И КОНСТРУКЦИЯ УПОРОВ ДЛЯ КАРКАСНО-ПОДДУВНОЙ ЛОДКИ
(из книги "Сольфеджио белой воды")
В.Юрин
ЭЛЕМЕНТЫ ОБОРУДОВАНИЯ КОКПИТА И ИХ ФУНКЦИИ
Голая скорлупка, которая выходит из матрицы - еще далеко не
каяк. Для того, чтобы она действительно стала готовой лодкой,
ей нужно еще много дополнительного оборудования: посадочного,
силового и специального.
Самая важная часть оборудования - это посадочное: упоры,
сиденье и горловина кокпита. Именно они связывают вас и ваш
каяк в единое целое. Каяк - это продолжение вашего тела, и вы
не должны ощущать его как некий инородный довесок у себя на
бедрах или, что еще хуже - как некий контейнер, в котором вы
перекатываетесь от одной стенки к другой. Вы должны чувствовать
все его движения, а он должен воспроизводить все движения ваших
бедер. Такая взаимосвязь лежит в основе всех приемов управления
каяком - точно так же, как вся горнолыжная техника основана на
жесткой фиксации ноги в ботинке.
Коленные (бедренные) упоры
Коленные упоры - ваш основной инструмент для поддержания
равновесия в каяке. Именно с их помощью вы управляете креном
каяка, удерживаете его от оверкиля и выполняете эскимосский
переворот. Однако упоры играют и другую, не менее важную роль:
это элемент обратной связи между лодкой и вами. Именно они
позволяют вам ощущать малейшие движения лодки наравне с
движениями той части вашего тела, которая дана вам от рождения.
И это позволяет вам использовать для управления каяком свои
двигательные рефлексы на самом низком уровне, освобождая голову
для решения более глобальных задач.
Для того, чтобы упоры могли выполнять обе эти функции, ваши
колени должны быть разведены настолько широко, насколько это
позволяет конструкция лодки. Чем шире разнесены упоры, тем
больший момент вы прикладываете к корпусу лодки, тем лучше вы
чувствуете ее крен и тем меньше "мертвая зона", возникающая
из-за небольшого, но всегда существующего зазора между упорами
и вашими коленями.
Где должны находиться упоры? На этот вопрос вы можете ответить
сами, если раздвинете колени и возьметесь руками за ноги так,
чтобы вы не могли сдвинуть их обратно. Скорее всего, ваши руки
окажутся немного выше колена (примерно на ширину ладони),
перпендикулярно бедру, пальцы заходят на внутреннюю сторону
бедра. Именно это положение и является оптимальным для упоров.
Однако по традиции эти упоры называются "коленными".
Ширина упора составляет 12-18 см. Упоры должны быть подогнаны
так, чтобы вы, расслабив ноги, чувствовали контакт с ними.
Обратите внимание на то, что вы не должны цепляться за упор
коленной чашечкой, как это часто бывает на самодельных упорах
из дюралюминиевых трубок. Это чревато тяжелой травмой. Обратите
внимание также на то, что правильно установленные упоры всегда
заходят на внутреннюю сторону бедра и не позволяют колену
сместиться к центру лодки.
Не стоит и думать о выходе на бурную воду, если ваш каяк не
оборудован упорами для пяток или, точнее, для ступней. Без них
невозможно ни эффективно управлять лодкой, ни надежно
зафиксироваться в ней, а при ударе о препятствие можно запросто
улететь с головой в носовую часть каяка. Пяточные упоры должны
быть установлены и подогнаны так, чтобы ноги были согнуты в
коленях, разведены и касались бедренных упоров. Именно через
эти упоры вы передаете на корпус каяка основные усилия при
гребле вперед; они же должны амортизировать удары.
Простейший упор в виде перекладины (фиг.1) вставляется между
двумя направляющими и фиксируется подпружиненными штифтами.
(Точно таким же крепится ремешок наручных часов.) Основной
недостаток этой конструкции состоит в том, что она поддерживает
только свод стопы. При носовом столкновении с препятствием
ступня проворачивается в голеностопном суставе, и это может
привести к чрезвычайно болезненной травме - разрыву связок
голеностопа.
