БД-3 БАНК ДАННЫХ ПО ВЫСОКОГОРНЫМ ПЕРЕВАЛАМ НАЗВАНИЕ, к.с.,высота : КИЧЕ-МУРУДЖУ ВЕРХ.(I), 1б*, 3280, сн-ос; в перечне отсутствует. РАСПОЛОЖЕН: в северном отроге Главного Кавказского хребта,да- ющему начало Даутскому и Кышкаджерскому хребтам,в 1.5-2 км от его начала; при общем направлении от- рога " юг-север " перевал расположен на участке хребта, имеющим направление близкое к "запад-вос- ток";верхнии части перевальных склонов имеют экс- позиции "север" и "юг". СОЕДИНЯЕТ: с запада - безымянный ледник ( цирк в. 3362.0 ), р.Киче-Муруджу,р.Клухор С.,р.Гоначхир; с востока - лед.Чауллучат ( среднее течение ), р.Чауллучат, р.Махар. НАЗВАН: по названию реки западного склона перевала; Киче, Кичи, Гитче - означает "малый", "маленький" ПЕРВОПРОХОЖДЕНИЕ: автор описания информацией не распола- гает ЧАСТОТА ПРОХОЖДЕНИЯ: с 1990 по 1993 год ни разу не посещал- ся, в 1994 году - 2 раза УСЛОВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ к.с.: ЛИТЕРАТУРА: отчеты в библиотеках туристских клубов: а) Московский ГЦТК: автор описания информацией не распола- гает б) Башкирский РТСК: N 650,Айсин С.Е.,Киселев В.А.,1994г., 5 к.с., стр. .... , ф.N .. (в траверсе гребня хребта от в. 3582.7 на запад ). другие источники: 1.В.Арсенин,Н.Бондарев, Э.Сергиевский. Горные путешествия по Западному Кав- казу. М., ФиС, 1976, стр. 180-182 (краткое описание совпадающих участ- ков пути пер.Киче-Муруджу Центр. с З на В ), стр.170-171,182(р.Чауллучат,р.Махар) КОНЦЕВЫЕ ТОЧКИ ОПИСАНИЯ: с запада - устье р.Киче-Муруджу; с востока - поляна Корт-Малы. ПРОХОЖДЕНИЕ СО СТОРОНЫ: р.Киче-Муруджу ( запад ): Участок N 1. Из долины Клухора С. подъем в долину его правого притока р. Киче-Муруджу начинается недалеко от устья этого притока (1872.0 м),метрах в 100 ниже (западнее) моста через него.Сой- дя с шоссе, следует идти на северо-восток по добротной лесной тропе правым склоном долины. Через 40-50 х.м. крутого подъема тропа выводит из леса на луга. Склон выполаживается, а тропа заметно слабеет. Еще через полчаса пути - поворот долины, где она меняет свое направление почти на 90 гр. Здесь узловое место, откуда расходятся пути в перевальные цирки правых боковых притоков р. Киче-Муруджу.Другими ориентирами служат:бугор,последняя груп- па деревьев, массивная многометровая каменная глыба и остатки (каменная кладка) строения пастухов,небольшие озерки по обоим склонам. Отсюда 5 км до устья реки, 2 км до кромки леса и 4- 4.5 км до приледниковой террасы лед.Киче-Муруджу, перепад вы- сот составляет от устья 540 м.,от лед.Киче-Муруджу ок.570 м. Дальнейший путь в верховье реки продолжает идти правым склоном долины через ряд покатых каменисто-травянистых террас и древних моренных валов. Местами есть тропа,которая в курум- никах и в зарослях рододендрона пропадает, встречаются слегка заболоченные участки.Переправы через боковые притоки труднос- тей не представляют, наиболее крупные из них (второй и третий притоки снизу) в устьевой части разделяются на ряд русел. Верховья долины Киче-Муруджу перегорожены рядом скальных ригелей (три стены бараньих лбов), выше которых залегают лед- ники. Самый нижний ригель преграждает прямой путь под ледник Киче-Муруджу. Чуть выше по долине перед двумя центрально рас- положенными карами с безымянными ледниками находятся еще два участка бараньих лбов. Обход нижнего ригеля по правому борту долины, поднимаясь в восточном направлении.Выход на террасу ( ок.2840 м ) с обе- лиском летчику Корпухину и обломками самолета. Здесь развилка перевальных путей: в северном углу распо- ложены перевалы Киче-Муруджу С. и Седло,в южном - Киче-Муруд- жу Центр. (3 седловины) и Киче-Муруджу Ю., в двух центральных карах расположены ряд седловин перевала Киче-Муруджу Верх. Протяженность..............................9 км Перепад высот............................968 м Время движения: на подъеме ..................ок.3.5-4.5 х.ч. на спуске........................ок.2-3 х.ч. Участок N 2. Дальнейший подъем на перевал Киче-Муруджу Верх. (I) идет от обелиска вправо.Перейдя по камням ручей,следует идти в юж- ном направлении, поднимаясь по осыпям, снежникам и несложным скалам, постепенно забирая влево. Выход на верх бараньих лбов напротив правого края лед.Киче-Муруджу (ок.2980 м).Здесь оче- редная развилка:на восток идет подъем к пер.