----------------------------------------------------------------------------
Перевод Ю. Кагарлицкого
Генри Фильдинг. Избранные произведения в двух томах. Т. 1. М., ГИХЛ, 1954
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
----------------------------------------------------------------------------
- Nanum cujusdam Atlanta vocamus:
AEthiopem Cygnum: parvatn extortamque puellam,
Europen. Canibus pi gris Scabieque vetusta
Loevibus, et sicoe lambentibus ora lucernoe
Namen erit Pardus, Tigris, Leo; si quid adhuc est
Quod fremat in Terris violentius {*}.
Jav., Sat., VIII
{* Правда, и карлика мы иногда называем Атлантом,
Лебедем негра зовем, хромую девчонку - Европой;
А у ленивых собак, с плешинами, вовсе паршивых,
Лижущих край фонаря, в котором нет уже масла,
Кличка бывает и Барс, и Тигр, и Лев, и еще там,
Кто погромче рычит на зверей.
Ювенал*. Сатиры, VIII [стихи 32-37].}
В каждом языке, говорил Локк, нетрудно обнаружить ряд слов, которые ни
в первоначальном своем смысле, ни в общепринятом не выражают какой-нибудь
определенной и ясной идеи *. В качестве примера Локк приводит слова:
"мудрость", "слава", "обходительность". "Они на устах у каждого, - говорит
он, - но из великого множества людей, употребляющих эти слова, любой станет
в тупик и не найдется, что ответить, если его попросят растолковать их
значение; это ясно доказывает, что, хотя затверженные звуки привычно слетают
с уст говорящего, он сам не представляет себе, какой смысл в них
вкладывает".
Помимо названных великим философом причин неверного употребления слов,
существует еще одна, им упущенная, которая, однако, немало усугубила это
огромное зло. Заключается она в том, что богословы и моралисты присвоили
себе право совершать насилие над некоторыми словами, дабы подчинить их своим
собственным измышлениям, и употребляют их в смысле, прямо противоположном
тому, который закрепил за ними обычай - этот, согласно Горацию, верховный
властелин и законодатель всех видов речи *.
Но, возможно, подобная погрешность заслуживает снисхождения (я склонен
относиться снисходительно к такого рода авторам). Может быть, она
проистекает не из какого-либо намеренного пренебрежения обычаем, а из
полного с ним незнакомства, неизбежно порождаемого пребыванием в
университете; в последнем же обстоятельстве всякий признается не краснея.
Но, в чем бы ни крылась причина неверного словоупотребления,
последствия его остаются весьма печальными. Пока автор и публика по-разному
понимают одно и то же слово, им довольно трудно уразуметь друг друга; может
быть, именно это отвратило столь многих леди и джентльменов от сочинений,
трактующих вопросы религии и этики, а равно повело к тому, что иные читали
эти книги всю жизнь, не понимая, что читают, и, следовательно, не извлекли
из них никакой для себя пользы.
Объяснить ряд трудных слов, часто встречающихся в сочинениях Бэрроу,
Тиллотсона, Кларка * и им подобных, - задача, достойная великого
комментатора. Есть все основания полагать, что такие слова, как "небеса",
"ад", "божья кара", "праведность", "грех" и некоторые другие, сейчас понятны
лишь очень немногим.
Я не могу, по крайней мере в настоящее время, принять на себя подобный
труд и в оставшейся части этого листа * постараюсь помочь самим писателям. Я
дам здесь краткий перечень употребительных ныне выражений и постараюсь
установить, с какими представлениями каждое из них связывают в обществе,
ибо, пока те, кто учился в университетских колледжах вкладывают в эти слова,
сколь я могу судить, совсем иной смысл, их труды вряд ли принесут много
пользы светским леди и джентльменам.
Автор - предмет насмешек. Под этим словом разумеют человека бедного,
всеми презираемого.
Ангел - женщина, обычно прескверная.
Богатство - единственная поистине ценная и желанная вещь на свете.
Брак - вид торговой сделки, заключаемой между представителями обоих
полов, причем стороны постоянно пытаются надуть друг друга, и обычно обе
остаются в проигрыше.
Валет - не более как название игральной карты (например, червонный
валет).
Величие - в отношении неодушевленного предмета означает величину оного,
в применении к человеку нередко означает низость и ничтожество.
Вкус - любой очередной каприз лондонской моды.
Возможность - подходящий момент наставить рога.
Воскресение - лучшее время для игры в карты.
Галантность - прелюбодейство и супружеские измены.
Греховность - забавы, шутки, веселье.
Добро - слово, имеющее так же много значений, как и греческое ′εκω или
латинское ago {Первое значение указанных слов: "имею" и "веду".}; в свете
оно поэтому не очень в ходу.
Докучать - давать советы, особенно когда они исходят от мужа.