Опорная платформа поддерживает всю стопу и значительно
уменьшает вероятность такой травмы. Сверху платформа покрыта
слоем пенополиэтилена, который служит в качестве амортизатора.
Именно этот тип упоров применяется для прыжков с водопадов, где
особенно велик риск упасть прямо на скалы, и упоры должны
выдерживать очень большую нагрузку.
Возможно сплошное заполнение носа пенопластовыми блоками,
закрепленными с помощью клея или болтов. Обычно это твердая
стена, выкладываемая до тех пор, пока она не будет точно
соответствовать длине ног гребца. Такая система тяжеловата,
зато исключительно надежна и безопасна.
Многие фирмы-изготовители каяков применяют упоры в виде
педалей. Эта система очень удобна, легко регулируется и
помещает ступни гребца туда, где они должны находиться - по
бокам каяка, а не в центре. Единственный серьезный недостаток
педальных упоров - это отсутствие амортизирующих элементов.
В большинстве каркасно-поддувных каяков пяточные упоры
отсутствуют. Это связано, в первую очередь, с ограниченностью
задач, для которых используются такие каяки. Некоторым
оправданием служит то обстоятельство, что на маленьких каяках,
сделанных в обводах слаломной лодки, в носу остается
чрезвычайно мало свободного места, и ступни гребца фиксируются
сами собой. Это, однако, не избавляет от необходимости иметь
для них хорошую опору; пятки, выступающие через оболочку каяка
в момент выполнения эскимосского переворота, показывают это как
нельзя более наглядно. После того, как конструкторы
каркасно-поддувных судов перешли от слаломных обводов к более
объемным и просторным лодкам, пяточные упоры стали для них
совершенно необходимыми.
Если вы сядете в каяк и сильно упретесь обеими ногами в
пяточные упоры, вы соскользнете с сиденья назад. Именно для
того, чтобы помешать этому, и необходим спинной упор. Если
коленные упоры и сиденье фиксируют гребца в поперечном
направлении, то пяточные и спинной упоры - в продольном.
Спинной упор также позволяет снять часть нагрузки с области
паха, которая возникает, если вы пытаетесь удержаться на месте
с помощью одних только коленных упоров.
Обычно спинной упор - это стропа, подвешенная над задней частью
сиденья и снабженная прокладкой для большего комфорта. Для
того, чтобы она держала вас наилучшим образом, ее необходимо
правильно подогнать. Обратите внимание на два ключевых
момента:
- Стропа должна быть прочной и надежно закрепленной. Если она
оборвется в тот момент, когда вы распираетесь изо всех сил,
вы вылетите из сиденья на задний край обруча.
- Стропа не должна смещаться ни вверх, ни вниз. В первом
случае она будет мешать вам покинуть лодку, во втором вы
будете садиться на нее, залезая в каяк.
Для кокпитов в виде замочной скважины характерен широкий
просвет между задним краем сиденья и краем обруча, поэтому в
них спинной упор особенно необходим. У некоторых моделей каяков
в задней части сиденья имеется специальное гнездо, в которое
входит конец заднего пиллерса. Это гнездо, а иногда и сам
пиллерс, одновременно играют роль спинного упора.
Форма сиденья не нуждается в комментариях. Однако к этому
элементу конструкции относится все, что было сказано ранее
относительно роли упоров. Наравне с упорами оно связывает вас и
ваш каяк. Поэтому сиденье каяка, равно как и кресло
космического корабля, является уникальной деталью для каждого
гребца.
Большинство фирм-изготовителей делает каяки с очень широкими
сиденьями для того, чтобы в них могли помещаться гребцы самых
разных габаритов. Это, строго говоря, еще не сиденье, а всего
лишь заготовка для него. Между вашими бедрами и боковинами
сиденья почти всегда имеется зазор. Его необходимо устранить,
чтобы ваши бедра имели надежный и удобный контакт с боковинами.
Только в этом случае вы сможете передавать движения вашего таза
непосредственно на корпус каяка и, наоборот, воспринимать
боковые движения каяка как движения своего тела. Для этого
лучше всего наклеить на боковые стенки один или несколько слоев
жесткого пенополиэтилена. Точно такая же тонкая подгонка
необходима и для коленных упоров.