Киче-Муруджу Верх. (I),на юг лежит путь к перевалам Киче-Муруджу Центр. и Ю. Протяженность.........................ок.0.5 км Перепад высот............................140 м Время движения: на подъеме .........................0.5 х.ч. на спуске............................20 х.м. Участок N 3. Ледник, залегающий на западной стороне пер.Киче-Муруджу Верх.(I),нависает над стеной бараньих лбов. Два ручья,стекаю- щие с него образуют водопады.Подъем в начале идет по осыпному склону в направлении левого (орографически) ручья,где участок бараньих лбов меньше.Сам поток ниже водопада уходит под осыпь. У водопада переход с осыпи на правый борт скального кулуара и по небольшой стенке выход на скальный гребень. Может потребо- ваться 5-10 м перил,1 т.с.По гребню подход под ледник.На весь пройденный путь уйдет 30-40/15-20 х.м.,перепад высот составит 160 м. Ледник небольшой,но достаточно крутой: до 40 гр.,в близи седловины перевала до 30 гр., выше и влево 30-40 гр. Поверх- ность чистая,трещины редкие и легко проходимы.Осенью необхо- димы кошки. Сам ледник зажат между основным хребтом и его северо-за- падным отрогом,отходящем от в.3362.0(в действительности в.о.). Этот отрог - межкаровый гребень,разделяющий два ледника цент- ральной части истока р.Киче-Муруджу. Гребень в своей корневой части почти сходит на нет, поэтому переход в этом месте с од- ного ледника на другой не представляет особого труда. Протяженность...........................ок.1 км Перепад высот............................300 м Время движения: на подъеме .......................1-1.5 х.ч. на спуске.........................0.5-1 х.ч. Время движения со страховкой: на подъеме........................ок.40 х.м. на спуске......................ок.15-20 х.м. в т.ч. с попеременной,перильной: на подъеме.....................ок.10-15 х.м. на спуске.........................ок.10 х.м. Количество точек страховки: на подъеме..............................0-1 на спуске...............................0-1 ВСЕГО С ЗАПАДА: Протяженность.............................11 км Перепад высот...........................1408 м Время движения: на подъеме .......................5-6.5 х.ч. на спуске.........................3-4.5 х.ч. Время движения со страховкой: на подъеме........................ок.40 х.м. на спуске......................ок.15-20 х.м. в т.ч. с попеременной,перильной: на подъеме.....................ок.10-15 х.м. на спуске.........................ок.10 х.м. Количество точек страховки: на подъеме..............................0-1 на спуске...............................0-1 СЕДЛОВИНА : протяженный ( 200-250 м ),узкий скальный гребень, который с севера метра на три возвышается над лед- ником, а на юг обрывается крутым скально-осыпным склоном; в гребне четыре явно выраженные с севера перевальные точки, тур сложен на нижней; мест для устройства удобного бивака нет,но при необходимос- ти его можно организовать на снегу, отлогие каме- нистые площадки имеются ближе к в.3362.0; хороший обзор на восток,север,юг; путь спуска хорошо про- сматриваются только на восточную сторону. ПРОХОЖДЕНИЕ СО СТОРОНЫ: р.Чауллучат (восток): Участок N 0. Постоянного населения выше поляны Корт-Малы (ок.1680 м ) в долине Махара не проживает.В близи устья р.Трехозерки на ле- вом берегу Махара располагается ферма ( жилое строение,загоны для скота), она находится у верхнего края просторной поляны и периодически разрушается весенними лавинами. Здесь же, но на правом берегу - развалины коша и мост к нему. Многолюдно бывает на минеральном углекислом источнике "Махар"(ок.1770 м).Он расположен в 2.5-3 км выше Корт-Малы на правом берегу реки,куда перекинут мостик. Вода сильно газиро- вана и приятна на вкус,температура +8 гр.На левом берегу сле- ды многочисленных биваков. По долине Махара строителями ЛЭП проложена дорога,идущая от Кодорской ГЭС ( Абхазия ).В связи с распадом СССР ЛЭП без- действует,многие опоры повалены, дорога в исправном состоянии не поддерживается и по сообщению местных жителей ( 1994 г.) машины дальше нарзанного источника не проходят. Дорога в нижней части долины Махара идет по левому бере- гу,а в 2-х км выше фермы переходит на правый.По левому же бе- регу продолжается слабая тропа.