с многочисленными крупными камнями по краям струи. Порог
требует внимания и правильного захода. Есть возможность
просмотра по левому берегу. Это был 8 порог, 3 к. с. К вечеру
характер реки изменился, она стала шире (около 80 м.), появи-
лись длинные (до 1 км.) прямые участки. В конце одного из та-
ких участков по правому берегу стоит охотничья изба. Река рез-
ко сужается и видна первая ступень Юма-порога 6 к. с., свиду
напоминающая один из тех порожков, которые часто встречаются
на Кепе. Однако, мощный шум предупреждает об опасности. В са-
мом пороге можно выделить четыре ступени, наиболее серьезными
из которых представляются вторая и третья. Общая длина порога
около 80 метров, ширина в самом узком месте 5 - 6 метров,
среднее время прохождения 15 - 20 секунд, общий сброс по высо-
те примерно 12 метров.
Было принято решение об обносе, он возможен по правому
берегу. При обносе возникают трудности по преодолению неболь-
ших, но бурных ручьев, выделяющихся из основного русла реки.
После обноса и ниже порога есть великолепное место для стоянки
или дневки, с видом на порог и озеро-чашу после него.
С утра решили попытаться пройти порог хотя бы частично:
последнюю или предпоследнюю и последнюю ступени. В итоге двух-
местный катамаран был занесен в улов выше последней ступени.
Несмотря на все усилия экипажа удачно войти в струю не удалось
и катамаран чудом избежал переворота на косых валах последней
ступени. Это можно объяснить отсутствием места для маневра,
расстояние между концом одной ступени и началом следующей не
превышает 5 метров, что сравнимо с длиной катамарана.
Во второй половине дня мы вошли наконец в устье Кепы и
встали на великолепной поляне по правому берегу реки. Изобили-
ие грибов и ягод продолжалось, остаток дна мы провели в сборах
грибов и брусники, надеясь (не напрасно) довезти бруснику до
Москвы.
Первая половина дня - полудневка, сбор брусники. На боло-
те вдоль берега Кеми есть клюква, в это время, правда, еще зе-
леная. Днем удалось договориться с местным жителем и он от-
буксировал нас на моторной лодке 10 км. вверх по Кеми до ло-
дочной станции, которая находится недалеко от пос. Юшкозеро,
по правому берегу Кеми. Разобрав на берегу катамараны и под-
нявшись вверх по дороге, мы обнаружили слева от дороги на быв-
шей лесной бирже неплохую стоянку, где и заночевали.
От стоянки до станции 1.5 км. по железнодорожным путям
или около 3 км. по дороге. Примерно в 15 часов сели на поезд
"Юшкозеро-Петрозаводск" (см. Подходы и подъезды).
Примерно в 10 утра приехали в Петрозаводск. Часть группы
перекомпостировала билеты и уехала на Москву 12-часовым поез-
дом, остальные взяли билеты на Москву на 19 часов следующего
дня с целью поехать в Кижи.
Отплыли в Кижи на катере в 17 часов из речного порта.
Стоимость билета - 92 р. Возникли проблемы из-за рюкзаков, так
как первоначально предполагалось остановиться на о. Кижи пала-
точным лагерем, что впоследствии оказалось невозможно - это
запрещено правилами заповедника. Проблемы с рюкзаками были
улажены с трудом, нас сначала не хотели брать на борт, а затем
пытались взять дополнительную плату за багаж в размере 72 р.
Мы познакомились с группой реставраторов, работающих на
острове, и они приютили нас на ночлег и провели великолепную
экскурсию по острову.
С утра - экскурсия по о. Кижи и самостоятельный осмотр
достопримечательностей острова. Прибыли в Петрозаводск в 17
часов. Посадка на катер была сопряжена с теми же трудностями,
что и по дороге в Кижи, но они также были успешно преодолены.
В 19 часов поездом "Петрозаводск-Москва" отбыли в Москву.
Популярность: 26, Last-modified: Mon, 29 Jun 1998 19:25:10 GmT