Достоинство - власть, чины, богатство.
Мудрость - уменье добиться всего этого.
Дурак - сложное понятие, включающее бедность, честность, благочестие и
простоту.
Еда - наука.
Знание - обычно означает осведомленность в городских сплетнях; во
всяком случае это единственное, что является предметом светских разговоров.
Изысканный - прилагательное особого рода, уничтожающее, или по крайней
мере уменьшающее, значение существительного, которому предшествует,
например: изысканный джентльмен, изысканная леди, изысканный дом, изысканные
наряды, изысканный вкус, - во всех этих случаях слово "изысканный" следует
понимать как синоним слова "бесполезный".
Капитан } - любая дубина, на которую насажена
Полковник } голова, украшенная черной лентой *.
Красота - качество, при наличии которого женщина обычно становится
содержанкой.
Критик - подобно слову "homo" {Человек (лат.).}, дает наиболее общее
определение человеческого рода.
Любовь - в собственном смысле слова: приверженность к каким-либо видам
пищи. Иногда иносказательно этим словом обозначают другие наши вожделения.
Медведь - сельский дворянин или любое другое двуногое животное, не
умеющее отвесить изящный поклон.
Негодяй |
} - член противной партии.
Мерзавец |
Неприлично - эпитет, который светские дамы прилагают чуть ли не ко
всему; он является, так сказать, чем-то вроде междометия, выражающего
тонкость чувств.
Ничтожество - любой житель Великобритании, за исключением примерно
тысячи двухсот человек.
Обещание - пустой звук.
Образованность - педантство.
Остроумие - богохульство, непристойность, безнравственность, грубое
шутовство, кривлянье, паясничанье, поношение всех порядочных людей и в
особенности церковнослужителей.
Патриот - кандидат на место при дворе.
Политика - искусство получать такие места.
Платье - главное достоинство мужчин и женщин.
Порок |
} - темы для разговора:
Добродетель |
Провал - термин театральный, иногда, впрочем, применяемый шире, ко всем
сочинениям, отмеченным живой мыслью.
Проповедь - средство от бессонницы.
Религия - слово, лишенное смысла; с его помощью, правда, хорошо пугать
детей.
Свет - круг ваших знакомых.
Скотина - под этим словом подразумевается наличие в человеке прямоты и
честности; в более узком смысле оно означает философа.
Скромность - неловкость в обхождении, провинциальность.
Скука - слово, которым все писатели определяют чужой юмор и остроумие.
Смерть - конец человека (как мыслящей, так и остальных частей его
тела).
Судья |
} - старая баба.
Правосудие |
Существо - выражение крайнего сословного презрения, уместное лишь в
устах супруги пэра.
Счастье - великолепие.
Терпимость - недостаток религиозного рвения.
Хлыщ - уничижительное слово, обозначающее в то же время качества,
достойные высшей похвалы.
Честь - дуэлянтство.
Чушь - философия, особенно философские сочинения древних; в еще более
узком смысле слова - сочинения Аристотеля.
Щеголь - если к этому слову прибавить определение "любой", оно будет
означать любимца всех женщин.
Юмоp * - пересуды, балаганщина, пляска на канате.
1752
Настоящий памфлет составлял первую часть 4-го номера
"Ковент-гарденского журнала" (14 января 1752 г.). Заглавие у Фильдинга
помещено непосредственно перед словарем, а вступительная часть оставлена без
заглавия.
...не выражает ясной идеи. - Приведенное высказывание заимствовано из
главного произведения философа Локка (1632-1704) "Опыт о человеческом
разуме".
...законодатель всех видов речи. - Приведенное высказывание
заимствовано из "Искусства поэзии" Горация (I, 71).
Ювенал Децим Юний (ок. 60 - ок. 140 гг. н. э.) - римский поэт-сатирик.
Бэрроу Исаак (1630-1677)-английский математик и теолог, одна из его
проповедей, "Долг и обязанность богатства перед бедностью", встретила
горячее одобрение Г. Фильдинга. Писатель цитировал ее в трех номерах своего
"Ковент-гарденского журнала" (22, 44, 69).
Тиллотсон Джон (1630-1694) - известный английский богослов, архиепископ
Кентерберийский.
Кларк Самуэль (1626-1701) - известный комментатор библии.
Лист - обычное в журналистике XVIII века название номера журнала.
...голова, украшенная черной лентой. - Черная лента представляла собой
отличительный знак офицера.
Юмор. - Этот афоризм Фильдинга направлен против легких, развлекательных
жанров, занявших большое место в лондонских театрах того времени, особенно
против пантомимных представлений Джона Рича (см. примечание к стр. 258).
Популярность: 16, Last-modified: Thu, 13 Mar 2003 11:59:27 GmT