Желательно, чтобы конструкция сиденья и его крепление допускали
перемещение вдоль оси лодки в пределах 30-40 мм. Это необходимо
для правильной центровки каяка в соответствии с комплекцией
конкретного гребца. Такая регулировка особенно необходима на
каяках, предназначенных для автономного сплава, поскольку груз,
помещенный в корму, нарушает центровку лодки.
КОНСТРУКЦИЯ УПОРОВ ДЛЯ КАРКАСНО-ПОДДУВНОЙ ЛОДКИ
Баллоны каркасно-поддувного каяка не позволяют развести колени
достаточно широко (за исключением самых больших лодок). Однако
без этого невозможно создать ни хорошее управление лодкой, ни
обратную связь с ней.
Самая распространенный тип коленных упоров для таких каяков -
винтообразно изогнутая трубка, закрепленная на шпангоутах перед
кокпитом и позади него. Прежде всего, такая конструкция либо не
позволяет завести упор на внутреннюю сторону бедра (если упор
крепится вплотную к верхней ветви переднего шпангоута), либо
ограничивает просвет шпангоута и угрожает безопасности гребца.
Если форма упора не удовлетворяет определенным соотношениям, он
создает большие нагрузки в узлах крепления, которые могут
сломаться в самый критический момент. Изготавливать такие
упоры очень сложно, а подгонять однажды сделанные - практически
невозможно.
Существует более совершенная конструкция коленного упора: к
двум направляющим, расположенным между шпангоутами, крепится
стеклопластиковое "крылышко" (фиг.2). Такие упоры более удобны,
их можно регулировать, но за это приходится расплачиваться
дополнительным весом и сложностью сборки.
Пяточный упор в большинстве отечественных лодок отсутствует
вовсе - а ведь это один из важнейших инструментов управления
лодкой! Если вы хотите оснастить свой каяк пяточным упором, то
наиболее подходящая конструкция - это простейшая подпружиненная
перекладина. Она вставляется между двумя направляющими,
которые, в свою очередь, прикреплены к шпангоутам. Однако при
этом необходимо усилить также узлы крепления самих шпангоутов,
иначе вы легко выломаете их вместе с упором.
Направляющие изготавливаются из трубы примерно 28х1,
прокатанной, как обычно, на 1/3 диаметра. (Идеально подходят
для этого штевни от байдарки "Салют", штевни и фальшборта от
байдарки "Таймень".) Возможно выполнить эти направляющие как
один конструктивный элемент с нижними направляющими бедренных
упоров. Это несколько упрощает сборку каяка. В этом случае
кажется естественным придать им плавный изгиб, однако в
действительности весь их изгиб должен быть сосредоточен немного
позади переднего шпангоута, в районе коленей. С внутренней
стороны направляющих сверлится серия отверстий диаметра 16,5
мм; штифты перекладины проходят через них и упираются во
внешнюю стенку. Диаметр внешней муфты перекладины 18 мм,
штифтов - 16 мм.
В любом случае вы проиграете в весе каяка. Вся вышеописанная
конструкция упоров увеличивает вес примерно на 2 кг.
Наконец, сиденье. Как правило, сиденье изготавливается из
стеклопластика по слепку, сделанному с сиденья какого-нибудь
пластикового каяка. Однако на каркасно-поддувном каяке под ним
проходит кильсон, и сиденье оказывается поднято над дном каяка,
как минимум, на 25 мм. Это очень значительная величина; при
высоком положении центра тяжести каяк имеет меньшую
остойчивость, и на нем сложнее выполнить эскимосский переворот.
На бурной воде гребец в таком каяке чувствует себя весьма
неуверенно.
Для каркасно-поддувных каяков требуется специальное сиденье с
четко выраженным "гребнем" вдоль оси, которое как бы "седлает"
кильсон. Понижение центра тяжести хотя бы на 10 мм уже
приносит заметный результат. Неудобств для гребца такое сиденье
совершенно не создает, поскольку идеально соответствует форме
человеческого тела. Однако для его изготовления придется
сначала сделать специальную матрицу. Большинство же
фирм-производителей таких каяков просто не утруждают себя
изготовлением мало-мальски приличного сиденья и упоров.
Популярность: 37, Last-modified: Sun, 26 May 1996 19:34:42 GmT