У фермы от основной дороги от- ходит боковое ответвление в сторону верховий долины р. Трех- озерка. Переправы по Махару особых трудностей не доставляют. Ря- дом с машинным бродом (в 2 км выше фермы) как правило имеет- ся бревно. Бродить же проще у поляны Кель-Кате, несложен брод и у остатков пешеходного моста (ок.0.5 км выше р.Джелсугчат). Примерно в 1 км ниже устья р. Джелсугчат на правом бере- гу,слева от дороги на небольшой поляне у кромки леса находят- ся остатки взорванного блиндажа (с дороги незаметны). В 150 метрах ниже устья р. Джелсугчат на Махаре установ- лен осадкомер (хороший ориентир). От поляны Корт-Малы до р.Трехозерки (1862.0 м) - 6.5 км, до р.Кичиталычат(ок.1900 м) - 7.5 км,до р.Джелсугчат(1976 м)- 10 км,до поляны Кель-Кате (2108.1 м) - 12 км,до нижней терра- сы верховий Махара (ок.2250 м) - 14 км . Нижняя терраса ( их всего три ) довольно обширна, слегка заболочена,завалена огромными камнями. На этой террасе проис- ходит слияние истоков Махара (2262.0 м), здесь же впадает ле- вый верхний приток - р.Чауллучат, в близи устья которого про- ходит граница леса. Путь от Корт-Малы занимает 5-6 х.ч. Переправляться через истоки Махара ( три ручья, правый - крупный ) следует у верхнего края террасы (ок.2300 м). После- дующий подъем идет по устьевой ступени Чауллучата в западном направлении,правее характерной небольшой вершинки (ориентир), которой оканчивается короткий северный отрог Главного Кавказ- ского хребта. По долине р.Чауллучат путь идет через ряд террас. Слабая тропа проложена вдоль правого берега,она легко теряется в за- рослях рододендрона и среди каменных глыб. В 1-ом км от устья расположена нижняя терраса долины Чауллучата(ок.2400 м),с ко- торой начинается подъем в цирк перевалов Нахар З.и А.Грина.На следующей террасе,расположенной в 1-ом км выше, находится не- большое (50х20 м), голубого цвета озеро (2574.0 м),которое от речки отгорожено старой заросшей мореной.Рядом остатки камен- ных сооружений. На следующей террасе следы спущенного озера. Отсюда тропа обходит по левому склону (орографически) неболь- шие бараньи лбы и выводит на верхнюю террасу р.Чауллучат(выс. ок.2700 м). Терраса завалена камнями, в нижней ее части у ог- ромных каменных глыб есть удобные места для биваков. На этой террасе происходит слияние нескольких ручьев,дающих начало р. Чауллучат. Выше долина перегорожена скальным ригелем, который вместе с лед. Чауллучат был виден еще с нижней террасы долины Махара. Протяженность.............................18 м Перепад высот...........................1020 м Время движения: на подъеме .......................7-8.5 х.ч. на спуске.........................4.5-5 х.ч. Участок N 1. Выход на лед.Чауллучат проще всего осуществить с левого борта. Подъем идет осыпным склоном среди скал по тропе вдоль левого берега ручья.Тропа заканчивается у небольшого (25х7 м), голубого цвета озера, расположенного у окончания ледника.Пе- репад высот от верхней террасы около 200 м.Есть еще одно озе- ро в 150-200 м южнее в ледовой чаше. Это озеро заметно лишь в близи. На спуске,особенно в тумане,его опасно путать с первым озером,так как находится оно над скальными сбросами. По леднику идти в близи его левого края, ориентируясь на двурогую вершину,правее (севернее) которой находится седлови- на перевала Киче-Муруджу Центр. Ледник в своей нижней и сред- ней частях пологонаклонный, трещин немного и они легко прохо- димы.Летом по леднику течет множество ручьев,есть "заболочен- ные" участки.Поверхность чистая,из переносимых морен явно вы- ражена лишь одна и то небольшая, срединная, расположенная под перевалом Киче-Муруджу Центр. чуть южнее взлета. В период весеннего межсезонья путь по леднику пролегает несколько левее традиционного из-за повышенной лавиноопаснос- ти левого борта. Подход к перевальному взлету от озера ( 1.5 км, перепад высот около 160 м ) занимает 0.5 х.ч. Перевальный взлет каменистый, осыпной; не доходя 40-50 м до перевального гребня Киче-Муруджу Центр. следует свернуть вправо (на север) к неявно выраженной седловине перевала Ки- че-Муруджу Верх.На заключительной части подъема - выходы раз- рушенных скал, перила 20-30 м, 1-2/1 т.с. Набор высоты с лед- ника составляет около 220 м. Протяженность............................2.5 км Перепад высот............................580 м Время движения: на подъеме .......................2-2.5 х.ч. на спуске...........................1.5 х.ч. Время движения со страховкой: на подъеме.......................ок.0.5 х.ч. на спуске.........................ок.20 х.м. в т.ч. с попеременной,перильной: на подъеме.......................ок.0.5 х.ч. на спуске.........................ок.20 х.м. Количество точек страховки: на подъеме..............................1-2 на спуске.................................1 ВСЕГО С ВОСТОКА: Протяженность.............................20 км Перепад высот...........................1600 м Время движения: на подъеме ........................9-11 х.ч. на спуске.........................6-6.5 х.ч. Время движения со страховкой: на подъеме.......................ок.0.5 х.ч. на спуске.........................ок.20 х.м. в т.ч. с попеременной,перильной: на подъеме.......................ок.0.5 х.ч. на спуске.........................ок.20 х.м. Количество точек страховки: на подъеме..............................1-2 на спуске.................................1 ИТОГОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: Протяженность.............................31 км Прохождение с запада на восток: ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Перепад высот: набор..............................1408 м сброс...........................ок.1600 м Время движения:........................11-13 х.ч. Время движения со страховкой:..............1 х.ч. в т.ч. с попеременной,перильной:...ок.0.5 х.ч. Количество точек страховки: 1-2 Категория трудности:..........................1б Прохождение с востока на запад: ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Перепад высот: набор...........................ок.1600 м сброс..............................1408 м Время движения:......................12-15.5 х.ч. Время движения со страховкой:...........ок.1 х.ч. в т.ч. с попеременной,перильной:...ок.0.5 х.ч. Количество точек страховки: 1-3 Категория трудности:..........................1б НОЧЛЕГИ: Организация биваков возможна на большей части пу- ти через перевал. Рекомендуемые места ночевок: При прохождении с запада на восток: верхняя терраса долины р.Киче-Муруджу (где нижний обелиск Кор- пухину) или в близи приледниковой террасы (1), долина реки Ма- хар (2). При прохождении с востока на запад: верхняя терраса долины р.Чауллучат (1), долины реки Клухор С. в близи устья р.Киче-Муруджу(2). СПЕЦИАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ: (на группу 8 чел.): Веревка основная - 1 х 40м Крючья скальные- 2 шт. Веревка расходная - 2 м Ледорубы - 8 шт. Скально-ледовые молоток - 1 шт. Карабины - 10 шт. По возможности: Спусковые устройства - 8 шт. Кошки - 8 п. Жумары - 8 шт. ПРИМЕЧАНИЯ: 1.Для прохода по долине Гоначхира и его притока - р.Ки- че-Муруджу требуется получить пропуск в дирекции Тебердинс- кого заповедника. 2.Поляна Корт-Малы(Керт-Мели) расположена на слиянии ис- токов реки Учкулан - рек Махар и Гондорай,на высоте ок.1680м. и на расстоянии 18 км от Верхнего Учкулана. Здесь находятся 5-ая погранзастава Карачаево-Черкесского погранотряда (с 1994 г.) и летний туристский лагерь киевских политехников "Глобус" (несколько коттеджей). Для прохода по долине Махара,его исто- ков и притоков требуется получить разрешение (пропуск) в Ка- рачаево-Черкесском погранотряде. 3.Корпухин Владимир Петрович,командир звена 975 авиапол- ка,погиб в боях за Кавказ.В его память туристами г.Невиномыс- ка в долине Киче-Муруджу установлено два обелиска. Один,полу- разрушенный,находится на террасе, где собраны обломки самоле- та и проходит путь к перевалам,лежащим в истоках реки. Другой установлен в стороне от традиционных маршрутов.Он возвышается на верху скальной гряды левого борта долины на одной линии с окончанием лед.Киче-Муруджу.Высота этого обелиска ок.180 см и он хорошо виден издали. Рядом с обелиском находится незакреп- ленная мемориальная доска от комсомольцев невиномысского хим- комбината. Схема и ксерокопии фотографий прилагаются на ...листах. Описание составлено по собственным прохождениям в травер- се всех седловин с востока на запад в 1973, 1994 годах. АВТОР: Киселев Вячеслав Александрович, г.Уфа, д.т.38-37-90, р.т.38-28-90.
Популярность: 30, Last-modified: Tue, 16 Apr 1996 09:36:23 GmT